Глава 5. Иерархия состояний сознания
Когда пятое состояние, пробужденное сознание, достигнуто, приборы начинают играть менее заметную роль. И вот, человек уже продвигается в шестое, седьмое и восьмое состояния осознанности, которым уже присвоено огромное разнообразие названий современными психологами и интерпретаторами высших состояний сознания, которые, по существу, пытаются применить альтернативную терминологию к тому, что на самом деле является мистикой.
Уильям Джеймс писал, что две выдающиеся характеристики высших состояний сознания – это «оптимизм» и «монизм».
Мы входим в мистические состояния из обычного состояния сознания как из меньшего в боÏльшее, как из малого – в огромное, и в то же время как из беспокойства – в состояние покоя. Мы ощущаем их, как примиряющие, объединяющие состояния. Они пробуждают в нас скорее положительные эмоции, чем отрицательные. В них безграничное поглощает ограниченное и спокойно подводит итог нашим усилиям.
Есть еще 2 характеристики, которые он мог бы добавить: во-первых, абсолютная убежденность в истине, которую передают эти состояния; хотя человеку иногда кажется невозможным выразить словами то, что он познал, он абсолютно не сомневается в истинности этого. Мы добываем обычные знания посредством функций специальных органов чувств и разума, но мистическое знание – это направленное и прямое знание, в противоположность ненаправленному и промежуточному знанию, это скорее интуитивное, чем интеллектуальное знание.
Еще одна из основных характеристик высших состояний сознания это то, что у нас совершенно изменяется ощущение времени, как в периоды безвременья самого пребывания в этом состоянии, так и впредь навсегда изменяется отношение ко времени вообще.
Одна из иллюзий многих из тех, кто стремится продвинуться вперед в этих состояниях, – им кажется, будто ими «управляют», что есть какой-то научный процесс или психологическое направление, которому они просто следуют, и оказывается, что они навсегда вышли из обычных состояний сознания, о которых в Бхагавад Гита говорится как о «задворках чувств». В высшие состояния нельзя «войти», как человек входит в комнату; они становятся результатом постоянной трансформации бытия, подобно тому, как гусеница превращается в прекрасную бабочку.
Трансформируется в основном уровень осознанности человеком не только внешней реальности, но также его самого. Возможно, это как пробуждение ото сна и все более и более четкое осознание повседневной реальности — только теперь это как раз повседневная реальность (у суфистов – «бодрствующий сон»), от которой мы пробуждаемся! Просвещенные рассказывают об этом уже тысячи лет: древние египтяне говорили: «Свет внутри тебя; позволь свету сиять»; буддисты говорят: «Посмотри внутрь себя; ты еси Будда»; Христос говорил: «Я есть Путь, Истина, Жизнь».
И эта постепенная трансформация требует непрерывных, кропотливых усилий; она не для дилетантов; человеку требуется столько же усилий для того, чтобы трансформация привела к высшим состояниям, сколько для того, чтобы изначально ступить на путь трансформации, и для многих это тяжкие и длительные усилия. Ничто не может ускорить этот процесс, ничто не может продвигать его искусственно, без риска загубить подлинный прогресс.
Электрические мозговые ритмы разных уровней сознания
«Вы ведете машину по дороге на малой скорости, включена первая передача, – говорит Дж.К. Гоуон в Развитии психоделического человека (1974 г.), – попытайтесь включить третью передачу, или увеличить скорость, минуя вторую передачу: машина затарахтит и, скорее всего, заглохнет; также и с принуждением развития. Теперь на той же машине переключитесь на повышенную передачу и увеличьте скорость до максимальной, затем переключитесь на минимальную передачу. Вы услышите шум и стук, и, может быть, вообще лишитесь коробки передачи; так и с нарушением процесса развития. В обоих случаях мы пытаемся сделать нечто неестественное, что приведет к нарушению правил дорожного движения или к повреждению автомобиля».
Гоуон также указывает, что принуждение развития, усилия, прикладываемые для достижения уровня сознания, к которому человек не готов, аналогичны разрушению процесса развития, попыткам выдать желаемое за действительное. Вот, например, его возражения против применения наркотиков для достижения высших состояний:
Незаконные или фальсифицированные лекарства сомнительной чистоты могут оказывать вредное воздействие.
