Лекция 7. теория познания и этика спинозы
1. Учение Спинозы о природе и происхождении души.В первой части "Этики", как мы знаем, был всесторонне разработан вопрос "что есть все". Сокровенную природу "всего" составляет необходимое существование, имя которому — субстанция, или Бог. Общий характер мира получает свои определения от этой субстанции. Необходимое существование субстанции есть также ее необходимое действие: Такое действие с логической закономерностью приводит постоянно к бесконечному ряду конечных состояний атрибутов субстанции. Конечные состояния всякого атрибута, или модусы, строго связаны друг с другом как причины и следствия. В этой бесконечной цепи конечных модусов нет ничего, что не имело бы причины. И наоборот, все, что есть, само составляет причину, которая необходимо действует, т.е. всякая вещь производит какие-то следствия. Поэтому в порядке всего бытия в целом нет места случайности или произволу.
Во второй части "Этики", которая называется "О природе и происхождении души", из этого характера мирового порядка выводятся следствия, касающиеся человека вообще или его души в особенности. Рассмотрим главные следствия — главные идеи, развитые во второй части "Этики".
Во-первых, как самоочевидные провозглашаются некоторые положения (или аксиомы) о человеке. Важнейшим здесь является то положение, что "сущность человека не заключает в себе необходимого существования, т.е. в порядке природы является возможным как то, чтобы некоторый отдельный человек существовал, так и то, чтобы он не существовал". Второе положение: "Человек мыслит". Следующее: "Человек чувствует, что некоторое тело подвергается различного рода действиям". И наконец: "Мы не Чувствуем и не воспринимаем никаких отдельных вещей, кроме тел и модусов мышления" [1,1, с.403].
Если взять приведенные положения вместе, то без особых усилий можно заметить, что в определениях человека преимущество в некотором отношении отдается все же мышлению. В самом деле, в формулировках "человек мыслит", "человек чувствует, что некоторое тело подвергается различным воздействиям", мышление выступает как собственная характеристика человека, а тело — как то, что в самом начале явно не относится к "мы", но присоединяется к "мы" лишь через посредство мышления.
Однако все единичные вещи, которые мы воспринимаем, относятся только к модусам мышления и к телам. И сверх модусов мышления и тел мы не воспринимаем ничего. Отсюда вывод: Бог имеет атрибуты мышления и протяжения. Но при этом Бог остается одной и той же субстанцией, а атрибуты мышления и протяжения лишь разными способами выражают его природу (сущность). Поэтому и конечные модусы атрибутов, т.е. тела и идеи, выражают одну и ту же вещь. Только если эта вещь рассматривается под формой протяжения, то она называется телом, а если под формой мышления, то идеей. Вместе с тем необходимо обратить внимание и не упускать из виду настойчивое подчеркивание Спинозой мысли,что модусы атрибута мышления возникают независимо от модусов атрибута протяжения, и наоборот.Те и другие, мышление и тела, в одинаковой мере зависят от Бога, но совершенно не зависят друг от друга.
Модус мышления выражает природу Бога как вещи мыслящей. Этот модус составляет исключительно действие атрибута мышления, а не какого-либо иного атрибута. Или другими словами: модусы мышления вытекают из божественной природы не потому, что Бог сначала познал тела, которые создал, а потом образовал соответствующие им идеи (модусы мышления). И наоборот, тела вытекают из атрибута протяжения также не потому, что Бог сначала создал их идеи, а потом соответственно им произвел тела. То и другое происходит одновременно и показывает, что могущество Бога в мышлении равно Его могуществу в действии. Поэтому "модус протяжения и идея этого модуса составляют одну и ту же вещь, только выраженную двумя способами" [там же с. 407]. А значит, порядок и связь идей тот же, что порядок и связь вещей.
