Философия права и основы формирования правового сознания

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

Донецк - 2009

Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов в разделе философии – «Сознание»)

Донецк - 2009

ББК С 562.21я73

УДК 32.001 (075.8)

Философия права и основы формирования правового сознания (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов в разделе философии – «Сознание») – Донецк: ДонНМУ, 2009. – 47 с.

Рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давидов П.Г., канд.филос.наук, доц., Донецикий институт железнодорожного транспорта.

Утверждено на заседании

Рады УМК ДонНМУ 27.11.2009г. (протокол № 8).

© Глухова О.Г.

© ДонНМУ

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи философии права. Онтологические основания социально- правовой реальности……………………………………………5

Тема 2. Правовая онтология и аксиология………………………………...12

Тема 3. Правовая гносеология: право и социальные нормы……………..18

Тема 4. Личность, право и государство ……………………………………27

Тема 5. Философско-правовые проблемы антропологии…………………34

ТЕМА № 1

Предмет и задачи философии права. Онтологические основания социально- правовой реальности.

Вопрос 1: Объясните что такое единая нормативно-ценностная реальность.

Ответ: Содержание права состоит не из физически ощутимой предметности, а из нормы, ценности и смысла. Оперируя ими человеческое мышление выстраивает специфическую по своим качествам реальность( которая называется правовой).У этой реальности, несмотря на ее духовный, идеальный характер, должен быть социокультурный субстрат, без которого ни нормы, ни ценности, ни смыслы права не могли бы действовать на человека.

Вопрос 2: Основная задача философии права.

Ответ: Философия права исследует не само право, а те условия без которых оно не могло бы функционировать: цивилизации, культуру, мораль, религию, государство, нормы и ценности. Все это составляет содержание права, сознание и поведение людей, которые придерживаются либо нарушают правовые нормы.

Вопрос 3: Нарисуйте схему «Философские и юридические подходы к исследованию феномена права».

Ответ: а) юридический подход: это действующее право: «общие правовые понятия», «закон», «правоотношения», «субъект права», «правовая обязанность», «субъективное право», «обязанность», «ответственность», «преступление», «наказание» и др.

б) философский подход: это не юридические основы права: познавательные, ценностные, социальные, антропологические, культурные.

Вопрос 4: Что такое юснатурализм и каковы его взгляды на предметную область философии права.

Ответ: Юснатурализм- термин, предложенный и разработанный в концепцию В.Нерсесяном.

Юснатурализм-это один из типов правопонимания, основанный на противопоставлении права и закона (понимая под правом содержательные требования естественного права,т.е. справедливости).

Вопрос 5: Объясните положение «понимание всегда носит личностно-экзистенциальный характер».

Ответ: Понимание формируется в сознании личности только в условиях определенного

Социокультурного контекста, составляющего суть его бытия (экзистенции). Формируясь в определенной социокультурной обстановке, понимание рефлексируется в определенных понятиях: гуманности, индивидуальной культуре, цивилизованности, агрессивности, ненависти, антисоциальности и т.п.

Вопрос 8: Каковы онтологические основания социально-правовой реальности?

Ответ: право- это внеприродное явление. Если природа- это царство объектов, то право-это сфера субъекта.

- Правовая реальность проявляется в таком аспекте бытия человека, который вмещает моменты повинности. Поэтому:

- не любое человеческое взаимодействие выступает онтологической основой права, а только то, которое сосредоточивает в себе моменты повинности, ограничивая произвол.

Взаимодействие субъектов выступает основанием права не в субстанциональном, а в социально-идеальном, деонтологическом понимании.

ТЕМА № 2

Правовая онтология и аксиология

ТЕМА № 3

Правовая гносеология: право и социальные нормы

Вопрос 2: Какова главная особенность позитивной морали?

Ответ:

а) Понятие: позитивная мораль - это комплекс норм и ценностей;

б) Особенность позитивной морали в том, что ее субъекты осознают себя, прежде всего, представителями и выразителями интересов определенных социальных особенностей:

- стран;

- наций;

- государственных образований;

- классов;

- состояний;

- партий;

- коллективов;

- групп.

