Практические занятия: темы и цели.

Таблица 5

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практического занятия Перечень практических занятий
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.
1. Цель: освоить исторические и современные представления о предмете философии, круг философских проблем, структуру философского знания; значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира, основное содержание функций философии; особенности философского мировоззрения, отличие от мифологии, религии, науки; история возникновение философии, основные этапы ее развития, их основные черты. 1. Предмет и структура философского знания
2. Цель: знать круг философских проблем, основные школы и философские позиции ведущих учёных Древневосточной философии; знать периодизацию и характерные черты античной философии, основные школы и представителей. 2. Философия Древнего мира.
3. Цель: рассмотреть основные этапы развития Средневековой философии, ее основные проблемы, и усвоить основные принципы философии Возрождения 3. Философия Средневековья и Возрождения.
4. Цель: выделить круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли. знать основные проблемы, характерные для эпохи Нового времени и эпохи Просвещения. Усвоить основные проблемы немецкой классической философии, подходы в их решении, иметь четкое представление об идеях марксистской философии. 4. Новоевропейская философия.
5. Цель: знать особенности развития философской мысли России, ее характерные черты, основные течения и направления, философские позиции ведущих философов. 5. Русская философия
6. Цель: проанализировать особенности развития современной зарубежной философии, многообразие проблем и методов, основные течения и направления, философские позиции ведущих философов. 6. Современная зарубежная философия
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания.
7. Цель: усвоить различные трактовки бытия, основные типы бытия; иметь представление об основных картинах мира; смысле понятий субстанция и материя; а также знать содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени. 1 Проблема бытия в философии
8. Цель: знать содержание понятий (развитие, прогресс, регресс), уметь выделить критерии прогресса; усвоить типы диалектики, основные модели развития и законы развития; иметь представление о сущности системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики; выделять особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. 2. Проблема развития в современной философии и науке
9. Цель: знать основные подходы в решении проблемы происхождение сознания и его сущности, его творческую природу, связь сознания с языком, структуру сознания, соотношение сознания и бессознательного, их роль в жизнедеятельности человека. 1. Философские проблемы сознания
10. Цель: усвоить подходы к решению вопроса о познании мира, основные формы познания, соотношение знания и веры, понимание и объяснения; знать сущность классической и неклассической интерпретации истины, соотношение истины и заблуждения, критерии истины. 2. Проблема познания в философии
11. Цель: овладеть спецификой научного знания; уровнями, формами и методами научного познания, пониманием традиций, новаций и революций в науке; знать основные критерии научного знания и его отличие от вненаучного знания; основные этапы развития науки, их характерные черты, основные концепции развития научного знания. 3. Научное познание
Модуль 3. Бытие человека в современном мире
12. Цель: развитие представлений о природе в истории философии, основные подходы в решении вопроса о происхождении человека, соотношение природного, социального и духовного в человеке, соотношение понятий человек, индивид, личность. 1. Проблема человека в философии
13. Цель: знать основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения, сущности. 2. Проблема смысла человеческого существования
14. Цель: знать понятие и природу ценностей, мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей и их роль в жизни человека и общества. 3. Человек в мире духовных ценностей
15. Цель: усвоить содержание понятий общество, государство, цивилизация, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 4. Общество как предмет философского осмысления
16. Цель: проанализировать роль науки и техники в общественном развитии, смысл научных и технических революций, позиции сциетизма и антисциетизма. 5. Человек в информационно-техническом мире
17. Цель: усвоить содержание процессов глобализации, возникновение и сущность глобальных проблем и пути их решения. 6. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Образовательные технологии





В освоении дисциплинарной философии используются следующие образовательные технологии:

- чтение лекций с использованием доски, видеоматериалов и средств презентации;

- практические (семинарские) занятия для обсуждения изученного материала, дискуссий и обмена мнениями;

- контрольные опросы (текущий контроль);

- консультации;

- самостоятельная работа студентов с учебной литературой и первоисточниками;

- подготовка и обсуждение рефератов (научно-исследовательская работа – НИР);

- работа с Интернет ресурсами;

- тестирование по основным темам дисциплины (текущий контроль);

- написание философских эссе на тему по выбору (научно-исследовательская работа – НИР);

- коллоквиумы по модулям (рубежный контроль);

- проведение деловых и ролевых игр, мастер-классов, круглых столов, дискуссионных заседаний, изучение дополнительной литературы при написании рефератов с их защитой

- экзамен (промежуточная аттестация).

Существенным в образовательном плане являются: проблемное изложение философских вопросов и идей лектором; самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующие свободные дискуссии по различным философским вопросам и проблемам, использование иллюстративных видеоматериалов (видеофильмы, фотографии, аудиозаписи, компьютерные презентации).

Текущий и рубежный контроль осуществляется в виде опросов, тестирования, подготовки и защите рефератов, выступлениях и докладах на семинарских занятиях.

Форма итогового контроля – экзамен.

Таблица 6.