Человек мыслит. Это Спиноза принял как очевидное. Но человек конечен. Что тоже совершенно очевидно. Значит, человек представляет собой некоторый модус атрибута мышления.Среди подобных модусов, говорит Спиноза, первой должна быть идея. А такие модусы, как любовь, желание, ненависть, страх и т.п., что называется аффектами души, не могут возникать, если нет идеи вещилюбимой, желаемой и т.д. Однако идея может существовать, если бы никакой другой модус не существовал вообще. Поэтому "первое, что составляет действительное бытие человеческой души, есть не что иное, как идея". Притом идея "некоторой отдельной вещи, существующей в действительности" [там же, с.412]. Данная идея не может быть идеей вещи несуществующей, потому что тогда не существовала бы и сама идея. Ведь если идеи получили временное существование, то вместе с ними, как я уже сказал, и вещи получают такое же существование. Таким образом, идеи человека всегда имеют объект или своим существованием представляют некоторое другое существование! А объектом идеи, составляющей человеческую душу, является тело, т.е. известный модус протяжения, существующий в действительности, и ничего более. Выводится это положение из того, что человек очевиднейшим образом имеет идеи состояний некоторого тела. А значит, и объектом его души оказывается тело. Если бы кроме тела у души был еще какой-то объект, то он обнаружил бы себя в каком-либо действии, ибо не существует ничего, что не влекло бы какого-нибудь действия. Но идей других действий, кроме состояний тела, в душе нет. Значит, объектом души человека является только тело, которое существует в действительности. "Отсюда следует, что человек состоит из души и тела и что тело человеческое существует так, как мы его ощущаем" [там же, с.414].
Полагаю, читателю ясно, почему Спиноза столь тщательно обговаривает проблему отношения такой идеи, как душа человека, и ее объекта — человеческого тела. Во-первых, в связи с тем, Что субстанция (Бог) действует бесконечным числом атрибутов, следует убедиться в том, не представлены ли душой (или ее состояниями) модусы каких-нибудь других атрибутов помимо протяжения. Во-вторых, мы должны знать принципиальные возможности души представлять достоверно наше собственное тело. Ведь если душа не имеет прямых детерминаций нашего тела, то должно возникать подозрение, может ли она представлять его адекватно, или не окажется ли так, что душа вообще не представляет каких-либо состояний нашего тела. И, наконец, в-третьих, должен быть точно выяснен состав человека относительно божественных атрибутов, т.е. не входит ли в состав человека что-нибудь кроме души и тела. Ради разъяснения этих важнейших вопросов о соотношении души и тела человека, а также состава человека Спиноза и не пожалел сил, слов и места в своей "Этике".
Спиноза далее разъясняет, что все сказанное до сих пор о человеке в такой же мере относится ко всем вещам вообще, "которые, хотя и в различных степенях, однако же все одушевлены" [там же]. Поэтому, чтобы человеческую душу отличить от идей других тел, понять, чем она выше их, необходимо изучить природу ее объекта, т.е. природу человеческого тела. Это "изучение" в действительности представляет ряд самых общих соображений о телах и их соединениях, на базе которых Спиноза сформулировал шесть постулатов о человеческом теле. Главная мысль данных постулатов в том, что человеческое тело — крайне сложное образование, которое складывается из многих тоже очень сложных элементов. Для своего сохранения оно нуждается во многих других телах и через нихбеспрестанно воспроизводится. Поэтому человеческое тело вступает в контакты с другими телами, передвигает и различным образом и сохраняет в себе следы их действия. Обращаю внимание, что кроме этих в высшей степени общих положений Спиноза никаких конкретных сведений о человеческом теле для нужд своей концепции не привлекает. Хотя, безусловно, ему были известны не хуже Гоббса достижения современных ему анатомии и физиологии человека.
Итак, тело человека слагается из очень многих тел различной природы, из которых каждое в свою очередь весьма сложно. Поэтому и идея человеческого тела, или души человека, очень сложна и слагается из многих идей, которые также предельно сложны. Она сознает человеческое тело и знает о его существовании только через идеи тех состояний, которые тело испытывает. При этом, если тело человека получает свои состояния от внешних тел, то душа вместе с природой своего тела постигает и природу других тел. Но если другие тела не действуют на наше тело, то и душа наша не имеет никаких идей об этих телах, так как это значит, что и идея данного тела также не подействовала на нашу душу.
