Философия: метод. указания по контрольным работам /сост.: Л.П. Завьялова. €

Философия: метод. указания по контрольным работам /сост.: Л.П. Завьялова. – Красноярск: СФУ, 2017.

Приведены темы контрольных работ и методические рекомендации к их выполнению, списки литературы для самоподготовки к зачету и экзамену.

Предназначены для студентов всех специальностей заочной формы обучения.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Философия представляет собой теоретическое ядро гуманитарных дисциплин, изучаемых в высшем учебном заведении. Отличительными особенностями философии являются системность, логическая обоснованность и всеобщность основных положений и выводов. Она возникает из потребности человека дать целостное, логически обоснованное и предельно широкое знание об окружающем мире. Подобные свойства философии воспитывают особые качества человеческого мышления: способность к абстрактным теоретическим обобщениям, умение выделить сущностные характеристики предметов и явлений, понимание закономерностей их развития. Эти качества являются важными для профессиональной деятельности специалиста.

Программа курса философии составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Тематика курса предполагает изучение генезиса философии, основных историко-философских направлений и концепций. Студент должен иметь представление об основных разделах философского знания. Он должен знать фундаментальные философские принципы и понятия, уметь применять это знание при анализе проблем.

Студент заочной формы обучения осваивает курс самостоятельно, используя рекомендованные учебные пособия и получая консультации преподавателя.

Важное место в процессе изучения курса философии отводится выполнению контрольной работы. Цель контрольной работы – расширение знаний по отдельной философской проблеме на основе изучения дополнительной литературы. Контрольная работа должна быть написана в течение семестра и до сессии сдана в деканат. Зачет контрольной работы является допуском к экзамену. В случае, если работа не будет зачтена, необходимо внести исправления и представить новый вариант.

Тема контрольной работы определяется на основе прилагаемого перечня, в соответствии с последней цифрой номера (шифра) зачетной книжки. При этом возможны несколько вариантов. Например, зачетная книжка № 360085 позволяет выбрать тему 5 или 15. К каждой теме мы предлагаем примерный план, который поможет студенту представить основные вопросы и логику рассмотрения проблемы, а также список литературы.

Любая контрольная работа имеет формальную (внешнюю) и содержательную (внутреннюю) стороны. Формальная сторона предполагает оформление, которое должно соответствовать установленным требованиям. На титульном листе необходимо указать: название вуза; факультет; название темы контрольной работы; фамилию исполнителя и номер его зачетной книжки; фамилию преподавателя; город и год написания работы.

На второй странице помещается план работы. Студент может взять рекомендованный в данном пособии план без изменений или внести в него свои коррективы. Такие части работы, как введение и заключение, в плане не нумеруются. Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи. В заключении подводятся итоги изложения темы, делаются выводы. Объем введения и заключения примерно составляет 0,5 – 1 страницу. Весь текст работы должен быть поделен на разделы в соответствии с планом.

Текст печатается на бумаге формата А4 (210×297). Шрифт Times New Roman, размер 14. Межстрочный интервал – 1,5. Общий объем работы должен составлять 18-20 страниц. При невозможности выполнить работу на компьютере допускается и рукописный вариант.

Приводимые в работе ссылки на литературные источники или цитаты из них помещаются либо в подстрочнике, либо в списке литературы в конце контрольной работы, а в тексте ставятся соответствующие цифры в скобках. Например, цифры [3; 130] означают номер источника в списке литературы и страницу.

В конце работы помещается список использованной литературы в алфавитном порядке. При описании книги необходимо указать фамилию автора, название книги, место и год издания. Если это коллективная монография или учебник, то указывается фамилия ответственного редактора. Если используется многотомное издание, то указывается общее количество томов, а затем соответствующий том. При описании журнальной статьи требуется указать фамилию автора, ее название, через знак // указать название журнала, год издания и его номер.

Завершающей частью контрольной работы должен быть словарь наиболее важных понятий, которые необходимо усвоить для понимания данной темы.

Содержание работы должно достаточно полно раскрывать вопросы плана. Излагая основные идеи, студент должен стараться дать их аргументированный анализ. Автору контрольной работы предлагается высказать и свое отношение к рассматриваемой проблеме, предложить собственное видение путей ее разрешения.

