Темы курсовых и дипломных работ

Разделы:

I. История западной философии от античности до наших дней по этапам, щколам, темам, проблемам и персоналиям.

II. История отечественной философии от возникновения до наших дней по этапам, темам, проблемам и персоналиям.

III. Генезис и специфика христианского интеллектуализма.

В особенности:

1.Возникновение древнегреческой философии как начало европейского интеллектуализма. Проблема перехода от мифа к логосу.

2.Школы, темы, проблемы и специфика умозрения древнегреческой натурфилософии.

3. Темы, проблемы и особенности теоретизирования софистов.

4. Темы, проблемы и особенности теоретического любомудрия Сократа.

5. Платон и традиции Академии: темы, проблемы, особенности теоретизирования.

6. Аристотель и традиции перипатетизма: темы, проблемы, особенности теоретизирования.

7. Философские школы эпохи эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм): персоналии, темы, проблемы, особенности теоретизирования.

8. Философия эпохи поздней античности, в особенности: Академия, перипатетизм, стоицизм; неоплатонизм.

9. Генезис и специфика христианского интеллектуализма.

10. Апологетика и патристика как предпосылка западноевропейской средневековой философии: персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования.

11. Восточная патристика: персоналии, собственные темы, проблемы и специфика теоретизирования.

12.Линии влияния восточной патристики на западную средневековую философию, на отечественную культуру и интеллектуальную традицию.

13. Начало средневековой философии. Северин Боэций: учение, влияние на последующую западноевропейскую философию и культуру. В особенности: проблема человека, свободы, вечности и времени, человеческого совершенства и счастья.

14.Главные направления западноевропейской средневековой философии – схоластика и мистика: персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования.

15. Фома Аквинский – центральная фигура средневековой схоластики. В особенности: адаптация Аристотеля к католицизму и связанные с этим трансформации интеллектуализма; учение о вере и разуме; аксиологические и мировоззренческие следствия онтологических и ноологических построений Фомы.

16. Кризис средневековой философии и возникновение возрожденческого интеллектуализма: этапы возрожденческой философии, персоналии, темы, проблемы и культургенетические следствия.

17. Первые европейские мыслители новой формации – Галилей, Бэкон, Декарт: мотивы интеллектуальных занятий, изобретение новых философем, интеллектуального инструментария, категориально-понятийного аппарата; онтология, антропология, гносеология, этика, социальная философия; культургенетические, социально-политические и духовные следствия.

18. Основные течения новоевропейской философии – эмпиризм и рационализм: причины выделения, персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования, культургенетические, социальные и духовные следствия.

19. Специфика святоотеческого интеллектуализма православия: персоналии, темы, проблемы, особенности теоретизирования; восприятие отечественной культурой и интеллектуальной традицией.

20. Зарождение интеллектуальных традиций в Древней Руси и их развитие в Московском царстве.

21. Формирование традиций светского философствования в России 17-18 вв.: персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования.

22. П. Я. Чаадаев – основоположник русской национальной философии: мотивы умственных исканий, приемы и специфика интеллектуальных построений, основные выводы и их культургенетические, социальные и духовные следствия.

23. Славянофилы и западники: причины различения, персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования.

24. Классическая русская философия от В.С.Соловьёва до Зеньковского: персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования, культургенетические, социальные и духовные следствия. Влияние русской классической философии на судьбу России.

Формулировка конкретной темы курсовой или дипломной работы осуществляется после беседы со студентом с учетом его личных интересов и наклонностей.

Вопросы для самопроверки:

Следующий список терминов представляет ключевые понятия учений новоевропейских мыслителей, изучение которых предусмотрено программой курса. Студентам предлагается в ходе прослушивания лекций и подготовки к семинарам обратить особое внимание на эти термины и научиться объяснять их смысл по образцу определений глоссария.

По указанным терминам может быть проведен экспересс-опрос или контрольная работа с выставлением оценки в обоих случаях.

