Понедельник, 19 мая 1975 года
Рано утром Прабхупада сидел в своей комнате и пел бхаджаны, аккомпанируя себе на гармонии. Пальцы Прабхупады бегло перебирали клавиши, Шрутакирти играл на мриданге, а Мадхудвиша на караталах. Прабхупада играл утренние мелодии разных бенгальских песен, и на лице его отражались глубокие переживания преданности.
Затем, перед самым восходом Шрила Прабхупада встал, тепло оделся и спустился по лестнице, устланной красным ковром. Пройдя по главной аллее, он открыл кованые белые ворота и вышел на улицу. Тут же из ожидавшего у обочины бордового «форда» с откидным верхом выскочил Уграшрава и распахнул заднюю дверь. Шрила Прабхупада сел в автомобиль и предложил «пранам» собравшимся преданным. Автомобиль заурчал и двинулся в направлении Ботанического Сада.
С самого первого приезда Шрилы Прабхупады в Мельбурн в 1972 году Ботанический Сад стал для него несомненно самым любимым местом прогулок в этом городе. Шрила Прабхупада даже сказал однажды:
— Я видел много ботанических садов по всему миру, но не встречал такого красивого, как этот.
Пятьдесят гектаров, которые занимает этот парк, представляют собой превосходный образец английского садово-паркового искусства девятнадцатого века. Мельбурнский Ботанический Сад знаменит не только своей отменной коллекцией тропических растений и деревьев, но и умело созданным равновесием лужаек и зарослей, своими ручьями и плавно вьющимися тропинками, своими тщательно выверенными живыми изгородями и искусно украшенной деревьями линией горизонта. Создатель Ботанического Сада хотел сотворить «райский сад, который платит дань природе, покорно следуя ее предначертанию». Это вовсе не противоречило Ведической концепции.
«Совершенства человеческой цивилизации, — писал Шрила Прабхупада в одном их своих комментариев к Шримад-Бхагаватам[42], — можно достичь только применяя дары природы по назначению… Человеческая энергия должна использоваться правильно — для развития тонких чувств ради духовного понимания, в котором скрыта разгадка всех задач жизни. Цветы и фрукты, прекрасные сады и парки, заросшие лотосами водоемы, в которых резвятся утки и лебеди — все это чрезвычайно важно для развития тонких тканей человеческого тела».
— Парки нужны для очищения ума, — говорил Прабхупада.
Прабхупада стремительно шагал по аллеям вместе со своими спутниками. В розовом шерстяном пальто ему было тепло и уютно. Извилистая тропинка вывела их на берег спокойного красивого озера, в котором играли и плескались черные утки и бархатистые дабчики — непременные обитатели городских парков и водоемов(Примечание редактора). По воде скользили черные лебеди, а за ними неотступно следовали их птенцы. Прабхупада приостановился, мимолетно созерцая очаровательную картину. Как всегда, они видел все с другой, высшей точки зрения.
— Лебедь черный и ворона черная, — сказал он. — Но вороны живут не там, где лебеди, хотя и те, и другие — птицы. Воронам нравятся грязные места, свалки. В Шримад-Бхагаватам сказано: «На яд вачаш читра-падам харер ясо, джагат-павитрам прагринита кархичит, тад ваясам тиртхам… Книги, в которых не говорится о Кришне — обиталище ворон». Литературой о сексе наслаждаются люди, подобные воронам, а люди-лебеди предпочитают Шримад-Бхагаватам.
Над горизонтом появились первые лучи солнца, осветив квадратную, кремового цвета башню Дома Правительства, выглядывавшую из-за деревьев. Разговор перешел на ведическую космологию. Парамахамса завел разговор о гигантских орлах, которые питаются слонами. Прабхупада остановился на лужайке, подходившей к самой воде. Из-под ног выпорхнула и спряталась маленькая птичка с желтым клювом.
— Да. Есть такие огромные птицы, они запросто поднимают слонов.
— Мы таких птиц не видели, — шутливо заспорил Мадхудвиша.
Прабхупада широко раскрыл глаза.
— А что вы вообще видели? Только маму да папу — вот и все. Вы вообще находитесь во чреве матери, вы еще даже не родились!
Последовал взрыв хохота. Прабхупада указал тростью на небо.