Текст контрольной работы следует писать грамотным доступным языком, изложение должно быть четким и логически последовательным. Содержание работы необходимо тщательно отредактировать, устранив все опечатки, орфографические ошибки и стилистические погрешности.

Темы контрольных работ

Литература

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель.- Сочинения: В 4-х т. Т.1. Гл. 1,2. – М., 1976.

2. Бертран, Рассел. История западной философии / Рассел Бертран. – В 3-х кн. – НГУ., 1997.

3. Диоген, Лаэртский. О жизни и изречениях знаменитых философов / Лаэртский Диоген.- М., 1995.

4. Ильин, И.А. Философия как духовное целение / И.А. Ильин.- В 2-х т. Т.2. – М.,1994.

5. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М.К Мамардашвили.- М., 1991.

6. Франкфорт, Г. В преддверии философии / Г. Франкфорт.- М.,1984.

Тема 2. Структура философии

Примерный план

1. Природа и специфика философских проблем.

2. Составные части системы философского знания.

3. Философия и наука. Особенности философского и научного мышления. Взаимодействие философии и науки в современных условиях.

Литература

1. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2005.

2. Лебедев, С.А. Современные концепции естествознания и философия / С.А. Лебедев. //Высшее образование в России.- 2003. № 4.

3. Никифоров, А.Л. Природа философии / А.Л. Никифоров.- М.,2001.

4. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия /Х. Ортега-и-Гассет.- М.,1991.

5. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре.- М., 1983.

Литература

1. Брудер, В.В. Истоки философского мышления Индии /В.В. Брудер.- М., 1990.

2. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока.-Новосибирск, 1990.

3. Карягин, К.М. Будда / К.М. Карягин.- М.,1991.

4. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия/ А.Е. Лукьянов.- В 2-х т. – М., 1991.

5. Радхакришнан, С. Индийская философия/ С. Радхакришнан.- В 2-х т.- М., 1993.

Литература

1. Васильев,Л.С. Проблема генезиса китайской мысли/ Л.С. Васильев.- М., 1989.

2. Гуссейнов, А.К. Великие моралисты /А.К. Гуссейнов.- М.,1995.

3. Дао-Дэ цзин.-М.,2003.

4. Конфуций. Луньюй (изречения). Уроки мудрости/Конфуций.-М-Харьков, 1998.

5. Малявин, В. Конфуций /В. Малявин.- М., 1992.

6. Фэн, Ю-лань. Краткая история китайской философии/Ю-лань Фэн.-СПб,1993.

Литература

1. Асмус, В.Ф. Античная философия/В.Ф. Асмус.- М., 1975.

2. Богомолов, А.С. Античная философия/А.С. Богомолов.- М., 1985.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Диоген Лаэртский.- М., 1979.

4. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу/ Ф.Х. Кессиди.- М.,1972.

5. Краткая история философии /Под ред. В.Г. Голобокова.- М.,1997.

6. Бертран, Рассел. История западной философии / Рассел Бертран. – В 3-х кн. – НГУ., 1997.

Литература

1. Асмус, В.Ф. Античная философия/В.Ф. Асмус.- М., 1975.

2. Богомолов, А.С. Античная философия/А.С. Богомолов.- М., 1985.

3. Гуссейнов, А.К. Великие моралисты / А.К. Гуссейнов.- М.,1995.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Диоген Лаэртский.- М., 1979.

5. Лосев, А.Ф. Софисты. Сократ. Платон/ А.Ф. Лосев. – М.,1969.

6. Нерсесянц, В.С. Сократ/ В.С. Нерсесянц. – М., 1984.

Литература

1. Аристотель. Сочинения/ Аристотель. – В 4-х т. – М., 1976-1984.

2. Богомолов, А.С. Античная философия/А.С. Богомолов.- М., 1985.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Диоген Лаэртский.- М., 1979.

4. Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, А.А. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. – М.,1993.

5. Мареев, С.Н. История философии / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М., 2005.

6. Платон. Сочинения /Платон. – В 4-х т. – М.,1990-1994.