Обращаю внимание и на последний пункт учения Спинозы. В нем выражена крайне важная особенность его теории познания. Идеи в душе человека возникают не по причине того, что другие тела действуют на наше тело, а потому, что в то время, как другие тела действуют на наше тело, идеи этих тел, исходящие от Бога как модусы атрибута мышления, действуют на нашу душу.
2. Классификация идей и виды познания. Таким образом, исследование природы души с учетом ее места в составе модусов субстанции показывает, что душа есть модус атрибута мышления,что душа прежде всего идея, а не аффект или что-либо иное; что эта идея имеет своим объектом тело человека, что она осознает тело через идеи состояний данного тела, что если состояния нашего тела вызваны воздействием других тел, то вместе с природой своего тепадуша постигает и природу внешних тел.При этом еще и еще раз подчеркивается, что отражение состояний своего тела и постижение природы внешних тел происходит без всяких причинно-следственных связей между душой и телом.
Кроме идей состоянийсвоего тела и идей внешних тел, душа имеет еще и идеи этих идей.. Это по сути познание о познании. Поэтому ясно, что идея состояния тела может существовать без идеи идеи, но не наоборот. Все идеи делятся, прежде всего, на адекватные и неадекватные. Адекватные— это такие идеи, которые сами в себе без их отношения к объекту имеют все признаки истинной идеи. Другими словами, это идеи, истинность которых заключена уже в том, что они существуют. Например, идеи субстанции, атрибутов, таких свойств, которые общи или всем вещам вообще, или всем модусам одного и того же атрибута. Адекватные идеи характеризуются ясностью и отчетливостью, т.е. самоочевидностью. Неадекватные, или смутные, идеи — это идеи состояний человеческого тела и внешних тел, поскольку они действуют на тело человека. Данные идеи являются смутными потому, что они всегда представляют наложение друг на друга многих идей. Наложение служит причиной ложности как самих идей, так и человеческого познания в целом. Тем самым ложность знания — это не отсутствие знания, а только неясные, искаженные наложения друг на друга и потому смутные идеи.
Неадекватные, или смутные, идеи возникают в душе человека с той же необходимостью, как и истинные. Потому что с необходимостью происходит взаимодействие частей человеческого тела, а также действие на него внешних тел.
В соответствии с разделением идей на адекватные и неадекватные Спиноза проводит различие между способами рассмотрения вещей, которые имеет душа. Низший способ рассмотрения вещей — это чувства. Они беспорядочно и смутно воспроизводят перед нашим умом отдельные вещи. Эти два вида восприятий вещей Спиноза называет познанием первого рода, мнением или воображением. Ко второму роду познания относится знание, которое мы выводим из общих понятий и адекватных идей о свойствах вещей. Такой род познания называется рассудком. Третий, высший род познания — познание интуитивное. "Этот род познания от адекватной идеи о сущности каких-либо атрибутов Бога ведет к адекватному познанию сущности вещей" [там же, с.439]. Познание первого рода есть единственная причина ложности, а познание второго и третьего рода необходимо истинно.
Таким образом, разум, поскольку он есть знание сущности и причин вещей, рассматривает вещи под формой необходимости, а значит, и вечности. Воображение же видит вещи под формой их конечности во времени и пространстве. И всякое знание, Поскольку оно является знанием действительно существующей вещи, есть в то же время познание Бога.
Наконец, еще одно важнейшее положение, которое относится к общим свойствам души. В душе нет никакой абсолютной или свободной воли. Душа склоняется к тому или иному волевому акту (или хотению) причиной, которая в свою очередь определяется другой причиной, и так бесконечно. Ведь душа — лишь конечный модус атрибута мышления. А конечные вещи состоят в жесткой связи причинно-следственных отношений. Поэтому в душе нет и не может быть никакой абсолютной способности отрицать или утверждать, кроме той, которая заключается в идее самой по себе. Идея есть первое, сущностное бытие души. Сущность идеи в том, что она через себя представляет существование другой вещи. Представление других вещей через свои идеи — единственный способ души что-либо утверждать или отрицать. Поэтому такое утверждение или отрицание, которое содержится в идее, это просто знание. Отсюда вывод: воля и разум — одно и то же.