Спинозизм –

Монизм –

Causa sui –

Атрибуты –

Модусы –

Аффект –

Человеческое рабство –

Интеллектуальная любовь –

«Опыт о человеческом разуме» -

Качества первичные и вторичные –

Естественное состояние –

Разделение властей –

Лейбницеанство –

Плюрализм –

Монада –

Предустановленная гармония –

Малые перцепции –

Берклианство –

Esse est percipii –

Законы природы –

Юмизм –

Впечатления и идеи –

Ассоциация идей –

Отношение причинности –

Тождество личности -

ГЛОССАРИЙ

(к истории философии Средних Веков и Возрождения)

Поздняя античность– заключительный этап эпохи античности ( 7 в.до н.э. – 6 в. н.э.), который продолжали со 2 по 6 вв. новой эры. В результате прекращает существование Западная Римская империя и появляются первые раннесредневековые государства и признаки средневековой культуры

Средние века– эпоха в истории культуры и цивилизации Европы между Античностью и Возрождением. Продолжается с 6 по 14вв. Основные особенности: в экономике – основное средство производства – земля, основная форма собственности – крупное землевладение (феод); на начальных этапах натуральное хозяйство; в сфере социальной – господство отношений личной зависимости в системе феодальной иерархии (вассалитет); в политической – возникновение и развитие монархии; в культурной – господство христианской религии.

Апологетика– время деятельности христианских авторов, которые ставили себе цель защиты христиан и христианства от жесточайших преследований со стороны властей Римской империи (2 – 3 вв. н.э.). Делится на грекоязычную и латиноязычную. Первые апологеты Марциан Аристид и Конрад (конец 1 – нач. 2 в н. э.). Первый крупный апологет – св. Иустин Философ и мученик (2 в). Крупнейшие апологеты 3 века св. Ириней Лионский (грекоязычный) и Квинт Септимий Тертуллиан (латиноязычный). В светских исследованиях истории средневековой философии апологетику называют первым этапом формирования средневековой философии (Г.Г.Майоров, 1979г, с ).

Патристика – период в истории христианства (3 – 6 вв), который связывается с деятельностью так называемых Отцов Церкви – крупных деятелей Церкви и выдающихся Учителей, которые выработали не только догматику христианства, организационно обеспечили единство христианской Церкви, но и разработали универсальное мировоззрение с точки зрения христианского вероучения.

В светских исследованиях приводятся имена семи Отцов Церкви: четыре восточных (Григорий Богослов, Василий Великий, ) и три западных ( ).

Некоторые исследователи полагают возможным считать патристику вторым этапом формирования западноевропейской средневековой философии (Г.Г.Майоров, 1979г., с ).

Схоластика (shole)–школьная философия. Течение средневековой философии, представители которого по вопросу о соотношении веры и разума, философии и религииобосновывали точку зрения, что разум полезен для веры или даже есть условие веры, буквально производит её (Эриугена). В связи с тем, что средневековя философия сразу возникает как схоластика (основоположника средневековой философии Северина Боэция (480 – 526) называют последним римским философом и первым схоластом), и вплоть до 9 в. нет явных признаков её деления на какие – либо течения, и в связи с тем, что после выделения в ней в 9-10 вв. явных различий между схоластикой и мистикой схоластика остаётся господствующим течением, очень часто всю средневековую философию называют схоластикой. Во многом это верно. Но в течение 9-го в. в оппозицию схоластике формируется мистика.

Мистика– течение средневековой философии, представители которого по вопросу о соотношении веры и разума, философии и религиивыработали и различными способами обосновывали точку зрения, что разум ниже веры и не может ей ни в чём помочь, и поэтому философия не только не может помогать религии, но даже может и навредить ей.

Реализм– течение внутри западноевропейской средневековой схоластики, представители которого по вопросу о природе универсалий (категорий, понятий или, попросту, общего) разработали учение о том, что универсалии существуют реально, в качестве идеальных сущностей (причин) индивидуальных вещей и так или иначе производят их к существованию.

Номинализм– противоположное реализмутечение схоластики, представители которого по вопросу о природе универсалий( или общего) выработали учение о том, что универсалии (общее) до и независимо от индивидуальных вещей не могут существовать вообще. А то, что философы привыкли называть универсалией, в действительности представляет собою только имя (nomine) ряда одинаковых индивидов.

Теория «двух истин»– учение о соотношении религии и философии, которое в определённой (четкой и ясной) форме выработал выдающийся западноевропейский средневековый мыслитель Сигер Брабантский ( ). Основная идея этого учения в том, религия и философия – два разных вида знания. Они отличаются по тому, что постигают: религия – знание о Боге, а философия – о сотворённом Им мире; по источнику знания (какпостигают): религия получает знание через Откровение Самого Бога, а философия при помощи естественного человеческого разума; и по назначению знания (для чегопостигают): религия нужна, чтобы указывать человеку путь ко спасению к жизни вечной в соединении с Богом, а философия даёт возможность увидеть красоту и величие мира – творения Бога – и благодаря этому постичь силу и всесовершенство Творца. Но раз религия и философия столь различны, то они не должны вмешиваться в дела друг друга, иначе это будет приводить к столкновению несовместимого…

Пантеизм– религиозно-философское учение, которое на почве христианства впервые разработал западноевропейский средневековый мыслитель Давид Динанский ( ). Он тщательно обосновал формулу, что «Бог есть разум всех душ и субстанция всех тел», онтологический смысл которой в том, что все сотворённые вещи Бог создал непосредственного из Самого Себя. И таким образом всё существующее есть Сам Бог, что и составляет значение слова «пантеизм».

