Связь социальной психологии с философией сознания Кришны.
Я хотел бы указать на тот факт, что философия сознания Кришны так же делает особый упор на важность общественных отношений. В первую очередь, на самом высшем уровне, Господь является личностью, а быть личностью, значит быть общественным существом. Мы знаем, что имена Кришны отражают Его взаимоотношения с Его преданными. Яшоданандана, Девакинандана. И Шрила Прабхупада говорил, что в действительности Кришне больше нравятся имена, которые относятся к Его взаимоотношениям с преданными.
Итак, мы знаем, что когда мы говорим, что Господь – личность, это подразумевает, что Он не одинок. Шрила Прабхупада говорил, что Кришна никогда не приходит один. Он всегда окружен Своими преданными, и вы никогда не увидите Его где-то одиноко стоящим. На всех изображениях рядом с Кришной кто-нибудь из его спутников: Баларама, мама Яшода, Радхарани и т.д. Кришна всегда с кем-нибудь. Это общественные отношения, и это означает – быть личностью.
В нашей философии освобождение определяется как вхождение в часть этого трансцендентного окружения Кришны, превращение в часть Его общественного окружения. Мы хотим, говоря в терминах нашего семинара, социализации на Голоке Вриндавана, то есть хотим стать частью этого общественного организма. Мы должны стремиться стать достойными, чтобы влиться в это общество.
Процесс бхакти аналогичным образом объяснен с точки зрения социальных отношений. Человек становится и остается преданным благодаря общению в обществе преданных. Так что можно понять, насколько важно общество преданных. В нашей философии сложно переоценить его значение. Когда Господа Чайтанью спросили, какое качество вайшнава является самым главным, то Он дал общественное определение. Асат санга тьяга хе вайшнава ачар. Во-первых, определяющим качеством поведения преданного является то, что он отвергает общество материалистичных людей. Во-вторых, мы знаем, что для того, чтобы прогрессировать духовно, необходимо получить благословение, помощь, со стороны старшего преданного. Таким образом, наш успех или неудача в сознании Кришны также определяется нашими общественными взаимоотношениями, то есть отношениями с другими людьми.
Итак, мы можем также увидеть, что в сознании Кришны освобождение – это ни что иное, как социализация. И это социализация на самом высшем уровне. А грех – это изоляция.
По этой причине, подход Бойзона очень уместен и проливает ясный свет на проблемы, которые мы испытываем в ИСККОН.
Совесть.
Я хотел бы сравнить несколько терминов, используемых в сознании Кришны, с общественными определениями, которые дал Бойзон в своей работе.
Что мы подразумеваем в сознании Кришны под совестью? В нашем понимании совесть обычно означает вечное чувство, позволяющее отличать плохое от хорошего. Но в сознании Кришны мы фундаментально исследуем этот вопрос, и пытаемся понять, откуда берется это чувство, которое помогает нам отличать плохое и хорошее.
В сознании Кришны совесть – это, в действительности, голос духовного учителя. Я слышу, что говорит мне духовный учитель. Он говорит мне, что это плохо, а это хорошо, и я затем оцениваю что хорошо, а что плохо, в соответствии с тем, что услышал от него.
Мы также говорим, что духовный учитель является внешним проявлением Параматмы, Сверхдуши. Сверхдуша находится в наших сердцах, поэтому мы можем сказать, что процесс погружения внутрь, то есть процесс, когда мы принимаем в сердце указания духовного учителя, на самом деле ни что иное, как проявление того, что уже есть в наших сердцах, просто сейчас это (в сердце дремлет, а) проявляется вовне. И мы обнаруживаем в своем сердце именно то, что говорит нам наш духовный учитель.
Так что в нескольких выдержках из книги Бойзон описывает, фактически, тоже самое. Он описывает этот феномен совести или внутреннего судьи. В одном из мест он говорит: "Личность впитывает внутрь себя коллективное мнение общества и это мнение общества, которое впитала в себя личность, формирует его характер. Поэтому то, что представляет из себя личность, в действительности является ничем иным, как отражением общества, в котором он находится и которое он представляет. И так же это зависит от степени той гармонии, или соответствия требованиям общества, которой достигает конкретный человек".