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы, активные формы обучения и другие образовательные технологий
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.
1.1 Цель: освоить исторические и современные представления о предмете философии, круг философских проблем, структуру философского знания; значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира, содержание функций философии; особенности философского мировоззрения, отличие от мифологии, религии, науки; история возникновение философии, этапы ее развития, их основные черты. 1. Предмет и структура философского знания – семинар.
1.2 Цель: знать круг философских проблем, основные школы и философские позиции ведущих представителей Древневосточной философии. знать периодизацию и характерные черты античной философии, основные школы и представителей. 2. Философия Древнего мира – доклады.
1.3 Цель: рассмотреть основные этапы развития Средневековой философии, ее основные проблемы, и усвоить основные принципы философии Возрождения 3.Философия Средневековья и Возрождения – обсуждение рефератов (НИРС)
1.4 Цель: выделить круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли. знать основные проблемы, характерные для эпохи Нового времени и эпохи Просвещения. Усвоить основные проблемы немецкой классической философии, подходы в их решении, иметь четкое представление об идеях марксистской философии. 4.Новоевропейская философия – коллоквиум
1.5 Цель: знать особенности развития философской мысли России, ее характерные черты, основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей. 5. Русская философия- написание философских эссе на тему по выбору (НИРС)
1.6 Цель: проанализировать особенности развития современной зарубежной философии, многообразие проблем и методов, основные течения и направления, позиции ведущих философов. 6. Современная зарубежная философия – семинар на тему: «Философия в современном мире»
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания.
2.1 Цель: усвоить трактовки бытия, основные типы бытия; иметь представление об основных картинах мира; смысле понятий субстанция и материя; а также знать содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени. 1 Проблема бытия в философии - философских эссе на тему по выбору (научно-исследовательская работа)
2.2 Цель: знать содержание понятий (развитие, прогресс, регресс), уметь выделить критерии прогресса; усвоить типы диалектики, модели и законы развития; представлять сущность системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики; выделить характерные особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. 2. Проблема развития в современной философии и науке - обсуждение рефератов (научно-исследовательская работа)
2.3. Цель: знать основные подходы в решении проблемы происхождение сознания и его сущности, его творческую природу, связь сознания с языком, структуру сознания, соотношение сознания и бессознательного, их роль в жизнедеятельности человека. 1. Философские проблемы сознания – семинар
2.4 Цель: усвоить основные подходы к решению вопроса о познаваемости мира, основные формы познания, соотношение знания и веры, понимание и объяснения; знать сущность классической и неклассической интерпретации истины, соотношение истины и заблуждения, критерии истины. 2. Проблема познания в философии – доклад на заданную тему.
2.5 Цель: овладеть спецификой научного знания; уровнями, формами и методами научного познания, пониманием традиций, новаций и революций в науке; знать основные критерии научного знания и его отличие от вненаучного знания; основные этапы развития науки, их характерные черты, основные концепции развития научного знания. 3. Научное познание – семинар.
Модуль 3. Бытие человека в современном мире.
4.1 Цель: развитие представлений о природе в истории философии, основные подходы в решении вопроса о происхождении человека, соотношение природного, социального и духовного в человеке, соотношение понятий человек, индивид, личность. 1. Проблема человека в философии - коллоквиум.
4.2 Цель: знать основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения и сущности. 2. Проблема смысла человеческого существования – философское эссе
4.3 Цель: знать понятие и природу ценностей, мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей и их роль в жизни человека и общества. 3. Человек в мире духовных ценностей – семинар.
4.4 Цель: усвоить содержание понятий общество, государство, цивилизация, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь 4. Общество как предмет философского осмысления – обсуждение рефератов (НИРС)
4.5 Цель: проанализировать роль науки и техники в общественном развитии, смысл научных и технических революций, позиции сциетизма и антисциетизма. 5. Человек в информационно-техническом мире - философские эссе на тему по выбору (НИРС)
4.6 Цель: усвоить содержание современных процессов глобализации, возникновение и сущность глобальных проблем и пути их решения. 6. Проблемы и перспективы современной цивилизации – доклады.

5. Виды и содержание самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является важным компонентом образовательного процесса, она формирует личность студента, его мировоззрение, развивает способность к самообучению и стремление расширять кругозор, повышать свой профессиональный и культурный уровень.

Самостоятельная работа должна быть нацелена на формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организационно самостоятельная работа включает изучение тем дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, подготовку к практическим занятиям, тренингам, деловым играм, написание рефератов и (или) контрольных работ, подготовку к текущему и рубежному (модульному) контролю и подготовку к промежуточной аттестации – экзамен. При этом следует руководствоваться программой курса, методическими указаниями и учебно-практическим пособием (в УМК) облегчающими самостоятельную работу.

Таблица 7.Виды и трудоёмкость самостоятельной работы студентов по модулям.

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоёмкость СРС, зач.ед./часы Виды самостоятельной работы студентов
Модуль 1.Проблематика философии в ее историческом развитии. ОФО 0,35/13   1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию
4. Подготовка к деловой/ролевой игре
5. Подготовка к рубежному контролю
Модуль 2. Философия бытия, сознания и пзнания. ОФО 0,35/15   1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию
4. Подготовка к деловой/ролевой игре
5. Подготовка к рубежному контролю
3. Модуль 3.Бытие человека в современном мире. ОФО 0,33/16   1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию по модулю
4. Подготовка к деловой/ролевой игре
5. Подготовка к рубежному контролю
6. Подготовка к промежуточной аттестации – экзамену
Всего: ОФО 1,03/44;

К самостоятельной исследовательской работе студента можно отнести написание реферата (обычно предлагается студентам очной и очно-заочной форм обучения) или контрольной работы (для заочной формы обучения). Методические рекомендации по подготовке рефератов и контрольных работ изложены в учебно-методическом комплексе по дисциплине Философия в разделе «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов».

Наши рекомендации