Шкала Шихана для оценки зрительных образов (1967 г.)
Оценка | |
Абсолютно ясные и четкие, как в реальной жизни. | |
Очень ясные и по четкости сравнимые с реальными жизненными образами. | |
Умеренно ясные и четкие. | |
Неясные и нечеткие, но узнаваемые. | |
Расплывчатые и тусклые. | |
Расплывчатые и тусклые, едва различимые. | |
Никаких образов, лишь понимание того, что вы думаете о заданном объекте. |
ПРИМЕЧАНИЕ: Применительно к Секвенциям Визуализации (см. в конце главы), эта шкала должна быть согласована с (1) визуальными образами, (2) прикосновениями, болью, теплом и холодом (кожные органы чувств), (3) вкус и запах, (4) звук и (5) кинестезия (ощущение движения тела). Таким образом, баллы могут варьироваться от 5 × 1 = 5 до 5 × 7 = 35, где, чем выше балл, тем беднее ментальная образность. Умение мыслить сенсорными образами вместо слов – абсолютно необходимый первый шаг к мастерству высших состояний сознания, контроля над болью и т.д.
И вот оказывается необходимым еще один прибор биологической обратной связи: стробоскопический источник света. Перед началом занятий мы искали подходящую лампу для излучения вспышек красного цвета в диапазоне частот, соответствующем тета и альфа мозговым ритмам (т.е. от 4 до 12 вспышек в секунду). Доктор У. Грей Уолтер в частном порядке посоветовал нам такую полезную световую стимуляцию для развития образности, а профессор Джон Уоллес во время одного из наших визитов в Университет Джефферсона в Филадельфии рассказал об американском исследовании световой стимуляции как мощного способа усиления памяти.
Были известны риски, связанные с использованием такого мигающего света людьми, подверженными эпилептическим припадкам, но мы обоснованно предположили, что такие риски могут быть сведены к минимуму, если субъекты будут подвергаться воздействию световых вспышек в очень расслабленном состоянии; и в течение нескольких первых занятий такие субъекты находились под пристальным наблюдением, чтобы отреагировать на появление в показателях ЭКС малейших признаков ненормального возбуждения. После четырех лет использования вспышек с более чем четырьмя тысячами учащихся, включая 25 эпилептиков, не случилось ни одного неприятного происшествия, и большинство эпилептиков показали значительное улучшения состояния.
Эффекты стробоскопического источника света, произведенные на память и творческие способности учащихся, были значительны (и поскольку Зеркало сознания уже было доступно, стало возможно исследовать точный эффект, производимый световыми вспышками на мозговые волны субъектов). Изначально эффектом считалась стабилизация и синхронизация обоих полушарий головного мозга, и этот эффект, раз возникнув, был продолжителен. Несмотря на очевидно полезные эффекты, мы предупреждаем, что метод световых вспышек следует применять только с соблюдением всех необходимых предосторожностей.
К тому времени мы стали подозревать, что «высшее сознание» на нейропсихологическом уровне является тем, что Карл Юнг называл трансцендентной функцией, и что оно было обнаружено посредством интеграции функций левого и правого полушарий в свободной взаимной передаче нервных импульсов через мозолистое тело, огромный мост из нервной ткани, соединяющий две половины мозга. Это, аргументировали мы далее, в огромной степени обеспечивало единство сознания с подсознательным ментальным содержанием; интеграцию экстравертных, вербальных, мыслительных и абстрактных процессов левого полушария с интравертными, зрительно-пространственными, синтетическими и целостными (целое, которое больше, чем сумма его составных частей) паттернами правого полушария.
Во-первых, необходимо было разработать упражнения, с помощью которых учащиеся могли бы тренироваться осознавать, чувствовать левостороннюю и правостороннюю активность мозга или, точнее говоря, типы ментальной активности, при которых доминируют функции правого либо левого полушария.
Учитывая ограниченные возможности учебного кабинета, мы разработали образные описания для активизации правого полушария и словесные игры для активизации левого полушария. Для усиления контраста их чередовали, как в следующем примере:
1. (Правое полушарие) Представьте себя цветком. Какой вы цветок? Ясно ли вы видите свой стебель, листья, лепестки, корни? Где вы растете? Вы дикорастущее растение или растете в хорошо ухоженном саду? Какие еще цветы, кусты или деревья растут рядом с вами? Погода хорошая или плохая? Вы терпите неприятности от червей, насекомых, животных или птиц? Не пытайтесь мыслить логически; просто чувствуйте все это, пытаясь изо всех сил быть цветком в течение нескольких следующих минут. . .
