Сравнение двух главных философских направлений XVIII в.
Мы рассмотрели два главных философских направления философии XVIII в., эпохи Просвещения. Одно сложилось во Франции, другое — в Германии. Эти два направления часто излишне резко противопоставляют друг другу. Для этого нет достаточных оснований: у сравниваемых философских направлений есть много как различного, так и общего, что видно из приведенной ниже таблицы.
Французские материалисты добились успехов в объяснении природных явлений, выработали в противовес теологическому
Уо |
Часть 1. История философии |
Философский вопрос | Ответ французских философов | Ответ немецких философов |
Каков исходный пункт | Человек разумный | Человек разумный |
философствования? | ||
Что значит быть | Следовать естественному | Жить в соответствии с |
разумным? | порядку, природе, ибо | разумом, который |
именно она порождает | автономен от природы | |
различных людей | ||
Отличаются ли законы | Нет, не отличаются в | Да, ибо законы природы |
природы от законов | том смысле, что законы | непереводимы в законы |
разума? | природы переходят в | разума |
законы разума | ||
Чем является | Искусством жить в | Искусством жить в |
философия в первую | соответствии с законами | соответствии с законами |
очередь? | разума | разума |
Является ли философия | Да, является | Да, является |
основанием всех наук? | ||
Как понимается суть | Как теоретико- | Как априорный |
теории познания? | познавательный | схзматиам (Кант) или |
сенсуализм | наукоучение (Фихте) | |
В чем заключается | В недостатке морального | В недостатке морального |
главная причина неудач | сознания (Руссо) | сознания (Кант) |
человека? | ||
Свободен ли человек в | Нет, ибо он включен б | Да, ибо он сам |
своих действиях? | систему необходимых | устанавливает себе свои |
связей | ценности | |
Совместимы ли религия | Нет, не совместимы. | Да. совместимы, ибо |
и мораль? | Совместимы атеизм и | религия есть форма |
мораль | морали | |
Является ли революция | Да, является | Нет, не является (Кант, |
необходимостью для | поздний Фихте) | |
торжества дела | ||
просвещения? |
юридическое мировоззрение, идеологически подготовили Великую французскую революцию, проанализировали природу социально-политических, этических и педагогических явлений. Соответственно Кант и Фихте существенно продвинули вперед понимание человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности.
Как видим, каждое из двух основных философских направлений XVIII в. имеет свои достоинства, которые дополняют друг друга. Их желательно было бы обобщить, синтезировать. Эта задача решается уже за пределами XVIII в., на новых этапах развития философии.
Глава 1.6
ОТ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ К ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛИЗМУ
Философия Гегеля
Кантовская философия дала мощный импульс развитию немецкой философии. Кант исходил из противопоставления субъекта внешнему миру, объекту. Уже Фихте стремился преодолеть эту двойственность, считая, что субъект — это единственная основа и мира в целом, и правильной философии. Фридрих Шеллинг также стремился к преодолению двойственности субъект-объэкт. Он строит свою систему на базисе философии тождества субъекта и объекта. Такой подход, который был детально развит Георгом Гегелем, привел к абсолютному идеализму.
Гегель стремился приблизить философию к науке. Это означало построение философии в форме взаимосвязанных идей. О чем бы ни рассуждал Гегель, он везде видел идеи, им нет преград. Но что такое идея? Разъясняя природу идей, Гегель максимально критически относится к способу философствования, при котором идеи считаются плодом всего лишь субъективной деятельности человека. Идеи Гегеля — это суть вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта. Вот и получается, что противопоставление субъекта и объекта в идее преодолено.
Обратим внимание на особенности изменчивости идей. Идеи "самодвижутся". Каждая отдельная идея переходит в свое иное, в другую идею. Это — диалектическое отрицание. Тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство. Синтезирующая идея содержит тезис и антитезис как свои моменты. Гегелевская гриадичность "тезис — антитезис — синтез" многократно и, надо полагать, не без оснований ставилась под сомнение в том смысле, что не везде она имеет место. Более неуязвимыми для критики являются констатируемые Гегелем взаимосвязи идей, присущие им моменты отрицания и преемственности. Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.
По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе. Соответственно этому тройственному делению Гегель пишет книги: "Наука логики";
"Философия природы"; "Философия духа". Эти книги образуют "Энциклопедию философских наук". Тотальность идей Гегель называет абсолютной идеей или просто идеей. Речь идет о саморазвивающейся тотальности, с которой философия имеет дело как наука о всеобщем. Рассмотрим последовательно гегелевские науку логики, философию природы, философию духа.
Наука логики содержит: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.
Учение о бытии начинается с рассмотрения содержания чистого бытия, понятий ничто и становление. Затем анализируется главная триада бытия: качество — количество — мера. Качество и количество являются характеристиками нечто. Если изменится качество, то нечто перестанет существовать. Количество при данном качестве может изменяться в некоторых пределах, при этом сохраняется старое качество, а следовательно, и само нечто. Единство качества и количества образует меру. Переход от одной меры к другой, новой, есть скачок.
