Что открывает мастеру наитье?

Вселенная задумана как лук.

Чтоб Вячеслав

Зазря сидел без дела?

Творец его зазвал на рандеву.

Они натянут – звонко, до предела –

Пространство наше будто тетиву.

Порывы духа!

Что их безудержней?

Конструкция у космоса легка.

Счесть не смогу всех стреловидных стержней

В античном колчане Колейчука.

21–23.07.2017

Подпись к фотографии

Вячеслав Колейчук предстаёт нам на фоне двух своих шедевров, созданных в разной технике: «Мёбиус» – бионическая конструкция, «Спираль» –самонапряжённая мгновенно-жёсткая система.

Как дивно две работы дополняют друг друга!

В них запечатлелась неповторимая личность художника.

Это его уникальное понимание формы.

Это его индивидуальная концепция гармонии.

Это его эксклюзивная модель мира.

Нам явлена красота.

Абсолютная, безусловная, совершенная красота!

Она самоценна и самодостаточна.

Ей не надо навязывать никаких функций.

Было бы нелепо приписывать ей какие-то цели.

Она сама себе цель – сама себе назначение – сама себе оправдание.

Скажем так: это чистое искусство – искусство ради искусства.

Вячеслава Колейчука можно назвать эстетом в самом высоком и почтительном смысле этого слова.

Чтобы пиетет чувствовался!

О Николае Львове говорили: «гений вкуса».

Это определение можно всецело отнести к Вячеславу Колейчуку.

Он поэт структуры как таковой.

Структуры, понятой фундаментально – в онтологическом ключе:

– это условие бытия –

– это его крепящий стержень –

– это его надёжное обеспечение.

Перефразируем Декарта: структурирую – следовательно, существую.

Структура по определению связана с мерой, симметрией, целостностью.

В проекции на аксиологическую сферу заявленные нами характеристики выступают как признаки прекрасного.

Если бытие хочет быть, то оно должно структурироваться – в наших глазах, становиться прекрасным.

Красота имманентна бытию.

Творчество Вячеслава Колейчука свидетельствует об этом.

Значение и назначение работ мастера – их миссия – как раз и заключается в таком свидетельствовании.

Существуют разные виды эстетического наслаждения.

В нашем случае его источник находится на предельных глубинах.

Там нет шума – нет энтропии.

Вячеслав Колейчук черпает из первосущего.

Живая вода поступает оттуда.

Наипрозрачная!

Наикристальная!

Но именно – живая.

Пьёшь её с упоением.

Что открывает мастеру наитье? - student2.ru

Что открывает мастеру наитье? - student2.ru

ПРИМЕЧАНИЯ–ТЕЗИСЫ

1.Тенсегрити–англ. tensegrity: эту аббревиатуру, звучащую столь экзотически, будто в Африку тебя зазывают – Ричард Бакминстер Фуллер составил их двух слов: tensional и integrity.

Смысл такой: соединение путём натяжения.

Тут имеет место своеобычная антитетика.

Или – если хотите – суперпозиция сил.

Причём сил не однородных –как, скажем, в электростатике или квантовой механике – а резко разнородных: с противоположной онтологией – с альтернативными смыслами.

2. Это игра на «push and pull» (притяжение и отталкивание).

Это виртуозное сочетание элементов, работающих сразу – как бы в одной связке или упряжи – и на гнутие, и на сопротивление.

Это – что в плане эстетики и философии кажется нам особенно важным – контрапункт жёсткого (штыри, стержни) и гибкого (нити, кабели).

Нечто подобное – конечно, в абсолютно другом субстрате – мы видим у позвоночных животных (тип Chordata): сочетаются костная и мышечные ткани – твёрдое и мягкое.

Известно основополагающее противоположение τέχνη и βίος.

В tensegrity оно сводится к минимуму.

Фактически снимается!

Произведение искусства становится похожим на организм.

3. В tensegrity много гераклитовской диалектики.

Лук и лира были для мыслителя из Эфеса образным выражением изначальной динамики бытия. В их поэтически смелом соположении заложена идея трансформера: одно превращается в другое – происходит метаморфоз.

Русский философ Б.П. Вышеславцев писал: «Лук есть система противоборствующих сил – и чем сильнее напряжение отталкивающихся полюсов, тем лучше лук. Уменьшить или уничтожить сопротивление обоих концов лука – значит уничтожить самый лук. Но тетива лука может превратиться в струну лиры. Лира построена на том же принципе, как и лук: она есть многострунный лук, можно сказать, преображённый или "сублимированный" лук» [1: ].

Вячеслав Колейчук – в своих самонапряжённых системах – и лучник, и лирник.

Ему люба пружинящая тетива.

Он умеет настраивать струны в унисон пифагорейской гармонии сфер.

Это корифей tensegrity.

4. Лук и лира подсказали Гераклиту великое открытие: «Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония» » [2: 42].

Мы до сих пор окончательно не можем уяснить, как это происходит – даже Г.В.Ф. Гегель тут опускал руки.

Похоже на таинство!

В нём нерв бытия.

Ещё одна цитата из Гераклита: «Они не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся к себе гармония как у лука и лиры» [2: 45].

В.Ф. Колейчук – творец гармонии.

Великой – неизъяснимой – захватывающей зрителя гармонии!

Его «Крылья» берут в плен.

Помню, как впервые увидел их – и душа захолонула.

Обмерла!

Это суггестивное воздействие.

Оно уходит от анализа.

Что открывает мастеру наитье? - student2.ru

Что открывает мастеру наитье? - student2.ru

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма.

2. Гераклит. Фрагменты. В кн.: Материалисты древней Греции. М., Политиздат, 1955.

V

Наши рекомендации