Платон и идея справедливого государства

Платон жил в Афинах в 428/427 – 348/347 гг. до н.э. Платон – псевдоним, которому он обязан своим мощным торсом, настоящее его имя Аристокл. Платон основывает в Афинах академию в гимнассии, расположенной в парке, посаженном в честь героя Академии. Академия Платона просуществовала 915 лет. Он оставил после себя 34 диалога, 24 письма. Платон – объективный идеалист. Он считал, что философия – это борьба материализма и идеализма. Сочинения Платона дошли до нас в полном, упорядоченном виде грамматиком Трасиллом. Интерпретация и оценка этих сочинений породила проблему «Платона». Неясно, когда в своих сочинениях Платон излагает свои мысли, а когда мысли Сократа, учеником которого он был.

Философ открыл реальность сверхчувственного, надфизического пространства, признаки которого просматриваются в предшествующей философии физиков. Философ задавал вопрос: «Являются ли причины физического и механического характера истинными или, напротив, они со-причины, ведущие и служащие другим, более высоким причинам?». Платон считал, что необходимо смещение на новое измерение бытия сверхчувственного, умопостигаемого на то, что может быть схвачено лишь интеллектуально.

Почему вещь красивая? Натуралист объяснит это чисто физическими причинами: цветом, формой, и т.д. Платон считал, что это не подлинная причина, а подлинная причина – нечувственная, умопостигаемая. Философ утверждал, что есть два бытия: видимое и невидимое.

Платон и идея справедливого государства - student2.ru Платон и идея справедливого государства - student2.ru Платон и идея справедливого государства - student2.ru Два плана бытия

       
 
Феноменального (видимого).  
 
Метафеноменального(невидимого улавливаемого только интеллектом). Это мир идей. Идеи – отражают сущность вещи, «парадигму», они образуют перманент, модель вещи.  
 

Рисунок 2 – Характеристика бытия в теории Платона.

Место, где находятся идеи верхфизического мира –гиперурания. Они не осязаемы, без цвета и формы. Мир идей – непространственный, умопостигаемый, надфизический.

Структура идеального мира:

1) идей множество;

2) иерархически организованная система (нижние подчинены верхним и т.д.);

3) Благо и Единое – на вершине. «Благо – аспект единого»;

4) дуализм единого и многого, малого и большого.

Идеальный и объективный мир идей – безотносительный, независимый, неизмененный, тождественный, бесформенный, вечный, единый; он не воспринимается чувствами, постижим лишь Богом.

Платон задает вопрос: «Кто сделал этот мир?» Он считал, что это Демиург – Бог – творец, который, взяв за образец мир идей, слепил пространственность, и породил физический космос. По мнению Платона, весь мир это:

1) модель (идеальный мир), которая вечна;

2) копия (физический мир) – мир не вечен, он порожден творцом;

3) творец (автор копий) – вечен.

Зачем произвел творец мир? Платон считал, что для любви и добра. Процесс познания – это «анамнез», некая форма «воспоминания», реактивация того, что уже от века есть в глубинах нашей души. Любовь – одно из демонических существ, связывающих человека и Бога. Любовь имеет свои ступени:

1 ступень – любовь физическая;

2 ступень – очарование не телом, а душой;

3 ступень – идея прекрасного как Абсолюта.

Поэтому человек, с точки зрения Платона, состоит из души и тела (сверхчувственного обиталища души, где душа живет, как в склепе). Смерть тела – это подлинная жизнь, ибо душа освобождается от тела. Важное значение для понимания философии Платона играет миф о пещере в работе «Государство»:

1) Пещера – представление о различных типах реальности – чувственном и сверхчувственном, и их подвидах, так как тени на стенах это чувственно воспринимаемые вещи, каменная стена – демаркационная линия, раздел. Солнце – Идея Блага.

2) Миф символизирует ступени познания: созерцание теней – воображение, видение статуй – верование, от которого мы переходим к пониманию предметов.

3) Аскетический путь – жизнь под знаком чувств и эмоций, пещерная жизнь. Жизнь в духе – жизнь в чистом виде правды. Путь от чувственного к интеллигибельному – это процесс освобождения от оков. Высшее познание солнца – Блага – это созерцание Божественного.

Идеи у Платона составлены в иерархию. Например, идея кошки и собаки входят в идею четвероногого, но это больше замысел, чем система. Число идей бесконечно велико по Платону.

Платон – предшественник социализма, он видит основу зла в социальном неравенстве. Именно частная собственность, с его точки зрения, разрушила государство. Платон проблему частного и личного решает просто, он упраздняет все личное, даже семью.

Важнейшими работами, посвященными философскому осмыслению сущности государства и справедливости, являются диалоги «Государство», «Законы» и «Тимей». В них развиваются философские основания учения о праве и государстве в отношении вопроса о природе космоса в целом. Идеальный порядок бытия космоса, который является одушевленным и одухотворенным целым, проецируется на человека. Гармония государства и правового строя органично связана с всеобщей гармонией космоса и человека.

Основная тема «Государства» – определение справедливости, составляющей важную черту идеального государства, которое выступает у Платона средством раскрытия того, что есть в человеке истинного. Истинное существование человека, по Платону, возможно только в государстве. Цели человека тогда справедливы, когда они соотнесены с целями государства.

«Право, с точки зрения Платона, есть наличное бытие свободы… Понятие государства в этом и состоит, что существует свободная воля. В государстве, следовательно, законы обладают значимостью; эти законы есть обычаи и нравы»[7]. По мысли Платона, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, так как они имеют общую структуру. Это структура заключает в себе три основные добродетели: мудрость, мужество и умеренность, а также собственно справедливость, которая является их основой.

По теории Платона, есть хорошие правительства:монархия, аристократия, тимократия. Плохие правительства:тирания, олигархия, демократия.

Платон рассматривает проблему социальной революции. Три фактора способны предотвратить революцию: справедливость в законе и управлении; уважение к закону; правительственная пропаганда в процессе воспитания. Гражданам нужно свободное время. Цель государства состоит в воспитании культурных людей, у которых ум аристократа сочетается с любовью к наукам и искусствам.

Поскольку идеал добродетели, как для государства, так и для человека только один, то существует лишь одно устройство совершенного государства. При этом – если правит один мудрец, образуется монархия, а если несколько – ари­стократия. Несовершенных форм правления может быть несколько. Из них ближе всего к совершенной форме правления – тимократия, то есть господство мужест­венных стражей и олигархия, то есть господство меньшинства умеренных граждан. Самыми несовершенными формами правления является демократия, где власть уничтожается вследствие необузданности личного произвола всех граж­дан, и тирания, где общественное благо уступает место личной выгоде правителя.

Следовательно, по Платону:

1) мир разделен на две части: видимый и невидимый;

2) идея справедливости является основной для государства и человека;

3) в государстве законы обладают значимостью, эти законы есть обычаи и нравы.

Наши рекомендации