7. Рассел, Б. История западной философии. В 3 кн. / Б. Рассел.– Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007.

Тема 8. Философия Средних веков

Примерный план.

1. Своеобразие средневековой философии: христианская догматика и философская мысль. Теология и философия.

2. Апологетика и патристика и их роль в становлении христианской философии. Личность и учение Августина.

3. Схоластика. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. Философский синтез Фомы Аквинского.

Литература

1. Августин, Аврелий. Исповедь. История моих бедствий / Аврелий Августин. – М.,1992.

2. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. – М.,1990.

3. Мареев, С.Н. История философии / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М., 2005.

4. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. - М., 2002.

5. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007.

Литература

1. Баткин, Л.М. Итальянское возрождение/ Л.М. Баткин. -М., 1995.

2. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения /А.Х Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980.

3. Кузанский, Н. Сочинения/ Н. Кузанский. - В 2-х т. - М., 1979 – 1980.

4. Макиавелли, Н. Избранное/ Н. Макиавелли. - М., 1990.

5. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей / Н.В. Мотрошилова. - М.: Политиздат, 1991.

6. Рассел, Б. История западной философии. В 3 кн./Б. Рассел. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007.

Тема 10. Философия Нового времени (XVII– XIXвв )

Примерный план.

1. Гносеология Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Дилемма эмпиризма и рационализма.

2. Онтология Нового времени. Проблема субстанции. Рационализм и основные принципы механико-математической картины мира.

3. Идеалы и ценности философии эпохи Просвещения (XVIII в). Новый натурализм как антитеза теологии (П. Гольбах). Учение о человеке и обществе в философии Просвещения (Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).

Литература

1. Бэкон, Ф. Сочинения/ Ф. Бэкон. – В 2-х т.- М., 1978. Гоббс, Т. Сочинения/ Т. Гоббс. - В 2-х т.- М., 1989-1991.

2. Декарт, Р. Сочинения/ Р. Декарт. – В 2-х т. – М.,1989-1994.

3. Длугач, Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо)/ Т.Б. Длугач. – М..1995.

4. Ильин, В.В. Философия Нового времени/ В.В. Ильин.- СПб., 1993.

5. Момджян, Н.Х. Французское Просвещение XVIII века/ Н.Х. Момджян. – М.,1983.

6. Субботин, А.А. Бэкон/ А.А. Субботин.- М., 1994.

7. Тодоров, Цветан. Дух Просвещения / Цветан Толоров. – М.: Московская школа политических исследований, 2010.

8. Хесле, В. Гении философии Нового времени/ В. Хесле. - М., 1993.

Тема 11 . Немецкая классическая философия

Примерный план

1. Характеристика " гносеологического переворота” в философии, совершенного И.Кантом. Теория познания и этика И.Канта.

2. Философия Г.Гегеля: рационализм и объективный идеализм. Разработка Гегелем диалектики. Сущность законов и категорий диалектики.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Литература

1. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М.: Соратник, 1995.

2. Гулыга, А.В.Гегель / А.В. Гулыга. – М.: Соратник, 1995.

3. Кузнецов, В.И. Немецкая классическая философия / В.И. Кузнецов. – М.: Высш. щк., 1989.

4. Мареев, С.Н. История философии / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М., 2005.

5. Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Мотрошилова. – М.: Политиздат, 1990.

6. Рассел, Б. История западной философии. В 3 кн. / Б.Рассел. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007.

Тема 12. Неклассическая философия конца XIX - начала XX вв.

Примерный план

1. Социально-исторический контекст кризиса западной классической философии на рубеже 19 - 20 вв. Критика рационализма.

2. Иррационалистическая тенденция в философии. Критический пересмотр оснований бытия и познания А.Шопенгауэром.

3. "Философия жизни" Ф.Ницше. Сущность этической позиции Ницше, понятие «воля к власти».

Литература

1. Андреев, И.С. Шопенгауэр / И.С. Андреев, А.В. Гулыга. – М.: Соратник, 2003.

2. Зотов, А.Ф. Буржуазная философия середины XIX – нач. XX века. / А.Ф Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М.: , 1988.

3. Мареев, С.Н. Философия ХХ века (истоки и итоги) / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. - М., 2001.

