Контроль и оценка результатов обучения.

8.1. Контроль знаний по дисциплине

Контроль знанийстудентов по «Философии» включает в себя: входной контроль; текущий контроль; рубежный контроль и промежуточную аттестацию – экзамен.

Входной контроль проводится в начале учебного периода, выявить степень подготовки студентов к изучению дисциплины по остаточным знаниям школьного курса («Обществознание») и ранее изученным дисциплинам «История», «Математика». Входной контроль знаний можно проводить в виде блиц-опроса на первом практическом занятии. Результаты входного контроля не должны влиять на итоговый рейтинг студента, но по ним преподаватель определяет слабых и подготовленных студентов, что при индивидуальном подходе к обучению повышает его эффективность.

Текущий контроль стимулирует и корректирует самостоятельную работу студента по освоению дисциплины. Текущий контроль проводят в виде опросов и тестирования по отдельным темам, его результаты отражаются в рейтинге студента.

Рубежный контроль должен выявить уровень знаний студентов по материалу изученного модуля. Рубежный контроль проводят после изучения каждого модуля в виде коллоквиума, его результаты отражаются в рейтинге студента.

Промежуточный контроль проводят после изучения всего курса в форме зачёта или экзамена в порядке, предусмотренном в данном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Истоки философии. Религия и мифология.

2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания.

3. Основные разделы философского знания.

4. Место философии в системе культуры.

5. Проблема человека в буддизме, конфуцианстве, даосизме.

6. Общая характеристика философии Античности. Человек в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.

7. Общая характеристика средневековой философии. Природа и человек как творения Бога.

8. Принципы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

9. Научная революция XVII века и проблема обоснования достоверности знания. Ф. Бэкон и Р. Декарт.

10. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения. Трактовка человека и общества в философии Просвещения.

11. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.

12. Основные черты философии марксизма.

13. Традиции и особенности русской философии XI-XIX веков.

14. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX- начала XX века.

15. Общая характеристика философии XX века. Мир человека в современной западной философии.

16. Экзистенциализм о сущности, существовании и свободе человека.

17. Неопозитивизм, структурализм, герменевтика.

18. Религиозная философия XX века: «антропологический поворот».

19. Философская категория бытия и ее смысл. Бытие и субстанция.

20. Основные формы бытия. Материальное и идеальное.

21. Понятие движения, формы движения.

22. Пространство и время.

23. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке.

24. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.

25. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни.

26. Понятие процесса познания. Структура процесса познания.

27. Проблема истины в философии. Критерии истины.

28. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

29. Структура научного знания.

30. Общество как целостная и развивающаяся система.

31. Понятие гражданского общества.

32. Понятия «культура» и «цивилизация». Многообразие цивилизаций и культур.

33. Религиозные ценности и их роль в современном мире.

34. Добро и красота, их соотношения в духовном мире современного человека.

35. Социальные и философские проблемы информатики.

36. Понятие компьютерной революции, противоречия компьютеризации.

37. Понятие личности. Процесс социализации личности.

38. Проблема свободы и ответственности личности.

39. Современная цивилизация и ее особенности.

40. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.

8.2. Рейтинговая оценка по дисциплине

Балльно-рейтинговая система используется для оценки степени освоения студентом отдельных учебно-образовательных модулей и других видов учебной работы. В процессе обучения студент должен полностью выполнить учебный план, предусмотренный учебной программой дисциплины, по всем видам учебных занятий. Рекомендуемое распределение трудоемкости в зачетных единицах представлено в табл. 2. Студент должен выполнить все предусмотренные программой практические задания, тренинги и самостоятельные виды работы (темы и формы практической работы представлены в табл. 6).

Результаты по всем видам учебной деятельности и рейтингового контроля фиксируются в рейтинг-листке каждого студента.

Таблица 9.

Примерная модульно-рейтинговаякарта по дисциплине

Виды учебной работы Максимальный балл Зачетный балл
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.
в том числе    
Посещение лекций
Активность на практических занятиях
Текущий контроль (тестирование)
Рубежный контроль по Модулю 1. (коллоквиум)
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания.
в том числе    
Посещение лекций
Активность на практических занятиях
Текущий контроль (тестирование)
Рубежный контроль по Модулю 2. (коллоквиум)
Модуль 3. Бытие человека в современном мире.
в том числе    
Посещение лекций
Активность на практических занятиях
Текущий контроль (тестирование)
Рубежный контроль по Модулю 3. (коллоквиум)
Итого по дисциплине:

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Студенты очной и очно-заочной формы обучения обязаны освоить дидактический минимум в процессе учебных занятий по дисциплине.

