Вид ответной реакции – скрытность.

В этом случае, вид ответной реакции – это, обычно, скрытность. Под скрытностью мы понимаем желание человека поддержать свое самоуважение, скрывая и пряча чувство личной неудачи, неполноценности. Откровенный же человек готов признать то, что он в своей жизни не соответствует высшим идеалам, к которым стремится. Если человек прибегает к скрытности, то он, другими словами, хочет обмануть себя, чтобы считать, что по-прежнему живет в соответствии с теми стандартами, к которым стремится, хотя в глубине своего сердца понимает, что все-таки не живет в соответствии с этими стандартами, и что, на самом деле, просто обманывает себя. Мы видим, что проявление такого поведения можно распознать.

Компромисс.

Под заголовком "скрытность" существует, первая категория – это компромисс. Сюда относятся различные виды компромиссов, на которые идет человек. Сейчас мы прочитаем то, что говорит Бойзон на эту тему: "Вид ответной реакции – компромисс – особенно распространен среди тех, кто стремится, во что бы то ни стало, сохранять верность своим высшим идеалам, не платя достаточную цену, которая заключается в полной преданности и которая совершенно необходима для достижения высших уровней развития. Частота такого рода ответной реакции, особенно среди религиозных людей, является причиной того, что религию обвиняют в уводе людей от реальности, называя такое поведение бегством от реальности".

Поиск недостатков.

Далее Бойзон перечисляет примеры того, что называется компромиссом. Некоторые из этих примеров могут быть хорошо знакомы нам. В первую очередь – это поиск недостатков в других. Поиск недостатков в других, похоже, является болезнью, которая распространена в любой общине с высокими стандартами поведения и очень жалко, что это имеет место в наших общинах, хотя мы очень часто упоминаем о таком неправильном поведении, которое так же является первым оскорблением святого имени: "Поиск недостатков и оскорбление преданных, посвятивших свою жизнь распространению святого имени".

Поиск недостатков в других – это умонастроение человека, посредством которого мы поддерживаем в себе чувство самоуважения, принижая окружающих. Когда существует стремление искать недостатки в других, то это говорит о том, что я обеспокоен своей собственной неполноценностью, но не хочу этого открыто признать, поэтому, стремясь чувствовать себя лучше, я больше внимания переношу на недостатки других людей. Если я обнаруживаю недостатки в других людях, то не так сильно чувствую свои собственные. Таков психологический механизм, который лежит в основе стремления искать недостатки в других.

Прабхупада говорил об этом, что когда бы мы ни показывали указательным пальцем на других, в это время три других показывают на нас самих. Другими словами, в своем стремлении говорить о недостатках других, мы неосознанно говорим, на самом деле, о своих собственных. Поиск и нахождение недостатков в других, по сути, является собственной автобиографией.

Поиск недостатков происходит тогда, когда в людях на самом деле могут быть какие-то внешние недостатки, но бывает и так, что эти недостатки просто вымышленные, их не существует в действительности или же этот недостаток, который мы якобы замечаем, является очень незначительным, но мы раздуваем его до огромных размеров.

В действительности, целью такого умонастроения не является обнаружение истинных недостатков в других, так как человека не беспокоит, объективны ли эти недостатки или нет. В этом случае человек просто имеет склонность видеть недостатки везде, потому что его внимание само по себе привлекается ими. У кого-то могут быть сотни и тысячи достоинств, но так же и один недостаток, и этот недостаток в глазах такого человека будет выглядеть ярче, чем все остальные достоинства. Нас предупреждают об опасности такого умонастроения, приводя пример Луны, на которой есть много пятен, и говорится, что мы не должны критиковать ее за это, потому что она все же ярко светит, несмотря на свои пятна.

Такая склонность искать недостатки в других появляется в нас тогда, когда мы не хотим быть откровенными сами с собой. Эта склонность может проявляться в разной степени, но в любом случае, мы всегда должны отчетливо сознавать ее в себе и понимать, что если куда бы ни посмотрели, мы во всех замечаем только плохие качества, то это говорит о том, что, возможно, мы что-то скрываем от самих себя, не желая откровенно признавать наше собственное положение. Цинизм, поиск недостатков и придирчивость идут рука об руку.

Щепетильность.

Другое эмоциональное состояние в этой же категории – это щепетильность. Щепетильность означает сохранение верности идеалам путем замены главных добродетелей второстепенными. Если мне не удается развивать в себе главные добродетели в сознании Кришны, то я начинаю думать, что могу преуспеть в чем-то менее главном, и это менее главное в моих собственных глазах становится более важным. Я начинаю подчеркивать именно это, чем что-то другое; начинаю уделять этому больше внимания. Это является заменой главной цели второстепенной.