— Вы сейчас видите звезды? Почему вы их не видите? Звезды-то на месте…
Мадхудвиша предположил, что глаза не позволяют.
— Да, — согласился Прабхупада, — ваши глаза несовершенны. Почему же вы так гордитесь своими слепыми глазами? Хватит экспериментировать, пытаясь понять все это. Примите то, что сказано в Бхагавадгите. Все эксперименты уже проведены, все знание природы уже изложено там. Слушание из ведического источника — шрути-прамана — есть наилучший способ получения доказательств.
Утреннее солнце слабо пробивалось сквозь туман. Прабхупада с учениками забрели в ту часть парка, что усыпана опавшими листьями, и шли, проваливаясь по щиколотку в шуршащий покров. Прабхупада сказал, что в Индии люди используют такие сухие листья и побеги в качестве топлива, одновременно очищая от них землю.
Примечание редактора: dabchicks Неизвестные науке птицы. J Словарь дает только «поганки». Но Курма поясняет, что это городские птицы, обитатели городских водоемов. Что-то вроде воробьев или голубей, но только водоплавающие.
— А здесь они не знают, что с этим делать, — добавил он.
Уходя из парка, Шрила Прабхупада обратил внимание на автомобили, припаркованные впритык друг к другу на дороге, огибающей парк. Прабхупада спросил, принадлежат ли они людям, приезжающим сюда на утренние прогулки.
— Нет-нет, Шрила Прабхупада, — ответил Мадхудвиша, — просто люди, работающие в городе, ставят здесь свои авто.
Он объяснил, что парковка в центре стоит очень дорого, и им выгоднее ставить машины здесь, а потом идти на работу пешком.
— Есть такая бенгальская поговорка, — сказал Прабхупада, — гариб манушча чхинга кхай хакта гело гауда джай. Гариб мануш, бедному человеку приходится ловить и есть саранчу. Но справить нужду, гауда джай, он едет на большой лошади. Так и эти работяги — им не по карману даже стоянка в центре, но они все же заводят себе большие машины.
* * *
Поскольку Шрила Прабхупада еще не видел храм при дневном свете, Мадхудвиша попросил Уграшраву на обратном пути подъезжать по улице Данкс медленно, чтобы он мог показать Прабхупаде основные детали.
Вскоре показалось изящное здание.
— Вот, Прабхупада. Видите надпись? — Мадхудвиша указывал на большие золотые буквы на стене из коричневого кирпича: «Международное общество сознания Кришны». Под карнизом красивого двухэтажного белого здания, где жил Прабхупада, красовалась заметная золотая надпись «Дом Прабхупады».
— Это ваш дом, — сказал Мадхудвиша.
Прабхупада улыбнулся и одобрительно кивнул.
Завидев приближающийся автомобиль, преданные выстроились рядами, держа в руках цветы, и запели. Когда Шрила Прабхупада поднимался по каменным ступеням, женщины предлагали ему цветы и осыпали его розовыми лепестками. Прабхупада улыбаясь, просто и смиренно принимал их сердечные подношения.
Быстро перейдя двор Прабхупада направился в храм. Лишь только он вошел в алтарную, затрубили раковины и двери комнаты Божеств открылись. Шрила Прабхупада распростерся на полу перед Божествами, а затем встал и, сложив руки в пранаме, созерцал красоту Гаура-Нитай, Шри-Шри-Радха-Валлабхи и Джаганатхи, Баладевы и Субхадры. Затем Прабхупада сел на свою новую красивую вьясасану, обтянутую пурпурным бархатом, изящные очертания которой должны были, по замыслу преданных, напоминать арки храма Вишну в Ангкор-вате в Камбодже. Приняв гуру-пуджу, сопровождавшуюся вдохновенной киртаной Парамахамсы Свами, Прабхупада удалился в свою комнату на завтрак.
Сидя на полу в дальнем левом углу своей комнаты за низким мраморным столом спиной к двери веранды, Прабхупада принял прасад, состоявший, как обычно, из фруктов, перы и сандеша.