Аввероизм– восторженная приверженность многих средневековых западноевропейских философов 12в. знаменитому арабомусульманскому мыслителю Ибн-Рушду (Аввероэсу), который был блестящим знатоком и выдающимся комментатором сочинений Аристотеля. Благодря страстному увлечению Ибн-Рушдом западноевропейские средневековые мыслители познакомились почти со всеми сочинениями Аристотеля, да ещё снабжёнными великолепными комментариями Ибн-Рушда. С этого времени в Средние Века в Западной Европе Аристотеля стали называть просто Философ, а Ибн-Рушда – Великий Комментатор.

Возрождение –культурно-историческая эпохав Западной Европе, сменившая культуру Средневековья.Стала непосредственной основой и подготовкой культуры Нового времени. Хронологические рамки – конец 13-го – начало 17-го вв. Возникает и интенсивно развивается в итальянских приморских городах-коммунах (Венеция, Флоренция, Генуя), а к началу 15в. распростарняется практически по всей Западной Европе. Основные особенности: секулярность – освобождение культуры от непосредственного авторитета церкви и христианской догматики; гуманизм – культивирование всевозможными способами (для чего создаются часто совершенно новые отрасли культуры – живопись, музыка, театр …) не только права, но и обязанности человека на достойную жизнь на земле; религиозная свобода – утверждение права человека на личное, без посредника (церкви) общение с Богом.

Гуманизм– во многих исследованиях, как зарубежных, так и в особенности отечественных определяется как особенность культуры западноевропейского Возрождения, состоящая в том, что эта культура превозносит человека в качестве высшей ценности, в связи с чем и культивирует человечность (любовь к человеку, заботу о нём – что и составляет смысл слова «гуманизм») в качестве обязательной нормы. Данное понимение гуманизма неплохо коррелируется со многими фактами, представляющими культуру Возрождения, но оно не вполне соотвествует современному состоянию культурологической теории. Согласно самому общему представлению о сущности культуры она есть способ существования человека и потому не может быть античеловечной. Однако не только разные культуры, но и одна и та же культура на разных этапах её развития выдвигает разные ценности для человека, что и отличает человечность одной культуры от человечности другой. Поэтому теоретически более корректно говорить о гуманизме античном, средневековом, возрожденческом и т.п. Суть возрожденческого гуманизма в том, что к ценности Царства Небесного, культивируемой в Средние века, он добавляет ценность земной жизни человека и выдвигает установку – право и обязанность для человека добиваться счастья и блаженства здесь, на земле…

Утопизм– течение западноевропейской мысли, возникшее в эпоху Возрождения и представляющее собой умственное (теоретическое) моделирование такого общества, которое обеспечивает достойную, обеспеченную и благую (душевно благоустроенную) жизнь каждому человеку.Основоположники: Томазо Кампанелла и Томас Мор.

Реформация– сугубо западноевропейское явление эпохи Возрождения, возникает в 15в. и представляет собой совокупность усилий реформировать догматику и церковную организацию католицизма. Реформация удалась, и в её результате от католической церкви отделилась протестантская.

Протестантизм– в начале (15в.) религиозное движение, в ходе которого была осуществлена Реформация (католицизма), а затем и по настоящее время западноевропейская христианская конфессия, основополагающая идея которой в том, что церковь как организация не является необходимым посредником между человеком и Словом Божиим (Священным Писанием). Каждый человек, опираясь на собственный разум, в состоянии сам понять и наставиться Словом Божиим. Уже в самом начале протестантизм в зависимости от своих идеологов и вождей разделился на лютерантство (последователи Лютера в Германии) и кальвинизм (последователи Кальвина в Швейцарии). Затем в Англии оформилась независимая от Рима церковь протестантского свойства – англиканство.