4. Ницше, Ф.По ту сторону добра и зла/Ф. Ницше.- Соч. В 2-х т. Т. 2 .- М., 1990.

5. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра/Ф. Ницше. – Соч. В 2-х т. – М.,1990.

6. Хюбшер, А. Мыслители нашего времени/ А. Хюбшер. – М., 1994.

7. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление/А. Шопенгауэр. - Собрание сочинений. Т.1. – М.,1992.

Тема 13. Западная философия XX в.

Примерный план

1. Основные тенденции философии ХХ века: многообразие школ и тематических направлений.

2. Психоанализ и неофрейдизм: учение о бессознательном З. Фрейда, об архетипах и символах К. Юнга, о гуманистическом обществе Э. Фромма.

3. Экзистенциальная философия: понятие экзистенции, проблема подлинности и неподлинности бытия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю).

Литература

1. Андреев, Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век / Л.Андреев. – М., 1994.

2. Камю, А. Бунтующий человек/А. Камю. - М., 1990.

3. Лейбин, В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В.М. Лейбин. – М., 1990.

4. Мареев, С.Н. Философия ХХ века (истоки и итоги) / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. - М., 2001.

5. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.

6. Психоанализ и науки о человеке. - М., 1996.

7. Фрейд, З. Психология бессознательного/З. Фрейд. – М.,1989.

8. Фромм, Э. Душа человека/Э. Фромм. – М.,1992.

9. Ясперс, К. Смысл и назначение истории/К. Ясперс. – М., 1991

Тема 14. Философия в России

Примерный план

1. Этапы развития русской философии. Полемика славянофилов и западников об историческом пути России.

2. Учение Вл. Соловьева о Всеединстве

3. Философия русского космизма (Н.Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

Литература

1. Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. – М., 1990.

2. Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2 т. / В.В. Зеньковский. – Л.: «ЭГО», 1987.

3. Кувакин, В.Н. Религиозная философия в России: ХХ век /В.Н. Кувакин. – М., 1980

4. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1990.

5. Лосский, Н.О. История русской философии /Н.О. Лосский. - М.: Советский писатель, 1991.

6. О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990.

Литература

1. Бибихин, В. Мир. Язык философии /В. Бибихин. – СПб: Азбука, 2016.

2. Гиренок, Ф.И. Ускользающее бытие /Ф.И. Гиренок. – М.,1990.

3. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии /А.Л. Доброхотов. - М., 1986.

4. Лобанов, С.Д. Бытие и реальность /С.Д. Лобанов. – М.,1999.

5. Марсель, Г. Основы онтологии /Г. Марсель. – СПб., 1997.

6. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления/ М. Хайдеггер. - М., 1993.

Литература

1. Аксенов, Г.П. О причине времени /Г.П. Аксенов. // Вопросы философии. -1996. - № 1.

2. Гайденко, П.П. Время и вечность: парадоксы континуума /П.П. Гайденко. // Вопросы философии. – 2000. - № 6.

3. Девис, П. Случайная Вселенная /П. Девис. – М., 1985.

4. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: Учебник/ В.М. Найдыш. – М.:Альфа-М, 2009.

5. Осипов, А.И. Категории пространства и времени /А.И. Осипов. – М.,1989.

6. Хокинг, С. Краткая история времени /С. Хокинг. – СПб.: Атмосфера, 2010.

Тема 17. Происхождение и сущность сознания

Примерный план

1. Категория «сознание» в философии. Многообразие подходов к определению сущности сознания.

2. Природа сознания: биологические основы сознания, сознание и мозг, социальная обусловленность сознания.

3. Антропогенез и становление сознания. Сознание и язык. Сознательное и бессознательное.

Литература

1. Васильев, В.В. Трудная проблема сознания / В.В. Васильев. – М.: Прогресс-Традиция, 2009.

2. Дубровский, Д.И. Проблема идеального /Д.И. Дубровский. – М., 1983.

3. Иванов, А.В. Сознание и мышление /А.В. Иванов. – М., 1994.

4. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М. 1983.

5. Патнэм, Х. Философия сознания /Х. Патнэм. – М., 1999.