3. Учение Спинозы о человеческом рабстве и человеческой свободе.В основе идей Спинозы о человеческом рабстве и человеческой свободе лежит его учение об аффектах и о возможности их подчинения человеком. Человек — только отдельная вещь в цепи их причинно-следственных отношений. И как всякая вещь, он стремится к сохранению своего существования. Сохранить и утвердить существование можно лишь действием. Состояния человеческого тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, а также и идеи этих состояний, называются аффектами. Все состояния тела и души человека могут быть разделены на пассивные и активные. Активными называются такие состояния, которые зависят от самого человека, пассивными — такие, которые имеют своей причиной не только человека, но и другие вещи. В соответствии с этим и аффекты делятся на пассивные и активные. Пассивные аффекты выражают зависимость человека от других вещей. Они сводятся к трем основным: 1) влечение; 2) удовольствие; 3) неудовольствие. Влечение — это стремление тела к сохранению своего существования, которое, когда оно осознано, называется желанием. Удовольствие— такое пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству. Неудовольствие — пассивное состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству. Под совершенством здесь понимается способность к существованию. Ясно поэтому, что каждый человек должен стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия. А видов удовольствия и неудовольствия и желания существует столько, сколько существует тех объектов, которые вызывают у людей пассивные состояния, т.е. бесчисленное множество. Столько же существует и пассивных аффектов.
Итак, человек, как и все вещи, подчиняется закону сохранения существования. Однако существование человека, что очевидно, зависит не только от него самого, но и от других вещей. Поэтому все аффекты человека, как активные, так и пассивные, являются естественными. Более того, чем больше стремится человек сохранить свое существование, тем более он добродетелен, потому что добром называется лишь то, что способствует сохранению существования. А если человек пренебрегает собственной пользой, то он становится бессильным. Однако в этом стремлении к сохранению существования интересы людей сталкиваются, и между ними возникает вражда, которая порождает ненависть и производные от нее аффекты.
Таким образом, стремясь к утверждению своего существования, человек попадает в зависимость (или в рабство) от огромного числа аффектов. Каждый из них выражает различие мнений людей, столкновение их интересов. Даже один и тот же человек, находясь в пассивном состоянии, буквально раздирается на многие части различными противоположными аффектами. С другой стороны, стремление человека к сохранению существования — закон природы. Поэтому каждый должен стремиться к своей пользе. А то, что приноси человеку пользу, вызывает у него любовь. Наибольшую пользу человеку приносят те вещи, у которых больше всего общих с ним свойств. С этой точки зрения саму большую пользу для человека должен приносить другой человек. И значит, между людьми должна царить всеобщая любовь. Однако на деле, подчиненные пассивным аффектам, люди находятся в состоянии ненависти и вражды, и каждый под влиянием этих страстей действует как игрушка слепых стихий. Вот такое положение человека, одного из сложнейших и, следовательно, совершенных модусов, которое делает его игрушкой слепой череды других модусов, и есть предельное выражение человеческого рабства.
Подавленность собственными аффектами, которая делает человека щепкой, кружимой течением внешних событий, — все это возможно потому, что в душе пассивные аффекты представляют собой смутные, неадекватные идеи. Но уяснение этой природы аффектов указывает путь, которым можно освободиться от рабства аффектов. Раз пассивные аффекты представляют собой смутные идеи, то избавиться от рабства можно только путем познания причин этих смутных идей. Тем самым познавательная деятельность человека, или его разум, есть главное условие и единственный способ освобождения человека от рабства. Возможно это и потому, что между аффектами существует следующее отношение. Из двух одинаковых аффектов всегда побеждает и господствует активный. Активные аффекты возникают, когда душа стремится сохранить сама себя. А сохраняет она сама себя тем, что познает. Совершенным познанием являются истинные, или адекватные, идеи. Переходя от неадекватной идеи к адекватной, душа получает удовольствие, ибо такой переход и есть утверждение сущности души, или увеличение ее совершенства. Отсюда очевидно, что среди активных аффектов вообще не может быть аффекта неудовольствия. А так как человек всегда предпочитает удовольствие и стремится избежать неудовольствия, то разум, или познание, обладает огромными возможностями в обуздании аффектов. Активные аффекты желания и удовольствия по необходимости будут подчинять пассивные желания и удовольствия, потому что они переводят душу к большему совершенству. И в то же время всякий активный аффект, приводя к удовольствию, будет вытеснять пассивный аффект неудовольствия. Таким образом, если душа будет руководствоваться разумом, то она сможет подавить и обуздать большинство пассивных аффектов.