Студенты заочной формы обучения обязаны до начала сессии самостоятельно освоить дисциплину в соответствии с установленным дидактическим минимумом с использованием предложенной литературы.

При изучении философии студенту надо ознакомится с основным содержанием основных философских систем и направлений; овладеть категориально-понятийным аппаратом философии; сформировать способность к философской рефлексии, предвидения социальных, нравственных и экологических последствий своей деятельности; выработать способность творческого применения философских знаний в профессиональной и другой деятельности, что связано с выработкой системного подхода к анализу научно-специальных проблем.

При этом следует руководствоваться программой курса, методическими указаниями и рекомендациями, облегчающими самостоятельную работу.

Изучение курса рекомендуется проводить в такой последовательности:

а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;

б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;

в) консультации с преподавателем;

г) подготовка философских рефератов, эссе или контрольных работ (если предусмотрено учебным планом);

в) выполнение тестовых заданий по каждой теме дисциплины.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы (реферата) по заданной либо согласованной с преподавателем теме, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей

10. Глоссарий основных определений дисциплины.

Термин Значение термина
Абсолют – понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство.
Абстракция – результат процесса абстрагирования, то есть отвлечения от каких-либо свойств и связей объекта с целью выделения таких свойств, которые существенны для решения практических и теоретических задач. В науке абстракции оформляются в понятия. Абстракция – необходимая ступень в познании сущности вещей и явлений.
Абсурд – 1) в математике и логике – расхождение рассуждений (действий) с выводами; 2) в философии экзистенциализма – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты и трагического разлада с миром, ставшим равнодушным и даже враждебным человеку по причине отчуждения его от общества, от истории, от самого себя.
Агностицизм – учение (в гносеологии), отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов.
Аксиология – философское учение о ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию поступков.
Аксиоматический метод – метод построения теории путем формулировки исходной системы аксиом и правил вывода из них следствий – теорем.
Анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей. Они играют важную роль как в теоретической, так и в практической деятельности.
Аналогия – сходство различных предметов, явлений по определенным параметрам. Один из методов познания, используемый для выдвижения гипотез.
Антиномия – противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.
Антропология (философская) – учение о сущности, происхождении и призвании человека во Вселенной; целостное учение о человеке как уникальной форме бытия, творце культуры и истории.
Антропоцен- тризм – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а положения человека в мире – как центрального.
Апологетика – раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности христианского учения, позволяющие защитить его от различных искажений и нападок.
Апория – в античной философии – кажущееся непреодолимым затруднение, возникшее при обнаружении противоречия в ходе решения проблемы.
Апостериорный – приобретенный опытным путем.
Априорный –предшествующий опыту и независимый от него.
Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории К. Юнга архетипы – это врожденные психические структуры коллективного бессознательного, которые являются основой общечеловеческой символики. Эти глубинные образы воспринимаются человеком интуитивно и проявляются на «поверхности» сознания в различного рода видениях, религиозных представлениях, символах.
Астрология – учение о влиянии расположения небесных светил на исторические события, судьбы людей.
Атараксия – в древнегреческой философии – невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.
Атеизм – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию.
Атрибут – неотъемлемое, существенное свойство субстанции.
Базис и надстройка – основные элементы общественно-экономической формации. Базис является совокупностью господствующих в обществе экономических отношений. Содержанием надстройки являются три элемента: 1) политические, правовые, моральные, религиозные, философские взгляды, господствующие в обществе; 2) соответствующие им институты и учреждения; 3) исходящие из них идеологические общественные отношения.
Безобразное – эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые уродуют, разрушают его полноценную жизнь.
Бессознательное – понятие, используемое для обозначения психических явлений, не проходящих через сознание личности, но трансформирующих ее сознательные мотивы и навязывающих ей некие автоматизмы в поведении. Это – скрытые, иррациональные силы человеческих действий и переживаний.
Биоэтика – учение о нравственном отношении человека ко всему живому.
Благо – философское и этическое понятие, обозначающее совокупность ценностей, необходимых для удовлетворения положительных потребностей человека, общества.
Бог – в религиозных системах духовное существо, управляющее миром, судьбами людей; выступает объектом культа.
Брахма – один из трех верховных богов индуизма (наряду с Вишну и Шивой), создатель мира, прародитель других богов, демонов и людей.
Брахман – онтологическое понятие в брахманистско-индуистской традиции, означающее безличный абсолют, духовную основу и целостность мира.
Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Индии в VI–V вв. до н. э.; одна из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий
Бхагавадгита – один из важнейших памятников религиозно-философской мысли Древней Индии; теоретическая основа индуизма.
Бытие – реальность, осмысливаемая как единство и многообразие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии – учения о бытии (онтологии).
Веданта – термин индийской культуры, 1) завершающий раздел богооткровенного знания (шрути); 2) наиболее влиятельная религиозно-философская система, признающая авторитет вед. Наряду с Упанишадами, Бхагавадгитой и «Брахма-сутрой» является философской основой индуизма.
Веды – 1) в широком смысле – знание как результат откровения, полученного мудрецами-риши; 2) в узком смысле – четыре собрания текстов (самхита), составленных во II тысячелетии до н. э.: Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарведа (песни-заклинания).
Вероятность – 1) в математике – число, заключенное между нулем и единицей, характеризующее частоту наступления некоторого события в серии испытаний; 2) в логике – возможность истинности произвольного высказывания.
Вера – 1) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; 2) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований.
Верификации принцип – проверка истинности теории, заключающаяся в выведении из теоретических утверждений следствий, непосредственно соотносимых с фактами. В неопозитивизме верификация является условием осмысленности суждений и критерием научности фактического знания. В современной методологии научного познания верификация является частью гипотетико-дедуктивного метода.
Вещь в себе – понятие кантовской философии, означающее вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия. Вещь в себе противоположна явлению – тому, что с формальной стороны полностью определяется субъективными условиями чувственности.
Витализм – учение, рассматривающее жизнь как уникальное явление, не объяснимое только действием физических и химических законов, поскольку живому присуще особое одушевляющее начало.
Возвышенное – эстетически совершенное, превосходящее воспринимающего его индивида.
Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия.
Воля – готовность к совершению поступка. Воля реализуется в выборе цели и ее достижении.
Воображение – процесс создания психического образа на основе перестройки имеющихся представлений.
Восприятие – процесс воссоздания целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Всеединство – гармоническое сочетание различных элементов таким образом, при котором соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а напротив – за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента; центральная категория русской религиозной философии.
Всеобщее (общее), особенное, единичное – универсальные категории, выражающие устойчивые типы связей бытия и познания. Всеобщее отражает свойства и закономерности развития, присущие всему данному классу вещей; категория особенного – свойства и закономерности развития, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства отдельного предмета.
Время – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность явлений (состояний).
Гармонии веры и разума теория – теологическое учение, согласно которому между разумом и верой нет противоречия. В завершенном виде разработана средневековым мыслителем Ф. Аквинским. Эта теория обосновывает возможность гармоничного сосуществования науки и теологии, философии и откровения при условии осознания человеческим разумом своих возможностей и пределов в постижении богооткровенных истин. Принцип гармонии веры и разума используется в современной католической философии и теологии.
Гедонизм – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения.
Герменевтика – искусство и теория истолкования текста; одно из основных направлений современной философии. Понимание и истолкование становятся способом освоения всего человеческого опыта – философии, искусства и самой истории.
Гилозоизм – учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях.
Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной.
Гипотетико-дедуктивный метод – получение знаний об объекте путем формулировки гипотез и последующей их проверки.
Гносеология – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.
Гуманизм – течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения, в котором проблема человека занимает центральное место; концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинство, права и свободы каждого индивида.
Даосизм – одно из главных течений китайской философии. Центральное понятие – дао (букв.: путь, дорога) – невидимый всеобщий закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделимо от материального мира и управляет им. Главный принцип поведения человека – сохранение «меры вещей», естественного порядка в природе и обществе.
Движение – изменение вообще, способ существования материи и духа.
Двойственность истины – учение, развившееся в средние века и утверждавшее независимость между философией и религией как по предмету, так и по методам осмысления. Такая установка способствовала отделению науки и философии от религии.
Дедукция – движение мысли от общего к частному, выведение следствий из совокупности исходных утверждений (посылок).
Деизм – доктрина, признающая Бога источником движения и развития природы, но отвергающая дальнейшее вмешательство Бога в это развитие.
Деконструкция – центральное понятие философии постмодернизма, разработанное Ж. Деррида; сочетает в себе деструкцию и реконструкцию на основе выявления внутренней противоречивости текста, столкновения «остаточных смыслов» прошлого с современными смысловыми стереотипами, что, в свою очередь, порождает новые смысловые потоки, смысловую неисчерпаемость любого текста.
Демиург – в античной философии (у Платона) личностное творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с Нусом (Умом).