6. Сергеев, Б.Ф. Парадоксы мозга /Б.Ф. Сергеев. – М., 1985.

7. Серл, Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серл. – М., 2002.

8. Философия сознания: классика и современность. – М., 2007.

Литература

1. Ильин, В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. - М., 1993.

2. Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. – М.: Наука, 1980.

3. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая/ В.А. Лекторский. - М.: Эдиториал УРСС, 2006.

4. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Микешина. – М., 2002.

5. Соболева, М.Е. Истина: свойство, оператор, событие// Вопросы философии. – 2008. – № 2.

6. Чешев, В.В. Проблема познания в философии /В.В. Чешев. – Томск: Изд-во Том архит.-строит. ун-та, 2003.

Тема 20. Проблема личности.

Примерный план

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Закономерности личностного развития человека. Условия и механизмы формирования личности.

2. Нравственные основы личности. Проблема свободы, ответственности, морального выбора.

3. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.

Литература

1. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /К.А. Альбуханова-Славская. - М., 1991.

2. Ануфриев, Е.А. Личность и поведение /Е.А. Ануфриев. - М.,1991.

3. Бердяев, Н.А. Самопознание /Н.А. Бердяев. - М., 1991.

4. Быстрицкий, Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е.К. Быстрицкий. - Киев.1991.

5. Ильенков, Э.В. Что же такое личность?/Э В. Ильенков. - Философия и культура. - М.,1991.

6. Кемеров, И.Я. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл /И.Я. Кемеров.- М.,1977.

7. Левицкий, С.А. Трагедия свободы /С.А. Левицкий. - М., 1989.

8. Миллс, А.А. Гармоническое и дисгармоническое в личности /А.А. Миллс. - Рига, 1983.

9. Ноговицын, О.М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ истории свободы /О.М. Ноговицын. - М., 1990.

10. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.

11. Фромм, Э. Бегство от свободы /Э. Фромм. - М., 1990.

Тема 21. Человек и природа

Примерный план

1. Природа как основа человеческого бытия. Исторические формы взаимодействия человека и природы.

2. Природа естественная и искусственная. Географическая среда и ее роль в жизни общества.

3. Современная экологическая проблема: философские, научно-технические и нравственные аспекты.

Литература

1. Ахутин, А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время /А.В. Ахутин. – М.,1988.

2. Генон, Р. Кризис современного мира /Р. Генон. – М.,1991.

3. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой. – М.,1994.

4. Карпинская, Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия /Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, И.К. Огурцов А.П. - М., 1996.

5. Круть, И.В., Забелин, И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества /И.В. Круть, И.М. Забелин. - М., 1988.

6. Кутырев, В. Естественное и искусственное: борьба миров / В. Кутырев. – Нижний Новгород, 1994.

7. Платонов, Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы /Г.В. Платонов. – М.,1989.

8. Стратегия выживания: космизм и экология. – М.,1997.

9. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. - М., 1989.

10. Экологические проблемы / под ред. В.И. Данилова-Данильяна. – М.,1997.

Литература

1. Арон, Этапы развития социологической мысли /Р. Арон. – М., 1992.

2. Алексеев, П.В. Социальная философия /П.В. Алексеев. – М.,2003.

3. Барулин, В.С. Социальная философия /В.С. Барулин. - М., 1994.

4. Горский, Д.П. Учение Маркса об обществе. Критический анализ /Д.П. Горский. - М., 1994.

5. Зотов, А.Ф. Очерки социальной философии А.Ф. Зотов, В.Н. Шевченко. - М., 1994.

6. Ивин, А.А. Основы социальной философии. Учебное пособие для вузов / А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

7. Крапивенский, С.Э. Социальная философия. Учебник для вузов / С.Э. Крапивенский. – М.: Владос, 2004.

8. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество /П.А. Сорокин. - М.,1992.

9. Социальные знания и социальные изменения. – М.,2001.

10. Франк, С.Л. Духовные основы общества /С.Л. Франк. – М., 1992.

Литература

1. Гидденс, П. Устроение общества /Э. Гидденс. – М.,2005.

2. Маркс, К. Критике политической экономии. Предисловие /К. Маркс, Ф. Энгельс. - Соч. - Т.13.