Вопрос 3: Охарактеризуйте свойства норм позитивной морали на конкретных примерах.

Ответ: Свойства норм позитивной морали:

- распространяются на членов данной социальной общности;

- требуют согласования индивидуального поведения члена данного общества с общепринятыми в нем правилами взаимоотношений;

- требует активности, адекватной занятому статусу в общей иерархии данного социума;

- формирования стыда как страха осуждения в социуме.

Вопрос 4: Покажите на примерах социально-правовой реальности амбивалентность позитивной морали.

Ответ:

а) позитивная мораль амбивалентна в том смысле, что может служить основой:

- антагонального (относительно «своих») и

- антагонистического (относительно «чужих») отношения

б)немецкий социолог Макс Вебер не случайно разделял мораль на «внутреннюю» и «внешнюю».

N.B: - первая – уважительное отношение к «своим»;

- вторая – наоборот.

Вопрос 7: Что такое право?

Ответ: а)по сущности право – это:

- формальное равенство граждан в обществе и государстве;

- свобода личности;

- справедливость.

б)понятие права:

- существует типология правопонимания

- имеется многообразие поведения и единство понятий.

ТЕМА № 4

ТЕМА № 5

Ответ:

А) Экстравертные:

- реакция субъекта направляется на то, чтобы ликвидировать социальную причину, вызывающую внутренний конфликт;

- реакция трансформации в том, что причина, породившая конфликт, существенно изменяется в результате целенаправленных действий субъекта и теряет способность генерировать в дальнейшем аналогичные конфликты.

Б) Интровертные:

-реакции сублимации – это переключение проснувшейся внутренней энергии конфликта в русло какой-либо деятельности творческого характера;

-реакция аутотерапии – изменение собственного отношения к причинам мотивационного конфликта и к сопутствующим им причинам с целью психологической нейронизации заложенного в них дезорганизующего потенциала;

-реакция эскапизма – как стремление выйти из-под власти раздражителей, исходящих от мотивационного конфликта, забыть их, заглушить их другими, чаще искусственными возбудителями или транквилизаторами – алкоголем, наркотиками и др.

Вывод: мотивационные конфликты – необходимая форма развития индивидуального правосознания, один из способов его социокультурного существования.

Ответ:

А)Социальный конфликт – это ситуация при которой сделать правильный выбор мешают факторы имморального, эгоистического, корпоративного и др. характера, вторгающегося в мотивационную сферу личности и мешающие ей принять установку на моральный выбор.

Б) Три направления социального реагирования в конфликтной ситуации.

-Адаптивное поведение:

=суть: подчиняться и приспосабливаться к ближайшему социальному окружению;

=в этом случае: самореализация возможна при условии умения избегать конфликтов, готовность идти навстречу ожиданием окружением, способности необходимой социальной роли;

=человек старается избегать столкновений с окружением; старается наладить нейтрально-дружеские отношения с окружением, превратиться в его составную часть, обеспечив себе защиту с его стороны.

NB:если окружение созданное за пределами норм морали и закона, то адаптивная персона способна деградировать как личность.

Пример: На этот счет хорошо сказал Карл Юнг (психоаналитик, ученик З.Фрейда): «человек поднимается и падает с той же социальной системой, к которой он принадлежит.

Дезадаптивное поведение.

= суть: личность отказывается от приспособленческого поведения, от безоглядного подчинения власти внешних принудительных обстоятельств.

= позиция личности: Человек занимает позицию моральной автономности. Он испытывает сомнение, колебание, раздвоенность, борьбу мотивов и решений. Процесс принятия решения тормозиться, тяжелая пауза длиться неопределенное время.

=действие личности: острая ситуация заставляет личность включать различные психологические механизмы, позволяющие ей прибегать временно к ситуации, когда выбор позиции можно оттянуть.

