Контроль и оценка результатов обучения.
8.1. Контроль знаний по дисциплине
Контроль знанийстудентов по «Философии» включает в себя: входной контроль; текущий контроль; рубежный контроль и промежуточную аттестацию – экзамен.
Входной контроль проводится в начале учебного периода, выявить степень подготовки студентов к изучению дисциплины по остаточным знаниям школьного курса («Обществознание») и ранее изученным дисциплинам «История», «Математика». Входной контроль знаний можно проводить в виде блиц-опроса на первом практическом занятии. Результаты входного контроля не должны влиять на итоговый рейтинг студента, но по ним преподаватель определяет слабых и подготовленных студентов, что при индивидуальном подходе к обучению повышает его эффективность.
Текущий контроль стимулирует и корректирует самостоятельную работу студента по освоению дисциплины. Текущий контроль проводят в виде опросов и тестирования по отдельным темам, его результаты отражаются в рейтинге студента.
Рубежный контроль должен выявить уровень знаний студентов по материалу изученного модуля. Рубежный контроль проводят после изучения каждого модуля в виде коллоквиума, его результаты отражаются в рейтинге студента.
Промежуточный контроль проводят после изучения всего курса в форме зачёта или экзамена в порядке, предусмотренном в данном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Истоки философии. Религия и мифология.
2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания.
3. Основные разделы философского знания.
4. Место философии в системе культуры.
5. Проблема человека в буддизме, конфуцианстве, даосизме.
6. Общая характеристика философии Античности. Человек в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.
7. Общая характеристика средневековой философии. Природа и человек как творения Бога.
8. Принципы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.
9. Научная революция XVII века и проблема обоснования достоверности знания. Ф. Бэкон и Р. Декарт.
10. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения. Трактовка человека и общества в философии Просвещения.
11. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.
12. Основные черты философии марксизма.
13. Традиции и особенности русской философии XI-XIX веков.
14. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX- начала XX века.
15. Общая характеристика философии XX века. Мир человека в современной западной философии.
16. Экзистенциализм о сущности, существовании и свободе человека.
17. Неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
18. Религиозная философия XX века: «антропологический поворот».
19. Философская категория бытия и ее смысл. Бытие и субстанция.
20. Основные формы бытия. Материальное и идеальное.
21. Понятие движения, формы движения.
22. Пространство и время.
23. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке.
24. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.
25. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни.
26. Понятие процесса познания. Структура процесса познания.
27. Проблема истины в философии. Критерии истины.
28. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.
29. Структура научного знания.
30. Общество как целостная и развивающаяся система.
31. Понятие гражданского общества.
32. Понятия «культура» и «цивилизация». Многообразие цивилизаций и культур.
33. Религиозные ценности и их роль в современном мире.
34. Добро и красота, их соотношения в духовном мире современного человека.
35. Социальные и философские проблемы информатики.
36. Понятие компьютерной революции, противоречия компьютеризации.
37. Понятие личности. Процесс социализации личности.
38. Проблема свободы и ответственности личности.
39. Современная цивилизация и ее особенности.
40. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.
8.2. Рейтинговая оценка по дисциплине
Балльно-рейтинговая система используется для оценки степени освоения студентом отдельных учебно-образовательных модулей и других видов учебной работы. В процессе обучения студент должен полностью выполнить учебный план, предусмотренный учебной программой дисциплины, по всем видам учебных занятий. Рекомендуемое распределение трудоемкости в зачетных единицах представлено в табл. 2. Студент должен выполнить все предусмотренные программой практические задания, тренинги и самостоятельные виды работы (темы и формы практической работы представлены в табл. 6).
Результаты по всем видам учебной деятельности и рейтингового контроля фиксируются в рейтинг-листке каждого студента.
Таблица 9.