* * *
После завтрака Мадхудвиша провел Шрилу Прабхупаду по участку. Видя как тщательно отремонтированы здания, Прабхупада в восхищении кивал головой. Мадхудвиша показал Прабхупаде прекрасные архитектурные украшения зданий, целый сад цветущих туласи в маленькой круглой теплице, зал, расположенный под апартаментами Прабхупады, который назывался теперь Залом Парампары, и комнаты, предназначенные для кабинетов. Возвратившись в фойе, Прабхупада обратил внимание на витражные окна по обеим сторонам парадного входа. Каждый витраж изображал один из четырех символов Господа Вишну: булаву, раковину, диск и лотос. Прабхупада от души похвалил результаты шести месяцев самоотверженного труда преданных.
* * *
Позже Мадхудвиша Свами прочитал Шриле Прабхупаде две газетные статьи, описывавшие вчерашнее установление Божеств и освящение храма. Местная мельбурнская газета «Рекорд» поместила фотографии фасада храма и Шрилы Прабхупады, льющего гхи в жертвенный огонь. Репортаж в газете «Век» детально описывал вчерашние события.
Кришнаитские Боги с пением и в клубах благовонного дыма переезжают в новый дом.
Вчера у австралийских последователей Международного общества сознания Кришны был великий день. Они въехали в новое здание Австралазийской штаб-квартиры — реконструированное здание римско-каталической школы для мальчиков на улице Данкс в Альберт-парке. Установлением Божеств Кришны в Их новом доме руководил духовный лидер Движения — Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Сотни гостей и последователей Кришны со всей Австралии заполнили старинное здание школы. Весь нижний этаж превращен в храм — нежно розовые с белым стены, полы выложены белым и бледно-зеленым мрамором. Здесь и проходила вчера церемония. Духовный учитель сидел перед маленьким костром, окруженным грудами апельсинов, яблок, винограда и роз. Множество рук бросали в огонь разноцветное пропитанное маслом зерно, гремели барабаны, звенели ручные тарелочки. Сотни голосов пели древние ведические гимны огненного жертвоприношения, провожая Божества в Их новый дом.
* * *
Сабхапати, в прошлом году с успехом организовавший все встречи Прабхупады, на этот раз снова нашел целый ряд джентльменов, с которыми Прабхупада мог поговорить. В соответствии с решением Прабхупады не проводить больше никаких программ в городе, все встречи и лекции должны были проходить в храме.
— Поскольку теперь у нас есть собственный дом, — сказал Прабхупада, — пусть они приходят сюда.
В десять утра пришел журналист из газеты «Век». Прабхупада сидел, скрестив ноги, на своей голубой кушетке, а гость с удобством расположился перед ним на таком же старинном стуле. Прабхупада объяснял, что в цивилизованном человеческом обществе должна обязательно присутствовать религиозная система. Он определил религию как «систему при помощи которой цивилизованный человек пытается понять Бога и его законы». Прабхупада продолжал раскрывать основные положения философии сознания Кришны, а гость вежливо слушал.
У журналиста было несколько вопросов. Оттолкнувшись от прабхупадовского определения религии как «совокупности верований» он спросил:
— Что вы думаете о других религиях?
— Когда мы говорим о религии, не может быть и речи о «другой религии», «вашей религии», «моей религии», — прямо ответил Прабхупада. — Речь идет о Боге. Бог есть Бог. Как, например, золото есть золото. Вы же не скажете: «Это христианское золото», — потому только, что оно находится в руке христианина. Золото есть золото.
— Но вы признаете истинность других религий?
— Любая религия, стремящаяся к Богу, истинна. Если религия не подчиняется Богу, не знает Бога, тогда это обман, а не религия.
Журналист хотел узнать в чем заключается главный порок современного общества.
— Порок, — ответил Прабхупада, — состоит в том, что никому дела нет до изначального Отца. Отец дал нам так много. Нам нужна вода. Существуют океаны и огромные моря — Отец дал. Нам нужен свет. Отец дал нам солнце. Нам нужно тепло и все остальное, и все так устроено, чтобы мы могли жить счастливо и благодарить Господа. Это наша обязанность, но люди в большей или меньшей степени восстают против Бога: «Бога нет. Мы сами — Бог». Какая глупость!
— Когда было основано Движение Сознания Кришны? — спросил журналист.
— Движение сознания Кришны, — сказал Прабхупада, — существует уже 5000 лет. Пожалуй, даже больше. Можно сказать, что оно существует 40 миллионов лет, как о том сказано в Бхагавадгите. Но если говорить о современной его истории, в вашей стране, то в западных странах я начал его в 1966 году в Нью-Йорке. Это Движение очень и очень древнее, но в западные страны оно пришло всего семь или восемь лет назад.
