Раздел i. философия и ее роль в жизни и

Ф И Л О С О Ф И Я

Методические указания

по проведению семинарских занятий

для студентов дневного отделения

Тула – 2017

В современных условиях существенно возрастает роль гуманитарной составляющей в структуре высшего образования. Объясняется это тем, что ныне особенно важно, чтобы высшая школа готовила не просто высококвалифицированных специалистов, но также и человека – гражданина, вооруженного четким и обоснованным научным мировоззрением, социально-политическими и духовно-нравственными ориентирами.

Предлагаемые методические указания составлены в соответствии с требованиями образовательных стандартов и отражают современное состояние философской науки.

Предлагаются учебно-методические пособия, подготовленные кафедрой в помощь студентам, изучающим философию:

1. Философия человека: Учебное пособие. – ТГТУ, 1994.

2. Социальная философия: Учебное пособие. В 2-х выпусках. – ТГТУ, 1995-1996.

3. Щукин Ю.М. Философия: Учебное пособие для сдающих кандидатский экзамен. В 3-х выпусках.– ТВАИУ, 1994-1999.

4. История философии: Учебное пособие для бакалавров. – ТулГУ, 1998.

5. Основы философии: Учебное пособие для бакалавров. – ТулГУ, 1998.

6. Проблемы социальной философии. В 3-х выпусках. – ТулГУ, 1999-2001.

7. Философия в системе современного гуманитарного образования. – Тула, 2001.

8. Тюрин И.А. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – Тула, 2003.

9. Сарычев О.В. Введение в философию. – Тула, 2005.

10. Сарычев О.В. Основы философии. – Тула, 2006.

11. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – Тула, 2006.

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ И

РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Тема 1. Предмет философии и ее место в системе наук. – 2 часа.

  1. Мировоззрение и его структура.
  2. Мифология и религия как исторические типы мировоззрения. Философия как вид мировоззрения. Соотношение религии, мифологии и философии (общее и отличия).
  3. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Функции философии. Методологическая функция философии. Философия и наука.
  4. Главные философские направления. Виды материализма и идеализма.

Основная литература (учебники и учебные пособия)

  1. Щукин Ю.М. Философия: Учебное пособие для вузов. – Тула. 2001. – Гл.1.
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2000. – Вводное слово.
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2000. – Разд. 1. –Гл. 1-4.
  4. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности: Учебное пособие. – М., 1999. – Ч.1.
  5. Невлева И.М. Философия: Учебное пособие. – М., 2002. – Гл. 1,2.
  6. Философия (под ред. А.Н. Ерыгина). – М., - Ростов н/Д, 2004. – С. 6-35.


Дополнительная литература (монографии, статьи)

  1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
  2. Каган М.С. Философия как мировоззрение //Вопросы философии, 1997. - №9.
  3. Бибихин В.В. Философия и религия //Вопросы философии, 1992, №7.
  4. Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии, 1995. - №1
  5. Никифоров А.Л. Природа философии. – М., 2001.

Примерные темы докладов

  1. Философия как мудрость.
  2. Философский плюрализм в современном мире.
  3. Мировоззрение личности и мировоззрение общества.
  4. Философия, идеология и политика.
  5. Каждому ли специалисту необходимо знание философии?

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2. Философия Древнего Востока. – 2 часа.

  1. Возникновение философии. Исторические типы философии.
  2. Древнеиндийская философия. Ортодоксальные и неортодоксальные религиозно-философские учения. Философия буддизма.
  3. Древнекитайская философия. Социально-этическое учение Конфуция. Понятие дао. Лаоцзы и даосизм.

Основная литература

  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.2.
  2. Философия (под ред. О.А.Митрошенкова). – М., 2004. – Гл.2.
  3. Философия (под ред. В.Д.Губина и др.). – М., 2001. – Гл.1.1,1. 2.
  4. Философия: Часть 1: История философии (под ред. В.И.Кириллова и др.). –М., 1998. – Гл.2.
  5. История философии (под ред. Ч.С.Кирвеля). – Минск, 2001. – Гл. 1.
  6. Философия (под ред. А.Н.Ерыгина). – М., - Ростов н/Д, 2004. – С. 39-64.

