СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
ТЕМА. ФИЛОСОФИЯ ФРЕЙДИЗМА.
Цель:
- углубить знания студентов о психоанализе, принципах деятельности бессознательного, основных человеческих комплексах и неврозах, о психоаналитической базе искусства, религии, культуры в целом, психологии «коллективного бессознательного», о комплексах неполноценности, противоречивости человеческого существования, о теории «одномерного человека»;
- формировать умение рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- продолжать совершенствовать умение отвергать ненужную или неверную информацию;
- формировать умение понимать, как различные части информации связаны между собой;
- формировать умение выявлять противоречия и предлагать свой вариант его разрешения;
- совершенствовать умение принимать участие в дискусси,
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ- заслушивание сообщений по предлагаемым темам.
Требования к сообщению:
1)определение главной проблемы;
2)построение плана выступления при помощи вспомогательных проблем;
3) свободное владение знаниями раскрываемой проблемы;
4) определить свое отношение к проблеме;
5) дать оценку взглядам философа.
Методические советы.
1. При подготовке сообщения и выполнения заданий практической части использовать интернет – рессурсы.
2. Для подготовки выбирается одно из учений философов.
3. Если вам необходима дополнительная информация, можете обратиться к рекомендованным учебникам по философии;
4. Выступление по времени не должно превышать 7 минут.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. З. Фрейд - основоположник психоанализа
2. Учение А. Адлера о комплексе неполноценности.
3. К. Юнг и его учение о коллективном бессознательном.
4. Э. Фромм о противоречивости человеческого существования.
5. Противоречия в творчестве Э. Фромма
6. Эго – теория личности Э. Эриксона
7. Теория Хорни о развитии личности.
8. Хорни о достижении человеком чувства безопасности.
9. Хорни о психологии женщины.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ– выполнение заданий обязательно для всех.
Задание №1. Составьте ответы на вопросы:
1. При каких обстоятельствах З. Фрейд пришел к созданию своего метода – психоанализа?
2. Что является движущей силой человека по утверждению Адлера?
3. Что собой представляет «социальный характер» по Фрому?
4. Чем отличалась теория Я Эриксон от понимания Я Фрейдом?
5. Какую потребность детства Хорни считает главной?
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерий оценивания сообщения:
- при выполнении всех требований к подготовке сообщений – 60 баллов;
- при невыполнении одного из 5 требований – минус – 12 баллов;
Критерий оценивания практической части:
- правильно составленные ответы – 40 баллов;
- каждый не правильно составленный ответ – минус – 8 баллов.
Общее оценивание:100 - 95 – 5; 94 - 80 – 4; 79 – 50- 3; 49 – 20 – 2.
Понятия
Психоанализ. Невроз. Комплекс неполноценности. Агрессивное стремление. Компенсация. Неофрейдизм. Невротическая личность. Сублимация. «Оно». Танатос. Либидо. « Сверх - Я». Эрос. «Я». «Маскулинный протест». Сексуальная травма. Феминистский психоанализ. Ассоциативные связи. Вытеснение. Бессознательное.
Литература
1. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.
2. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
3. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 327.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. С. 99—100.
5. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990
6. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991
7. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
8. Хорни К. Женская психология. М., 1994.
9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2002.
10. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М., 1999.
11. Хорни К. Новые пути в психоанализе. М., 1998.
12. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. С. 216.
13. Юнг К. Аналитическая психология. СПб., 1994. С. 15.
14. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. С. 67.
Фрейдомарксизм» Э.Фромма
Выдающимся последователем Фрейда, помимо Юнга, был Эрих Фромм (1900—1980). Его учение — это синтез фрейдистских, марксистских и экзистенциалистских идей. Свои взгляды Фромм характеризовал как «радикальный гуманизм», «диалектический гуманизм», «гуманистический психоанализ». Особая роль Фрейда и Маркса в формировании воззрений Фромма позволяет называть его учение фрейдомарксизмом.
Уже будучи доктором философии, Фромм в 30-х годах прошел курс обучения в Психоаналитическом институте в Берлине. Но, как впоследствии вспоминал сам Фромм, уважение к основателю психоанализа не помешало ему пересмотреть ряд фундаментальных положений в учении Фрейда и, в частности, его трактовку бессознательного. У Фрейда речь шла об индивидуальном бессознательном, у Юнга — о коллективном бессознательном. В отличие от них, Фромм исходит в своем учении из социального бессознательного, которое не является уровнем или нишей человеческой психики. По мнению Фромма, бессознательное — это состояние психики. Это идеи, настроения и переживания людей, которых общество лишило ясной осознанности посредством ряда «фильтров»: языка, логики, социальных табу. Так, к примеру, в годы III Рейха добропорядочные немцы искренне «не замечали» существования концлагерей.
Следующим нововведением Фромма стал «социальный характер», который он отличал от индивидуального характера человека. С помощью идеи «социального бессознательного» и «социального характера» Фромм пытался уточнить и углубить марксистское учение об экономическом базисе общества и его политико-идеологической надстройке. Впоследствии появляется работа с характерным названием «Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом».