Экспериментально – математическое естествознание– исторически новая форма знания, не имеющая аналогов ни в предшествующей истории Западной Европы и нигде в мире. Возникает в конце 16 – начале 17вв. как завершение возрожденческой культуры и философии и начало новоевропейской истории. Основоположник – Галилео Галилей ( ). В своих трудах он достаточно явно разработал следующие идеи: 1) познание человека должно быть напралено на природу с целью подчинить её земным интересам человека; 2) для этого познание должно быть точным, и поэтому в изучении природы надо использовать математику, а не силлогистику (логику Аристотеля); 3)для изучения природы наблюдения необходимы, но их недостаточно, так как природа тщательно скрывает свои тайны от человека. Чтобы их открыть, природу надо пытать – ставить эксперименты. Эти идеи и составляют основу идеологии экспериментально-математического естествознания, которое во многом определило не только судьбу Западной Европы, но и всего современного мира.

Глоссарий

К «Истории Новой философии»

Новое время – культурно-историческая эпоха в истории Западной Европы, которая сменяет Возрождение и продолжается по настоящее время. Важнейшие особенности: в экономике – установление так называемого капиталистического способа производства (товарно-денежного, рыночного, основывающегося на частной собственности на средства производства); в политике – изобретение и внедрение современных форм правления (представительной демократии); в социальной – господство так называемых вещных отношений, когда общественно значимые взаимодействия между людьми осуществляются только через тот или иной род собственности; в культуре – господство эмансипированного (освобождённого) секуляризованного (выведенного из-под контроля религии, самодостаточного и самовластного) разума и, как следствие, культ науки, естественных прав и свобод человека, среди которых главные: неприкосновенность личности, священность собственности и свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

Буржуазно-демократическая революция – характерный для начального периода эпохи Нового времени способ социально-политических преобразований, когда устранение старого государственного аппарата, представляющего в основном экономические интересы родовой знати, осуществляется насильственным путём инициативой представителей так называемого третьего сословия и дествиями широких слоёв городских низов («народа»). В результате буржуазно-демократической революции устанавливается государственное устройство, не имеющее аналогов в истории как Европы, так и всего мира (т.е. во всех отношениях новое) – буржуазно-демократический режим, который в разной степени представляет интересы всех субъектов капиталистического производства и охраняет «ценности свободной личности».

Экспериментально-математическое естествознание –исторически новый тип знания, оформившийся к концу Возрождения и начинающий собою новою форму познания – науку, а вместе с тем и новую эпоху в истории европейской культуры и цивилизации. Специфика экспериментально-математического естествознания в том, что оно нацелено на познание природы в интересах подчинения её человеку для обеспечения основных условий его существования (питания, одежды, жилища). Для достижения именно такой цели создатели экспериментально-математического естествознания изобрели не применявшиеся ранее методы познания природы – эксперимент и математику.

Эмпиризм –течение новоевропейской философии, основоположником которого был выдающийся английский государственный деятель и мыслитель Френсис Бэкон (1564-1626). Он первый обосновал утилитарное познание природы как высшую ценность в обществе («важнейшее дело в Царстве человека»), для достижения которого доказал необходимость использовать эксперимент и новую индукцию. Источником утилитарного познания природы, доказывал Фр. Бэкон, могут быть только чувства (органы ощущений) и опыт (хорошо продуманный и специально организованный – эксперимент).

Субъект-объектная гносеология –изобретённая Фр. Бэконом гносеологическая оппозиция между познающим и познаваемым. Если предшествующая гносеология объясняла возможность познания онтологическим тождеством между познающим и познаваемым, то Фр. Бэкон выдвинул и всесторонне обсновал идею (мысль), что вещи сами по себе это одно, а формы восприятия этих вещей человеком это онтологически нечто совсем иное (и восприятие вещей органами ощущений – «великий обман чувств», и деятельность ума пленена «пустейшими идолами», большая часть которых не может быть устранена). Таким образом, именно Фр. Бэкон выработал понятия 1)познающей души до и без всяких восприятий внешних вещей и 2) «вещей самих по себе», таких, каковы они «сами по себе», до и без всякого познания. Это и есть гносеологические категории субъекта и объекта, но без использования самих этих терминов. Именно с этой разработанной Фр. Бэконом гносеологемы начинется история новоевропейской субъкт-объектной гносеологии, а вместе с тем и всякой субъект-объектной философии и, шире, субъект-объектного мировоззрения, которое составляет важнейшую особенность европейского менталитета.

