Причина ощущения личной неудачи.

Эта таблица объясняет нам развитие личности, которая сталкивается с изначальной проблемой – ощущением личной неудачи.

В первой горизонтальной строке содержатся заголовки колонок, которые отмечают различные типы поведения человека. В вертикальных колонках содержатся различные типы суждений о поведении человека.

Мы уже обсудили изначальную проблему – ощущение личной неудачи. Итак, ощущение личной неудачи – это решение, приговор, который мы сами выносим себе, или который выносит нам наша совесть.

Например, можно считать, что я не заслуживаю одобрения тех, чьей любви и признания хочу добиться. В ИСККОН существуют определенные люди, духовные учителя и возвышенные преданные, и мы оцениваем себя с точки зрения того, что, как мне кажется, они подумали бы обо мне, если знали бы меня таким, каким я знаю себя сам. Оценивая себя глазами этих преданных, я прихожу к выводу, что являюсь совершенно никуда негодным, грязным и падшим человеком, и заслуживаю наказания или изгнания. Таким образом, я как бы выношу сам себе приговор, и этот приговор основывается на представлении о том, что, как мне кажется, подумали бы те люди, чьим вниманием, мнением и признанием я дорожу.

Варианты поведения при возникновении чувства личной неудачи.

Таким образом, я должен что-то поделать с этим ощущением личной неудачи, несоответствия. В соответствии с пониманием Бойзона, чувство личной неудачи, или несоответствия, само по себе знакомо каждому, и не является чем-то неестественным, но важно то, как мы поступаем, чтобы справиться с этим ощущением личного несоответствия.

Один из способов, как можно поступить с этим чувством, приводит к тому, что мы вливаемся в общество на высочайшем уровне, то есть происходит социализация на высочайшем уровне, или другими словами – спасение, то есть то, что понимаем под этим мы.

Но можно так же подойти к этому ощущению личной неудачи по другому. Мы можем попытаться найти общество на низших уровнях. Попытаться найти общественную поддержку и стать полноправным членом групп, которые имеют не такие высокие запросы и стандарты.

Или же мы можем все-таки поддерживать в себе эти высочайшие стандарты, но стать изолированными от общества, в котором мы находимся. Это – самоизоляция. И мы можем вести себя в таком изолированном состоянии таким образом, что наша изоляция будет все больше и больше усугубляться и, в конце концов, мы просто распадемся на части.

Если мы посмотрим на таблицу, то увидим, что последняя колонка называется "результат". Под результатом понимается результат наших действий. Там есть три подзаголовка: социализация, самоизоляция и разрушение. Позже мы разберем последовательно эти три подзаголовка.

Итак, изначальная проблема – ощущение личного несоответствия или личной неудачи. Затем, следующая колонка называется – контроль желаний.

Желания, заставляющие считать себя не заслуживающим хорошего отношения.

Сейчас небольшое лирическое отступление. Бойзон говорит, что чувство самоизоляции делает человека в его же собственных глазах не заслуживающим внимания и любви со стороны тех, кого он любит и поэтому он начинает считать себя недостойным их общества. Это чувство личной моральной неудачи, чувство личной вины.

У вас есть подобный опыт? Например, что-то происходит с вами, и вы просто не можете понять, как это вообще может находиться в вашем сердце? Как это умещается в вашей личности? Вы не можете найти места этому внутри вас. Иногда бывает, что пища, которую вы едите, не может перевариться и просто лежит комом. И подобные ощущения могут быть у нас на психологическом плане, когда что-то просто не может быть принято ("переварено") в нашем сознании. Мы не можем найти места этому внутри нас, чтобы чувствовать себя при этом комфортно.

Итак, из его собственного опыта, он говорит, что в большинстве случаев, которые он изучал, такие неудобоваримые переживания, которым мы не может найти места в нашей личности, обычно имеют отношение к сфере сексуальных желаний. Это так же полностью приложимо к нашему движению сознания Кришны.

Уровни контроля желаний.

Следующая колонка называется "контроль желаний".

Контроль желаний разбивается на три уровня. Они называются: объединяющий уровень контроля желаний, конфликтный уровень и сегментный. Сейчас мы подробно разберем эти уровни.

Объединяющий уровень – это желание признания и взаимности. Под желанием признания имеется ввиду стремление к успешному достижению нашей цели и завоевание признания в обществе, в котором мы находимся. Большинство людей в сознании Кришны так же стремятся к этому. Мы хотим, чтобы наше поведение нравилось другим преданным, и мы стали хорошими в их глазах, то есть, чтобы нас признавали. И если мы ученые, мы должны завоевать определенный отклик, оценивающий нашу профессиональную квалификацию. Под этим подразумевается стремление к признанию.

Стремление к признанию и взаимности в понимании Бойзона означает стремление, которое ведет нас к преданности тем высшим мотивам, которые живут в нас самих.

По свое природе люди стремятся отождествлять себя и хотят воссоединить свои взаимоотношения с чем-то более высоким. Именно это подразумевается под желанием взаимности.

Он использует термин "объединяющее желание", и говорит, что вместо этого термина можно с равным успехом использовать выражение "желание к самоосознанию" или "желание самореализации".

В нашем случае, мы имеем ввиду самоосознание, как понимаем это мы, и поскольку у нас есть вполне определенное понимание этого термина, то лучше использовать его.

Я помню, что говорил Шрила Прабхупада о самоосознании. Он говорил, что не существует самоосознания без осознания Бога. Наша высшая цель заключается в том, чтобы возобновить в себе осознание Бога.

В связи с этим любопытно изучить те цели, которые преследуют другие люди. Рассмотрим, например, романтическую любовь. Один писатель сказал, что влюбленный человек – это человек, поклоняющийся ненадежному Богу. Таким образом, все остальные объекты любви помимо Бога являются лишь блеклым отражением высшего уровня и высшего объекта любви.

В самом низу этой колонки говорится "сегментный уровень контроля желаний". Под сегментными желаниями Бойзон имеет в виду желания, которые возникают как проявление инстинктов, или каких-то низменных неодолимых страстей и устремлений в человеке. Слово сегментный берет свое начало в теории 1920-х годов, которая объясняла животные наклонности в человеке, связывая их с нижними участками или сегментами позвоночного столба (или спинного мозга). Мы бы сказали об этом – низшие чакры. Так что можно понимать вместо "сегментный", "чакральный ".

Итак, эти сегментные, низменные желания препятствуют нашему самоосознанию. В сознании Кришны все мы принимаем тот неоспоримый факт, что нас одновременно тянут в две разные стороны, как бы разрывая на две части, сверху према, а снизу кама, и посередине мы имеем конфликт между премой и камой. Таким образом, конфликт – это место, где все неясно и смутно, где происходят постоянные изменения и борьба.

Наши рекомендации