Парадигмы шаманского лечения (специфика одной из деятельностей)
Для дальнейшего описания специфики образа мира и образа жизни шамана необходимо чуть более подробно описать в качестве примера специфичность хотя бы одной из многих профессиональных деятельностей шамана. Естественно при этом выбрать для сравнения как наиболее описанную именно целительскую деятельность, так как именно врачебная деятельность является той, с которой приходится сталкиваться подавляющему большинству читателей.
При всем многообразии методик лечения болезней шаманами анализ литературы и наблюдения позволяют выделить восемь нижеизложенных основных парадигм [24] практики исцеления (кроме физических травм). Следует отметить, что нижеприведенная классификация, как и любая другая, является условной. Отдавая дань современным способам изложения (и осмысления) фактологического материала, приходится расчленять единое для шамана целое на условные процессы, реально по отдельности не существующие[121]. Так, например, целью практики работы с окружающей предметной ситуацией является приведение в порядок энергетических потоков и установление благоприятных отношений с взаимодействующими с больным и членами его семьи, сущностями тонкого мира (в русской мифологии с домовыми, лешими, русалками и пр.) и других (Верхнего и Нижнего) миров. Критерием нижеприведенной классификации является лишь очевидно проявленная в предметном мире практика:
1. Работа с окружающей предметной ситуацией. Прежде всего это приведение в порядок или построение системы родовых тотемных символов, их расположения. Во вторую очередь рассматривается и приводится в более правильный порядок обстановка жилища и «подворья» (вместе с домашними животными), снаряжение и одежда. Далее могут быть проконтролированы удаленные захоронения предков и расставленные по охотничьим, рыболовным или кочевым маршрутам талисманы и обереги. Большая часть работы с родовыми символами и захоронениями направлена на взаимодействие с Духами предков.
Иногда для приведения ситуации в соответствие с космогоническими представлениями и для шаманского путешествия создаются специальные сооружения (столбы, лестницы и пр.), архитектура и ориентация которых соответствует представлениям о строении мира (трех миров, семи миров), чертятся (насыпаются, настраиваются) особые фигуры и др. В современном мире ярким выражением развития данного направления является концепция фен-шуй.
2. Работа с материальным телом. Этот подход аналогичен бытовой концепции современного фармакологического лечения. Причиной болезни являются недостаток, избыток или нарушения обмена в организме больного определенных веществ, внедрение в организм или в энергетическую структуру человека (например, другим шаманом или в результате случайности) вредных предметов или существ. Такие причины могут быть диагностированы по состоянию визуально наблюдаемых органов (кожа, зрачок, волосы и пр.), путем «видения» энергетики или души (обычно – трех душ соответственно концепции трех миров), функций организма. Но процесс диагностирования, как и в других случаях, не является полностью контролируемым или осознаваемым: довольно часто шаман уже для диагностики заболевания входит в измененное состояние сознания и «возвращается» в нормальное состояние с уже полученным (например, от Духов-помощников) знанием о причине болезни и способе ее лечения. Соответственно, больному прописывается прием через рот, натирание, окуривание или вдыхание определенных недостающих или очищающих веществ.
«Дикие» с точки зрения современной медицины рецепты выглядят так потому, что смеси составляются не на основе их химического, а на основе энергетического состава. Другими словами, смеси составляются не на основе «элементного» подхода, а на основе симпатического (подобие) или энергетического подходов. Для реализации такого подхода используется чувственный, интуитивный метод, применяемый шаманом как человеком, уже доказавшим свои способности более глубоко, чем окружающие, понимать проявления тонкого мира. Иногда изготовление нужной смеси может занимать довольно долго времени. Например, в книге «Хохот Шамана» [22] приведен пример того, как Шаман зимой ставил на окошко своей хижины веточки ольхи, дожидаясь появления ольховых сережек с целью использования их горькой пыльцы. Изготовленные смеси (или даже просто воду) шаман «заряжает» собственной энергией, энергией Духов или стихий (например, облучает смесь солнечным светом через кристалл [11]).
Удаление из тела больного вредоносных предметов или существ иногда происходит путем их высасывания (через ткани и кожу) шаманом, нередко, демонстрации окружающим, затем сжигания, закапывания или помещения в специальный «домик» или предмет. Исследование лечебных практик шаманизма часто затруднено еще и тем, что некоторые лечебные практики кажутся современным исследователям отвратительными или просто негигиеничными.
3. Работа с ритмами, цветами, образами и др. Широко известен применяемый для вхождения шамана в измененное состояние сознания, шаманских путешествий и настройки (перенастройки) динамического стереотипа больного (и присутствующих) шаманский бубен и различные трещотки, иногда емкости с сыпучими веществами (рис, семена и др.). Для устранения ритмических нарушений гармонии и синхронизации больного с миром применяются кратковременные и долговременные (до суток и более) ритмы, песни и танцы. В современной литературе о шаманизме очень мало переводов текстов шаманских песен. И, к сожалению, в существующих переводах почти отсутствуют цветовые описания. Считается, что тело человека и все его составляющие способны очень долго сохранять и воспроизводить полученные извне ритмы и их гармоники. В современной тибетской медицине на этом основаны, например, приемы диагностики заболеваний по пульсу. В обыденном опыте это проявляется в том, что человек способен запомнить определенные мелодии или иногда даже не может «отвязаться» от надоевших и насильственно навязанных (например, музыкальными увлечениями соседа) ритмов. В лечебной практике шамана полезные (природные) ритмы используются для оптимизации состояния больного, для сонастройки с определенными энергетическими потоками (и их цветами) или сущностями. Современная лечебная практика только нащупывает эти утерянные для западной цивилизации методики, что проявляется в различных концепциях музыкотерапии и попытках повысить с помощью музыки урожайность растений, плодовитость животных и пр.
