Понедельник, 19 апреля 1976 года
Шрила Прабхупада, в сопровождении своего секретаря Пушта-Кришны Свами и слуги Хари-шаури, вылетел вчера из Бомбея в Мельбурн с остановками в Коломбо и Сингапуре. Во время перелета из Бомбея в Коломбо Прабхупада принял прасад, который был припасен для него в судках из нержавеющей стали, и повторял джапу. В Сингапур самолет прилетел в 17:00. Здесь путешественникам предстояло провести четыре часа. Прабхупада хотел отдохнуть в зале ожидания первого класса, но зал находился внутри здания аэропорта и, чтобы попасть туда, Прабхупаде и его ученикам нужно было пройти иммиграционный контроль. Чиновники отказали Шриле Прабхупаде и его сопровождающим, под тем предлогом, что раньше у них уже были проблемы с преданными «Харе-Кришна».
Пушта-Кришна Свами разгневался.
— Отведите меня к начальнику, — сказал он.
Прабхупада посоветовал ему не ввязываться в спор, но Пушта-Кришна настаивал: он хотел, чтобы его духовный учитель отдохнул и пообедал в зале ожидания.
— Пожалуйста, разрешите мне попытаться, Шрила Прабхупада, — сказал он и пошел к начальнику иммиграционной службы.
— Мы не преданные «Харе-Кришна», — сказал Пушта-Кришна начальнику, — мы вайшнавы.
Так или иначе ему удалось убедить начальника, и Шриле Прабхупаде с сопровождающими разрешили войти в здание аэропорта и разместили их в небольшой комнате, предварительно проверив их паспорта.
Таким образом Шрила Прабхупада смог принять прасад и отдохнуть до посадки на самолет авиакомпании «Куантас», который должен был доставить их в Мельбурн через Сидней. Шрила Прабхупада не жаловался, хотя беспосадочный семичасовой перелет до Мельбурна, да еще длительная задержка в Сингапуре были явно ему тяжелы. Как-то он сказал Хари-шаури, что любая поездка дольше трех-четырех часов — большое напряжение для него.
Самолет приземлился в Сиднее в середине утра — с трехчасовым опозданием. В транзитном зале Прабхупаду и его спутников встретили Джайя-дхарма, президент сиднейского храма, и юный Джефри Флетчер. Прабхупаде предложили цветочную гирлянду, а также фрукты и сладости на большом серебряном блюде. После часовой остановки Прабхупада вылетел в Мельбурн — прошло уже двадцать два часа с тех пор, как он покинул Бомбей.
* * *
Встреча в аэропорту стала, как обычно, ярким событием. Население мельбурнского храма за последние несколько дней выросло в несколько раз: преданные из Сиднея, Аделаиды и Окленда стекались сюда, чтобы провести со Шрилой Прабхупадой всю следующую неделю. Почти все они участвовали в приветственной киртане в аэропорту. В храме оставалось лишь несколько человек.
К этому времени Шрила Прабхупада уже привык к пышным приветствиям в аэропортах, он только не любил когда лязганье ручных тарелочек, удары мриданг и пение преданных становились дикими или разрушительными, а в целом, он одобрял пышный прием, оказываемый представителю Кришны. Цветы и поклоны он собирал так же, как вице-король собирает дань от имени короля или как сборщик налогов собирает налоги, будучи уполномочен государством. Так сказал Прабхупада два года назад на таком же пышном приеме любопытным и насмешливым журналистам. По милости Прабхупады все хвалы и почитание, которыми осыпали его ученики, отправлялись непосредственно Кришне.
Когда преданным показалось, что Прабхупада уже вот-вот выйдет из помещения иммиграционной службы, энтузиазм участников киртаны достиг высшей точки. Преданные сгрудились около двери иммиграционной службы, и вот из нее появился Шрила Прабхупада — один: сопровождающие задержались на таможне. Преданных поразило его царственное величие. Он шел прямо, высоко подняв голову, опираясь на трость, выражая свое одобрение лишь полными любви взглядами, которые он бросал на своих духовных сыновей и дочерей.
Прабхупада был духовным отцом своих учеников, каждый центр ИСККОН был его домом, и вот теперь Прабхупада прибыл — в шестой раз — в Австралию, чтобы навестить своих детей и внуков[44]. Шрила Прабхупада часто говорил о том, чтó побуждало его постоянно путешествовать: «Моя обязанность, — сказал он как-то в приветственной речи, — следить, чтобы мои ученики, принявшие меня своим духовным учителем, не падали. Вот о чем я беспокоюсь».