Задав еще несколько вопросов, журналист ушел.
* * *
Прабхупада занялся своей почтой. Поскольку в Мельбурне было очень холодно, Шрутакирти позвонил Хамсадуте в Лондоне и попросил прислать розовое шерстяное пальто Прабхупады. Пальто тотчас же отправили с курьером. Прабхупада написал Хамсадуте письмо, в котором поблагодарил его за стремительный ответ.
Прабхупада, как и всегда, был поглощен распространением книг. Он написал Рамешваре вдохновляющее письмо, в котором просил его усердно печатать книги.
Мы просто должны еще лучше стараться выполнить приказ Шри Чайтаньи Махапрабху, и тогда Он с радостью обеспечит нас всеми необходимыми возможностями. Добросовестно сотрудничайте друг с другом и изо всех сил продвигайте эту миссию, печатая и распространяя бесконечное количество книг.
Шрутадеве в Мэриленд он написал:
Я получил твой еженедельный бюллетень санкиртаны. Я всегда очень рад слышать о том, как растет продажа книг. Такие отчеты очень меня вдохновляют. Настоящее наше дело — печатать и распространять книги. Когда вы занимаетесь этим, Кришна замечает вас.
* * *
Хотя в Мельбурне официально стояла зима, и было довольно холодно, все же выдавались порой относительно теплые дни. Тот день был именно таким теплым, почему и было решено, что Шрила Прабхупада примет массаж в так называемой швейной комнате, потому что там лучи утреннего солнца светили прямо в окно.
Только начался массаж, как вдруг тишину и покой этого утра нарушило одно почти катастрофическое происшествие. Шрутакирти повернулся, чтобы достать бутылочку с маслом, и в этот момент раздался оглушительный резкий звук, как будто выстрелили из ружья. Все застыли, словно громом пораженные. Шрутакирти обернулся и, с ужасом увидел, что рядом с Прабхупадой лежит тяжелая дверь. Она пролетела буквально в нескольких сантиметрах от Шрилы Прабхупады. Рядом с этим местом находился дверной проем, в котором обычно не было двери, он был открыт. И вот кто-то наскоро прислонил дверное полотно к косяку, чтобы закрыть проем. Услышав, что Прабхупада будет принимать массаж в швейной, девушки столпились за этой еле державшейся на своем месте дверью, и она не выдержала.
Прабхупаду такая небрежность очень рассердила. Он выразил свое недовольство так, что только Шрутакирти, да еще несколько преданных смогли понять его — он был молчалив и очень, очень серьезен, почти печален. В его поведении такое молчание означало куда больше, чем брань или наказание. После этого печального происшествия Шрутакирти навесил дверь как положено, и Прабхупада больше не вспоминал об этом.
* * *
Чуть позже Мадхудвиша поведал Прабхупаде продолжение бесконечной саги о скитаниях сиднейского храма. Всего за несколько недель до того как отправиться в Мельбурн, чтобы помочь в последних приготовлениях, сиднейские преданные получили удручающую весть. Владелец роскошного храма, который они арендовали в Драммойне — Англиканская Церковь Австралии —известил преданных через агента, что весь участок продан застройщику, который настаивает на том чтобы храм был немедленно снесен, и он мог бы приступить к строительству многоквартирного дома.
До выселения оставалось несколько дней и преданные пребывали в растерянности. Времени искать новое место у них не было. В конце концов весь храм в полном составе, во главе с Божествами Шри-Шри-Радха-Гопинатхи перебрался в Александрию, промышленную окраину Сиднея, на фабрику благовоний «Духовное Небо». Не успел последний грузовик с имуществом преданных покинуть Драммойн, а на участок уже въезжали бульдозеры. К восходу следующего дня то, что еще несколько часов назад было красивым домом и садом, превратилось в пустырь. Итак, офис Джаядхармы на фабрике благовоний стал шестым храмом Шри-Шри-Радхи-Гопинатхи.
* * *
После обеда Шрила Прабхупада отдыхал на кушетке, сложив ладони на груди как бы в молитве. Поднявшись, он выпил стакан свежевыжатого апельсинно-мандаринового сока. Приближался вечер, и Прабхупада приготовился встречать гостей.