Наркотические галлюцинации, или диссоциативное расстройство, могут привести к причинению физического урона, или к психическим повреждениям.
Под угрозу ставится весь последующий процесс развития.
Синдром «поедателей лотоса» может иметь такой негативный эффект: получаемые ощущения могут быть настолько приятными, что отвлекут человека от дальнейшего развития и роста.
Здесь мы представим некоторые характеристики шестого, седьмого и восьмого уровней осознанности, состояния, которые, несмотря на четкость показаний Зеркала сознания, остаются неосвоенными территориями.
Но вначале, для первичного понимания, давайте рассмотрим основную разницу между Востоком и Западом, а именно между способами добывания знаний. Восточный мистик стремится посредством медитации освободить сознание, чтобы ему открылись высшие знания. Западники верят, что знание приходит только через наблюдения и размышления, основанные на наблюдениях. Мистики уверены, что знания приходят напрямую в сознание, через интуицию и откровение изнутри. Это принципиальная разница. Мы, как научно ориентированные западники, должны признать возможным, что известные нам способы познания, будучи вполне убедительными и логичными, тем не менее, могут быть не единственными способами, и, возможно, не самыми лучшими.
Среди западных ученых распространены сильно различающиеся концепции природы сознания: для бихевиористов и многих психоаналитиков сознание является хранилищем познанных ощущений и воспоминаний; для психологов-гуманистов сознание – это компьютер, симулятор; а для некоторых экспериментальных психологов, чья цель «менталистский бихевиоризм», сознание есть идея, которая означает, что идея, имплантированная в сознание, неважно, какими средствами достигается эта имплантация, работает постоянно, чтобы проявлять себя во внешней реальности.
Но в мистицизме идеи должны прекратиться, и только тогда, посредством утихомиривания «извивающегося в мозгу червя», человек может наполниться из высшего источника и достичь всей полноты сознания.
Характеристики мистических состояний (то, что мы называем высшими состояниями сознания) были красноречиво отражены Ф. Гаппольдом в книге Мистицизм (1963 год) следующим образом:
Прежде всего, мистическое состояние имеет такое качество, как непередаваемость, т.е. оно не поддается внятному описанию для человека, не имеющего аналогичного опыта.
Однако, хотя мистические состояния есть состояния ощущения, они одновременно являются и состояниями знания. Они имеют отношение к ноэтике. Они приводят к пониманию глубин истины, непознаваемой дискурсивным интеллектом; к прозрениям, несущим в себе огромную власть.
Мистические состояния не длятся долго. Они имеют, таким образом, качество быстротечности. Неизменно происходит довольно быстрое возвращение в нормальное состояние. Следование определенному образу жизни может, однако, увеличить их частоту. На стадии Мистического Пути, известного как Освещающая Жизнь, они могут быть очень частыми и, возможно, даже контролируемыми.
Человек может подготовиться к появлению спонтанных мистических состояний. В трудах мистиков значительное внимание уделяется рекомендациям для следования по так называемому Пути Очищения. Тем не менее, когда они появляются, мистические состояния неизменно несут с собой ощущение приобретения. Они обладают свойством пассивности. Мистик чувствует себя так, как будто его собственная воля подавлена, как будто он был захвачен неподвластной ему силой.
Общая характеристика многих мистических состояний – осознание единства всего сущего. Бытие всего сущего ощущается как единое целое, как Все в Одном и Одно во Всем. В теистической мистике Бог ощущается во всем и все – в Боге.
Еще одна характеристика мистического состояния – ощущение безвременья.
Наряду с ощущением единства и ощущением безвременья существует еще одна характеристика мистического состояния, это убежденность в том, что привычное уникальное эго – это не настоящее Я. Эта убежденность выражается, например, в понятии Атман в Индуизме, в котором собственная личность, эго, которое мы осознаем в нормальном состоянии, не есть настоящее Я. Оно осознается только урывками; оно связано с телесной организацией и ментальными явлениями, которые подлежат изменению и распаду; поэтому уникальная личность представляется эфемерной.
