Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания.

Практическое задание.

1.решите тест

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. - student2.ru

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. - student2.ru

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. - student2.ru

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. - student2.ru

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. - student2.ru

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. - student2.ru

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. - student2.ru

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. - student2.ru

Тема 15. Философское понимание природы, понятие живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность.

Домашнее задание просмотр фильма BBC: Эволюция Планеты Земля / How the Earth was Made (2007) HD

Практическая часть

Решите тест

1. Верно ли суждение

А. Природа в отличие от общества закрытая динамическая система

Б. Природа испытывает на себе влияние общества и человека

В. природа испытывает на себе только отрицательное влияние общества

Г. природа и общество – открытые динамические системы

Д. Для востока характерен принцип утилитаризма в отношениях к природе

2. Что обобщающее

Человек, общество, природа, культура , искусство, душа, биосфера

3. Вставьте пропущенное слово

А.Учение о ноосфере принадлежит ученому ___________

Б. «Природа не храм, а мастерская, в которой человек работает» - это суждение характерно для принципа _______

В. Природа постоянно развивается, происходят мутации, появляются и умираю различные виды животных и растений – это признак ___________ природы

4. В качестве примера влияние природных факторов на развитие человеческой цивилизации можно указать

А.строительство великих пирамид правителями Египта

Б. Борьбу древних Египтян против Хеттов

В.Возникновение ранних государств в долине Нила, несущего плодородный ил

Г.походы А.Македонского в Егтипет

5. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является

А.принятие новых экологических стандартов автомобильного топлива

Б.исчезновение растений

В.нарушение экологического баланса степных районов

Г.выведение экологически – грязных производств в страны третьего мира

Работа с текстом

Хорошо известно, что, увеличив власть над природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны…

Конечно, все это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать, сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку

«пропускная способность» Земли явно не безгранична, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще присутствия человека на планете…

Совершенно очевидно, что физические и психологические возможности человека тоже имеют свои пределы. Люди сознают, что, увеличивая свое господство над миром, человек в стремлении к безопасности, комфорту и власти обрастал целым арсеналом всякого рода приспособлений и изобретений, утрачивая при этом те качества, которые позволяли ему жить в своей первозданной девственной природной среде обитания, и что это, возможно, ослабило его физически, притупив биологическую активность. Можно с уверенностью сказать, что чем более «цивилизованным» становится человек, тем меньше он оказывается способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждается в том, чтобы защищать свой организм и здоровье с помощью всякого рода медикаментов, снадобий и великого множества других искусственных средств.

С другой стороны, не подлежит сомнению, что параллельно с этими процессами повышался культурный уровень человека, шло развитие интеллектуальных способностей, которые приводились в соответствие со сложным искусственным миром, сотворенным человеком. Однако в последнее время равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно. Так что существующая ныне степень умственной и психической, а возможно, даже и физической адаптации человека к неестественности и стремительным темпам современной жизни весьма далека от удовлетворительной.

(А. Печчеи)

6.1Автор полагает, что вмешательство человека в природу имеет свои пределы. В чем, по мнению автора, заключаются «внешние» и «внутренние» пределы человеческого вмешательства в природу? Приведите два суждения автора, раскрывающие его позицию.

6.2Автор считает необходимым для человека осмысление пределов своего существования на Земле. Приведите с опорой на текст три причины, обосновывающие подобный авторский вывод.

6.3Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами из жизни современного человечества слова А. Печчеи о беззащитности цивилизованного человека перед «трудностями суровой внешней среды».

6.4Автор полагает, что в последние десятилетия «равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно». Выскажите свою оценку авторскому суждению. Подтвердите свой ответ двумя аргументами.

Наши рекомендации