Отец-иезуит Фрэнк Уэллейс был епископом Австралийской Епархии Общества Иисуса, одного из монашеских орденов Римско-католической церкви. Будучи вторым лицом ордена иезуитов в Австралии, он оказался к тому же дядей Читта-хари, поэтому Читта-хари присутствовал на беседе.
Прабхупада, как всегда, был само радушие. Священник спросил, каков духовный распорядок преданных, и Шрила Прабхупада описал ему девять методов преданного служения начиная со слушания.
Отец Уэллейс поинтересовался, любому ли человеку под силу принять эти девять методов.
— Да, — ответил Прабхупада, — это не трудно.
— А есть у вас то, что я называю упражнением в созерцании, — спросил священник.
— Это «смаранам», — ответил Прабхупада, — памятование. Размышление о делах Господа.
Отец Уэллейс придерживался мнения, что пассивное мистическое созерцание величия Бога по-видимому превосходит активное служение. Прабхупада с ним не согласился. Такое созерцание величия Бога, сказал он, называется нейтральным — это «пограничное состояние между материальной жизнью и духовной жизнью».
Настоящая преданность, объяснял Прабхупада, начинается после того как пройдена эта стадия. Осознав величие Господа человек должен понять, что вся его деятельность в этом мире в большей или меньшей степени представляет собой пустую трату времени. После этого у человека появляется естественное желание заняться активным служением Богу.
Прабхупада долго беседовал с иезуитом. Отец Уэллейс смиренно, но твердо стоял на том, что у животных и людей душа не может быть одна и та же.
— Мы, иезуиты, верим, — сказал он, — что у животных душа обычная, а у людей — бессмертная.
— И та, и другая обладают одинаковой ценностью, — объяснял Шрила Прабхупада. — Индивидуальная душа — это неотъемлемая часть Верховной души.
Отец Уэллейс подумал, что по мнению Прабхупады Бог представляет собой совокупность душ. Такая философия была для него совершенно, как он сказал, неприемлема.
Шрила Прабхупада уверил его, что совсем не имел этого в виду, и стал объяснять философию «ачинтья-бхедабхеды» — живые существа одновременно непостижимо едины с Богом и отличны от Него. Они и в самом деле едины, говорил он, но только качественно, отнюдь не количественно.
Когда Прабхупада упомянул перевоплощение, отцу Уэллейсу это показалось уже довольно трудным для понимания. Как может душа переселятся из одного вида в другой, поднимаясь до человеческой формы или падая с уровня человека? Прабхупада привел простой пример:
— Например, вы сидите в этой комнате. Вы можете пойти в другую комнату и она будет совсем не похожа на эту. Она может быть лучше или хуже. Точно так же и мы попали в это тело.
Соприкасаясь с низшими качествами природы, говорил Прабхупада, живое существо заражается и идет ко дну адской жизни. В качестве главных врат, ведущих к животному существованию, он назвал употребление в пищу мяса, одурманивающие средства, азартные игры и незаконный секс.
Отец Уэллейс снова не смог согласится. Он не признал, что секс от начала до конца плох.
— Все что создано Богом, — сказал он, — хорошо.
— Верно, — ответил Прабхупада. — Но хорошо для кого? Например, испражнения: для свиней они вполне годятся в качестве еды, а для людей — нет.
Отцу Уэллейсу трудно было принять такой ход мыслей.
— Но ведь каждый человек от рождения наделен сексуальной потребностью.
— Да, это естественная склонность, но если вы можете преодолеть ее — это победа.
Отец Уэллейс покачал головой:
— Нет, я не могу с эти согласится.
— Почему же? В христианской религии есть ведь и монашество.
— Но семейная жизнь — это правильная жизнь.
— Да, — сказал Прабхупада, — правильная, если вы следуете правилам и предписаниям. Кришна говорит: «дхармавируддха — Я половая жизнь не противоречащая принципам религии».
Священник вздохнул было с облегчением, но когда Прабхупада дал определение незаконному сексу как любому сексуальному контакту, даже между мужем и женой, не преследующему цели зачатия, отец Уэллейс сменил тему.
— Расскажите мне, пожалуйста, свою концепцию Бога. Кришна. Что значит слово «Кришна»?
— «Кришна» значит «всепривлекающий», — ответил Прабхупада. — Вы говорите Бог — велик, а мы говорим: Кришна всепривлекающий. Если ты не величайший, то как ты можешь быть всепривлекающим.