2. (Левое полушарие) Замените слово ночь словом день, изменяя каждый раз по одной букве и получая новое слово (НОЧЬ – ноль – соль – сель – сень – ДЕНЬ). Таким же образом замените слово рота на слово полк, получая с каждым шагом новое слово.
Эти простые упражнения оказались весьма эффективными для создания у обучающихся ощущения двух режимов ментальной активности, но только когда стало возможно использование Зеркала сознания, разница между мощностью спектра двух полушарий (т.е. между относительными уровнями энергии в диапазонах тета, альфа и бета волн в обоих полушариях) могла быть четко продемонстрирована.
Еще один пример контраста между активностью правого и левого полушарий мозга показан в следующем упражнении, но следует учесть, что здесь значение имеет не то, насколько хорошо человек выполняет данное упражнение, а то, насколько адекватно он сумеет оценить собственные субъективные ощущения, пытаясь выполнять упражнение:
1. (Правое полушарие) Представьте четко красный цвет. . . оранжевый. . . желтый. . . зеленый. . . синий. . . индиго. . . фиолетовый. . . Теперь почувствуйте, как вы гладите мягкого, пушистого котенка. . . набираете полную горсть мокрого песка. . . кубики льда. . . Почувствуйте запах или вкус осеннего костра. . . жареных кофейных зерен. . . свежего лимонного сока. . . горячей смолы. . . Услышьте шум прибоя на галечном пляже. . . крик петуха на рассвете. . . гром. . . град, стучащий по подоконнику. . . Почувствуйте, как вы поднимаетесь на скоростном лифте, который внезапно остановился. . . катаетесь на качелях. . . взбираетесь на крутой лестничный пролет. . .
2. (Левое полушарие) Мысленно сложите один плюс два минус три плюс четыре минус пять плюс шесть минус семь плюс восемь. . . Теперь мысленно решите задачу: что значит три четверти от семи семерок меньше чем три четверти от пяти пятерок?
Нашим следующим шагом было больше узнать о гипнагогическом состоянии. О том, как оно важно, было написано уже очень много. Элмер и Элис Грин из института Меннингер внесли особый вклад в наши знания о том, как биологическая обратная связь альфа-тета ЭЭГ может быть использована для развития осознанности человеком этого состояния до такой степени, чтобы он мог достичь его усилием воли. Мы чувствовали, что надо начинать работать над этим состоянием в рамках курсов как можно раньше и без трудоемкого процесса тренировки ЭЭГ.
Как средство, подходящее для использования в условиях учебной комнаты, мы поместили зуммер и маленькую батарейку в пластиковую коробочку, которую было удобно держать в одной руке. Также имелся переключатель вкл/выкл и нажимная кнопка. Когда прибор был включен, зуммер звучал, если не нажата кнопка. Эти «гипнагогостаты» (как мы их назвали) оказались очень эффективны.
Группа новичков усаживалась с этими инструментами на коленях и пыталась расслабиться после того как им объяснили, что в критическом состоянии релаксации в их сознании начнут возникать образы, и что в это время будет очень трудно поддерживать давление на кнопку.
Обычно новичкам было трудно достичь необходимого уровня релаксации без ассистирования, и для этого мы использовали два метода: (a) запись мягко звучащей знакомой мелодии (Шехерезада Римского-Корсакова, например), которая обычно вызывала увеличивающееся количество звонков в течение нескольких минут, и (б) произнесение нараспев руководителем группы «сенсорных секвенций (последовательностей)» (см. в конце главы), которые давали весьма различные результаты. Наблюдалось, например, несколько ключевых ощущений, которые приводили к практически одновременному звучанию зуммера у всех учащихся.
Многие ученики говорили о внезапном возникновении в их сознании четких картин. «Я все еще осознавал, что нахожусь в комнате», – рассказывал один из них. «Зуммер, казалось, втолкнул меня в осознание картин, о существовании которых я не знал, как если бы одна часть моего сознания содержала в себе эти картины, а другая часть — больше «я» — вдруг стало осознавать их». Многим ученикам так понравились испытанные ощущения, что они покупали или сами мастерили гипнагогостаты и сообщали о постепенно улучшающихся результатах.