Демократия – система политических институтов, направленная на отражение интересов всех социальных слоев общества.
Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.
Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
Джайнизм – одна из национальных религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. В центре джайнизма находится бытие человека, сущность которого двойственна: духовная (джива) и материальная (аджива), связанные кармой как тонкой материей. Пока эта связь сохраняется, душа странствует, постоянно перерождаясь. Человек может выйти из круга превращений путем обретения «трех сокровищ»: правильное воззрение, правильное познание, правильное поведение. Тогда джива переходит в состояние блаженства – нирвану.
Диалектика – философское учение о всеобщих принципах и законах развития.
Диалектический материализм – философия и методология марксизма. Диалектический материализм исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитие материи.
Дискурсивное – в традиционном философском понимании знание, опирающееся на основания и правила вывода; противоположно интуитивному.
Добро и зло – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность) и недолжное (нравственную антиценность) в жизнедеятельности, общении и поведении людей.
Догмат – тезис, который принимается за непреложную истину и кладется в основу религиозной системы.
Долг – категория этики; нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.
Достоинство – категория этики, выражающая абсолютную ценность человека как духовно-социального существа.
Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия.
Дух – понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала: 1) высшая способность человека, источник личностного самоопределения; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой причастно бытие человека.
Душа – непосредственно связанное с телом (индивидуальным или космическим) невещественное начало. Содержание души человека составляют его мысли, чувства и переживания. Деятельность души направляется сферой высших ценностей – духом. Телесная смерть наступает от разрыва души и тела, духовная смерть – от прекращения связи души и духа.
Евразийство – социально-философское учение и общественно-политическое движение русской эмиграции, возникшее в начале 20-х годов XX века. Ее главные идеологии (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин и другие) в полемике с западниками и славянофилами указывали на исключительность России, которая определяется полинародностью субъекта русской истории, единой судьбой и единым месторазвитием. Они видели в России особый евразийский тип цивилизации, подчеркивая влияние на ее историю и самосознание восточного, преимущественно тюркского элемента. Евразийцы большие надежды возлагали на укрепление союза России с азиатскими государствами. В настоящее время идеи евразийства переживают свой ренессанс.
Естественная религия – концепция религии, возникшая в эпоху Просвещения и основывающая на общих идеях, свойственным разным религиям. Эти идеи трактовались как врожденные, первичные, доказывающие разумный и естественный характер религии. К таким идеям отнесены следующие: бытие высшего существа; необходимость его почитания; добродетельность и благочестивость людей; возможность искупления грехов раскаянием; воздаяние на том свете за поступки, совершенные в земной жизни
Естественное право – концепция, согласно которой существуют права, изначально соответствующие природа человека и потому незыблемые, не зависящие от социальных условий.
Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположности духа и материи и постигаемая интуитивно.
Жэнь – гуманность, человеколюбие, взаимность как качества совершенной личности в конфуцианстве. Гуманность реализуется в соответствии с «золотым правилом морали».
Закон – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов диалектики, согласно которому противоречие является источником самодвижения и развития систем.
Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики, характеризующий прогрессивное развитие с точки зрения преемственности и повторяемости.
Закон перехода количества в качество – относится к числу основных законов диалектики и выражает такую закономерность развития системы, при которой внешние, количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным внутренним изменениям системы.
Западничество – социально-философская концепция и общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию.
Зло – понятие морального сознания и категория этики, выражающее нравственно негативное в поступках и мотивах людей. Зло противоположно благу и добру.
Золотое правило нравственности – «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это древнее правило, фигурировавшее под разными наименованиями – заповедь, предписание, принцип и другие. Название «золотое правило» употребляется с конца XVIII в.
Знак – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет другой, отличный от него предмет.
Знание – результат познания, зафиксированный в системе понятий.
Значение – функция знака представлять, а также выражать содержание предмета, процесса. Это – отношение знака к обозначаемому предмету.
И – категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианства, выражающая императив должного действия; одно из внутренних качеств «благородного мужа», «долга/справедливости», которым руководствуется «благородный муж»; противопоставляется утилитарной «пользе/выгоде», к которой стремится «ничтожный человек».
Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления ситуации и состояний; может использоваться для решения практических задач (например, деловая игра).
Идеал – образец, эталон, высшая цель стремления.
Идеализм – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира.