Дополнительная литература

  1. Китайская философия: Энциклопедический словарь. – М., 1994.
  2. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древние Китай и Индия). – М., 1992.
  3. Будда и Его учение. –М., 1999.
  4. Лаоцзы. Обрести себя в Дао. – М., 1999.
  5. Малявин В.Конфуций. – М., 1992.
  6. Древнеиндийская философия: Начальный период. – М., 1972.
  7. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.
  8. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя индийская философия. – М., 1994.
  9. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. – СПб., 1998. – С. 36-49, 58-69, 116-129, 179-185.


Примерные темы докладов

  1. Представление о карме в философии индуизма и буддизма.
  2. Человек, его судьба и проблемы в философии буддизма.
  3. Философия локаята.
  4. Социально-политическое учение Конфуция.
  5. Этика Конфуция.
  6. Лао-цзы о Дао, человеке и его судьбе.

Занятие второе

  1. Современная христианская философия: неотомизм, тейярдизм. Синтез веры и знания. Человек как высшая ценность и фактор эволюции универсума.
  2. Философия психоанализа: З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм.
  3. Философия науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Анализ языка науки как предмет философии. Принцип верификации.
  4. Новые области философствования: постмодернизм, герменевтика.

Основная литература

  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.9.
  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл.7.
  3. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. – Гл.7.
  4. Современная Западная философия. – М., 2001.
  5. Орлов С.В. История философии. – СПб., 2006. – С. 118-150.

Дополнительная литература

  1. Реале Б., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.4. – СПб., 1997.
  2. Рассел Б. История западной философии: в 2-х т. – М., 1993. – Т.2.
  3. Философия ХХ века. – М., 1997.
  4. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. – М., 1994.
  5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2001.

Примерные темы докладов

  1. Гармония веры и разума в философии неотомизма.
  2. Онтология неотомизма.
  3. Христианская философия Ж.Маритена.
  4. Эволюционная концепция П.Тейяра де Шардена.
  5. Социальная философия О.Конта.
  6. Позитивизм о предмете философии.
  7. Принцип верификации и его место в философии неопозитивизма.

РАЗДЕЛ III. ОБЩАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ф И Л О С О Ф И Я

Методические указания

по проведению семинарских занятий

для студентов дневного отделения

Тула – 2017

В современных условиях существенно возрастает роль гуманитарной составляющей в структуре высшего образования. Объясняется это тем, что ныне особенно важно, чтобы высшая школа готовила не просто высококвалифицированных специалистов, но также и человека – гражданина, вооруженного четким и обоснованным научным мировоззрением, социально-политическими и духовно-нравственными ориентирами.

Предлагаемые методические указания составлены в соответствии с требованиями образовательных стандартов и отражают современное состояние философской науки.

Предлагаются учебно-методические пособия, подготовленные кафедрой в помощь студентам, изучающим философию:

1. Философия человека: Учебное пособие. – ТГТУ, 1994.

2. Социальная философия: Учебное пособие. В 2-х выпусках. – ТГТУ, 1995-1996.

3. Щукин Ю.М. Философия: Учебное пособие для сдающих кандидатский экзамен. В 3-х выпусках.– ТВАИУ, 1994-1999.

4. История философии: Учебное пособие для бакалавров. – ТулГУ, 1998.

5. Основы философии: Учебное пособие для бакалавров. – ТулГУ, 1998.

6. Проблемы социальной философии. В 3-х выпусках. – ТулГУ, 1999-2001.

7. Философия в системе современного гуманитарного образования. – Тула, 2001.

8. Тюрин И.А. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – Тула, 2003.

9. Сарычев О.В. Введение в философию. – Тула, 2005.

10. Сарычев О.В. Основы философии. – Тула, 2006.

11. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – Тула, 2006.

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ И

РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Наши рекомендации