Ментальная беглость – еще один элемент наших курсов по самоосознанию. Она может быть определена как способность легко манипулировать своим ментальным содержанием, как в качественном отношении (слова, образы, чувства, музыка), так и в количественном (классификация фактов и цифр в заданный промежуток времени, или почти индифферентное состояние альфа). Очевидно, что ментальная беглость – это искусство, и не все могут овладеть им в одинаковой степени, но только к тому времени, когда мы вели курсы уже почти год, мы поняли, как сильно один человек отличается от другого. Супруги, прожившие в браке уже более 10 лет, внезапно осознали, что женщина мыслит четкими пространственными образами, а мужчина – только сложными вербальными конструкциями; это во многом объясняло их нерешенные разногласия.
Поразительное количество учащихся практически не владели визуальной образностью, но еще более удивительным было число людей, у которых возникали трудности в управлении образами, возникающими в сознании. Для значительного количества учеников — независимо от возраста, пола — возникающие образы были не просто непривлекательными, но даже невыносимыми. Было ясно, что тренировка в управлении образами для этих людей имела огромное значение.
Управление образами – изначально функция правого полушария мозга; также оно более эффективно при низких уровнях возбуждения. Поэтому данный аспект тренировок был отложен до второй половины базового курса («психотехники»). Во время каждого из 10 семинаров, включенных в курс, 20-минутное занятие было посвящено направляемой медитации, специально разработанной, чтобы усилить способность человека управлять сложными, стрессовыми и даже пугающими образами. Вот несколько примеров:
Управление телесными образами. ВиÏдение самого себя очень большим и очень маленьким; очень тяжелым (сделанным из свинца) и очень легким (сделанным из пара).
Шаманский опыт. ВиÏдение своего выхода из тела и вселение в тело животного или птицы, может быть даже в далекой стране.
Контроль над ночными кошмарами. Преодоление монстров и опасных для жизни ситуаций с помощью управления окружением. Подчеркиваем, что использование креативного воображения нужно развивать для решения настоящих жизненных проблем.
Развитие и совершенствование изображения тела. ВиÏдение своего тела отдельно от себя. Хладнокровное исследование его дефектов. ВиÏдение нового образа своего тела, особенно важно – совершенно здорового и без каких-либо дефектов. ВиÏдение самого себя, вселяющегося в новое тело.
Подготовка к мистической практике. Во время загородной прогулки, в лесу или в горах. Постепенное растворение в окружающей среде, потеря ощущения обособленности и индивидуальных различий, ощущение единого целого со Вселенной.
Развитие эмпатии (сочувствия). Каждый субъект должен представить, что он полностью, с головы до пят заключен в пузырь, представляющий одновременно сознание и его «личное пространство». Затем эти пузыри должны медленно расширяться, чтобы постепенно охватить сознание всех членов группы, пока не образуется один большой пузырь группового сознания. Затем каждый должен медленно удалиться из общего сознания и вернуться в свое собственное, при этом отметив, испытал ли он чувство облегчения от возвращения в личное пространство, либо чувство утраты от разрушения групповой эмпатии. Сообщать о своих чувствах другим участникам группы не требуется.
Затем вся группа вместе отправляется в воображаемое путешествие (скалолазание, исследование тропического леса, переход через полярные ледяные шапки, путешествие во внешний космос).
Неизбежный факт – у одних учащихся результаты были лучше, чем у других, и тут следовало рассматривать индивидуальные реакции каждого. Была адаптирована методика выявления самых успешных исполнителей этих упражнений по изменению сознания, которые сильно облегчали вход в высшие состояния. Все это было достаточно тяжело с существующим оборудованием, и только когда в нашем распоряжении появилось Зеркало сознания, мы смогли начать исследования, которые помогли нам установить трудноуловимые факты.
Поскольку наши учащиеся были подключены к Зеркалу сознания, мы быстро обнаружили, что перед тем, как любой из них входит в очень глубокое медитативное состояние и остается в этом состоянии хоть какой-то промежуток времени, этой трансформации почти неизменно предшествует очень кратковременное неоднократное возникновение паттерна некоего высшего состояния.
Эти краткие, так сказать, «пробуждения» длились пять или менее секунд, поэтому их невозможно было зафиксировать с помощью обычного прибора ЭЭГ. Иногда во время одного на 3-4 семинаров несколько кратковременных паттернов предшествовало возникновению полноценного Пятого Состояния, или Ясной Осознанности, как мы его называли, длящегося полчаса и более. Чаще кратковременные паттерны медленно усиливались за определенный промежуток времени (до 15-20 секунд) на протяжении 4-5 месяцев, прежде чем внезапно перейти в продолжительное высшее состояние. Тренировки для возникновения этого состояния при необходимости повторялись.