Бойзон приводит следующий пример с одним священником, который "поклонялся идолам". Это, конечно, не называется идолопоклонством, просто у него была связь с женой другого человека. И этот священник в своем приходе все время очень пылко проповедовал, что очень-очень важно приходить в церковь по воскресеньям. Так он замещал в своем собственном сознании главные цели и идеалы второстепенными, потому что сам не соответствовал им.

Бойзон упоминает различные проявления такого поведения. Одно из них – привязанность к ритуалам. В этом случае люди начинают думать, что главным является точное соблюдение всех ритуалов, и что это их спасет. Люди так считают, поскольку гораздо проще достичь совершенства в исполнении различных ритуалов (буквоедство, фарисейство, мелочность и т.п.), чем очистить свое сердце. Многие люди признают, что гораздо проще бороться за какую-то идею, чем самому жить в соответствии с этой идеей. И можно видеть, что чем грубее люди нарушают те принципы, которым должны следовать, тем яростнее они за них сражаются.

Я обнаружил это явление в развитом виде в "Нью-Вриндаване" в Северной Америке. Лидер этой общины, Киртанананда, отклонился от стандартов, установленных Шрилой Прабхупадой. В тоже время он имел очень много последователей, которые занимались какой-то деятельностью, но не следовали строго принципам сознания Кришны. Они принимали одурманивающие вещества, не повторяли своих кругов. И я заметил, что многие из этих людей, в тоже время, были фанатичными последователями Киртанананды. Их фанатизм доходил до такого опасного предела, что один из них, в конце концов, был убит самими же последователями Киртанананды.

И что же при этом происходило? Они просто решили, что нужно быть верным ему и сражаться за него. Они подсознательно считали, что именно в этом заключается главная цель их жизни, а не в том, чтобы строго следовать принципам сознания Кришны. Так они стали чем-то вроде сектантов сверх-патриотов.

Часто в Индии Прабхупада критиковал смарта-брахманов за то, что они прибегали просто к ритуализму, то есть слепому следованию ритуалам. В действительности, Чайтанья Махапрабху подвергал критике последователей Мадхвачарьи за то, что они осквернились следованием философии кармы, поскольку уделяли слишком много внимания правильному соблюдению ритуалов.

У Шрилы Прабхупады был один ученик, который был у него также редактором санскрита. Этому преданному приходилось читать очень много книг, и он обнаружил, как в одной книге на санскрите перечислялись различные благоприятные и неблагоприятные периоды времени в течение дня для того, чтобы совершать различную деятельность. Он стал очень строго следовать всем наставлениям из этой книги, и Прабхупаду это сильно удивило. Шрила Прабхупада прокомментировал это: "Если бы я следовал этой книге, то не смог бы сделать то, что сделал". Прабхупада так же шутил, говоря, что этот преданный был единственным американским смарта-брахманом.

Иногда мы прибегаем к менее важным ритуалам и настолько поглощаемся ими, что в нашем понимании это становится более важным, чем вещи на самом деле важные, но которым следовать сложней. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: "Когда я забываю лотосные стопы моего духовного учителя, меня начинают больше беспокоить мои омовения и предохранение от простуды".

Бойзон перечисляет здесь буквоедство, фарисейство (фарисеи, описанные в Библии – это священники, слепо следовавшие ритуалам), мелочность, щепетильность, принудительный невроз. Под принудительным неврозом (возможно, что этот термин не совсем корректен с точки зрения терминологии, которая используется в психологии) в этой таблице имеется ввиду то, что, когда человек испытывает чувство вины, то он пытается избавиться от него, прибегая к второстепенным методам или принудительным ритуалам. Такой человек, например, может сходить с ума по чистоте, и поэтому мыть руки после каждого прикосновения к чему бы то ни было или опрыскивать ручку телефона дезинфицирующим средством перед тем, как взяться за нее и т.п.

Бахвальство.

Следующее проявление – это бахвальство. Бахвальство означает, что мы скрываем чувство собственной неполноценности, раздувая собственную значимость в своих глазах и в глазах окружающих. Это просто лицемерие. Санскритское слово дамбха, которое соответствует этому слову в английском языке, означает как бахвальство, так и лицемерие одновременно.