В ней Фромм отмечает, что Маркс нигде и никогда не показывал, как базис переходит в надстройку. Он пишет: «Я считаю, что этот пробел в марксистской теории можно восполнить средствами психоанализа и что существует возможность познать механизмы, с помощью которых осуществляется связь между экономической базисной структурой и надстройкой» .
Уточняя эти механизмы, Фромм как раз и разрабатывает представление о «социальном характере», который направляет энергию больших масс людей в определенное русло. Отдельный индивид овладевает социальным характером в процессе так называемой «социализации». При этом структура социального характера меняется от эпохи к эпохе, обеспечивая, согласно Фромму, органическую связь между экономикой, политикой и идеологией исторического времени.
Значительное место в учении Фромма занимает анализ отчуждения, которое интересует его прежде всего как морально-психологическая проблема. Разбираясь в природе отчуждения, Фромм опирается на экзистенциализм, фрейдизм и марксизм одновременно. В результате предпосылкой отчуждения у него оказывается само положение человека в этом мире. Ведь выделившись из природы, он так и не обрел действительной независимости от нее. Будучи свободным внутри сознания, пишет Фромм, внешне человек остался узником природы. Человек, по мнению Фромма, оказывается ни там, ни здесь, его существование — это экзистенциальный конфликт. А потому поведение каждого индивида следует рассматривать как ответ на вызов времени и обстоятельств.
Вслед за экзистенциалистами, Фромм различает подлинное и неподлинное существование человека, именуя первое «бытием», а второе — «обладанием». То и другое — антагонисты: когда человек «обладает», он утрачивает свое подлинное «бытие», и наоборот — обрести подлинное «бытие» человек может только путем отказа от «обладания». Естественно, что «бытие» Фромм связывает со свободой и творчеством как существенными сторонами человеческой жизни. Что же касается ситуации «обладания», которая, согласно Фромму, возникает в результате отчуждения и самоотчуждения человека, то здесь можно разобраться лишь с помощью психоанализа в его новой версии.
Разрабатывая эту новую версию психоанализа, Фромм активно использует представления Фрейда о «вытеснении», «сопротивлении», «перенесении» как психических реакциях на травмирующие внешние воздействия. Под этим углом зрения Фромм, в частности, исследовал немецкий фашизм. Надо сказать, что природа фашизма интересовала и Фрейда, который считал его прорывом на поверхность культуры бессознательного «Оно», которое мстит «Сверх-Я» за социальную муштру. Иначе объяснял эту разрушительную силу Фромм, у которого самозабвенное подчинение фюреру рождается отнюдь не в таинственных недрах индивидуальной психики. Согласно Фромму, любое идолопоклонничество есть результат перенесения на кого-то или что-то своих собственных сил, способностей и т.д., вплоть до смысла жизни. И такого рода самоотречение, которое доводится до предела при тоталитаризме, присутствует уже при формально свободном буржуазном обществе.
Критике фашизма как добровольного рабства посвящена одна из ранних работ Фромма «Бегство от свободы», написанная в 1941 году, когда победа над фашизмом могла быть только мечтой. В этой работе Фромм указывает на мучительное внутреннее беспокойство, которое испытывают многие люди в демократическом обществе при всех известных политических свободах. Свобода оказывается тяжелым бременем для человека, он не знает, что делать с этой свободой, поскольку в демократических государствах она является «свободой от», но не «свободой для» из-за отсутствия всякого положительного идеала.
В этих условиях, как показал Фромм, люди согласны пожертвовать свободой ради обретения спокойствия. В результате человек, лишенный способности самостоятельно мыслить, становится игрушкой в руках демагогов, объектом манипулирования со стороны «анонимных авторитетов». Таким образом, желание бегства от «свободы», согласно Фромму, формируется не фашизмом, а демократией. Фашисты только пользуются плодами деятельности «демократов», создавших нетерпимую обстановку «давящей терпимости».
Надо сказать, что, обнажая внутреннюю связь фашизма с западной демократией, Фромм наиболее последовательно опирается на марксистскую методологию. Поэтому ему, безусловно, близка мысль о том, что именно общественное мнение демократического общества обязывает каждого «терпеть» вседозволенность, расценивая протест против вседозволенности как «тоталитаризм». В конечном счете тоталитаризмом оказывается любое целостное и последовательное мировоззрение, «тоталитарным» объявляется само понятие истины, а всякое притязание на научность становится дурным тоном.
В условиях такой «репрессивной терпимости» человек должен или взбунтоваться, или стать, по словам Г. Маркузе, «рабом со счастливым сознанием». Это «счастье» есть результат полной самоутраты человека, результат абсолютного конформизма. Точно так же считал и Фромм, по мнению которого приспособить человека к жизни в таком демократическом обществе можно, но только «сломав духовный стержень человека — его чувство гордости и достоинства» . Такой формально вежливый и внешне доброжелательный человек будет интересоваться тем, что служит комфорту и удобству. Философия его интересует лишь такая, которая ни к чему не обязывает. Высшую ценность для него представляет лишь сила и успех. И наоборот. «Недостаток силы, — пишет Фромм, — служит для такого человека безошибочным признаком вины и неполноценности; если власть, в которую он верит, проявляет признак слабости, то его любовь и уважение превращаются в презрение и ненависть».