Тех, у кого хуже получалось, больше привлекали к простым альфа тета тренировкам, полагаясь на хорошо известный принцип, что чем чаще испытывать эти состояния, тем легче их воспроизводить произвольно. Учащиеся использовали все возможности ЭЭГ, тренируясь переключаться с альфа на тета и с левого полушария на правое, до тех пор, пока не получится воспроизводить высокий уровень устойчивой альфа или тета активности в обоих полушариях. Время от времени специальный оператор проверял результаты, а также регистрировал активность бета и дельта волн, занося все данные в журнал регистрации для полноты картины.
Огромное внимание уделялось тому, чтобы не допускать «форсирования» обучения, т.е. не допускались никакие попытки подгонять учащихся или субъектов экспериментов преодолевать те стадии, на которых они находятся. Никому не насаждались тренировки Пятого Состояния сознания, пока человек не выказывал способности самостоятельно спонтанно достигать его во время или после сеанса медитации. Вскоре стало ясно, что существует разница между первыми появлениями связки альфа-бета-тета в спокойном медитативном состоянии и способностью поддерживать этот паттерн мозговой активности в полностью активном состоянии.
Но прежде чем перейти к рассмотрению этого и других элементов, возникших в процессе тренировок Пятого Состояния или Ясной Осознанности, мы бы сначала хотели детально проработать аспекты, фундаментально важные для самого его существования.
Некоторые примеры упражнений по направляемой визуализации и другие пособия для самостоятельного осуществления биологической обратной связи
Цель этого раздела – ознакомить читателя с упражнениями по направляемой визуализации, которые мы используем на курсах, и предложить способы, с помощью которых можно развивать самоосознанность и самоконтроль и даже высшие состояния осознанности без использования приборов.
Вместе с направляемыми приключениями и упражнениями для развития сенсорики мы хотели бы обратить ваше внимание на то, что существуют другие формы упражнений (например, упражнения Успенского для развития самоосознанности, а также дыхательно-медитативные упражнения), которые можно выполнять без помощи приборов. И даже хотя большинство упражнений в этой книге привязаны к инструментам биологической обратной связи, это не обязательно означает, что их нельзя выполнять без этих приборов.
Главная разница между тренировкой самоосознанности с приборами и без заключается в том, что использование приборов позволяет значительно сократить время, требуемое для достижения глубокого состояния релаксации, обеспечивающего качественную медитацию; часто создает более четкую мотивацию благодаря немедленному подтверждению достигнутых результатов («О, гляди-ка, у меня получается, я контролирую ритмы мозговых волн, влияю на указатели приборов!»); и еще помогает избавиться от недоверия, а ведь это — путь непосредственно к приобретению опыта и получению результатов.
С другой стороны, нельзя забывать, что метод тренировки самоосознанности без использования приборов и любой технологической поддержки практиковался огромное количество столетий. Приборы главным образом используются для того, чтобы изучить субъективные ощущения от проведения определенной операции и позже, когда вы хотите повторить эту операцию, вы уже помните эти субъективные ощущения и восстанавливаете их. На самом деле, разницы нет между тем, как это делаем мы, используя инструменты биологической обратной связи, и как это делает йог, безоговорочно выполняя инструкции своего гуру. Точно также возникает ощущение недоверия, до тех пор, пока вы сами не испытаете этих ощущений, или прозрений, уже вне всяких сомнений, без необходимости объяснения словами.
В выполнении этих упражнений не может быть пошаговой техники. Указывать вам, что вы должны или не должны чувствовать, означало бы свести на нет принцип собственного опыта. Например, направляемая визуализация в каждом случае и для каждого человека — это индивидуальный и ни с чем не сравнимый опыт. Именно здесь наиболее ярко проявляется индивидуальность, потому что именно то, что вы чувствуете, как вы себя ведете, какие ощущения испытываете, что видите и раскрывает вам вашу самоосознанность, и это единственное, что имеет значение.
