Философия средневековья. общая характеристика
Глухова О.Г.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009
Министерство Здравоохранения Украины
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького
кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Глухова О.Г.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009
ББК37.293
Г14
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)
Научные рецензенты:
Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.
Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.
В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии.
Глухова О.Г.
Г14 Философия Средних веков. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-19 с.
ЛЕКЦИЯ 1
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
План
Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.
Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.
Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.
Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.
Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.
Значение средневековой теологической философии.
Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.
а) Определение:средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление,
распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало
Бога в качестве высшего существующего начала, а весь
окружающий мир - Его творением,
б) Исторические рамки:теологическая философия начала
зарождаться еще в Римской империи в I - V вв. н. э. на основе
раннего христианства, ересей и античной философии и достигла
высшего расцвета в V - XIII вв. н. э. (в период между распадом
Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи
Возрождения).
в) Наиболее яркими представителями средневековой
теологической философии являлись:Тертуллиан
Карфагенский (160 - 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций
(480 - 524), Альберт Великий (1193 -1280), Фома Аквинский
(1225 - 1274), Ансельм Ксeтерберийский (1033 - 1109), Пьер
Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из
Отрекура (XIV в.).
г) Основные черты средневековой геологической
философии:
- - теоценгризм- главной причиной всего сущего, высшей реальностью и основным предметом философских исследований признавал Бога; уделялось мало внимания изучению космоса, природы,
явлений окружающего мира, так как они считались
творением Бога;
- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в
доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении
(Бога о Самом Себе - в Библии);
- сглаживается противоречие между материализмом и
идеализмом;
- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога,
стоящим над природой (подчеркивалась божественная
сущность человека);
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках
божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как
души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и
человечества путем воплощения Бога в теле человека -
Иисуса Христа (богоощющения) и принятия Иисусом
Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через познание Бога, которое
может быть осуществлено через веру в Бога.
д) Средневековая теологическая философий отличаласьзамкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Nb: Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.
- существование (бытие) может быть познано чувственными
ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом;
- только в Боге сущность и существование совпадают.
ЛЕКЦИЯ 2
План
Августин Блаженный о Боге.
Августин Блаженный о Боге.
Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
- Бог существует;
- главными доказательствамисуществования Бога
являются его присутствие во всем, всемогущество и
совершенство;
- все - материя, душа, пространство и время - является
творениями Бога;
- Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в
настоящее время, будет творить в будущем;
знания(чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и
самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное,
неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:
- уделенобольшое внимание проблеме истории (редкость
для того времени);
- Церковь(часто подвластная государству и преследуемая в
Римской империи) объявлена тоже властью наряду с
государственной (а не элементом государства);
- обоснована идеягосподства Церкви над государством, а
Римского Папы -над монархами - главная идея за
выдвижение которой и ее последующее воплощение в
реальности католическая Церковь чтила и боготворила,
Августина Блаженного, особенно в средние века;
- выдвинута идеясоциального конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью), что также было крайне
выгодно как Церкви, так и государству;
воспевался человек,его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
- одновременночеловеку рекомендовалось умерщвлять
плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и
полностью подчиняться Богу.
ЛЕКЦИЯ 3
План
Nb:Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения -окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник - М.,
«Проспект», 1996.
2. Герасемчук А.А., Тимошенко З.И. Курс лекций по философии. К.,2002.
3. Гетманова А.Д. Логика. М., «Добросвет»., 2002.
4. Губарь О.М. Философия, Учебное пособие, I - II ч. Макеевка,
1997.
5. Жариков П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект», 1996.
6. Канке В.Д. Основы философии. Учебник. М., Лотос, 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1............................................................................................4
ЛЕКЦИЯ 2............................................................................................10
ЛЕКЦИЯ 3...........................................................................................13
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................17
Глухова Оксана Геннадиевна
Философия Средних веков
(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Глухова О.Г.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009
Министерство Здравоохранения Украины
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького
кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Глухова О.Г.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)
Донецк-2009
ББК37.293
Г14
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)
Научные рецензенты:
Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.
Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.
В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии.
Глухова О.Г.
Г14 Философия Средних веков. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-19 с.
ЛЕКЦИЯ 1
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
План