Противоположностью этим определениям мистических состояний являются определения Эндрю Уэйла, данные в его книге Естественное сознание (1972 год), где слова «нормальный» и «опьяненный» используются в качестве определений, соответственно, привычному, повседневному мышлению человека по сравнению с существующей в его сознании «неординарной» реальностью, и перечисляются характеристики обычных состояний:
· тенденция познавать вещи посредством интеллекта, а не других способностей сознания;
· привязанность к ощущениям, а через них – к внешнему миру;
· привычка обращать внимание скорее на внешние формы, нежели на внутреннее содержание, и таким образом погружаться в материализм;
· тенденция воспринимать различия, а не сходства между явлениями;
· склонность к негативному мышлению, пессимизму и отчаянию.
· Эндрю Уэйл иллюстрирует склонность обычного состояния сознания к недальновидному материализму на следующих примерах:
· чрезмерное применение инсектицидов, ведущих к повсеместному уничтожению другой жизни;
· чрезмерное применение антибиотиков, приводящее к повсеместному развитию устойчивых патогенных микроорганизмов;
· аллопатическая медицина (противодействие симптомам заболевания без устранения причин);
· применение аллопатической модели в психиатрии, а также применение жестких и часто разрушительных мер, таких как инсулиновый шок, электрошок и лейкотомия;
· политическое действие как жесткая мера достижения перемен и неуклюжие попытки воспитания нравственности посредством законодательства.
Эти замечания, конечно, можно подвергнуть дискуссии, но в них достаточно истины, подчеркивающей контраст между необычным и обычным состоянием осознанности, что было необходимо, прежде чем перейти к выстраиванию восходящей иерархии.
Кратко перечислим, в каком порядке мы работали: сон (включая гипнагогические состоянии и состояния перехода от сна к бодрствованию); бодрствование, реакция релаксации и медитация; четвертое состояние сознания; и пятое состояние, высшее состояние бодрствования, в котором наряду с осознанием внешнего окружения устанавливается продолжительная самоосозанность, которую мы называем проясненной осознанностью или Пробужденным Сознанием.
Что касается Шестого, Седьмого и Восьмого состояний, существует такое же множество терминов, сколько есть философов и прочих, пишущих на эту тему, поэтому мы, стремясь к тому, чтобы быть достаточно наглядными и информативными, назвали их, соответственно, творчество и психоделия, что означает проявление сознания и космическое сознание.
Мы рассматриваем шестое состояние, творчество, как предпосылку к высшему творческому развитию, когда открывается доступ к тому, что Карл Юнг назвал коллективным бессознательным, или групповым сознанием, в котором хранится весь необработанный материал всего человеческого сознания, отдельные проявления которого мы называем индивидуальным сознанием.
На Зеркале сознания есть цветная лампочка в форме слегка вытянутого круга (протягивающегося от низкой тета до умеренно высокой бета с пиком в области альфа). До сих пор мы наблюдали альфа нечасто, и обычно у тех субъектов, кто часто испытывает пятое состояние, тех, для кого медитация стала образом жизни и тех, кто много времени проводит в высших творческих поисках. Без сомнения, это состояние живет во многих, о ком нам неизвестно, но пока не будет проведено широкомасштабное исследование с использованием достаточного количества аппаратуры, мы можем только догадываться об этом.
Те, кто добивается этого состояния, испытывают естественные ощущения тех непередаваемых аспектов нашей жизни, которые недоступны в обычном состоянии, и отождествляют себя с ними, будь это прямой духовный опыт или просто некие ощущения, которым нет названия; и хотя они чувствуют единство с чем-то гораздо боÏльшим, чем их собственное Я, они не считают себя мистиками.
Или, с другой стороны, они могут продвигаться по определенному духовному пути, Западному или Восточному, и могут испытывать мощное чувство единства с этой конкретной концепцией высшей сущности жизни. Они могут пребывать в состоянии экзальтации, покоя и тихого экстаза; и чувствовать свою причастность к безграничному миру идей; и бескрайний полет фантазии; и наслаждаться образами великой красоты и ценности, а также новыми озарениями.
Как только человек достиг уровня креативности, он окрасит новыми красками низшие уровни. В главе 2 мы описывали ощущения гипнагогического уровня как осознание образности, но мы не могли полностью оценить этого, пока освоение уровня творчества не сделало осознание более полным.