Главное здесь – это запомнить свои ощущения, позже – распознать их, и постепенно расширять самоосознанность до самоконтроля, и далее – развивать до высших состояний, описанных в этой книге. И единственный способ, которым вы можете оценить свои достижения, это то, как ваши состояния и ощущения влияют на вас; это последовательные изменения вашей личности и вашего отношения к жизни (аспекты, которые мы подробно обсудим позже). Если вы чувствуете себя более энергичным, творческим, умиротворенным, уравновешенным и спокойным; если вы стали лучше понимать окружающих и самих себя, стали добрее, более открыты и непринужденны, значит, можете быть уверены, что вы делаете успехи. Более того, если вы чувствуете потребность спокойно усесться и начать релаксацию, даже когда вы уже не посещаете курсы, ваше развитие неуклонно продолжится.
Помимо существующих аудио записей направляемых приключений вы можете сами делать такие записи и в дальнейшем использовать их. Наибольший эффект будет достигнут, если вы начитываете текст медленно, мягкими, четкими, не слишком разнообразными интонациями. Лучше всего, пожалуй, сделать предварительную запись, прослушать ее и решить, может быть, она звучит слишком быстро или слишком медленно. Рекомендованная скорость 100 – 115 слов в минуту, но некотором нравится быстрее, другим – значительно медленнее. В последнем случае следует не растягивать слова, а делать больше интервалы между предложениями.
В основном направляемая визуализация полезна для развития ментальной беглости (т.е. гибкости воображения), для стимуляции творчества, для освобождения из тисков так называемого нормального состояния, которое мы привыкли считать наиболее желательным, накладывая, таким образом, его жесткие ограничения на свое саморазвитие.
Для того чтобы получить больше пользы от этих приключений (и, конечно, от медитации в целом), особенно важно как можно сильнее расслабиться. Без использования прибора в качестве ориентира полезно использовать упражнения для релаксации Эйнсли Мирса (см. Главу 3) или аутогенную тренировку Шульца в конце этой главы.
Новичкам, у которых дома нет никаких инструментов, всегда дается домашнее задание: научиться отчетливо осознавать разницу между напряженным и расслабленным телом. Осознать расслабленное состояние здорового организма очень важно, так как именно очаги напряженности, реагируя на возбуждение мыслей и эмоций, могли повлиять на мышцы. В этом отношении нет ничего проще, чем «прогрессивная релаксация» по Эдмунду Джекобсону.
Для этого нужно уделять всего 10 минут в день: вы ложитесь на пол или жесткую кушетку, напрягаете мышцы одной руки, затем полностью расслабляете их; затем 5-10 минут сосредотачиваетесь на различии между напряженным состоянием и расслабленным. Все. На следующий день проделайте это с другой рукой; на следующий день приподнимите одну ногу, с усилием вытяните носок стопы, сильно напрягите бедро, затем стряхните напряжение с ноги. Затем проделайте это с мышцами живота, грудной клетки, мышцами плечевого пояса и завершите тренировку одним пальцем руки.
Когда у вас появится ощущение, что вы достаточно расслабились, неважно какие методы вы для этого использовали, сядьте поудобнее; помните, спина должна быть прямой, она не должна быть напряженной, просто прямой; и лучше ни на что не опираться. Теперь, отпустив все мысли, почувствуйте безмятежное и глубокое спокойствие; вы готовы отправиться в направляемое визуальное медитативное путешествие.
Хотя все формы медитации (а это только одна из них) приносят пользу, мы рекомендуем делать это в группе. Если вы найдете желающих разделить с вами опыт медитации, это усилит общий настрой на медитацию.
В конечном счете, наша цель – как можно сильнее развить самоосознанность, научиться помнить, что мы испытывали и чувствовали и привнести расслабленное, медитативное состояние в повседневную жизнь.
Здесь мы приводим упражнения как для индивидуальной, так и для групповой направляемой визуализации. Они не оцениваются по сложности, не являются прогрессивными. Каждое из них – отдельный медитативный опыт.
ФАНТАЗИЯ С ЗЕЛЕНОЙ ДВЕРЬЮ
Я приглашаю вас в путешествие. Я точно не знаю, куда оно нас приведет, но отправляемся мы от Круглого Пруда в Кенсингтонских Садах и держим путь к Галерее Серпентайн, по длинной аллее, засеянной травой, с высокими деревьями по обе стороны, в ветвях которых распевают птицы, снуют серые белки, и где мы едва ли встретим людей. . .
Пока мы идем, будем считать деревья, один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, где-то рядом есть то, что мы ищем — может быть, немного дальше — двадцать девять, тридцать, тридцать один. . .
А, вот оно, это дерево, большое, развесистое, и в его толстом стволе есть небольшой зеленый проем. Войдем туда быстро, пока нас никто не увидел, и окажемся на ярко освещенной спиральной лестнице, которая поведет нас под землю. . .