В учении о сущности Гегель выделяет в ничто решающее, главное: это сущность и определяемое сущностью явление. Сущность в силу своей внутренней противоречивости сама себя отталкивает и переходит в явление, в существование. Таким образом, источником движения является противоречие сущности, наличие в ней противоположностей.
Учение о понятии — название еще одного раздела "Науки логики", но оно не должно вводить в заблуждение. Речь идет не только о субъективных понятиях. Субъективное понятие, по Гегелю, есть лишь самая бедная форма понятия. Субъективное понятие, развиваясь, достигает объективного понятия, объекта; дальнейшее развитие приводит, наконец, к понятию субъекта-объекта.
Гегель рассматривает в "Философии природы" последовательно механику, физику, органику; в "Философии духа" — субъективный дух (личность), объективный дух (семью, гражданское общество, государство), абсолютный дух (тремя ступенями развития которого выступают искусство, религия и философия). Система закончена.
На страницах своих произведений Гегель демонстрирует всю мощь своего философского разума. В начале XIX в. не было человека, который мог бы самостоятельно составить энциклопедию всех наук, но был гений, который сумел представить энциклопедию философских наук. То, что сделал Гегель, по праву считается философским подвигом. Схематически гегелев-
ская энциклопедия философских наук выглядит следующим образом (см. схему).
Наука логики (абсолютная идея сама по себе) | |
ι |
Учение о сущности |
Учение о ионятии
Учение о бытии |
t
t |
Философия природы (абсолютная идея в природе)
! | ||||||
Механика | Физика | Органическая | физика ————————— ! | |||
Философия духа (абсолютная идея в духе)
i | ||||||
Субъективный дух | Объективный дух | Абсолютный дух | ||||
Главными особенностями гегелевской системы обычно называют абсолютный идеализм и диалектику. В отечественной философской литературе советского периода идеализм Гегеля ругали, а диалектику хвалили. Считалось, что если идеализм заменить материализмом и соединить его с диалектикой, то получается передовая философия, диалектический материализм. О диалектическом материализме разговор впереди. Сейчас же отметим, что критика идеализма Гегеля обычно носила вульгарный характер. Главное в идеализме Гегеля — это уразумение наиболее содержательных аспектов системного знания касательно философии. Применительно к условиям начала XIX в. Гегель выполнил дело своей жизни блестяще. За прошедшие после него чуть ли не два века, естественно, идеализм системы Гегеля нуждается в коррективах.
Многие исследователи считают, что вопреки мнению Гегеля идеи, или, иначе говоря, сущностно-общее в вешах (материальных объектах, чувствах, понятиях), всегда причастны им, этим вещам. Если же говорить, как Гегель, об идеях самих по себе, вне единичных вещей, то реальность мистифицируется.
Рассмотрим теперь более подробно содержание гегелевской диалектики. У Сократа и Платона диалектика выступала как искусство вести философскую дискуссию. Гегель же понимает диалект и>су как логику идей, как восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) идей ко все более конкретным (многообразным). Диалектика Гегеля выступает как дедуцирование, вывод одних идей из других. Гегель полагал, что в исходной идее содержится все то, что из нее дедуцируется. Идея содержит в себе свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива; диалектика как движение идей по своей внутренней природе есть противоречие. Здесь Гегель вступил на тропу войны с формальными логиками, которые, подобно Аристотелю, считают: "...Невозможно, чтобы противоречащие утвержде-I ия были вместе истинными...". Гегель, конечно же, понимал, что рассуждать следует логически, тем не менее формальной логикой он был не доволен.
По Гегелю, формальные логики рассматривают рядополо-женными такие определения, которые следовало бы понять в их единстве. В соответствии с этим Гегель выступает, например, против признания качества и количества двумя самостоятельными, рядоположенными определениями. По Гегелю, качество переходит в количество, количество есть снятое качество. Формальный логик обвинит Гегеля в ошибке, он расценит утверждение "количество есть снятое качество" как неправильное, ибо, согласно ему, количество не есть качество (ибо это снятое качество) и есть качество (ибо количество признается качеством, хотя и снятым): налицо противоречие. Логические воззрения Гегеля оцениваются по-разному. Одни авторы хвалят его за создание диалектической логики, другие ругают за непонимание глубины и состоятельности формальной логики. На наш взгляд, Гегель был весьма неосторожен в критике формальной логики, многие его определения не корректны. При более детальном анализе всегда выясняется, что достоинства гегелевских размышлений и открытий согласуются с содержанием формально-логических операций.
Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления. Он в большей степени, чем кто-либо другой, придал философии системный характер, акцентируя свое внимание на процессах изменения и развития. В произведениях Гегеля находят буквально россыпи гениальных догадок, прозрений. В силу этого приобщение к его творчеству является делом и необходимым, и благодарным.