Преданные проводили Шрилу Прабхупаду, утопавшего теперь в гирляндах из лаванды, свежих роз и гвоздик, в зал прилета. Там они посидели немного, улыбаясь друг другу и беседуя, а затем перешли в соседний зал для высокопоставленных лиц на пресс-конференцию. Репортеры обступили Прабхупаду со своими камерами, микрофонами и блокнотами. Они пришли сюда вовсе не затем, чтобы прославить его или выразить ему почтение, однако и они служили ему, предоставляя возможность проповедовать. Вопросы их, как обычно, не отличались глубиной, однако Прабхупада общался с прессой заинтересованно и внимательно.
По окончании пресс-конференции Прабхупада встал и снял с себя две гирлянды. Одну преданные предложили какому-то удачливому репортеру, а другую надели на маленького, застенчиво улыбавшегося Джанаку, сына Уграшаравы. Прабхупада сел в машину, салон которой был богато украшен гирляндами из бархатцев, и отбыл в храм.
* * *
Со времени последнего визита Шрилы Прабхупады в 1976 году в храме заметно недоставало Мадхудвиши Свами. В конце 1975 года Мадхудвиша признался Прабхупаде, что больше не может управлять австралийской ятрой, что ему необходимо сменить служение. Прабхупада пригласил его к себе в Индию, и в средине января, буквально через несколько дней после блистательного шествия Ратха-ятры, Мадхудвиша покинул Мельбурн и улетел в Калькутту. Переговорив со Шрилой Прабхупадой, он согласился переехать в Нью-Йорк, чтобы занять там ad hoc[45] пост президента храма. Представителем Джи-Би-Си в Австралазии стал Гуру-Крипа Свами, горячий, вспыльчивый санньяси, обосновавшийся в Мельбурне. Так закончилось четырехлетнее служение Мадхудвиши в Австралии.
* * *
Войдя в половине третьего в храмовую комнату, Прабхупада посмотрел на прекрасные Божества и одобрительно улыбнулся. Он заметил также, что мраморно-ониксовые полы отполированы до зеркального блеска. По дверям комнаты Божеств вился теперь золотой лиственный узор, а стену, отделяющую помещение Божеств от храма, затейливо расписали разными благоприятными символами — раковинами, булавами, дисками и лотосами. Прабхупада сказал, что время уже довольно позднее, долгие разговоры вести некогда, и что он хотел бы помыться. Он подтвердил, что вечером будет читать лекцию в храме.
— Я не буду говорить много, но одну вещь скажу обязательно: как я доволен, что вы так хорошо поклоняетесь Божествам. Это счастье для меня, и это счастье для вас. Чем с большим великолепием вы поклоняетесь Божествам, чем великолепнее наряжаете и украшаете Их, тем великолепнее будете сами. Вот в чем секрет. Материалисты, они стремятся наряжать самих себя, но со временем их одежды уносит майя, и они по собственной воле становятся хиппи. Поскольку они не старались наряжать Кришну, их одежды унесла майя.
Секрет успеха, сказал Прабхупада, состоит в том, чтобы понять, что все принадлежит Кришне.
— Просто берите все и предлагайте Кришне для Его удовольствия. Не важно чем вы занимаетесь, бизнесмен вы, адвокат или инженер. Лозунг такой: «Все, что я делаю, все, что у меня есть, должно быть отдано Кришне». Таково сознание Кришны.
Прабхупада добавил, что он дал Западу первоначальное понимание, что такое Движение сознания Кришны, а теперь его ученики должны развить начатое им дело.
Шрила Прабхупада вышел из храма и направился в свои апартаменты в прилегающем здании. По пути он сказал Хари-шаури, что уровень поклонения в мельбурнском храме так же высок, как в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе.
— Гаура-Нитай так добры, — сказал он, — что Им можно поклонятся, просто исполняя киртану.
Не теряя времени Шрила Прабхупада принял массаж посередине своей большой величественной гостиной с полированным паркетным полом и изысканным декором, выкупался, пообедал и, наконец, добрался до спальни, чтобы хоть немного отдохнуть.
* * *
В половине восьмого вечера Шрила Прабхупада спустился в храм на лекцию и сел на большую, украшенную яркой вышивкой небесно-голубую подушку, по обе стороны которой лежали два больших валика того же цвета. Прабхупада спросил преданных, какую часть Гиты они хотели бы обсудить. Гуру-крипа Свами предложил девятую главу. Прочитав первый стих, Шрила Прабхупада сказал, что в этой главе содержится самое сокровенной знание Бхагавадгиты. В длинной и глубокомысленной лекции Прабхупада провел различие между истинным духовным знанием и образованием и их мирским подобием. Истинное образование, указал Прабхупада, в современной цивилизации отсутствует, даже в среде мировой интеллигенции.