Отправляемся мы с небольшой кованой платформы, и через каждые пятнадцать ступенек попадаем на еще одну маленькую платформу. Мы будем считать платформы, потому что то, что мы ищем, где-то на десятой или двенадцатой платформе; но эти платформы и сами по себе интересны. На каждой есть магазинчик. Должно быть, их как-то разместили в толстой древесной коре. . .
Не знаю, как это случилось, но это очаровательные магазинчики. Это вот – старомодная кондитерская лавка, на витрине ее полно домашних сладостей, мятных конфет, леденцов на палочке с яркими разноцветными завитушками, милые старинные сладости. А на второй платформе мы попадаем к оружейных дел мастеру, и у него на витрине – старые дуэльные пистолеты, мечи и экипировка, но больше – дуэльные пистолеты, охотничьи ружья, такое вот оружие. . .
Следующий – аптекарский магазин, настоящая старая аптека, с большими бутылями с разноцветной жидкостью на витринах — голубой, фиолетовой, золотой, ярко-красной.
А вот и лавка древностей, полная занятных вещиц давно минувших дней — круÏжки, и лоскутные одеяла, и горшки для очага. . .
Мы спускаемся все ниже, и ниже, и ниже по этой спиральной лестнице, девять, десять, да, она короче, чем я думал, вот еще одна маленькая дверь и она ведет. . . вот. . . очень похоже на те места, где мы уже побывали, и все же во многом сильно отличается. . .
Мы вышли на платформу, расположенную на высоте около 12 футов над землей, и вот еще одна спиральная лестница вьется вокруг ствола дерева и заканчивается в густой зеленой траве парка, приглашая нас спуститься по ней. Там, по направлению нашего движения, в лучах солнца, отражающегося в тысяче зеркальных граней, сверкает необыкновенно прекрасное здание.
Здание похоже на дворец из зеленого фарфора, такой сверкающий, блестящий дворец, и такой красивый. . .
Пойдемте к нему. Деревья в парке гораздо выше того, из которого мы вышли — выше, стройнее и как-то даже изящней. . .
Подойдя к дворцу, мы видим, что он почти полностью скрыт в прекрасной радужной дымке, подходим ближе, и оказывается, что это солнечные лучи сверкают на струях сотен прекрасных фонтанов. По контрасту с блестящим наружным пейзажем интерьер дворца почти темный, но когда наши глаза привыкают к затемненному свету, становится ясно, что это изысканно богато украшенное здание на самом деле музей. Прохладное, залитое зеленоватым светом пространство открывает нашим взорам зал за залом, галерею за галереей, коридор за коридором, заполненные бесценными реликвиями прошлого. . .
Мы начинаем считать кажущиеся бесконечными комнаты, которые мы проходим — семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать — мы все время спускаемся все глубже и глубже под землю — тридцать два, тридцать три, тридцать четыре — и вот в полумраке мы входим в огромные покои, покои в колоссальной пирамиде. . .
Тишина такая полная, что мы чувствуем ее. . . и все освещено отраженным светом, как будто сами стены светятся. Хотя размеры покоев велики, украшены они несметными богатствами; и есть в них нечто удивительно спокойное, покой настолько глубок, что он расслабляет, успокаивает. В воздухе чувствуется слабый, слегка пьянящий аромат, напоминающий старинные экзотические благовония. . . мы вдыхаем его. . .
Опускаясь в кресла, похожие на трон, мы ощущаем блаженную дремоту. . . Откуда-то плывет тихая таинственная музыка. . . Мы погружаемся в ласковый, восхитительный, приятный сон. . .
ФАНТАЗИЯ С АВТОСТРАДОЙ
Вот уже три часа вы ведете автомобиль вдоль автострады. Уже начинаете уставать. . . В полдень вы миновали несколько прекрасных старинных замков, некоторые — как из детских сказок, и все необычно расположены, то нависая высоко над лесом, то громоздясь на маленьких островах в середине озера. . .
А некоторое время назад вы видели один замок, невероятно похожий на сказочный, сделанный из розовой сахарной глазури, отражающей послеполуденное солнце. . .
Вы думаете об этом замке, когда вдруг внезапно осознаете, что автострада очень плохого качества — дорожное покрытие очень неровное, ухабистое. Вдруг вы понимаете, что вместо отличного шестиполосного шоссе вы едете теперь по двух широким колеям, которые становятся все уÏже, а над головой у вас переплетающиеся ветви деревьев. . .
