Проблема социального в философии.

Рассматривая общество как систему взаимо­действий людей, можно выделить несколько подходов к пониманию его основ. С одной стороны можно принять за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), с другой – видеть эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество – это прежде всего совмест­ная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются опреде­ленные отношения, касающиеся средств и способов удовлетво­рения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчи­вый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, по­скольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разуме­ется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и пове­дения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отноше­ний, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общест­венные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существо­вания. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения составля­ют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производст­венной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравствен­ной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах мате­риальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т.д. Значение всех этих факторов опреде­ляется тем, насколько они способствуют удовлетворению разно­образных потребностей людей, созданию условий для их разви­тия, проявления их творческих способностей.

Можно выделить объективную и субъективную сторону об­щественного бытия. Объективная его сторона – это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия от­носится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся. Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начи­нать свою общественную жизнь.

Субъективная сторона общественного бытия людей – это их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать одно пояснение. К сознанию и воле понятие «бытие» применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в деятель­ности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, скорее, не непосредственно общественное бытие в его, так сказать, пред­метном существовании, а его мысленное отражение – идеаль­ная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.

Наши рекомендации