Проблема антропосоциогенеза.

Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. К вопросу о происхождении жизни человека антропологи и философы подходят с различных и внешне противоречащих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками недостающего» звена и биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека. Философы стремятся выявить и обрисовать сам прорыв «постепенности» – революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления.

Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный переход и период становления человека (антропогенеза) и становление общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течение 3–4 млн. лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся писаная история.

Важнейшая чета антропосоциогенеза – его комплексный характер, поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что сначала возник труд, потом общество, а позднее – язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального антропогенетического фактора, в связи с которым формируется и общежитие и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика.

Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В самом широком смысле слово язык – это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Язык в более узком смысле – это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми достигает если не предела, то максимума эффективности. Язык участвует в самом порождении нашей предметной среды, равно и как социального единства человеческих индивидов. В примитивных обществах один из наиболее простых речевых актов – называние – был священным, ритуальным действием, участники которого как бы сплачивались в тождественном понимании называемой вещи. Тем самым посредством языка конструировалась сама социальность. Лишь посредством языка и с его помощью первичные материальные условия существования палеантропа могли подразделяться на категории «жилище, одежда, утварь» Но это значит, что предметно-практическая деятельность смогла формироваться не раньше, чем появился язык.

Формирование общественных отношений.

Табу на близкородственные связи – первый в роду простейших нравственно-социальных запретов, возникших в глубокой древности. Табу различаются тремя существенными признаками:

1. Нравственно-социальные запреты касаются всех членов родовой общины, как слабых, так и сильных, тогда как в стаде, «недозволенное» существует лишь для слабейших

2. Они принципиально несводимы к инстинкту самосохранения, диктуя человеку поступки, подчас индивидуально вредные (самоограничение), а иногда даже и самоубийственные (самопожертвование).

3. Они имеют характер обязательств, нарушение которых ведет за собой кару, исполняемую общиной как целым. Это – остракизм, т.е. поголовное отвращение от преступника, изгнание его из племени.

Можно выделить три простейших нравственно-социальных требования: 1. запрет на инцест, 2. абсолютный запрет на убийство соплеменников, 3. требование поддержания жизни и прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. В ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию.

Проблема смерти.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего существования, человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Смерть вызывает сильнейшие эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины человеческого мира. Человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Эта тема как правило занимает центральное место во всей культуре и творчестве человека.

В наши дни социально-этические и нравственно-гуманистические аспекты проблемы смерти привлекают к себе возрастающее внимание в связи не только со все более широко осознаваемыми и обострившимися личностными дилеммами и альтернативами бытия, но и с успехами биомедицинских исследований, в частности реаниматологии, способствующей возвращению к жизни людей, в том числе даже находившихся в состоянии клинической смерти. Уже сейчас многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, как наука о жизни, была дополнена новыми представлениями о биологии смерти.

В какой-то мере проблема, да и сам термин «право на смерть» звучит парадоксально – ведь на протяжении веков предпосылкой всех человеческих прав являлось самое главное – право на жизнь. Добровольный уход из жизни – самоубийство – осуждалось и осуждается не только религией, психиатрией, вплоть до того, что самоубийц запрещается хоронить на кладбище. Однако до сих пор вопрос о выборе права на жизнь или смерть остается не только правом добровольного выбора, но и сложнейшей социальной проблемой, в которой задействованы не только проблемы ответственности, но и отчуждения (продукт творчества может стать враждебным его создателю).

Проблема жизни.

Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая форма, но включающая их в снятом виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т.п.).

Известен ряд концепций происхождения и сущности жизни:

1. Креационизм (Линней, Кювье) – жизнь суть творение высшей сущности.

2. Витализм, восходящий к учению об энтилехии тела Аристотеля, пытающийся объяснить процессы жизни действием нематериальной «жизненной силы», «жизненного порыва (Бергсон), аналогичные идеи высказывались представителями эмерджентной эволюции (философии экстремальных ситуаций) и холизма (философия целостности, согласно которой миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности, формы материи обновляются, преобразуются, развиваются не оставаясь никогда постоянными, таким образом холистический процесс отвергает закон сохранения материи.

3. К концепциям, свойственным метафизическому материализму относят гипотезу С.Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция К.Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи.

4. Теория, выдвинутая Опариным, предполагающая первоначальное образование белково-подобных комплексных коллоидных систем – коацерватов, а затем первых живых тел.

Среди материалистических теорий, предназначенных для объяснения механизма развития органического мира, важнейшими являются учение Ж.Б.Ламарка и неоламаркизм об упражнении и неупражнении органов как источнике новых признаков организмов, приобретаемых или в процессе индивидуальной жизни и якобы наследуемых. Теория естественного отбора Ч.Дарвина.

Согласно данным современной науки, в результате соединения, возникших абиотическим путем аминокислот образовалась материальная система, состоящая из двух подсистем – управляющей и управляемой (ядра клетки и цитоплазмы). Вопрос – является ил жизнь на Земле уникальной остается открытым. Поиски проявлений жизни на других небесных телах солнечной системы до сих пор не увенчались успехом. Решение вопроса о том, является ли существующая на Земле жизнь требует экспериментального исследования и не может быть получено умозрительным путем.

Лекция № 10

Наши рекомендации