Так получилось, что вы покинули автостраду, а теперь и колея заканчивается. Вам даже не хватит места, чтобы развернуться, да и все равно вернуться обратно невозможно. . .
Вы догадываетесь, что оказались неподалеку от того замка, и вот вы выходите из машины и идете вдоль колеи. . .
Не прошли вы и сотни ярдов, тропинка делает легкий изгиб, и вы уже идете вдоль огромного железного забора. Забор тянется через лес, и там, где он пересекает тропинку, есть огромные ворота. По остаткам краски на железной поверхности забора и по чешуйкам краски, осыпавшейся на землю, становится ясно, что когда-то забор был позолоченным. А вот и то, что осталось от двух огромных эмалевых гербовых щитов — также очень сильно пострадавших от времени — но изображение двуглавого орла все еще четко различимо. Ворота открыты, вы входите и оказываетесь в месте, которое, вне всяких сомнений, когда- то было прекраснейшим парком, проектированным великим архитектором, таким, как Умелец Браун, но время практически превратило его в джунгли. . .
Все это место неотвратимо дичает. Справа вы видите то, что когда-то было большим и прекрасным декоративным прудом, но сейчас это лишь заросли кустов, густо растущих по берегам. . .
Пройдя дальше, вы видите нечто, похожее на лестницу, ваш взгляд скользит вверх, к верхушкам деревьев, и там, нависая над самыми огромными из них, высится стена замка. . .
Вы идете дальше, по изношенным каменным ступеням лестницы, извивающейся вверх по склону, и, поднимаясь все выше и выше, замечаете нечто странное. . .
Во первых, здесь пасется стадо коз, которые не обращают на вас никакого внимания, когда вы проходите мимо. Все еще чужак в этих местах, пройдя немного дальше, вы замечаете разных-разных маленьких лесных существ — полевых мышей, крошечных пташек, жаб — расположившихся прямо на каменных ступенях. Вам приходится тщательно прокладывать себе путь, чтобы не раздавить их, а они полностью вас игнорируют, будто вас и не существует вовсе. . .
Вы все поднимаетесь по лестнице и постепенно подходите к стене самого замка. . .
Вот и огромная, окованная железом деревянная дверь. Вы подходите и видите, что она слегка приоткрыта. Вы стучите огромным дверным молотком, но ответа нет, и когда вы стучите еще сильнее, дверь вдруг поддается, медленно открываясь внутрь. . .
И вот вам уже удалось отодвинуть дверь достаточно для того, чтобы войти в заÏмок. Дверь двигается туго, скрепят петли, и оседает облако пыли. У вас уже упало было сердце от того, что никто не встречает вас, но теперь вы очарованы самим местом, в котором вдруг очутились. . .
Вы входите и оказываетесь в огромном зале; огромном каменном зале. В дальнем углу — огромный камин с вертелом, таким большим, что на нем можно зажарить целого быка. По обе стороны камина в стене есть углубления с каменными полками, а по сторонам от них проемы в стене, сквозь которые видны спиральные лестницы, каменные ступеньки которых ведут вверх на другие этажи. . .
В середине комнаты стоит огромный старый сундук. Деревянный сундук, охваченный медными обручами. По крайней мере, вы предполагаете, что это медь, потому что и замки, и петли позеленели от времени. Вы подходите, поднимаете крышку и заглядываете внутрь, а сундук полон старых документов, рукописей, написанных на незнакомом языке. Однако большинство из них содержит карты, и это оказываются карты мира, как его представляли во времена, предшествующие открытиям Христофора Колумба.
Все они пыльные, и вы уже готовы закрыть крышку, когда вдруг замечаете слабый блеск, и в груде всех этих пыльных документов вы видите блестящий серебряный кубок. Вы берете его в руки и внутри находите совершенно чистую, белую с золотым обрезом визитную карточку, пустую с обеих сторон. Озадаченный, вы кладете ее назад и закрываете крышку сундука. Но тут вы снова замечаете блеск краем глаза и видите в одном из стенных углублений возле огромного камина горящую свечу.
Без единой мысли о том, кто и зачем мог бы ее зажечь, вы осознаете, что свеча быстро угасает, и что сейчас она была бы очень полезна.
Вы быстро подходите, берете свечу в руки, идете к ближайшему проему в стене и начинаете подниматься по спиральной лестнице. . .