Примерная модульно-рейтинговаякарта по дисциплине
Виды учебной работы | Максимальный балл | Зачетный балл |
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии. | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Активность на практических занятиях | ||
Текущий контроль (тестирование) | ||
Рубежный контроль по Модулю 1. (коллоквиум) | ||
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания. | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Активность на практических занятиях | ||
Текущий контроль (тестирование) | ||
Рубежный контроль по Модулю 2. (коллоквиум) | ||
Модуль 3. Бытие человека в современном мире. | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Активность на практических занятиях | ||
Текущий контроль (тестирование) | ||
Рубежный контроль по Модулю 3. (коллоквиум) | ||
Итого по дисциплине: |
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Студенты очной и очно-заочной формы обучения обязаны освоить дидактический минимум в процессе учебных занятий по дисциплине.
Студенты заочной формы обучения обязаны до начала сессии самостоятельно освоить дисциплину в соответствии с установленным дидактическим минимумом с использованием предложенной литературы.
При изучении философии студенту надо ознакомится с основным содержанием основных философских систем и направлений; овладеть категориально-понятийным аппаратом философии; сформировать способность к философской рефлексии, предвидения социальных, нравственных и экологических последствий своей деятельности; выработать способность творческого применения философских знаний в профессиональной и другой деятельности, что связано с выработкой системного подхода к анализу научно-специальных проблем.
При этом следует руководствоваться программой курса, методическими указаниями и рекомендациями, облегчающими самостоятельную работу.
Изучение курса рекомендуется проводить в такой последовательности:
а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;
б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;
в) консультации с преподавателем;
г) подготовка философских рефератов, эссе или контрольных работ (если предусмотрено учебным планом);
в) выполнение тестовых заданий по каждой теме дисциплины.
Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы (реферата) по заданной либо согласованной с преподавателем теме, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей
10. Глоссарий основных определений дисциплины.
Термин | Значение термина |
Абсолют | – понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство. |
Абстракция | – результат процесса абстрагирования, то есть отвлечения от каких-либо свойств и связей объекта с целью выделения таких свойств, которые существенны для решения практических и теоретических задач. В науке абстракции оформляются в понятия. Абстракция – необходимая ступень в познании сущности вещей и явлений. |
Абсурд | – 1) в математике и логике – расхождение рассуждений (действий) с выводами; 2) в философии экзистенциализма – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты и трагического разлада с миром, ставшим равнодушным и даже враждебным человеку по причине отчуждения его от общества, от истории, от самого себя. |
Агностицизм | – учение (в гносеологии), отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов. |
Аксиология | – философское учение о ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию поступков. |
Аксиоматический метод | – метод построения теории путем формулировки исходной системы аксиом и правил вывода из них следствий – теорем. |
Анализ и синтез | – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей. Они играют важную роль как в теоретической, так и в практической деятельности. |
Аналогия | – сходство различных предметов, явлений по определенным параметрам. Один из методов познания, используемый для выдвижения гипотез. |
Антиномия | – противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. |
Антропология | (философская) – учение о сущности, происхождении и призвании человека во Вселенной; целостное учение о человеке как уникальной форме бытия, творце культуры и истории. |
Антропоцен- тризм | – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а положения человека в мире – как центрального. |
Апологетика | – раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности христианского учения, позволяющие защитить его от различных искажений и нападок. |
Апория | – в античной философии – кажущееся непреодолимым затруднение, возникшее при обнаружении противоречия в ходе решения проблемы. |
Апостериорный | – приобретенный опытным путем. |
Априорный | –предшествующий опыту и независимый от него. |
Архетип | – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории К. Юнга архетипы – это врожденные психические структуры коллективного бессознательного, которые являются основой общечеловеческой символики. Эти глубинные образы воспринимаются человеком интуитивно и проявляются на «поверхности» сознания в различного рода видениях, религиозных представлениях, символах. |