Идеальное – субъективный образ объективной реальности, отражение материального.
Идеи чистого разума – в философии И. Канта – предельные понятия, которые стимулируют развитие эмпирического познания, вносят в него единство.
Идеология – категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания, где социальная действительность отображается в виде теории.
Идиографический и номотетический методы – способы исследования объекта, отличающиеся тем, что первый выявляет в нем индивидуальные характеристики, а второй – его включенность в закономерные связи и зависимости.
Индетерминизм – философское направление, отрицающее причинную обусловленность явлений в мире.
Индивидуализм – приоритет интересов индивида над коллективными интересами.
Индивидуальность – совокупность качеств, присущих данному человеку и отличающих его от других.
Индукция – метод исследования, суть которого - в восхождении познания от единичных фактов к обобщениям.
Интерпретация – аспект понимания, направленного на выяснение смыслового содержания текста.
Интуитивизм – методологический принцип внутреннего единства бытия и сознания, предполагающий переживание этого единства в качестве основания философского мышления.
Интуиция – непосредственное постижение истины (без всякого рационального обоснования).
Иррациональный – недоступный пониманию разумом и потому невыразимый в логических понятиях и суждениях.
Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.
Исторический материализм – философия истории марксизма, согласно которой «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс).
Йога – индийская теория и практика созерцания, цель которых – через контроль над телом и сознанием достичь мистического слияния души человека с мировым сознанием (пуруши).
Карма (в индийской философии) – закон воздаяния или космической справедливости. Приобретя хорошую карму (ведя праведный образ жизни), человек может выйти из круга рождений и смертей (сансары).
Картезианство – философия сторонников и последователей Р. Декарта.
Картина мира – совокупность обобщенных знаний о мире.
Катарсис – термин античной философии, выражающий совершенствование духовного мира человека путем «очищения» его души от негативных мыслей, чувств, стремлений.
Категории – основные формы бытия и всеобщие понятия познания.
Католицизм – конфессия в христианской религии. Философия католицизма развивается неотомизмом.
Каузальность – причинность, закономерная связь причины и следствия.
Качество – система важнейших, необходимых свойств предметов.
Коллективное бессознательное – в учении К. Юнга наиболее древний слой психики человека, который в процессе эволюции человеческого сознания сформировался раньше, чем слой индивидуального бессознательного. Будучи по природе сверхличным, коллективное бессознательное образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека (см. Архетип).
Количество – степень развития, совокупность таких изменений, которые не меняют качество предмета.
Конвенционализм – направление в философии науки, согласно которому исходные принципы, аксиомы, определения являются результатами соглашения ученых, а не обобщением опыта.
Коран – главная священная книга мусульман.
Коррелятивный – имеющий соотносительный смысл: вещи, понятия имеют смысл, лишь соотносясь друг с другом.
Космогония – донаучное мифологическое или религиозное учение о возникновении мира и его развитии.
Креативность – основная черта творческой личности или процесса: создание нового в различных сферах жизни.
Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.
Культура – мир идеальных и материальных объектов, созданных людьми в процессе воспроизводства и обновления форм совместной жизнедеятельности.
Культурно-исторический тип – своеобразие духовных, социально-экономических и политических сторон жизни этноса, определяющее его место в истории; ведено Н.Я. Данилевским.
Кумулятивизм – методологическая установка, согласно которой рост научного знания осуществляется путем непрерывного добавления знаний к уже имеющемуся истинному знанию.
Ли – в классической китайской философии – категория: 1) структурное начало мироздания; 2) категория этики, обозначающая ритуал, церемонии, этикет, вежливость.
Либерализм – идеология, основу которой составляют идеи равенства, свободы, рациональности и частной собственности.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Логика – наука о законах и формах правильного мышления.
Логический позитивизм – одно из направлений аналитической философии XX века; основу программы логического позитивизма составляет принцип верификации, согласно которому значение предложения, термина определяется способом его опытной проверки.
Логос – в греческой культуре – слово, закон, рациональное постижение смысла явлений.
Любовь – эмоционально-положительное отношение, чувство к другому человеку, жизненным принципам, идеям, знаниям.
Магия – таинственная способность воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов» без допущения причинного ряда действий, например, с помощью заклинаний, молитв, талисманов. Элементы магии присущи обрядовой стороне всех религий.
Майя – в индийском мировоззрении: 1) имя Богини, воплощающей принцип обмана в мире; 2) искусство выдавать чудеса, или же сами эти чудеса; 3) иллюзорный характер мира.
Материализм – направление в философии, принимающее за основу мира объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.
Материя – категория, обозначающая всю объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.
Медитация – интенсивное, проникающее в суть предмета или идеи, размышление, которое достигается путем сосредоточенности на них и устранении всех внешних и внутренних факторов, способных рассеивать внимание.
Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность челов<

Наши рекомендации