Современная теологическая философия

1. Теологическая философия – одно из распространенных фи­лософских направлений.

Главными вопросами, находящимися в центре внимания тео­логической философии, являются:

• бытие Бога как творца всего сущего;

• бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Говоря о современной теологической философии в целом, сле­дует отметить, что она:

• стала ближе к человеку;

• освободилась от ряда догм;

• стала большое внимание уделять социальной гармонии, мо­рали, нравственности, миру между народами.

2. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии – неотомизм.Его видными представителями явля­ются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (Папа Рим­ский Иоанн Павел II, р. 1920).

База неотомизма – учение Фомы Аквинского.Центральный принцип – гармония веры и разума.

Современные неотомисты стремятся подняться над противо­речиями между материей и идеей, гностицизмом и агностициз­мом, эмпирической и рациональной формой познания.

Цель неотомистов:

• доказать правильность, истинность католицизма и католиче­ской философии;

• приспособить католицизм к современным условиям;

• приблизить католицизм к простым людям.

Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) вы­двинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.

Основными частями учения неотомизмаявляются:

• метафизика (общая и прикладная);

• гносеология;

• натурфилософия.

Метафизика –базовый раздел – состоит из:

• общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтоло­гии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);

• прикладной метафизики – учения об окружающем мире и человеке.

Основные цели неотомизма:

•креационизм (сотворение окружающего мира Богом);

• откровение (Бога о себе – в Библии);

• разделение сущности и существования (эссенции и экзи­стенции);

• единство сущности и существования в Боге;

• подобие человека Богу;

• человек – единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, мо­рали.

3. Другим направлением современной теологической филосо­фии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.Его основоположник – современный теологический фило­соф Пьер Тейяр де Шарден(1881 - 1955).

Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию – ком­плексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.

Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена – эво­люционизм,согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.

По своей направленности тейярдизм был реформаторским тече­нием в теологической философии, во многом опирался на достиже­ния естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.

4. Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения",распространенная в Латинской Америке.

Ее главная идея – максимальное раскрепощение человека.Среди протестанской теологической философиинаиболее распространены:

• либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);

• теология кризиса (Барт, Нибур);

• экзистенциональная теология (Тиллих);

• «демифоногизированное христианство» (Бультман);

• безрелигиозное христианство – Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.

Герменевтика

1. Герменевтика– направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам.

Основные вопросы герменевтики:

•как возможно понимание?

• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать – значит быть по­нятым.

Предметом исследования,как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• "герменевтический треугольник" – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• "герменевтический круг" – циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче­ских ситуаций – случаев, когда необходимо правильное истол­кование и понимание текста.

2. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифров­кой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

К числу современных философов-герменевтов можно отне­сти Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).

Согласно Шлейермахерупри толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью пер­вого выявляется "дух языка", с помощью второго – "дух автора".

Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родст­венности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех уси­лиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и чита­теля в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуж­даться в толковании.

Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

• дивинации – искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения;

• сравнения – сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

Взгляды раннего Хайдеггерасовмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.

Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах –условиях чело­веческого существования. Их два – положенность и понимание:

• положенность – человеческое бытие определено не мышле­нием, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит);

• понимание – человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание – это истолкование и интерпре­тация (человек истолковывает свое бытие в мире определен­ным образом, и данное истолкование есть понимание чело­веком смысла своей жизни, своего места в мире).

Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтич­но (основано на понимании).

Ганс Гадамерпризывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (гер­меневтики).

Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.

В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный дру­гими поколениями, – "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых по­колений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляет­ся, главным образом, через книги – тексты, "язык". Следова­тельно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.

Центральное понятие философии Поля Рикера – личность.Личность – творец всей человеческой культуры. Цель филосо­фии – разработать метод понимания человеческой субъективности.

В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее.

По Рикеру, человеческая личность телеологична – направ­лена в будущее.

Наши рекомендации