Астрология | – учение о влиянии расположения небесных светил на исторические события, судьбы людей. |
Атараксия | – в древнегреческой философии – невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. |
Атеизм | – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию. |
Атрибут | – неотъемлемое, существенное свойство субстанции. |
Базис и надстройка | – основные элементы общественно-экономической формации. Базис является совокупностью господствующих в обществе экономических отношений. Содержанием надстройки являются три элемента: 1) политические, правовые, моральные, религиозные, философские взгляды, господствующие в обществе; 2) соответствующие им институты и учреждения; 3) исходящие из них идеологические общественные отношения. |
Безобразное | – эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые уродуют, разрушают его полноценную жизнь. |
Бессознательное | – понятие, используемое для обозначения психических явлений, не проходящих через сознание личности, но трансформирующих ее сознательные мотивы и навязывающих ей некие автоматизмы в поведении. Это – скрытые, иррациональные силы человеческих действий и переживаний. |
Биоэтика | – учение о нравственном отношении человека ко всему живому. |
Благо | – философское и этическое понятие, обозначающее совокупность ценностей, необходимых для удовлетворения положительных потребностей человека, общества. |
Бог | – в религиозных системах духовное существо, управляющее миром, судьбами людей; выступает объектом культа. |
Брахма | – один из трех верховных богов индуизма (наряду с Вишну и Шивой), создатель мира, прародитель других богов, демонов и людей. |
Брахман | – онтологическое понятие в брахманистско-индуистской традиции, означающее безличный абсолют, духовную основу и целостность мира. |
Буддизм | – религиозно-философское учение, возникшее в Индии в VI–V вв. до н. э.; одна из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий |
Бхагавадгита | – один из важнейших памятников религиозно-философской мысли Древней Индии; теоретическая основа индуизма. |
Бытие | – реальность, осмысливаемая как единство и многообразие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии – учения о бытии (онтологии). |
Веданта | – термин индийской культуры, 1) завершающий раздел богооткровенного знания (шрути); 2) наиболее влиятельная религиозно-философская система, признающая авторитет вед. Наряду с Упанишадами, Бхагавадгитой и «Брахма-сутрой» является философской основой индуизма. |
Веды | – 1) в широком смысле – знание как результат откровения, полученного мудрецами-риши; 2) в узком смысле – четыре собрания текстов (самхита), составленных во II тысячелетии до н. э.: Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарведа (песни-заклинания). |
Вероятность | – 1) в математике – число, заключенное между нулем и единицей, характеризующее частоту наступления некоторого события в серии испытаний; 2) в логике – возможность истинности произвольного высказывания. |
Вера | – 1) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; 2) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований. |
Верификации принцип | – проверка истинности теории, заключающаяся в выведении из теоретических утверждений следствий, непосредственно соотносимых с фактами. В неопозитивизме верификация является условием осмысленности суждений и критерием научности фактического знания. В современной методологии научного познания верификация является частью гипотетико-дедуктивного метода. |
Вещь в себе | – понятие кантовской философии, означающее вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия. Вещь в себе противоположна явлению – тому, что с формальной стороны полностью определяется субъективными условиями чувственности. |
Витализм | – учение, рассматривающее жизнь как уникальное явление, не объяснимое только действием физических и химических законов, поскольку живому присуще особое одушевляющее начало. |
Возвышенное | – эстетически совершенное, превосходящее воспринимающего его индивида. |
Волюнтаризм | – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия. |
Воля | – готовность к совершению поступка. Воля реализуется в выборе цели и ее достижении. |
Воображение | – процесс создания психического образа на основе перестройки имеющихся представлений. |
Восприятие | – процесс воссоздания целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. |
Всеединство | – гармоническое сочетание различных элементов таким образом, при котором соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а напротив – за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента; центральная категория русской религиозной философии. |
Всеобщее (общее), особенное, единичное | – универсальные категории, выражающие устойчивые типы связей бытия и познания. Всеобщее отражает свойства и закономерности развития, присущие всему данному классу вещей; категория особенного – свойства и закономерности развития, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства отдельного предмета. |
