Р. Декарт – основатель современной философско-правовой традиции

Рене Декарт (1596–1650 гг.). Один из основателей философии Нового времени, занимался физикой и астрономией, пытался создать заново законченное философское знание. Основные сочинения: «Рассуждение о методе» (1637 г.), «Начала философии» (1644 г.). Разработал метод, который получил название «картезианское сомнение». Основа его философии состоит в доверии к разуму. «Я мыслю, следовательно, я существую», – основной тезис Р. Декарта.

Декарт развивает учение о методе:

1) не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен;

2) разделять проблему на несколько частей;

3) идти в познании от простого к сложному;

4) делать перечни, то есть все описывать, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Р. Декарт – основатель современной философско-правовой традиции - student2.ru У Декарта было жизненное правило: «Побеждать скорее себя, чем судьбу, и менять скорее желания, чем мировой порядок, верить, что нет ничего, что, было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей».

Р. Декарт – основатель современной философско-правовой традиции - student2.ru Р. Декарт – основатель современной философско-правовой традиции - student2.ru Р. Декарт – основатель современной философско-правовой традиции - student2.ru Идеи

           
   
Изобретенные мной самим  
 
Врожденные
 
Чуждые и приходящие извне
 
 

Рисунок 8 – Характеристика идей у Декарта.

Интересно представлена у Декарта идея Бога. Он рассуждает следующим образом: «Я не мог создать себя, значит, есть еще более совершенная реальность, чем та, на которую я могу сам претендовать. Причиной этой идеи должен быть сам Бог. Следственно, идея Бога есть доказательство бытия Божия. Следовательно, ясность и четкость идеи Бога позволяет нам сделать вывод о том, что также и все другое, познаваемое мною, ясно и четко является истинным.

Он приводит систему доказательств:

1) мы имеем ясное и четкое представление о протяженном телесном мире: следственно, существует и этот мир, основным свойством которого является протяженность;

2) следственно, можно считать доказанным существование Бога, мышления, протяженности, то есть материального мира;

3) Бог есть не созданная субстанция;

4) мышление и протяженность, – созданные субстанции;

5) человек – мыслящая субстанция;

6) человек есть машина;

7) материя состоит из мельчайших телец, которые различаются по форме и величине.

Итак, он рассматривал скорее мысли, чем внешние объекты, как начальные эмпирические достоверности. Они были очень важны и оказали глубокое воздействие на всю последующую философию. Декарт разделил дух и материю, эта традиция шла от Платона. У него два мира: мир разума и мир материи (они независимы друг от друга).

Идеи Р. Декарта существенно повлияли на формирование рационалистической традиции в современной философии права. Неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм строили свои концепции в философии права, опираясь на рационалистическую традицию, которая идет от Декарта.

Контрольные вопросы:

1. Как в Новое время меняется представление о мире?

2. Каким идолам, согласно Бэкону, подвержено сознание человека?

3. Как понимал Спиноза естественное право?

4. Почему Декарт – один из основателей рационалистической традиции в философии права?

Наши рекомендации