— Значит когда вы говорите «сознание Кришны» это означает …
— Сознание Бога. Бог велик, а я его вечный слуга.
Отец Уэллейс спросил, слышал ли Прабхупада об «Иисусовой молитве».
— Любая молитва хороша, — сказал Прабхупада. — Бог один. Мы можем молиться Ему по разному. Это роли не играет.
— А вы, значит, поете «Харе-Кришна», не так ли? Это ваше ритмичное пение — молитва?
— Да, оно духовно. Вознесение хвалы Господу — не материально.
Отец Уэллейс прибегнул к небольшой демонстрации.
— Во время «Иисусовой молитвы» говорят примерно так (тут он тихо запел): «Иисус, Иисус, Иисус, Иисус». Это пение или повторение заключает в себе все, во что я верю. Но приходит время, когда я молюсь уже по-другому. Я не издаю никаких звуков, но продолжаю думать о том же самом.
У Прабхупады не было возражений.
— Можно точно так же думать и о «Харе-Кришна». «Харе Кришна, Харе Кришна…», — запел Прабхупада. — Это то же самое. Никакой разницы нет.
Под конец долгой беседы Отец Уэллейс задал еще несколько вопросов.
— Как вы помогаете ближним? — спросил он.
— Мы помогаем ближним, делая их сознающими Бога, — ответил Прабхупада.
— Вы помогаете миру при помощи молитвы Богу?
— Да. «Харе-Кришна» — это молитва. Она означает: «О Кришна, О энергия Кришны, пожалуйста, примите меня как своего слугу».
— Вы думаете, Бог доволен вашей молитвой и помогает людям благодаря ей?
Прабхупада чуть склонил голову.
— Это зависит от Бога. Бог совершенно независим. Ему может и не понравиться. Принудить Его невозможно. Но просить Его — наша обязанность.
Отец Уэллейс взглянул на часы.
— Ну, что ж. Я отнял уже достаточно Вашего времени.
— Нет, — широко улыбнулся Прабхупада. — Я готов беседовать с Вами весь день и всю ночь. — Все засмеялись. — В конце концов, мы для этого и существуем.
— Если бы каждый человек понял, что такое сознание Бога, — заключил Прабхупада, — это было бы очень благоприятно для всех. Поэтому мы взываем ко всем конфессиям и религиозным группам: посмотрите, какими безбожниками стали люди в наше время. Мы должны объединить свои усилия, чтобы пробудить в них сознание Бога, иначе мы все обречены. Как можно говорить о христианском Боге, индусском Боге или мусульманском Боге? Бог один. Поэтому между всеми этими религиозными системами не должно быть распри. Небольшие различия могут быть сообразно месту, времени и обстоятельствам, но на самом деле, если мы сознаем Бога — через христианство, индуизм или ислам — это благо для нас. Так сказано в Шримад-Бхагаватам: Са вай пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже. Это первоклассная религия, следуя которой человек может полюбить Бога. Полюбите же Бога. Мы хотим это увидеть. Неважно, каким путем вы идете: христианским, мусульманским, индуистским или буддийским. Не важно. Вы понимаете Бога и любите Его. Вот в чем наша миссия.
— Совершенно с Вами согласен, — сказа Отец Уэллейс. — Хорошо, что мы все лучше это понимаем. Думаю, Вам доводится встречаться со многими молодыми людьми, которые склонны к той или иной форме созерцания и молитвы. Вот почему у вас есть последователи.
— Да, — сказал Прабхупада. — И вот, эти юноши приходят из вашей христианской группы, иудейской группы и — принимают сознание Кришны. Один священник в Бостоне выпустил брошюру, в которой говорит: «это наши, знакомые всем ребята, и до встречи с этим Движением они и думать не думали ходить в церковь, а теперь они не могут представить своей жизни без Бога». Как это случилось? Это те же самые ребята. Почему они приняли религию?
Отец Уэллейс: Она удовлетворяет жажду их сердца к Богу.
Прабхупада: Да.
Отец Уэллейс: Как сказал Августин: «Сердце не найдет покоя, пока не достигнет Тебя, Боже наш».
Отведав прасада, отец Уэллейс собрался уходить.
Отец Уэллейс: Большое спасибо.
Шрила Прабхупада: Харе Кришна, джая!