Ступеньки очень изношены. Повернув пару раз направо, вы входите в широкую и очень длинную галерею. По одну сторону галереи тянутся высокие окна со средниками, через которые проникает свет заходящего солнца и освещает противоположную стену, увешанную богатыми гобеленами. . .
В промежутках – огромные двери, и у каждой двери – экипировка и всевозможная одежда разных стилей и разных исторических периодов. Это очень увлекательная галерея. Вы входите в одну из дверей и оказываетесь в огромной квадратной спальне с широкой кроватью с четырьмя столбиками по углам, огромной неуклюжей мебелью, по стилю, скорее, эпохи английского короля Якова, и огромным старым гардеробом. Вы заглядываете в гардероб, а он забит одеждой давно прошедших времен, но прекрасно сохранившейся.
Рядом с кроватью есть туалетный столик. На нем большая книга в кожаном переплете, а на корешке позолоченным тиснением написано имя Толкиен. Вы открываете ее, полагая, что это, должно быть, «Хоббит» или «Властелин колец», но это Диснеевские мультики. Вы закрываете книгу, выходите из комнаты и вдруг, охваченный чувством безнадежности поисков, решаетесь уйти. Идете вы обратно по коридору к спиральной лестнице и вниз по лестнице в зал, где обнаруживаете, что крышка сундука открыта. Думаете, надо бы ее закрыть. . . Подходите, мгновение смотрите на нее и закрываете. Когда вы подходите к свечке, она тут же гаснет. Вы остаетесь один в темноте. . .
Как можно скорее спешите к двери. Когда вы спускаетесь по изношенным каменным ступенькам, зверюшки все еще там; и все также не замечают вашего присутствия. Дальше вниз по ступенькам и стадо коз тоже там; и козы тоже вас игнорируют. И когда вы подходите к основанию лестницы, становится довольно темно, и над болотом висит густой туман, но ворота вы видите, и когда подходите к ним, видите свою машину. . .
Машина там, где вы ее оставили, но стоит не так, как вы ее оставили. Когда вы подходите ближе, оказывается, что ее не заклинило в узкой колее, а стоит она спокойно в зоне отдыха на скоростной автостраде!
Вы садитесь за руль и уезжаете. Впереди уже видны огни конечного пункта вашего путешествия. Еще несколько километров пути, немного времени, и вот вы уже не уверены, действительно ли вы бродили по замку, или лишь грезили наяву.
МЕДИТАЦИЯ У МОРЯ
(Жюль Кэшфорд)
Вы прогуливаетесь вдоль кромки моря, ноги жжет горячий песок. Море такое сиÏнее; синеÏе, чем вы когда-либо видели, неподвижное и довольно прозрачное, и когда вы смотрите в него, вам кажется, что в нем вы видите плывущее небо, а море покачивается в ответ.
Вы смотрите вверх и вдаль, тонкая дымка переливается цветами зноя и тишины. Воздушное марево колышется перед глазами и сквозь вас, растворяя ваше тело в волнах света. Лишь чайки придают тишине некие очертания, взмывая и скользя на невидимых приливах — но потом и они медленно тают в дымке, превращаются в белые черточки, а потом и совсем исчезают. Ваше дыхание парит вслед за ними в этой дымке, и вы, следуя за своим дыханием, вдруг замечаете, что сами уже в море. Вы спокойно плывете на спине, также направляемый в туман, все ближе и ближе, и когда вы ощущаете мягкие брызги на лице, дымка исчезает так внезапно, будто ее и вовсе не было.
Лучистый свет обнимает вас, и вы уже не знаете, плывете ли вы в море или парите в воздухе, и это больше не имеет значения. Они сомкнулись вокруг вас одним синим кольцом, и вы покачиваетесь в центре, подвешенные в синей пустоте.
Издалека, из глубин вашего сна, медленно всплывает какое-то чувство; у него нет названия, нет образа; это просто чувство. Оно не похоже ни на какое знакомое вам чувство; оно новое, абсолютно независимое. Вы не знаете, что это; вы знаете только, что оно есть. Вы не стараетесь испытать его; вы позволяете ему быть; вы позволяете ему чувствовать вас. Это чувство будет уводить вас обратно, туда, где вы сейчас находитесь, назад в кольцо из моря и неба. Вы сами – ощущение бытияÏ здесь и сейчас, в этом новом качестве, паряÏ между морем и небом. Вы и это ощущение –