Роберту Льюису Стивенсону рано довелось понять, что он может «видеть во сне» целые рассказы и возвращаться к ним следующей ночью, чтобы изменить конец истории. Постепенно он натренировался видеть во сне содержание своих книг (включая знаменитую Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда, которая явилась ему тремя четкими эпизодами, один из которых разделился еще на два, окончательно обозначив центральную идею). И Жан Кокто в книге Творческий процесс (1952 год) рассказывает, как он видел сон, в котором смотрел пьесу о Короле Артуре, о сюжете и героях которой он раньше никогда не слыхаÏл. Тот сон был таким вызывающим, что привел к созданию Рыцарей Круглого Стола.
На гипнагогическом уровне творчество может проявляться в грезах, состоянии, которое до недавних пор учеными игнорировалось. Однако оно имеет необычайное значение, благодаря образности, в которой подсознательные ментальные процессы всплывают в сознании как символы, слова или сложные формы. Гипнагогические образы можно описать как картины или слова, которые человек не генерирует сознательно, а которые возникают в его сознании уже полностью сформировавшимися.
Есть много хорошо известных случаев появления таких творческих образов, которые исследователи в данной области описывали как более четкие и реалистичные, чем сны, больше похожие на внезапную вспышку всей картины целиком, картины, иллюстрирующей некие образы, ранее человеку неведомые и несущие с собой важные открытия и творческие решения.
Известный немецкий химик XIX века Фридрих Кекуле фон Штрадониц рассказывал о серии глубоких откровений, приведших к возникновению теории строения молекул:
Однажды прекрасным летним вечером я возвращался последним автобусом привычными пустынными улицами мегаполиса. . . Я впал в задумчивость, и вдруг!.. Атомы носились у меня перед глазами. . . Я видел, как два атома объединялись, образуя пару, как боÏльший атом охватывал два меньших. . . Я видел, как боÏльшие атомы образовывали цепи. Полночи я зарисовывал эти формы из видения.
Последние серии этих видений привели Фридриха Кекуле фон Штрадоница в 1865 году к важнейшему открытию, которое было названо самым блестящим случаем предвидения за всю историю органической химии.
Я развернул кресло к огню и задремал. Снова атомы закружились перед глазами. . . длинные ряды, иногда более тесно подогнанные друг к другу, все поворачивалось и крутилось змееподобными движениями. Но смотрите! Что это? Одна из змей схватила свой собственный хвост и насмешливо кружилась у меня перед глазами. Я проснулся, как от вспышки молнии. . .
Вот так, наблюдая во сне символический образ змеи, кусающей себя за хвост, Фридрих Кекуле фон Штрадониц пришел к пониманию, что некоторые органические соединения существуют в замкнутых кольцах. Неудивительно, что он взбудоражил современных ему ученых своими словами: «Давайте учиться видеть сны, господа» — хотя мы бы назвали его «сны» гипнагогическими образами или грезами.
Кроме этого примера, существуют сотни других случаев, не вызывающих сомнений в том, что каким-то не до конца постигнутым нами образом грезы, гипнагогические видения и сопутствующие образы связаны с творчеством.
Что касается взаимосвязи между альфа и тета мозговыми ритмами и творчеством, Альберт Эйнштейн, без всяких сомнений величайший гений творчества прошлых веков, жил в полупостоянном состоянии альфа. Исследования ЭЭГ показали, что в отличие от большинства людей Эйнштейн мог поддерживать высокоамплитудные альфа, решая в уме сложные математические задачи.
Вот что профессор Чарльз Тарт пишет в Измененных состояниях сознания (1964 г.)
Проблема изучения гипнагогического состояния в себе или в других состоит в том, что испытанные ощущения обычно быстро забываются, особенно если после испытанного состояния следует сон. Простой способ преодолеть эту трудность. . . это лечь на спину, как будто вы готовитесь заснуть, но руки держать в вертикальном положении, а чтобы это требовало минимум усилий, поставьте руки на локти. Таким образом вы можете довольно легко соскользнуть в глубокое гипнагогическое состояние и получать информацию, но постепенно мышцы ослабнут, руки упадут, и вы немедленно пробудитесь. Немного потренировавшись сохранять полученную информацию в памяти сразу после такого пробуждения, вы научитесь впоследствии вспоминать весь гипнагогический материал.