Время | – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность явлений (состояний). |
Гармонии веры и разума теория | – теологическое учение, согласно которому между разумом и верой нет противоречия. В завершенном виде разработана средневековым мыслителем Ф. Аквинским. Эта теория обосновывает возможность гармоничного сосуществования науки и теологии, философии и откровения при условии осознания человеческим разумом своих возможностей и пределов в постижении богооткровенных истин. Принцип гармонии веры и разума используется в современной католической философии и теологии. |
Гедонизм | – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения. |
Герменевтика | – искусство и теория истолкования текста; одно из основных направлений современной философии. Понимание и истолкование становятся способом освоения всего человеческого опыта – философии, искусства и самой истории. |
Гилозоизм | – учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях. |
Гипотеза | – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной. |
Гипотетико-дедуктивный метод | – получение знаний об объекте путем формулировки гипотез и последующей их проверки. |
Гносеология | – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях. |
Гуманизм | – течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения, в котором проблема человека занимает центральное место; концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинство, права и свободы каждого индивида. |
Даосизм | – одно из главных течений китайской философии. Центральное понятие – дао (букв.: путь, дорога) – невидимый всеобщий закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделимо от материального мира и управляет им. Главный принцип поведения человека – сохранение «меры вещей», естественного порядка в природе и обществе. |
Движение | – изменение вообще, способ существования материи и духа. |
Двойственность истины | – учение, развившееся в средние века и утверждавшее независимость между философией и религией как по предмету, так и по методам осмысления. Такая установка способствовала отделению науки и философии от религии. |
Дедукция | – движение мысли от общего к частному, выведение следствий из совокупности исходных утверждений (посылок). |
Деизм | – доктрина, признающая Бога источником движения и развития природы, но отвергающая дальнейшее вмешательство Бога в это развитие. |
Деконструкция | – центральное понятие философии постмодернизма, разработанное Ж. Деррида; сочетает в себе деструкцию и реконструкцию на основе выявления внутренней противоречивости текста, столкновения «остаточных смыслов» прошлого с современными смысловыми стереотипами, что, в свою очередь, порождает новые смысловые потоки, смысловую неисчерпаемость любого текста. |
Демиург | – в античной философии (у Платона) личностное творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с Нусом (Умом). |
Демократия | – система политических институтов, направленная на отражение интересов всех социальных слоев общества. |
Детерминизм | – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений. |
Деятельность | – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. |
Джайнизм | – одна из национальных религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. В центре джайнизма находится бытие человека, сущность которого двойственна: духовная (джива) и материальная (аджива), связанные кармой как тонкой материей. Пока эта связь сохраняется, душа странствует, постоянно перерождаясь. Человек может выйти из круга превращений путем обретения «трех сокровищ»: правильное воззрение, правильное познание, правильное поведение. Тогда джива переходит в состояние блаженства – нирвану. |
Диалектика | – философское учение о всеобщих принципах и законах развития. |
Диалектический материализм | – философия и методология марксизма. Диалектический материализм исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитие материи. |
Дискурсивное | – в традиционном философском понимании знание, опирающееся на основания и правила вывода; противоположно интуитивному. |
Добро и зло | – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность) и недолжное (нравственную антиценность) в жизнедеятельности, общении и поведении людей. |
Догмат | – тезис, который принимается за непреложную истину и кладется в основу религиозной системы. |
Долг | – категория этики; нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. |
Достоинство | – категория этики, выражающая абсолютную ценность человека как духовно-социального существа. |
Дуализм | – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия. |
Дух | – понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала: 1) высшая способность человека, источник личностного самоопределения; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой причастно бытие человека. |