В ИСККОН можно видеть такое бахвальство, проявляющееся в лидерах, когда они отклоняются. Чем больше они тайком нарушают принципы, тем больше раздувают свою значимость в глазах окружающих.

Бахвальство часто идет рука об руку с поиском недостатков. Когда Прабхупада еще был с нами, однажды обнаружилось, что президент Нью-йоркского храма стал нарушать принципы. Это продолжалось какое-то время. Я жил тогда в соседнем храме, который был расположен в ста-ста пятидесяти километрах к югу от Нью-Йорка, и смог заметить, что что-то было не так. Первым признаком, говорящем об этом было то, что преданные из этого храма в один голос стали говорить, что их президент – это единственный человек, который следует Прабхупаде неукоснительно, и что никто другой не следует так, как он. Из этого я мог понять, что они повторяют его собственные слова. Это бахвальство. И здесь видно как оно сочетается с поиском недостатков, так как было утверждение, что никто другой не следует так, как он.

Позднее обнаружилось, что он грешит многими серьезными отклонениями, и Прабхупада попросил преданных провести церемонию абхишеки Божеств, поскольку атмосфера в этом храме была сильно загрязнена.

Это достаточно распространенное явление.

Или, например, когда лидер Нью-Вриндавана стал уходить из ИСККОН, то вокруг него так же стало звучать все с большей и большей силой, что он единственный последователь и величайший ученик Прабхупады, и что никто другой не следует Прабхупаде лучше него. Его последователи стали считать, что Нью-Вриндаван – это самая лучшая часть ИСККОН, и никто во всем мире не следует философии сознания Кришны лучше, чем живущие в Нью-Вриндаване. Но истина, конечно же, была прямо противоположной, поскольку они совершенно ничему не следовали.

Такая реакция поиска недостатков часто оборачивается пропагандистской компанией. И какое бы преступление вы ни совершали, именно в этом вы обвиняете всех окружающих.

В то время, когда Киртанананда совершал много поступков, которые совершенно расходились с учением Прабхупады (например, он говорил, что маха-мантру необходимо повторять не вслух, а только молча; преданные стали носить рясы христианских монахов и т.д.), БиБиТи выпустило новое издание Бхагавад-Гиты в Америке. В этом издании Бхагавад-Гиты было исправлено много опечаток и ошибок, которые содержались в прошлом, поскольку, когда вышло первое издание Бхагавад-Гиты, преданные часто просто не понимали того, что говорил Шрила Прабхупада в своих магнитофонных записях, и тем более, они вовсе не понимали санскрита. Когда БиБиТи выпускало новое издание Бхагавад-Гиты, при подготовке они снова обратились к тому, что надиктовал Шрила Прабхупада на пленку, и все исправили. Они исправили ошибки и так вернулись к тому, что изначально говорил Шрила Прабхупада. Когда вышло новое издание Бхагавад-Гиты, глава общины Нового-Вриндавана начал огромную пропагандистскую компанию против внесения изменений в книги Шрилы Прабхупады. Так он пытался скрыть то, чем грешил сам.

Переключение внимания.

Так же Бойзон упоминает отклонение "переключение внимания". Переключение внимания сводится к тому, что человек переключает свое внимание на различные виды деятельности, погружается в различные игры, развлечения, уезжает на каникулы отдохнуть, поскольку думает, что так он сможет забыть о своей проблеме. Конечно, в ИСККОН мы не уезжаем на каникулы или в отпуск и не занимаемся каким-то хобби, но иногда мы можем так усердно распространять сознание Кришны, что у нас не остается времени на то, чтобы практиковать его самим. И это так же называется переключением внимания. Иногда мы можем быть настолько заняты, что говорим: "Я настолько занят, что у меня нет времени повторять круги". И человек специально держит себя в таком режиме занятости, что у него не остается времени на повторение своих кругов. Один из руководителей нашего движения в прошлом был известен усердностью такого рода. Он был духовным учителем, который позднее, в 1987 году, пал. Люди говорили про него, что он повторяет свою джапу, звоня по телефону. И когда он упал, то один из его учеников сказал, что его гуру пожертвовал своей духовной жизнью ради распространения движения санкиртаны. Но нужно понять, что такой жертвы от нас Шрила Прабхупада уж точно не хотел.

Когда люди становятся такими занятыми, то их признаком становится неспокойность, постоянное возбуждение. Такой человек не может спокойно сидеть и делать что-то длительное время. Если это происходит в течение долгого времени, как хроническая болезнь, то это является признаком скрытности, одного из видов ответной реакции.

Наши рекомендации