Техника с поднятыми вертикально руками помогает поддерживать определенную степень мышечного напряжения. Оказывается, полная релаксация не способствует поддержанию сознательно управляемого состояния сознания/тела, поэтому следует поддерживать легкое физическое напряжение или дискомфорт. Метод вертикально поддерживаемых рук требует непрерывных усилий, что сохраняет сознание во время монотонного процесса, и именно это делает данный метод эффективным. Этот метод сопоставим с поддержанием мышечного напряжения в монотонном процессе практиками Дзен и Йоги.
Гипнагогическая аппаратура, упомянутая выше, облегчает работу в ситуации, когда мы не имеем возможности лежать в постели, и помогает при пробуждении человека из гипнагогического состояния. Когда человек переходит в фазу сна, внезапное ослабление мышц приводит в действие пружинные детали механизма и звучит резкий звуковой сигнал. Пробудившись, но все еще пребывая в расслабленном состоянии с отметкой 15, но не ниже 10 на измерителе электрокожного сопротивления, когда продолжается творческое состояние грез и видений, человек учится поддерживать это состояние.
Гипнагогические видения часто преподносят сознанию давно забытую информацию, четко представленную и организованную таким образом, о котором наше сознание и не подозревало, даже если эта информация существует в виде записей и схем. Парадокс заключается в том, что человек склонен в таких ментальных состояниях действительно творчески подходить к решению проблемы, когда обычные мыслительные способности практически подавлены.
На уровне бодрствования мы используем относительно мягкий метод мигающего света, как помощь в развитии творческих способностей. Исследования подтвердили, что у большинства людей стимуляция мигающим световым сигналом, неважно, с закрытыми или открытыми глазами, вызывает экстраординарные реакции в мозгу. Это происходит потому, что световой сигнал посылает закодированный импульс, который распределяется в каждой части мозга, хотя импульсы, достигающие областей мозга, удаленных от зрительной области, не вызывают никаких реакций. Следует снова упомянуть, что этот метод может быть опасен для эпилептиков, особенно вспышки в бета диапазоне мозговых ритмов от 16 до 25 вспышек в секунду, но в альфа и тета диапазоне от 4 до 12 вспышек в секунду происходит общее стимулирование памяти и творческих способностей.
Особенность мигающей стимуляции в том, что человек, смотрящий на свет, вскоре начинает видеть больше, чем просто вспышки. Появляется ощущение движения, формы и изменения цвета. Неожиданный сюрприз – все фантастические узоры, движения, цвета и ощущения, воспринимаемые физически, уже существуют в сознании человека и являются ключом к его творческому потенциалу. В общем и целом, разнообразие и яркость впечатлений значительней при визуальном, чем вербальном мышлении, и пропорционально творческому потенциалу человека.
Маргиад Эванс, писательница, испытавшая метод мигающего света, описала свои ощущения в Луче тьмы:
Вспышки света носились у меня перед глазами, как кометы, сначала медленно, потом набирая чудовищную скорость и изменяясь, кружились разноцветные вихри, образуя диковинные формы. Это были чистейшие, совершенно неземные цвета, ментальные цвета, невидимые простому взору. В них не было свечения, а лишь движение и перемены.
Вопрос, что вызывает сенсорные иллюзии во время стимуляции мигающим светом, сильно озадачил ученых. Постоянно изменяющиеся визуальные формы могут быть субъективны; человек, испытывающий иллюзию движения и изменения цвета, на самом деле исследует свой собственный мозг в поисках ценной информации.
Каков бы ни был механизм стимуляции мигающим светом больших областей мозга, при правильном применении такая стимуляция имеет подлинно саморасширяющийся эффект, углубляя осознанность, возбуждая творческий потенциал, укрепляя память и мощно усиливая аспекты, не принадлежащие окружающему миру, гипнагогические видения и эффекты медитации. Использование стробоскопического источника света с последующей направленной медитацией, обогащенной фантазией, представляется особенно эффективным как средство высвобождения творческого потенциала.
Позже в тренировки по развитию творчества мы включили техники развития «промежуточной осознанности», или памяти.