Душа, которая руководствуется только разумом, считает полезным (или добром) то, что ведет к знанию, а злом] то, что мешает ему. Поскольку люди станут жить под руководством разума, они необходимо будут делать лишь то, что хорошо для человеческой природы в целом,а значит, и для каждого человека в отдельности. И поэтому для каждого человека нет полезнее другого человека, живущего по руководству разума.
Высшим благом для души является познание Бога, а высочайшая добродетель — это дело познавания Бога. Ведь без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо (т.е. быть познано). Следовательно, душа, познав Бога, будет достигать высшего совершенства, а тем самым получать наибольшую пользу и наивысшее удовольствие. И, таким образом, знание Бога есть высшее благо, а познавать Его — высшая добродетель. Те же, кто поступают по добродетели, имеют, вне всякого сомнения, общее высшее благи — Бога, и могут одинаково наслаждаться им. Происходит это вследствие того, что никто не может ненавидеть Бога. Любовь к Богу не может быть осквернена ни завистью, ни ревностью, "наоборот, она становится тем горячее, чем больше других людей, по нашему воображению, соединено с Богом союзом той же любви" [там же, с.602].
Итак, ясное и отчетливое познание, в особенности тот третий род его, основание которого составляет самопознание Бога, имеет большую силу над аффектами. "Это знание, — пишет Спиноза, — если и не совершенно уничтожает аффекты, составляющие пассивное состояние, то по крайней мере достигает того, что они составляют наименьшую часть души" [там же, с.604]. Истинное познание обязательно приходит к своей высшей ступени, к познанию Бога. И поэтому познание в конечном итоге порождает любовь к вещнеизменной, в силу чего эта любовь и не может быть запятнана никакими пороками, присущими обыкновенной любви.
Таковы средства против аффектов, которые относятся и к душе, и к телу. Но кроме этого, познание обеспечивает победу и над таким сильнейшим аффектом человека, как страх смерти. Спиноза доказывает теорему, что "человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное" [там же, с.605]. Основу этого вечного составляет то, что Бог есть причина сущности человека. Значит, в нем должно быть представлено тело человека под формой вечности. А в результате должно быть нечто вечное, что составляет сущность души. Поскольку же душа выступает под формой вечности, она и составляет причину третьего, высшего рода познания — интуиции. Интуитивное познание доставляет нам такое удовольствие, которое Спиноза называет познавательной любовью к Богу. Эта любовь вечна и служит основой высшего блаженства человека и того, что он не боится самой смерти. Поэтому в познавательной любви к Богу человек приобретает действительную свободу, истинное счастье и блаженство.
4. Социально-политические взгляды Спинозы.Так как Т.Гоббс первым из новоевропейских философов создал тщательно разработанную систему социальной философии, то складывается впечатление, что Спиноза, следуя за ним во времени, во многом повторяет Гоббса и подражает ему во взглядах на общество. Здесь надо сразу со всей определенностью подчеркнуть, что несмотря на некоторые сходные понятия и ходы мысли. Спиноза разработал учение не только весьма самостоятельное, но и во многом альтернативное в теоретическом отношении Гоббсовому.