При работе с телом шаман осознанно стремится воздействовать на все модальности восприятия больного, задействовать обоняние (окуривание), вкус (отвары, смеси, специальная пища), зрение (костюмы, маски, фигуры и пр.), слух (ритмы и песни), тактильность (похлопывания, удары, массаж и пр.), активизируя таким образом «чувствительное тело» человека.
4. Работа с энергетическим телом. Концепции устройства энергетического тела (чакры, узлы, каналы, меридианы и пр.) сегодня являются широко известными. Также широко известны и приемы восстановления проходимости каналов (акупунктура, прессура, иглоукалывание и пр.) и нормализации работы чакр (гимнастики, визуализации и пр.). Менее известны практики работы с минералами и растениями (живыми и с брусками деревьев), которые могут забирать излишнюю или вредную энергию и делиться полезной энергией[122]. Еще менее известны и осмыслены аналогичные практики работы с животными[123], хотя такие практики взаимодействия больных, например, с лошадьми и дельфинами используются уже много лет и в современных учреждениях. Практики изготовления различных лечебных талисманов и смесей из минералов, растений, костей, выделений и шкурок животных основаны на этих же закономерностях.
5. Работа с сущностями тонкого мира. Считается, что ряд заболеваний вызван тем, что в теле человека поселились недружественные ему сущности, наносящие вред или просто паразитирующие на его энергии. Кроме практики аналогичной современным бытовым приемам излечения от паразитов (лекарства и запахи) шаманы используют прижигания, пугающие или разрушающие недружественную сущность ритмы, уговоры, крики, угрозы и прямые схватки. Кроме того существуют практики выманивания, изгнания, вычищения (например, взмахами пера [11]) и даже прямого высасывания шаманом недружественной сущности, которую затем шаман изрыгает и селит в специально подготовленный предмет (домик, кусок мяса и пр.). Этот предмет чаще всего относят в удаленное место, закапывают или уничтожают другим способом (сжигают, бросают в поток и пр.).
Если шаману не удается изгнать или извлечь вредоносную сущность, он обращается за помощью к своим Духам-помощникам или даже отправляется в состоянии транса в знаменитое шаманское путешествие в другие края, в нижние или верхние миры с целью встретиться с предками или с могущественным Духом и заручиться их поддержкой.
6. Работа с душой. Другой ряд болезней может быть обусловлен тем, что человек в экстремальной ситуации потерял часть своей души, которая не может или не хочет (из-за острых негативных переживаний в экстремальной ситуации) возвращаться к больному. Тогда шаманское путешествие организуется с целью поиска, помощи, захвата, выкупа или уговоров возвращения потерянной части души. При воссоединении потерянной части души с основной частью человек выздоравливает.
Знания об утраченной части души и иногда о вселившихся в человека вредоносных сущностях не может быть получено никаким иным способом, кроме непосредственного постижения во время измененного состояния сознания. Эти знания могут быть как общими (можно назвать их теоретическими или методологическими), например, о классах вредных сущностей и принципах их изгнания, так и вполне конкретными (например, о том, что именно нужно делать в данном конкретном случае, или о лекарственных свойствах растений)[124].
Особый класс ситуаций – шаманское путешествие в мир предков, в нижние миры или на небо в поисках заблудившейся или захваченной кем-то души умершего человека. Такие путешествия небезопасны для самого шамана, не всегда успешны, сегодня они совершаются только в исключительных случаях и далеко не всеми шаманами.
7. Работа с ситуацией тонкого мира используется для нормализации нарушенных по незнанию или из-за потери контроля отношений с Духами, предками или животными, которые, обидевшись, могут нанести вред. Для этого строятся специальные жилища духов, ставятся или обновляются тотемные столбы, изготовляются символические изображения, очищаются и приводятся в порядок места предполагаемого проживания. Практики работы включают в себя жертвоприношения, исполнение ритуальных танцев и песен, просьбы, молитвы.
8. Активность самого больного.
8.1. Как известно во многих лечебных практиках, для успешного исцеления очень важен настрой больного, его вера в силу действий и слов шамана или другого целителя, приводящих к исцелению.
8.2. Исполнение рекомендованных шаманом процедур и ритуалов не является чисто механическим внешним действованием. Выполняемые больным движения, режимы, танцы, ритуалы, принятие лекарств или соблюдение диет должно обязательно сопровождаться собственным активным внутренним настроем (внутренний шаман) или обращением к образу целителя.
Следует отметить, не критикуя никакую практику, что работа шамана с одним больным по всем восьми вышеуказанным направлениям выглядит более системной и взаимосвязанной с соответствующим глобальным мировоззрением, чем работа врача, работающего лишь с материальным телом. При этом автор ни в коем случае не пытается оспаривать эффект работы врача. Вопрос о реальных эффектах шаманского воздействия еще ждет своего изучения.