Многие скажут: «Память? Чего это я буду напрягаться и развивать память?» Отличная причина для этого – интеграция во времени. От этого мало пользы, если стремиться быть хорошо интегрированным на один день и плохо – в дальнейшем. Именно память обеспечивает связь между хронологически разделенными сферами личности.
У древних йогов была поговорка: «Планируй свой день на рассвете, а год – накануне его наступления». Для нас это было не просто частью общей тренировки умения быть «помнящим и самоосознанным», это было гораздо более важным. Это было тренировкой промежуточной внимательности, аспекта, которому йоги уделяют особое внимание.
Мы сильно отличаемся друг от друга в промежуточной осознанности. Некоторые ничего не знают, кроме того, что происходит здесь и сейчас, в центре текущего момента. Другие всегда живут с ощущением вечности. Цель Йоги – научиться вспоминать все больше и больше о своей прошлой жизни, пока настоящий момент не станет всегда четко связанным с фактами из прошлого и в равной степени – с будущими целями.
Это вовсе не означает, что человек должен быть одержим предусмотрительностью и планированием. Йоги одобрили бы Христианскую заповедь «Довольно для каждого дня своей заботы. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне». На подсознательном уровне это означает видеть настоящий момент ка самую ярко освещенную часть окружающего мира, которая простирается в прошлое и в будущее. Чтобы тренировки памяти были действительно полезны, они должны быть привязаны к концепции осознания человеком конкретного отрезка времени.
Факторами, имеющими отношение к развитию памяти, обычно считаются повторение, относительная новизна и эмоциональная составляющая (внимание). А вот некоторые факторы, имеющие также огромное значение, менее известны, в частности это состояние возбуждения (оптимальный уровень варьируется в зависимости от сложности задания) и состояние сознания, предшествующее процессу запоминания.
Поскольку и творчество, и запоминание крепко связаны с гипнотическими состояниями, свои тренировки мы начинаем с упражнений (см. в конце главы) на развитие как образности, так и памяти.
В группе мы также даем упражнения на усиление творческих способностей как способ совершенствования контролируемой медитации. Махариши Махеш Йоги сказал о творчестве, что оно состоит из «отвращения от лика бытия, в котором существуют большинство из нас, и умения ценить глубинные уровни сознания. Эта способность, в свою очередь, зависит от умения позволить своему сознанию быть совершенно спокойным. Человек не может заглянуть в глубины озера, пока поверхность воды не станет тихой и спокойной».
Это определение помогает понять, почему медитация усиливает творческие способности. Творческий человек отличается от нетворческого способностью проникать на гипнагогический и более глубокие уровни. Часто это характеризуется как внезапная интуитивная «вспышка» во время медитации.
Развитие творческого потенциала посредством регулярной практики медитации прогрессивно, хотя скорость развития у каждого своя. Доступ к глубинным слоям сознания в первую очередь открывается только непосредственно во время медитации, но с приобретением опыта способность достигать все более глубоких слоев возрастает, а практически каждая медитация становится волшебным путешествием в мир новых идей и чудесных видений.
Таким образом, сновидения и контроль над ними, усиление и развитие интуиции, творческие озарения, творческий полет воображения и вдохновение, полученные в грезах или состояниях транса, разрушающие все барьеры и ограничения сознания человека, ведут к открытию человеческого потенциала.
В этой точке развития шестое состояние переходит в седьмое состояние, которое мы назвали психоделия и которое доктор Абрахам Маслоу (Авраам Маслов) в книге На подступах к психологии бытия (1968 г.) назвал самоактуализацией, и для которого у нас нет ни системы измерения, ни психологического коррелята или паттерна; в настоящий момент оно за пределами отражения на приборах. Но основываясь на том, что нам уже известно о высших уровнях, мы считаем определения доктора Маслоу в большой степени соответствующими состоянию высшей осознанности, такому, как оно ощущается и проявляется нашими учениками, поднявшимися по иерархической лестнице с помощью приборов и наших тренировок. Поэтому мы частично цитируем его наблюдения.