Отец Уэллейс: Спасибо. Будем молиться друг за друга.
Шрила Прабхупада: Да.
Отец Уэллейс: Да благословит вас Бог.
Преданные: Харе Кришна.
* * *
Шрила Прабхупада много раз учил, что основа духовной жизни — это смиренное слушание духовного учителя. Как он однажды сказал на лекции: «Мы покупаем эти огромные дома только для того, чтобы дать возможность людям слушать о Кришне». Поэтому из всего короткого пребывания Шрилы Прабхупады в Мельбурне в мае 1975 года преданные сильнее всего запомнили вечерние лекции.
Реклама и личные приглашения привели в храм много гостей, и когда Шрила Прабхупада спустился после арати в алтарную, чтобы прочитать первую из четырех лекций по Шримад-Бхагаватам, в комнате негде яблоку было упасть. Постоянно читая лекции во время своих путешествий Шрила Прабхупада, однако, не придерживался какой-то «своей» последовательности стихов. В каждом городе он просто открывал книгу на любом месте и читал лекцию. Сегодня Шрила Прабхупада объяснял первый текст Первой Главы Шестой Песни Шримад-Бхагаватам.
Сидя скрестив ноги на своей новой бордовой вьясасане, Прабхупада выглядел элегантно и величественно. На нем был шерстяной джемпер темно-песочного цвета и гирлянда из розовых георгин. По обе стороны от него лежали два больших розовых с золотом валика, отделанные золотыми и серебряными орнаментами «джари». Прабхупада взял в руки сияющие бронзовые караталы и стал наматывать на пальцы их шелковые ленты, а Мадхудвиша тем временем подошел к нему и, наклонившись, нанес ему на лоб ярко-шафрановую сандаловую пасту. Вдохновенно исполнив «Джая Радха-Мадхава», Прабхупада трижды пропел «ом намо бхагавате васудевая», а слушатели каждый раз повторяли за ним. Аудитория настроилась. Это была редкая возможность наблюдать Шрилу Прабхупаду — его жесты, его интонации — когда он погружался в священный Бхагаватам. Готовясь говорить, он, казалось, готовился войти в священную реку.
Прабхупада начал с того, что коротко рассказал слушателям о той беседе, которая состоялась 5000 лет назад между императором мира Махараджей Парикшитом и великим мудрецом Шукадевой Госвами.
— Раньше всем миром управлял один царь, и столицей его была Хастинапура, нынешний Нью-Дели.
Низкий голос Шрилы Прабхупады звучал безапелляционно, своими очками в темной оправе он напоминал преданным серьезного ученого-мудреца.
— В прежние времена был один флаг, один правитель и одно Писание, — продолжал Шрила Прабхупада. — И одна религия, религия Вед, описывающая Верховную Божественную Личность как Всевышнего Господа, Абсолютную Истину. Но последние 5000 лет мы живем в Кали-югу, грешный век ссор, бессмысленных разговоров и борьбы.
Он рассказал историю о том, как в давние времена, Махараджа Парикшит, объезжая свои владения, встретил черного человека — олицетворение Кали-юги — который пытался убить корову. Верный своему долгу кшатрия, Махараджа немедленно извлек из ножен свой меч, чтобы убить нечестивца на месте.
Позже царь был проклят юным сыном брахмана и должен был умереть в течение недели. Это навлекло проклятие на все брахманское сословие, которое, в свою очередь, допустило наступление Кали-юги.
Лекция Прабхупады была продолжительной и детальной.
— Движение сознания Кришны было создано для того, чтобы воспитывать людей первого класса, — пояснил Прабхупада. — В теле есть разные части: голова, руки, живот, ноги. И так же, как тело не может жить без головы, общество без людей первого класса — мертво.
Шрила Прабхупада описывал современную цивилизацию, особенно западное общество, которое не производит людей первого класса. В Индии, говорил он, даже самый простой, необразованный человек из какой-нибудь глухой деревни, худо-бедно, но понимает науку переселения души. А важный профессор Котовский из Москвы говорит: «Свамиджи, когда умирает тело, приходит конец всему». Люди в эту эпоху так деградируют, сказал он, что Господь Чайтанья Махапрабху приходит, чтобы дать им очень и очень простой метод духовного возвышения.