Душа | – непосредственно связанное с телом (индивидуальным или космическим) невещественное начало. Содержание души человека составляют его мысли, чувства и переживания. Деятельность души направляется сферой высших ценностей – духом. Телесная смерть наступает от разрыва души и тела, духовная смерть – от прекращения связи души и духа. |
Евразийство | – социально-философское учение и общественно-политическое движение русской эмиграции, возникшее в начале 20-х годов XX века. Ее главные идеологии (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин и другие) в полемике с западниками и славянофилами указывали на исключительность России, которая определяется полинародностью субъекта русской истории, единой судьбой и единым месторазвитием. Они видели в России особый евразийский тип цивилизации, подчеркивая влияние на ее историю и самосознание восточного, преимущественно тюркского элемента. Евразийцы большие надежды возлагали на укрепление союза России с азиатскими государствами. В настоящее время идеи евразийства переживают свой ренессанс. |
Естественная религия | – концепция религии, возникшая в эпоху Просвещения и основывающая на общих идеях, свойственным разным религиям. Эти идеи трактовались как врожденные, первичные, доказывающие разумный и естественный характер религии. К таким идеям отнесены следующие: бытие высшего существа; необходимость его почитания; добродетельность и благочестивость людей; возможность искупления грехов раскаянием; воздаяние на том свете за поступки, совершенные в земной жизни |
Естественное право | – концепция, согласно которой существуют права, изначально соответствующие природа человека и потому незыблемые, не зависящие от социальных условий. |
Жизнь | – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположности духа и материи и постигаемая интуитивно. |
Жэнь | – гуманность, человеколюбие, взаимность как качества совершенной личности в конфуцианстве. Гуманность реализуется в соответствии с «золотым правилом морали». |
Закон | – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. |
Закон единства и борьбы противоположностей | – один из основных законов диалектики, согласно которому противоречие является источником самодвижения и развития систем. |
Закон отрицания отрицания | – один из основных законов диалектики, характеризующий прогрессивное развитие с точки зрения преемственности и повторяемости. |
Закон перехода количества в качество | – относится к числу основных законов диалектики и выражает такую закономерность развития системы, при которой внешние, количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным внутренним изменениям системы. |
Западничество | – социально-философская концепция и общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию. |
Зло | – понятие морального сознания и категория этики, выражающее нравственно негативное в поступках и мотивах людей. Зло противоположно благу и добру. |
Золотое правило нравственности | – «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это древнее правило, фигурировавшее под разными наименованиями – заповедь, предписание, принцип и другие. Название «золотое правило» употребляется с конца XVIII в. |
Знак | – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет другой, отличный от него предмет. |
Знание | – результат познания, зафиксированный в системе понятий. |
Значение | – функция знака представлять, а также выражать содержание предмета, процесса. Это – отношение знака к обозначаемому предмету. |
И | – категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианства, выражающая императив должного действия; одно из внутренних качеств «благородного мужа», «долга/справедливости», которым руководствуется «благородный муж»; противопоставляется утилитарной «пользе/выгоде», к которой стремится «ничтожный человек». |
Игра | – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления ситуации и состояний; может использоваться для решения практических задач (например, деловая игра). |
Идеал | – образец, эталон, высшая цель стремления. |
Идеализм | – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира. |
Идеальное | – субъективный образ объективной реальности, отражение материального. |
Идеи чистого разума | – в философии И. Канта – предельные понятия, которые стимулируют развитие эмпирического познания, вносят в него единство. |
Идеология | – категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания, где социальная действительность отображается в виде теории. |
Идиографический и номотетический методы | – способы исследования объекта, отличающиеся тем, что первый выявляет в нем индивидуальные характеристики, а второй – его включенность в закономерные связи и зависимости. |
Индетерминизм | – философское направление, отрицающее причинную обусловленность явлений в мире. |
Индивидуализм | – приоритет интересов индивида над коллективными интересами. |
Индивидуальность | – совокупность качеств, присущих данному человеку и отличающих его от других. |
Индукция | – метод исследования, суть которого - в восхождении познания от единичных фактов к обобщениям. |
Интерпретация | – аспект понимания, направленного на выяснение смыслового содержания текста. |