NB: позиция психологов: мало кому удается нейтрализовать тот деструктивный потенциал накапливающий в искусственном «замороженном» противоречии, что начинает отрицательно действовать на дезадаптанта.

=психологические признаки дезадаптации: это переживание дезадаптантами длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их решения.

=теоретическая мысль: психолог А.А.Налчаджям в своей книге «социальная психологическая адаптивная личность» указывает на то, что «дезадаптивное поведение не ведет к решению проблемно-конфликтых ситуаций, а к их увеличению и выделяет три типа дезадаптаций – «стойкую ситуативную», «временную» и «общую стойкую». Они различаются характером и временем протекания.

Контрадаптивное повидение

1) это дезадаптивное состояние, когда у личности существенно затрудняется способность к принципиально важным избирательным преимуществам. Это состояние – переходное на пути к третьему типу социального поведения – контрадаптивному, субъективной основой которого становиться механизм воли, активно включающийся в деятельность.

NB: Контрадаптивное поведение может осуществляться в трех направлениях – имморального, морального и моралистичного.

А)Имморально-контрадаптивное поведение.

-Это поведение предвидит нарушение не только моральных, но и правовых норм; Конфликт развивается по принципу «вседозволенности», использование лжи, насилия и т.п. Вот основные признаки данного типа социального поведения:

=субъекты конфликта действуют как враги, цель – нанести максимальный удар друг другу;

=обе стороны демонстрируют агрессивность, воинственность, ригидность;

=обе стороны конфликта отказываются от компромиссов и мирных соглашений;

= тотальное невосприятие противника и разумных его предложений;

=стремление любой ценой одержать победу в конфликте.

Б) Морально – контрадаптивное поведение:

-Общая характеристика: при любых условиях стороны защищают ценности и традиции, отстаивают интересы своей социальной системы, не поступаются своими корпоративными интересами, ведение бескомпромиссной борьбы за них.

NB: Бывают конфликты когда обе стороны не могут прямо заявлять о своих настоящих интересах

-характерные черты конфликта:

=субъекты конфликта действуют как враги, но идут по цепи без аморальных и противоправных способов;

=каждый из сторон не стремиться к власти над другой, а только защищает свои интересы;

=в действиях сторон могут доминировать мотивы выгоды; Этот компромисс преподноситься как «диалектическая хитрость»;

=такой конфликт не разрушает общность, а усиливает ее;

=этот конфликт ориентирован на высшие моральные ценности, использует только этические нормы, общечеловеческие и правовые критерии в конфликте;

Характерные черты морально-контрадаптивного поведения:

=субъект конфликта ведет себя как духовная личность, не подчиняющаяся требованиям корпорации (коллектива) и прислушивается к собственному голосу;

=субъекты конфликта исключают возможность использования аморальных и неправильных средств (аргументов), антигуманных норм культуры;

=к противнику относится с уважением;

=это более продуктивная форма конфликтного поведения, не разрушающая ценности жизни и культуры.

Учебное пособие

Глухова Оксана Геннадиевна

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

Донецк - 2009

Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов в разделе философии – «Сознание»)

Донецк - 2009

ББК С 562.21я73

УДК 32.001 (075.8)

Философия права и основы формирования правового сознания (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов в разделе философии – «Сознание») – Донецк: ДонНМУ, 2009. – 47 с.

Рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давидов П.Г., канд.филос.наук, доц., Донецикий институт железнодорожного транспорта.

Утверждено на заседании

Рады УМК ДонНМУ 27.11.2009г. (протокол № 8).

© Глухова О.Г.

© ДонНМУ

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи философии права. Онтологические основания социально- правовой реальности……………………………………………5

Тема 2. Правовая онтология и аксиология………………………………...12

Тема 3. Правовая гносеология: право и социальные нормы……………..18

Тема 4. Личность, право и государство ……………………………………27

Тема 5. Философско-правовые проблемы антропологии…………………34

ТЕМА № 1

Наши рекомендации