Социально-философские проблемы

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Управление как вид социальной деятельности

2. Принципы синергетики и социальное управление

3. Управление и проблема индивидуальной свободы человека

Тексты и источники

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. 1991. №6.

Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.

Хакен Г. Информация и самоорганизация. – М., 1991.

Научная литература

Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов. Механизмы самоорганизации и региональная политика. – М., 2004

Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. – М., 1996.

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теории социальной самоорганизации. – СПб., 1999.

Капустин В.С. Введение в теорию социальной самоорганизации. – М., 2003.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение// Вопросы философии. 1992. №12

Марков М. Теория социального управления. М., 1978.

Синергетика и социальное управление. – М., 1998.

Синергетика: Человек. Общество. – М., 2000.

Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. – М., 2003.

Суворов Л.Н., Аверин А.Н. Социальное управление: опыт философского анализа. М., 1984.

Рузавин Г.Н. Самоорганизация и организация в развитии общества// Вопросы философии. 1995. №8.

Модуль 3. Философия научного и

ценностного познания

ТЕОРИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Познание как предмет философского анализа. Основные концепции познания в истории философии.

2. Субъект и объект познания. Отражение и познавательное творчество.

3. Знание и истина. Диалектическое единство познания и практики.

4. Диалектика индивидуального и социального в познании.

Темы докладов и рефератов

1. Чувственное и рациональное в познании.

2. Роль веры в познавательной деятельности.

3. Интуиция как познавательная способность.

4. Интуитивное и дискурсивное познание.

5. Специфика мистического познания.

6. Миф как форма познания.

7. Познание как «конструирование» действительности.

8. Познание и язык

9. Проблема личностного знания в философии.

10. Взаимосвязь типов мышления в творческом процессе.

Тексты и источники

Бердяев Н.А. Смысл творчества. Гл. IV. – М., 1989.

Бэкон Ф. Новый Органон. Предисловие// Бэкон Ф. Соч. В 2-х тт. – М., 1978. Т.2.

Гегель. Энциклопедия философских наук. Книга 1. – М., 1977.

Кант И. Критика чистого разума. Введение// Кант И. Соч. В 6-ти тт. – М., 1965. Т.3.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Книга IV. Гл. 1-5 // Локк Дж. Соч. в 3-х тт. – М., 1985. Т.1.

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Гл.I, Параграф 3. Метод// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.46. Ч.1.

Соловьев Вл. Достоверность разума// Соловьев Вл. Соч. В 2-х тт. – М., 1988. Т.1.

Научная литература

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.

Гносеология в системе философского мировоззрения. – М., 1983.

Губанов Н.И. Чувственное отражение. – М., 1986.

Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

Исторические типы рациональности. – М., 1997.

Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М., 1974.

Коршунов А.М. Познание и деятельность. – М., 1989.

Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. – М., 1988.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.

Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.

Полани М. Личностное знание. – М., 1985.

эпистемология как

теория науЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1. Особенности научного познания. Понятие научного исследования.

2. Структура научного знания и проблема его роста.

3. Методы и средства научного познания.

4. Научная картина мира и стиль научного мышления.

Темы докладов и рефератов

1. Понимание как научная проблема.

2. Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного познания.

3. Проблема побудительных предпосылок научного исследования.

4. Эволюция понятия науки в ХХ веке.

5. Идеалы современной науки.

6. Дифференциация и интеграция научного знания.

7. Наука и глобальные проблемы современности.

8. Образ науки в русской культуре.

9. Наука и религия: новые аспекты старой проблемы.

10. Искусство и научное творчество.

11. Проблема истины в современной науке.

12. Этос современного научного сообщества.

Тексты и источники

Бэкон Ф. Новый Органон. Предисловие// Бэкон Ф. Соч. В 2-х томах. – М., 1978. Т.2.

Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избр. произведения. – М., 1990.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Книга 1. – М., 1977.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб., 2004.

Кант И. Критика чистого разума. Введение// Кант И. Соч. В 6-ти томах. – М., 1965. Т.3.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Книга IV. Гл. 1-5 // Локк Дж. Соч. в 3-х томах. – М., 1985. Т.1.

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Гл. I. Параграф 3. Метод// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч.1.

Научная литература

Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1987.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 1987.

Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. – М., 1997.

Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М., 1994.

Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1985.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.

Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. – М., 1997.

Наука в зеркале философии XX века. – М., 1992.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Проблемы методологии постнеклассической науки. – М., 1992.

Ракитов А.И. Философские проблемы науки. – М., 1977.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.

Современная философия науки. – М., 1996.

Степин В.Е. Теоретическое знание. – М., 2000.

Тулмин С.Т. Человеческое понимание. – М., 1989.

Уайтхед А. Избр. работы по философии. – М., 1990.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М., 1985.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.

Эпистемология и постнеклассическая наука. – М., 1992.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тесты составлены на основе учебной программы по философии. Структура тестовых вопросов соответствует модулям изучаемого курса и отражает взаимосвязь материала как внутри отдельных тем, так и между ними. Целью тестовых заданий является выяснение степени сформированности у студентов основных общекультурных компетенций – владение категориально-понятийным аппаратом, знание основных концепций и подходов в решении онтологических, гносеологических, социологических и аксиологических вопросов, умения ориентироваться в современных философско-мировоззренческих проблемах, способности самостоятельного анализа существующих в философии позиций и точек зрения.

Методика тестирования основана на многокритериальной оценки знаний студентов.

Модуль 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Наши рекомендации