Исследовав большое число обычных людей, имеющих, однако, незаурядные творческие способности, доктор Маслоу пришел к выводу, что нужно различать особый талант, творческую силу и то, что он назвал самоактуализирующимся творчеством, которое повсеместно проявляется в обычных делах повседневной жизни и выглядит, как тенденция ко всему подходить творчески. Часто, заметил он, оказывается, что обязательной составляющей самоактуализирующегося творчества является особый тип восприимчивости, творческого прозрения, которое не имеет ничего общего с производительностью или тренировкой.
Творчество такого типа характерно для большинства детей, но проблема состоит в том, как сохранить эти творческие способности и после того, ка завершен основной цикл биологического развития, т.е. половое созревание. Этого удается достичь одновременным стремлением к ментальному здоровью и созданием окружения, стимулирующего творческую активность.
Таким образом, доктор Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как акт или процесс проявления потенциальных способностей. «Мы должны различать обычные мотивы людей, находящихся ниже уровня самоактуализации — то есть людей, мотивированных обычными (человеческими) потребностями, — и мотивацию людей, достаточно удовлетворенных во всех базовых потребностях и поэтому движимых более не ими, а скорее «высшими» мотивами», – говорит он. «Самоактуализирующийся человек: (a) достаточно здоров, (б) достаточно удовлетворен в базовых потребностях, позитивно используя имеющиеся таланты и способности, (в) мотивирован некими незыблемыми для него ценностями, к которым он стремится».
К этим характеристикам мы добавили некоторые из двадцати восьми «проверяемых утверждений» доктора Маслоу:
Все самоактуализирующиеся люди посвятили себя какой-то цели, призванию или любимой работе (то, что находится «вовне»). «В общем, – говорит Маслоу, – преданность делу и самоотверженность имеют для этих людей настолько большое значение, что для описания страстного, бескорыстного и глубокого чувства, которое они испытывают к своей «работе», можно смело использовать такие высокие понятия, как зов, призвание или миссия. И даже предназначение или судьба».
В идеальном экземпляре внутренние потребности совпадают с внешними потребностями; «я хочу» для него одно и то же, что и «я должен».
Самоактуализирующиеся люди в идеале испытывают сильное ощущение счастья, безвозмездной благодати, благоговейного трепета перед чудом, которое должно произойти, или изумление, что для этого были выбраны именно они.
На этом уровне границы между работой и отдыхом стираются; зарплата, хобби, праздники и т.д. должны быть определены на более высоком уровне. Доктор Маслоу пишет:
Вполне очевидно, что для таких людей традиционное разделение на работу и отдых теряет смысл. . . если человек любит свою работу и наслаждается ею более, чем любым другим видом деятельности, горит желанием вернуться к ней после вынужденного перерыва, можем ли мы в этом случае говорить о «труде» как о том, что человек вынужден делать помимо своей воли?
Такие преданно любящие свою работу люди склонны отождествлять себя со своей работой и превращать ее в характеристику собственной личности. Работа становится частью их личности. Доктор Маслоу говорит:
Если вы спросите Самоактуализирующегося человека «Кто ты?», он, скорее всего, ответит в терминах своего призвания: «Я адвокат», «Я психолог» и т.д. Самоактуализирующиеся люди склонны воспринимать свое призвание как определенную характеристику своего Я. Оно становится неотъемлемым аспектом его существования.
Эта интроекция означает, что личность созрела до того, чтобы вобрать в себя все аспекты мира и, таким образом, стереть различия между «Я» и «Не Я» (вовне). Доктор Маслоу говорит:
Конечно, это уже не простой эгоизм, это имеет отношение к высшим уровням. Так может человек большого таланта защищать свой талант и себя самого в качестве носителя того, что есть одновременно в нем самом и вне его. Он становится своим собственным опекуном.