Интуитивизм | – методологический принцип внутреннего единства бытия и сознания, предполагающий переживание этого единства в качестве основания философского мышления. |
Интуиция | – непосредственное постижение истины (без всякого рационального обоснования). |
Иррациональный | – недоступный пониманию разумом и потому невыразимый в логических понятиях и суждениях. |
Истина | – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом. |
Исторический материализм | – философия истории марксизма, согласно которой «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс). |
Йога | – индийская теория и практика созерцания, цель которых – через контроль над телом и сознанием достичь мистического слияния души человека с мировым сознанием (пуруши). |
Карма | (в индийской философии) – закон воздаяния или космической справедливости. Приобретя хорошую карму (ведя праведный образ жизни), человек может выйти из круга рождений и смертей (сансары). |
Картезианство | – философия сторонников и последователей Р. Декарта. |
Картина мира | – совокупность обобщенных знаний о мире. |
Катарсис | – термин античной философии, выражающий совершенствование духовного мира человека путем «очищения» его души от негативных мыслей, чувств, стремлений. |
Категории | – основные формы бытия и всеобщие понятия познания. |
Католицизм | – конфессия в христианской религии. Философия католицизма развивается неотомизмом. |
Каузальность | – причинность, закономерная связь причины и следствия. |
Качество | – система важнейших, необходимых свойств предметов. |
Коллективное бессознательное | – в учении К. Юнга наиболее древний слой психики человека, который в процессе эволюции человеческого сознания сформировался раньше, чем слой индивидуального бессознательного. Будучи по природе сверхличным, коллективное бессознательное образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека (см. Архетип). |
Количество | – степень развития, совокупность таких изменений, которые не меняют качество предмета. |
Конвенционализм | – направление в философии науки, согласно которому исходные принципы, аксиомы, определения являются результатами соглашения ученых, а не обобщением опыта. |
Коран | – главная священная книга мусульман. |
Коррелятивный | – имеющий соотносительный смысл: вещи, понятия имеют смысл, лишь соотносясь друг с другом. |
Космогония | – донаучное мифологическое или религиозное учение о возникновении мира и его развитии. |
Креативность | – основная черта творческой личности или процесса: создание нового в различных сферах жизни. |
Креационизм | – учение о сотворении мира Богом из ничего. |
Культура | – мир идеальных и материальных объектов, созданных людьми в процессе воспроизводства и обновления форм совместной жизнедеятельности. |
Культурно-исторический тип | – своеобразие духовных, социально-экономических и политических сторон жизни этноса, определяющее его место в истории; ведено Н.Я. Данилевским. |
Кумулятивизм | – методологическая установка, согласно которой рост научного знания осуществляется путем непрерывного добавления знаний к уже имеющемуся истинному знанию. |
Ли | – в классической китайской философии – категория: 1) структурное начало мироздания; 2) категория этики, обозначающая ритуал, церемонии, этикет, вежливость. |
Либерализм | – идеология, основу которой составляют идеи равенства, свободы, рациональности и частной собственности. |
Личность | – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. |
Логика | – наука о законах и формах правильного мышления. |
Логический позитивизм | – одно из направлений аналитической философии XX века; основу программы логического позитивизма составляет принцип верификации, согласно которому значение предложения, термина определяется способом его опытной проверки. |
Логос | – в греческой культуре – слово, закон, рациональное постижение смысла явлений. |
Любовь | – эмоционально-положительное отношение, чувство к другому человеку, жизненным принципам, идеям, знаниям. |
Магия | – таинственная способность воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов» без допущения причинного ряда действий, например, с помощью заклинаний, молитв, талисманов. Элементы магии присущи обрядовой стороне всех религий. |
Майя | – в индийском мировоззрении: 1) имя Богини, воплощающей принцип обмана в мире; 2) искусство выдавать чудеса, или же сами эти чудеса; 3) иллюзорный характер мира. |
Материализм | – направление в философии, принимающее за основу мира объективную реальность, существующую независимо от сознания человека. |
Материя | – категория, обозначающая всю объективную реальность, существующую независимо от сознания человека. |
Медитация | – интенсивное, проникающее в суть предмета или идеи, размышление, которое достигается путем сосредоточенности на них и устранении всех внешних и внутренних факторов, способных рассеивать внимание. |
Ментальность | – образ мышления, общая духовная настроенность челов< Наши рекомендации
|