Философема (гносеологема) – оригинальное интеллектуальное (теоретическое) построение, представляющее совершенно новый смысл, почему и не выражается ясной и чёткой терминологией, а или общеупотребимой лексикой или использованием слов в необычном значении. Иногда то же самое, что оригинальная и значимая в теоретическом отношении философская (гносеологическая) идея (т.е., мысль). Сам подобный смысл предоставляет возможность огромного количества теоретических следствий из него. Так что философема (гносеологема) может быть определена и как теоретическое ядро философского учения или теории.

Картезианство –комплекс идей, выдвинутых и теоретически разработанных французским философом Ренэ Декартом (1596-1649), а также и восприятие и развитие этих идей его последователями.

Cogito ergo sum (лат.) – мыслю, следовательно, существую. Основоположение метафизики, которую разработал Декарт. Оно стало первоначальным положением, относительно которого Декарт посредством специальной процедуры «радикального сомнения» установил, что оно не может дать никакого повода к сомнению, а потому является абсолютно истинным. Обоснование cogito ergo sum вместе с самой этой формулой представляет пример типичной философемы самосознания (формулой «мыслю, следовательно, существую» Декарт обнаружил категорию, или вид, бытия, которая до него в философии не выявлялась и специально не рассматривалась, и сделал её специальным предметом и даже условием нового философствования).

Рационализм –направление новоевропейской философии, начало которому положил Декарт. Он разработал гносеологию на основе той руководящей мысли, что истинное знание никак не может быть получено из ощущений (опыта, внешнего источника), а только из самого ума. Хотя рационализм обнаруживается прежде всего как гносеология, но на её основе разрабатывается и очень специфическая философия в целом, которая руководствуется, например, положением, чтот никакая философия, а вместе с ней и все науки, не могут разрабатываться без метафизики. Поэтому рационализм (как и эмпиризм) оказывается не только направлением в гносеологии, но и новоевропейской философии в целом.

Дуализм –в новоевропейской философии онтологическая позиция, разработанная Декартом, суть которой в том, что для объяснения происхождения сотворённых вещей (всего,что существует, кроме Бога) надо допустить наличие двух субстанций: мышления (духа) и протяжения (материи). Причём между ними не может быть ни одного общего элемента и потому никакого взаимодействия. Мышление (дух), считает Декарт, является основой человеческих душ, а протяжение (материя) – всех тел, включая человеческое.

Психофизическая проблема –вытекающая из дуализма Декарта проблема связи души и тела человека. Эмпирически (в личном опыте каждого человека) взаимодействие души и тела дано со всей определённостью, а, согласно дуалистической теории, его не должно быть. Теоретически эту проблему Декарт не решил (возможно, просто не успел из-за внезапной смерти), а под влиянием эмпирических обстоятельств высказывал мысль, что, возможно, связь души и тела человека осуществляется в гипоталамусе.

Гоббизм –учение,разработанное великим английским философом Томасом Гоббсом (1588-1679), а также умонастроение, возникающее в связи с принятием этого учения или его отдельных основополагающих идей.

Сенсуализм – гносеологическое учение, которое выводит всё познание человека из деятельности его органов ощущений, или чувств (лат.sensus). В новоевропейской философии Т. Гоббс разработал первую теоретически очень искусную и предельно последовательную материалистическую концепцию сенсуализма.

Номинализм – общее определение см. в глоссарии по средневековой философии. В системе Т. Гоббса очень эффективное теоретическое средство обоснования материалистического монизма.

Imago – образ (лат.). Важнейшая категория гносеологии Т. Гоббса, представляет феномен, составляющий основу того, что обычно называли дух (душа, или ум). В действительности, образ представляет собой eidola (идол), нечто на самом деле (до и без контакта человека с другими телами) не существующее и возникающее как кажимость при взаимодествии тела человека и других тел.

Естественное состояние –категория социальной философии Т. Гоббса. Представляет гипотетически, что в самом начале человеческой истории люди жили не в обществе, а в одиночку или небольшими группами, спорадически возникающими и снова распадающимися.

Война всех против всех –особенность «естественного состояния», состоящая в том, что люди, исчерпав жизненные ресурсы, вынуждены были вступить друг с другом в борьбу на смерть за источники существования.

Общественный договор – вынужденный страхом смерти договор людей эпохи «естественного состояния» об отказе каждым от своего суверенитета и передаче его специально выдвинутым лицам(или одному лицу), которые устанавливают правила совместной жизни людей. Так Т. Гоббс объясняетвозникновение общества и государства.

*В дальнейшем: Соколов В.В. …

*В дальнейшем: Коплстон Ф.И. …

*В дальнейшем: Анология….

Наши рекомендации