Тема 3. Философия средних веков и Возрождения

20. Как средневековая философия была связана с религией:

1) религия – служанка философии; 2) религия и философия независимы друг от друга; 3) философия – служанка богословия

21. Каково значение следующих категорий христианской философии:

1) провиденциализм 2) креационизм   3) мессионизм 4) эсхатологизм а) учение о сотворении мира б) учение о божественной предопределенности в) учение о конце света г) учение о спасителе

22. Кому из ранних христианских мыслителей принадлежит каждое из следующих высказываний:

1) знать, чтобы верить и верить, чтобы знать 2) верую, ибо абсурдно   3) один и тот же Логос отражен в философии и божественном откровении а) Тертуллиан б) Ориген Александрийский в) Августин Блаженный

23. Кто из перечисленных философов, является представителем средневековой патристики:

1) Фома Аквинский; 2) Ансельм Кентенберийский; 3) Августин Блаженный; 4) Пьер Абеляр; 5) Григорий Нисский; 6) Уильям Оккам; 7) Василий Великий; 8) Ориген Александрийский

24. Определите позицию каждого из течений средневековой философии по вопросу об универсалиях:

1) реализм   2) концептуализм   3) номинализм а) общие понятия существуют только в человеческом уме б) понятиям нашего ума соответствует общее в вещах в) общее существует самостоятельно и вне вещей

Как решал проблему универсалий Фома Аквинский?

1) общее существует до вещей; 2) общее существует до вещей и в вещах; 3) общее существует в вещах и после вещей; 4) общее существует до вещей, в вещах и после вещей

Сущность средневековой «теории двух истин» состоит в следующем: философия – это знание о природном мире, достигаемое с помощью естественного человеческого разума, а теология – знание о сверхприродном мире, получаемое с помощью веры. Какой из следующих выводов из «теории двух истин» выражает позицию каждого из философов?

1) философия должна служить теологии 2) философия должна быть независимой от теологии 3) философия не нужна теологии а) Оккам б) Тертуллиан   в) Августин Аврелий

Какой смысл приобретает термин «гуманизм» в эпоху Возрождения?

1) забота о спасении души человека; 2) обеспечение естественных прав и свобод человека; 3) политическое равенство свободных граждан; 4) утверждение величия, достоинства и свободы индивида

28. Какова человеческая природа согласно философии Возрождения:

1) греховная; 2) ангельская; 3) деятельная; 4) гармоничная; 5) созерцательная; 6) универсальная; 7) творческая; 8) сверхъестественная; 9) благодатная; 10) естественная

И.Кант в «Антропологии» приводит исторический случай, когда к английскому королю Якову I обратилась его няня с просьбой сделать ее сына джентльменом. Что ответил ей король-гуманист?

1) джентльменом он должен родиться; 2) джентльменом он должен сделать себя сам; 3) чтобы стать джентльменом, он должен этого заслужить

Какое понимание соотношения между природой и культурой свойственно философии Возрождения?

1) культура – это природа, облагороженная человеком до уровня невозможного в ней самой;

2) культура – это покоренная и преобразованная человеком в соответствии с его потребностями природа;

3) культура – это результат деятельности человека, подражающего природе;

4) культура – это природа как символ трансцендентального Бога

Какая из формулировок выражает особенности диалектического мышления Николая Кузанского?

1) «Путь вверх-вниз один и тот же»;

2) «Максимум совпадает с минимумом»;

3) «Форма содержательна, а содержание оформлено»

32. Кому из названных философов Возрождения принадлежит заслуга подготовки новой научной картины мира?

1) Данте Алигьери; 2) Галилео Галилей; 3) Леонардо да Винчи; 4) Томмазо Кампанелла; 5) Эразм Роттердамский; 6) Джордано Бруно; 7) Макиавелли; 8) Мишель Монтень; 9) Николай Коперник; 10) Лоренцо Валла

Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения

Каковы социально-исторические и культурные предпосылки новоевропейской философии?

1) Великие географические открытия;

2) Реформация;

3) Промышленная революция;

4) классовая борьба между буржуазией и пролетариатом;

5) формирование гражданско-правового общества;

6) отделение светской власти от духовной, государства от церкви;

7) возникновение и развитие естествознания;

8) появление университетов

Наши рекомендации