— Образования как такового вообще не существует. Современное образование — это просто обучение ремеслу. Если вы научились делать автомобили, то что это? Это ремесло, кузнечное ремесло. Это не знание, знание есть нечто другое. Поэтому оно называется джнанам виджнана сахитам. Вот это знание: «Что я есть? Я тело или что-то иное? Почему я страдаю? Существует ли какое-то средство от этого? Я не хочу умирать, я и не должен умирать». Нитьях-шашвато ‘ям пурано-на ханьяте ханьямане шарире — вот в чем состоит знание: «Если я вечен, если я не погибаю после уничтожения тела, то почему я принужден находится в этом теле?» Это знание. А делать автомобили — это не знание, это ремесло. Знание состоит в следующем: «Я вечен. Как же я оказался в этом временном теле? Этих тел 8’400’000 видов, я должен принять одно из них, татха дехантара-праптир, в соответствии с моей кармой. Вот мое положение. Как выйти из этого положения, как осознать это положение, кому задать вопросы?» Вот в чем состоит знание.
Во время вопросов один молодой, похожий на хиппи христианин затеял длинную дискуссию. Ему казалось, что преданные незаслуженно пренебрегают телом, которое, в соответствии с его пониманием христианской теологии, и является живым существом. Он ссылался на слова Христа: «Сие есть тело мое, сие есть кровь моя». Прабхупада ответил логически, что если говорят «мое тело» и «моя кровь», то очевидно, что это как раз и означает, что тело и кровь принадлежат мне, а не являются мной.
Однако юноше было трудно понять даже такую простую, базовую концепцию. Прабхупада стал объяснять дальше:
— Здесь нужно применить разум. К примеру, вы дышите. Когда дыхание останавливается, говорят: «Человек умер». Но что такое дыхание? Дыхание есть не что иное как прохождение маленькой порции воздуха. Этот процесс прохождения воздуха можно увидеть и в кузнице: «Уфф-хуфф уфф-хуфф».
Слушатели засмеялись.
— Но разве это признак жизни? Нет. Поэтому вам придется изучить ваше тело досконально. Вы обнаружите, что жизни в нем самом нет. Следовательно, жизнь отличается от этой комбинации материальных элементов. Это разумно.
Молодой человек, казалось, согласился с этим ясным разграничением тела и души, но уже через несколько секунд всплыло еще одно недопонимание.
— Вы говорите: «Кришна, Кришна». Но Бог есть Бог. Имя Бога — «Бог», а не «Кришна». Конечно вы можете называть Его Кришной, если хотите.
Преданные заволновались, но Прабхупада оставался спокоен.
— Так кто такой Бог? — спросил Прабхупада.
— Бог это Бог, — ответил молодой человек.
— Вы говорите: «Бог это Бог». Человек это человек, но кто этот человек? Этого вы не знаете.
— Я хочу сказать… — юноша замялся подыскивая слова, — что вы называете Бога Кришной, а христиане называют Бога любым именем которое звучит как Бог… (Смех) Я хочу сказать…
— Христиане? — перебил Прабхупада. — Не думаю, что им известно какое-то конкретное имя Бога.
Прабхупада логически объяснил, что слово Бог является общим обозначением, но на самом деле у Бога есть личное имя.
— Например, вы слышите: «Это президент», но если кто-нибудь скажет вам: «Президента зовут так-то» — что в этом дурного? Это обогатит ваше знание. Допустим, вы приехали в какую-то страну. Вы знаете, что правительство этой страны возглавляет президент, но если кто-нибудь скажет: «Президента зовут так-то», — то будет ли это ошибкой?
— Нет не будет.
— Следовательно, — продолжал Прабхупада со своей спокойной логикой, — вы не знаете имени Бога, и если я скажу вам имя Бога, то никакой ошибки в этом не будет. Так?
— Я только хотел предложить …
— Нет. Не надо никаких предложений. Имя Бога не может быть предложено, в противном случае он не был бы Богом. Вы не можете предложить имя Бога.
Наконец молодой человек довел до конца свою мысль.
— Но тогда получается, что вы превращаете Бога в личность по имени Кришна.
Прабхупада опроверг его ошибочный вывод.
— Нет. Бог и так личность. Я это уже говорил. Такое значение дает словарь: «Верховное Существо». Вы существо, я существо, а Он — Верховное существо. Вы не верховный, и я тоже не верховный.
Дискуссия с молодым человеком заняла почти все время, отведенное на вопросы. Наконец Прабхупада, жестом велев начать киртану, завершил программу. Он встал с вьясасаны и, спустившись по ступенькам, удалился в свои комнаты. Прабхупада был доволен тем, что на лекцию собралось много людей, и с удовлетворением узнал, что вечером гостям и преданным будет, как и в предыдущие годы, подан пир из кришна-прасада.
Пушта-Кришна и Хари-шаури валились с ног от усталости, сраженные сменой часовых поясов. Но Шрила Прабхупада выглядел как всегда, словно на него совершенно не действовали тяготы путешествия.