3. Момджян, К.Х. Социум. Общество. История /К.Х. Момджян. - М., 1994.

4. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения /Т. Парсонс.//Thesis. - 1993. - № 1. - Вып.2.

5. Парсонс, Т. Система современных обществ/ Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1998.

6. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет /П.А. Сорокин. – М.,1994.

7. Федотова, В.Г. Хорошее общество / В.Г. Федотова. – М.: Прогресс-Традиция, 2005.

Тема 24. Философия истории

Примерный план

1. Философия истории: понятие исторического закона, единство и многообразие исторического процесса, смысл и направленность истории.

2. Движущие силы развития общества.

3. Проблема периодизации человеческой истории. Формационная, цивилизационная и культурологическая концепции развития общества. Прогресс и регресс, проблема критериев общественного прогресса.

Литература

1. Бердяев, Н.А. Смысл истории /Н.А. Бердяев. - М., 1990.

2. Гобозов, И.А. Введение в философию истории /И.А. Гобозов. - М., 1993.

3. Гумилев, Л.Н. История людей и история природы / Л.Н. Гумилев. - М.,1993.

4. Карсавин, Л.П. Философия истории /Л.П. Карсавин. - СПб., 1993.

5. Ортега-и-Гассет, Х. История как система /Х. Ортега-и-Гассет. //Вопросы философии. - 1996. - № 6.

6. Тойнби, А. Постижение истории /А. Тойнби. - М., 1991.

7. Фукуяма, Ф. Конец истории?/Ф. Фукуяма. //Вопросы философии. - 1990. - № 3.

8. Шпенглер, О. Закат Европы /О. Шпенглер. - М., 1993.

9. Ясперс, К. Смысл и назначение истории /К. Ясперс. – М.,1991.

Литература

1. Аткиссон, А. Как устойчивое развитие может изменить мир / А. Аткинсон. - М.: Бином, 2012.

2. Гизатуллин, В.А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма / В.А. Гизатуллин, В.А. Троицкий. //Общественные науки и современность. 1998. № 5. С.124-130.

3. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой: [Сб.] / Отв. ред. А.В.Сагадеев. - М., 1994.

4. Ермаков, А.С. Что такое устойчивое развитие / А.С. Ермаков, Д.С. Ермаков.//Химия и жизнь. 2012, № 11.

5. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы: Спецкурc. - М.: РОУ, 1996.

6. Лейбин, В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба /В.М. Лейбин. – М.: Политиздат, 1982.

7. Нижников, С.А. Философия: курс лекций / С.А. Нижников. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006

8. Пфаненштиль, И.А. Глобалистика: проблемы и перспективы /И.А. Пфаненштиль. – Красноярск, 2006.

9. Родионова, И.А. Глобальные проблемы человечества: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 1994..

10. Турчин, А. Футурология XXI век. Бессмертие или глобальная катастрофа / А. Турчин, М. Батин. – М.: Бином, 2012.

Литература

1. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) / П.П. Гайденко. – М.,1987.

2. Кочергин, А.Н. Методы и формы научного познания /А.Н. Кочергин. – М., 1990.

3. Кун, Т. Структура научных революций /Т. Кун. – М.,1985.

4. Мамчур, Е.А. Проблема социокультурной детерминации научного знания /Е.А. Мамчур. – М.,1987.

5. Степин, В.С. Философия науки и техники /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995.

6. Попер, К. Логика и рост научного знания /К. Поппер. – М., 1983.

7. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки /П. Фейерабенд. – М.,1990.

Тема 27. Философия техники.

Примерный план

1. Понятие техники. Основные этапы и объективные закономерности развития техники.

2. Традиционная и техногенная цивилизация. Техника как фактор общественного развития. Технологический детерминизм и технократия.

3. Человек в техногенном мире. Влияние техники на систему смыслов и ценностей человека.

Литература

1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агаци. –М.: Моск. филос. фонд, 1998.

2. Бек, Х. Сущность техники // Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. С172-190.

3. Горохов, В.Г. Введение в философию техники: Учеб. пособие / В.Г. Горохов, М.В. Розин. – М.: ИНФРА-М, 1989.

4. Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995.

5. Розин, В.М. Понятие и современные концепции техники / В.М. Розин. – М.: ИФ РАН, 2006.

6. Тавризян, Г.М. Техника, культура, человек / Г.М. Тавризян. – М.: Наука, 1986.

7. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее : Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, Люкс, 2004.

Литература

1. Горохов, В.Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре / В.Г. Горохов. – М.: Знание, 1987.

2. Горохов, В.Г. Техника и культура /В.Г. Горохов. – М.: Логос, 2010.

3. Ленк, Х. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники // Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. С 372-393.

4. Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995.

5. Хунинг, А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности // Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. С. 404-419.

Вопросы для самоподготовки к итоговому контролю знаний

1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества. Предмет и функции философии.

2. Понятие мировоззрения. Философия как квинтэссенция мировоззрения. Философия в структуре форм духовного освоения бытия.

3. Философия и наука: сходство, различие, взаимодействие.

4. Сущность мифологического мировоззрения. Предпосылки перехода от «мифа к логосу».

5. Философия Древнего Китая. Социально-этическое учение Конфуция. Основные принципы даосизма.

6. Формы развития философии Древней Индии. Упанишады. Характеристика философского учения буддизма.

7. Космоцентризм античной философии. Основные философские школы Древней Греции.

8. Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.

9. Философия Средних веков. Принцип теоцентризма.

10. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

11. Наукоцентризм философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.

12. Немецкая классическая философия: основные представители и их учения.

13. Характеристика неклассической философии конца XIX – начала XX вв.

14. Основные направления и школы западной философии XX в. Философские традиции и современные дискуссии.

15. Особенности развития философии в России. Основные направления и представители русской философии.

16. Онтология как учение о бытии. Понятие бытия. Изменение представлений о бытии в истории философии.

17. Различие способов существования бытия: бытие материальное и духовное. Понятие субстанции.

18. Философское учение о материи. Основные подходы к определению понятия материи.

19. Виды материи и уровни ее организации. Материя и движение. Пространство и время как формы существования материи.

20. Проблема сознания: философский и научный подход. Происхождение и сущность сознания.

21. Познание как предмет философского анализа. Познание и знание. Основные виды знания. Сущность агностицизма.

22. Соотношение чувственного и рационального в познавательной деятельности человека. Формы чувственного и рационального познания.

23. Понятие истины. Классическая и современные концепции истины. Истина и заблуждение.

24. Человек как философская проблема. Образ человека в различных философских системах

25. Биосоциальная природа человека: современные научно-философские дискуссии. Проблема антропосоциогенеза.

26. Предмет социальной философии. Понятие общества. Основные методологические подходы к его анализу.

27. Общество как система. Сферы общественной жизни.

28. Социальная структура общества. Понятия социальной стратификации и социальной мобильности.

29. Философия истории. Проблемы развития общества: направленность, смысл и законы истории.

30. Глобальные проблемы современности, их содержание и взаимосвязь. Пути решения глобальных проблем.

31. Общество и природа. Природа как необходимое условие существования человека и общества. Экологические проблемы современности.

32. Наука как особая форма познания. Структура и динамика научного знания.

33. Методы и формы научного познания.

34. Техника и ее роль в развитии общества. Будущее техногенной цивилизации.

Основная литература для самоподготовки по курсу «Философия»

1. Балашов Л.Е. Философия. Учебник. – М.: Дашков и Ко. – 2010.

2. Введение в философию: Учебник для вузов / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 2003.

3. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.

4. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. - М.:Олимп; Изд. АСТ, 2002.

5. Завьялова Л.П., Демьяненко В.А., Леопа А.В. Философия: учеб. пособие: в 2 частях. Ч. 1. Историко-философское введение. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.

6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2008.

8. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008.

9. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко.— М.: Юристъ. 2008.

Справочные издания

1. Краткий философский словарь. – М.: Проспект,РГ-Пресс, 2016.

2. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

3. Современная западная философия: Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

4. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

Электронные ресурсы

· Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/

· Сайт журнала «Вопросы философии» http://vphil.ru/

· Сайт «Цифровая библиотека по философии» http://filosof.historic.ru/

· Сайт «Библиотека Максима Мошкова», раздел «Философия» http://lib.ru/FILOSOF/

· Сайт « Философский портал» http://www.philosophy.ru/

Содержание

Общие сведения 3

Темы контрольных работ 5

Вопросы для самоподготовки к итоговому

Контролю знаний 23

Основная литература для самоподготовки

По курсу «Философия» 25

Философия: метод. указания по контрольным работам /сост.: Л.П. Завьялова. – Красноярск: СФУ, 2017.

Приведены темы контрольных работ и методические рекомендации к их выполнению, списки литературы для самоподготовки к зачету и экзамену.

Предназначены для студентов всех специальностей заочной формы обучения.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Философия представляет собой теоретическое ядро гуманитарных дисциплин, изучаемых в высшем учебном заведении. Отличительными особенностями философии являются системность, логическая обоснованность и всеобщность основных положений и выводов. Она возникает из потребности человека дать целостное, логически обоснованное и предельно широкое знание об окружающем мире. Подобные свойства философии воспитывают особые качества человеческого мышления: способность к абстрактным теоретическим обобщениям, умение выделить сущностные характеристики предметов и явлений, понимание закономерностей их развития. Эти качества являются важными для профессиональной деятельности специалиста.

Программа курса философии составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Тематика курса предполагает изучение генезиса философии, основных историко-философских направлений и концепций. Студент должен иметь представление об основных разделах философского знания. Он должен знать фундаментальные философские принципы и понятия, уметь применять это знание при анализе проблем.

Студент заочной формы обучения осваивает курс самостоятельно, используя рекомендованные учебные пособия и получая консультации преподавателя.

Важное место в процессе изучения курса философии отводится выполнению контрольной работы. Цель контрольной работы – расширение знаний по отдельной философской проблеме на основе изучения дополнительной литературы. Контрольная работа должна быть написана в течение семестра и до сессии сдана в деканат. Зачет контрольной работы является допуском к экзамену. В случае, если работа не будет зачтена, необходимо внести исправления и представить новый вариант.

Тема контрольной работы определяется на основе прилагаемого перечня, в соответствии с последней цифрой номера (шифра) зачетной книжки. При этом возможны несколько вариантов. Например, зачетная книжка № 360085 позволяет выбрать тему 5 или 15. К каждой теме мы предлагаем примерный план, который поможет студенту представить основные вопросы и логику рассмотрения проблемы, а также список литературы.

Любая контрольная работа имеет формальную (внешнюю) и содержательную (внутреннюю) стороны. Формальная сторона предполагает оформление, которое должно соответствовать установленным требованиям. На титульном листе необходимо указать: название вуза; факультет; название темы контрольной работы; фамилию исполнителя и номер его зачетной книжки; фамилию преподавателя; город и год написания работы.

На второй странице помещается план работы. Студент может взять рекомендованный в данном пособии план без изменений или внести в него свои коррективы. Такие части работы, как введение и заключение, в плане не нумеруются. Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи. В заключении подводятся итоги изложения темы, делаются выводы. Объем введения и заключения примерно составляет 0,5 – 1 страницу. Весь текст работы должен быть поделен на разделы в соответствии с планом.

Текст печатается на бумаге формата А4 (210×297). Шрифт Times New Roman, размер 14. Межстрочный интервал – 1,5. Общий объем работы должен составлять 18-20 страниц. При невозможности выполнить работу на компьютере допускается и рукописный вариант.

Приводимые в работе ссылки на литературные источники или цитаты из них помещаются либо в подстрочнике, либо в списке литературы в конце контрольной работы, а в тексте ставятся соответствующие цифры в скобках. Например, цифры [3; 130] означают номер источника в списке литературы и страницу.

В конце работы помещается список использованной литературы в алфавитном порядке. При описании книги необходимо указать фамилию автора, название книги, место и год издания. Если это коллективная монография или учебник, то указывается фамилия ответственного редактора. Если используется многотомное издание, то указывается общее количество томов, а затем соответствующий том. При описании журнальной статьи требуется указать фамилию автора, ее название, через знак // указать название журнал

Наши рекомендации