По сути дела здесь перед нами развернутая характеристика определенного социального характера, который принято определять как конформистский. Столь же удачные характеристики дает Фромм некрофилии как одному из психологических проявлений отчуждения. Некрофил — это человек, который тянется, согласно Фромму, ко всему искусственному. Он любит то, что не растет и не меняется, т. е. механизмы, в противоположность организмам. Живая жизнь его пугает непредсказуемостью и неповторимостью. А в результате некрофил, в отличие от биофила, жестоко обходится с природой, бездумно и бездушно уничтожает ее. Синдром разрушения (деструкции), таким образом, становится следующим проявлением самоотчуждения человека. Там, где для творчества нет социальных условий, жажда созидания, отмечает Фромм, оборачивается своей противоположностью, т. е. разрушением. Агрессия оказывается отчужденным выражением творчества.
Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм — таковы социальные характеры, которые формируются, согласно Фромму, на почве отчуждения.
Хорни о психологии женщины
Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан "мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами". Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.
Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское "превосходство". Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала "переоценку" женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям.
"В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными – такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера".
Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.
Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением. Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.
Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.
К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.
СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
ТЕМА. ФИЛОСОФИЯ ФРЕЙДИЗМА.
Цель:
- углубить знания студентов о психоанализе, принципах деятельности бессознательного, основных человеческих комплексах и неврозах, о психоаналитической базе искусства, религии, культуры в целом, психологии «коллективного бессознательного», о комплексах неполноценности, противоречивости человеческого существования, о теории «одномерного человека»;
- формировать умение рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- продолжать совершенствовать умение отвергать ненужную или неверную информацию;
- формировать умение понимать, как различные части информации связаны между собой;
- формировать умение выявлять противоречия и предлагать свой вариант его разрешения;
- совершенствовать умение принимать участие в дискусси,
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ- заслушивание сообщений по предлагаемым темам.
Требования к сообщению:
1)определение главной проблемы;
2)построение плана выступления при помощи вспомогательных проблем;
3) свободное владение знаниями раскрываемой проблемы;
4) определить свое отношение к проблеме;
5) дать оценку взглядам философа.
Методические советы.
1. При подготовке сообщения и выполнения заданий практической части использовать интернет – рессурсы.
2. Для подготовки выбирается одно из учений философов.
3. Если вам необходима дополнительная информация, можете обратиться к рекомендованным учебникам по философии;
4. Выступление по времени не должно превышать 7 минут.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. З. Фрейд - основоположник психоанализа
2. Учение А. Адлера о комплексе неполноценности.
3. К. Юнг и его учение о коллективном бессознательном.
4. Э. Фромм о противоречивости человеческого существования.
5. Противоречия в творчестве Э. Фромма
6. Эго – теория личности Э. Эриксона
7. Теория Хорни о развитии личности.
8. Хорни о достижении человеком чувства безопасности.
9. Хорни о психологии женщины.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ– выполнение заданий обязательно для всех.
Задание №1. Составьте ответы на вопросы:
1. При каких обстоятельствах З. Фрейд пришел к созданию своего метода – психоанализа?
2. Что является движущей силой человека по утверждению Адлера?
3. Что собой представляет «социальный характер» по Фрому?
4. Чем отличалась теория Я Эриксон от понимания Я Фрейдом?
5. Какую потребность детства Хорни считает главной?
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерий оценивания сообщения:
- при выполнении всех требований к подготовке сообщений – 60 баллов;
- при невыполнении одного из 5 требований – минус – 12 баллов;
Критерий оценивания практической части:
- правильно составленные ответы – 40 баллов;
- каждый не правильно составленный ответ – минус – 8 баллов.
Общее оценивание:100 - 95 – 5; 94 - 80 – 4; 79 – 50- 3; 49 – 20 – 2.
Понятия
Психоанализ. Невроз. Комплекс неполноценности. Агрессивное стремление. Компенсация. Неофрейдизм. Невротическая личность. Сублимация. «Оно». Танатос. Либидо. « Сверх - Я». Эрос. «Я». «Маскулинный протест». Сексуальная травма. Феминистский психоанализ. Ассоциативные связи. Вытеснение. Бессознательное.
Литература
1. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.
2. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
3. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 327.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. С. 99—100.
5. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990
6. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991
7. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
8. Хорни К. Женская психология. М., 1994.
9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2002.
10. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М., 1999.
11. Хорни К. Новые пути в психоанализе. М., 1998.
12. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. С. 216.
13. Юнг К. Аналитическая психология. СПб., 1994. С. 15.
14. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. С. 67.