Карл Роджерс в Становлении личности также характеризует «полнофункциональную» или самоактуализирующуюся личность на основании скорее личных и клинических наблюдений, чем на основании научных исследований, и рассматривает творчество как одну из главных составляющих полноценного функционирования личности. Он характеризует такие личности, как продвигающиеся в направлении следующих целей:
· повышенная открытость жизни и переживаниям при отсутствии защищенности
· повышенный интерес к жизни здесь и сейчас, к текущему моменту
· повышенное осознание как внешних, так и внутренних аспектов каждого нового переживания, т.е. повышенная осознанность внешнего мира
Наконец, следующий список измеряемых характеристик доктора Дж.К.Гоуона отражает концепции и доктора Карла Роджерса, и доктора Маслоу:
· открытость жизни и переживаниям;
· творчество;
· интеграция, цельность, единство личности;
· устойчивая индивидуальность, независимость, самоорганизованность;
· высочайший уровень осознанности, как внутренней, так и внешней;
· спонтанность, выразительность, живость;
· отрешенность, объективность;
· способность любить;
· ясное, адекватное восприятие реальности; отсутствие иллюзий;
Итак, очевидно, что только путь самомаксимизации достаточно широк для разных типов личности. Для одного это – продолжительный цикл внезапных творческих озарений, за которым следует долгий отдых; для другого – подлинные острые переживания, влекущие за собой усиление способностей, энергии, творческого потенциала; для третьего – открывающийся проем между сознательным и подсознательным, что либо становится привычной практикой при условии применения определенных стимуляторов, либо поддается сознательному контролю. Ничто из перечисленного не имеет преимущества перед другими. Все имеет собственную ценность, как для индивидуума, так и для человечества.
Мы подошли к восьмому состоянию (хотя оно более известно как седьмое состояние, учитывая, что в иерархию вторглось описанное нами пятое состояние), известное как космическое сознание. Вероятно, самое большое влияние на определение высших состояний сознания было оказано трансцендентальной Медитацией Махариши Махеш Йоги. Он определяет иерархию состояний сознания как бодрствование, сон или сновидения (а также измененные состояния бодрствования, сна или сновидений) с физиологическими коррелятами, равнозначными тем, с которыми мы работали: трансцендентальное сознание (четвертое состояние), также известное как спокойное бодрствование; и космическое сознание. Именно развитие этих состояний чистого сознания и является целью медитации.
В 1872 году, во время визита в Англию, доктор Ричард Бекк, канадский психиатр, испытал классическое «мистическое озарение» или ощущение космического сознания. Вот описание такого состояния, как его приводит Уильям Джеймс в книге Многообразие религиозного опыта (слегка измененное):
Я провел вечер в городе, с двумя друзьями, мы читали и обсуждали поэзию и философию. Расстались в полночь. Я долго ехал в кэбе домой. На сознание мое сильно повлияли идеи, образы и эмоции, рожденные чтением и беседой, и оно было спокойным и умиротворенным. Я пребывал в состоянии тихого, почти пассивного наслаждения, даже не размышляя, а просто позволяя идеям, образам и эмоциям парить сквозь мое сознание. Внезапно, без перехода, я оказался окутанным облаком цвета пламени. На миг мне пришла в голову мысль об огне, большом пожаре где-то рядом в этом большом городе; потом я понял, что этот огонь был внутри меня. И тут меня охватило чувство ликования, огромной радости, за этим немедленно последовало интеллектуальное озарение, неподдающееся описанию.
Я не просто верил, но видел, что Вселенная состоит не из мертвой материи, но, напротив, являет собой живое Сущее; я осознал в себе сущность вечной жизни, я осознал, что управляю вечной жизнью; я видел, что все люди бессмертны; что космический порядок таков, что все в нем без исключений действует во имя добра, добра для каждого и для всех; что основой существования мира, всего мира, является то, что мы называем любовью, и что в конце концов мы все и каждый из нас будет абсолютно счастлив.
Видение длилось несколько секунд и ушло, но память о нем и ощущение реальности того, чему оно научило меня, живет во мне уже четверть века, которая с тех пор миновала. Я знал, что то, о чем было видение, правда. Я достиг такого виÏдения вещей, что знал, это должно быть правдой. Это виÏдение, эта убежденность, я даже скажу, это сознание никогда, даже в период глубочайшей депрессии не покидали меня.
В книге Космическое сознание доктор Бекк дает следующие характеристики «высшего переживания»:
1. Осознание интенсивного света. У человека появляется ощущение, что он окутан ослепительным пламенем или розовым облаком, или даже ощущение, что самоÏ сознание заполнено этим облаком или туманом. На востоке это называется «Брахмическое Великолепие». Уолт Уитмен (который занесен в список Бекка, как испытавший озарение) говорит об этом как о «невыразимом свете — свете редком, несказаÏнном, сияющем очень ярко — недоступном никаким обозначени