Попробуем выяснить суть социально-политического учения Спинозы. Отдельный человек, полагает он, имеет равные права с остальными людьми. В этом отношении люди полностью независимы друг от друга. Но, как показало метафизическое исследование, каждый человек, нуждаясь для поддержания своего существования в других предметах природы, попадает в зависимость огромному числу низших аффектов. То же самое метафизическое исследование привело Спинозу еще и к таким выводам о человеке: 1) человек, будучи разумным и осуществляя познание, в принципеможет подавить пассивные аффекты активными и таким способом достичь свободы и истинного счастья; 2) для каждого отдельного человека среди прочих вещей нет полезнее ничего, чем другой человек.
Обратим внимание заинтересованного читателя на то, что, тщательно продумывая эти метафизические положения Спинозы о человеке и их влиянии на социально-политические взгляды, вы приобретаете хороший шанс выработать вкус к философии вообще, и к толковой философии в частности. Ведь при поверхностном сравнении социально-политических учений Т.Гоббса и Спинозы, без учета метафизических оснований, быстро устанавливается их схожесть. Так, оба философа признавали, что история человечества имеет два этапа: естественное состояние и гражданское общество. Что в естественном состоянии, люди, имея равные права, осуществляют равные притязания на источник существования, и в столкновении равноправных интересов возникает вражда, угрожающая жизни каждого. Что из этого состояния люди выходят, заключая общественный договор. Что после заключения договора должно последовать установление сильной государственной власти.
Различия же между Гоббсом и Спинозой при этом выглядят не такими существенными. Спиноза отдавал некоторое предпочтение республиканской форме правления, в то время как Гоббс явно предпочитал монархию. Кроме того, Спиноза вменял в обязанность государственной власти предоставлять и обеспечивать гражданам свободу познания, о чем просто неуместно говорить в концепции Гоббса. Однако если принять во внимание метафизические положения Спинозы, лежащие в основании его социально-политических взглядов, то окажется, что различия между ним и Гоббсом весьма существенны как в теоретическом плане, так и в практических приложениях.
Прежде всего метафизика Спинозы подводит его к совершенно другому объяснению причин заключения общественного договора. Спиноза считал метафизически безупречным положение, что для человека нет ничего полезнее в мире, чем другой человек. Поэтому общество возникает не только и не столько вследствие страха смерти в "войне всех против всех". Люди действительно враждовали в период естественного состояния. Но они продолжают враждовать и в обществе. Происходит это в силу непонимания, незнания пользы и потребности людей друг в друге.
Люди враждуют. Однако они полезны и необходимы друг другу. Они обмениваются продуктами своих трудов, услугами и т.п. И вообще человек имеет естественную склонность ("симпатию") к другому человеку. Поэтому к заключению общественного договора людей толкает, конечно, и страх смерти в "войне всех против всех", но еще больше — взаимная польза друг от друга и расположение человека к человеку.
Однако никакой договор не в силах отменить главное стремление каждого сохранить собственное существование. Оно одинаково присуще и мудрецу, и невежде. Поэтому смысл заключения договора, по мнению Спинозы, в том, чтобы создать средства, которые обеспечивали бы соблюдение разумных норм каждым человеком. Ими и становятся сильная государственная власть и хорошие законы. Без власти и законов нельзя обуздать низшие аффекты. А потому в одиночку, вне общества и государства человек ни в коей мере не является свободным и достичь свободы не может.
Тем самым мы видим, что между Спинозой и Гоббсом существует фундаментальное различие в понимании природы государства и его значения и роли в жизни отдельного человека. Для Гоббса государство — это Левифан, чудовище, которое в обмен на жизнь и благополучие подавляет значительную часть человеческого естества. Спиноза обосновал государство как орудие, посредством которого люди подчиняют низшую часть человека его разуму, его высшему естеству. Государство и общество обоснованы им как путь и способ достижения человеком независимости от других предметов природы, приобретения действительной свободы и истинного счастья. Что касается конкретного устройства, то оно должно быть таким, в котором власть обеспечивает обуздание низших аффектов и предоставляет каждому человеку все возможности в познании и выражении истины. Судя по всему, Спиноза склонялся к тому, что наиболее подходящей для этого является республика, где власть избирают все, но затем каждый строго выполняет ее законы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Спиноза. Избр.пр.: В 2 т. Т. 1-2. М., 1957.