Шрила Прабхупада с любовью посмотрел на сияющие золотые образы Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды на крайнем слева алтаре. Воздев руки, Они приглашали каждого танцевать и отведать нектара Святого имени Кришны. На Их лицах играла нежная сострадательная улыбка.
Прабхупада завершил свою лекцию.
— По милости Чайтаньи Махапрабху мы установили эти Божества в вашей стране. Вам очень посчастливилось, что Чайтанья Махапрабху пришел к вам, чтобы научить вас, как избавиться от всех тревог, а Он пришел именно ради этого. Каждый, кто принимает участие в харинаме — пении Святых имен Господа — может понять, что такое вкус жизни, что такое вкус наслаждения.
Наше Движение сознания Кришны старается распространить это знание как можно шире, и по милости Кришны у нас появился этот храм в Мельбурне. Спасибо нашему возлюбленному ученику Шриману Мадхудвише Свами. Я прошу вас лишь об одном: пожалуйста, воспользуйтесь этой возможностью. Просто приходите сюда, воспроизводите своим языком эту вибрацию: «Харе Кришна», и принимайте столько прасада, сколько вместит ваш желудок, и вы станете преданными. Большое спасибо.
Снова началась киртана, а после нее Шрила Прабхупада вернулся к себе. Он велел — в продолжение благоприятной церемонии установления Божеств — каждый вечер на протяжение двух недель устраивать пир. Так и было сделано. По окончании программы гости и преданные собрались прямо под комнатой Прабхупады, в Зале Пармапары и насладились роскошными прасадом, который приготовил Двайпаяна.
Вторник, 20 мая 1975 года
Когда Шрила Прабхупада уходил на утреннюю прогулку, группа преданных собиралась в его комнате на ежедневный уборочный марафон. Шесть девушек распределяли между собой разнообразные обязанности, и за час до прихода Прабхупады его гостиная, спальня и ванная сияли чистотой от пола до потолка. Каждая поверхность была либо вытерта, либо вычищена. Полы мыли водой, ароматизированной эвкалиптовым маслом, ковры чистили пылесосом, бронзовые и стеклянные предметы полировали, а белые льняные наволочки на подушках и валиках меняли. По стенам развешивали цветочные гирлянды, в вазы ставили свежие букеты.
Кто-то начинал растирать сандаловую пасту с шафраном, камфорой и розовой водой, чтобы нанести ее Прабхупаде на лоб. Наконец, зажигали благовония и готовили корзинку с цветочными лепестками, чтобы сыпать их Прабхупаде под ноги, когда он возвращался. Поскольку женщинам обычно доставалось не так много личного общения с Прабхупадой, для них это была особая возможность послужить ему тем, в чем они наиболее искусны. Для них этот напряженный труд любви ничем не отличался от непосредственного поклонения храмовому Божеству.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур подтверждает это: «Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он — Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные Писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель — истинный представитель Шри Хари, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосу его стоп».
* * *
Утренняя прогулка в ботаническом саду сопровождалась живым обменом вопросами и ответами. Хари-шаури рассказал, что в одной из последних газет рекламировали книгу об эволюции человека. В этой книге говорилось, что на этой планете существует около двух миллионов видов. Прабхупада не согласился.
— Два миллиона? Нет. Восемь миллионов четыреста тысяч.
Амогха поинтересовался, сосчитаны ли 400000 видов человеческих тел с учетом национальных особенностей. Прабхупада сказал, что это «дурацкая, никуда не годная идея».
— В шастрах, — сказал он, — в Писаниях говорится о планетах, а не о странах. Нет там такой вещи, как «национальность». Все эти «государства» и «национальности» появились значительно позже.
Один преданный спросил, какая связь между выпадением дождей и греховной жизнью.
— Чем больше вы грешите, — объяснил Прабхупада, — тем меньше дождей выпадает. Нестабильной погодой природа нас наказывает. В Бенгалии говорят: «дине джал ратри э тар, сеи джанме сукха дхар — если весь день идет дождь, а ночью видно звезды, можешь быть уверен, что будет недостаток дождя, а потом недостаток полновесного зерна». Лучше всего, когда ночью идет сильный дождь, а днем сияет солнце, тогда поля будут очень плодородными.
— И если мы расширим Движение сознания Кришны… — начал Хари-шаури.
— Тогда дожди будут идти регулярно.
Прабхупада и ученики подошли к северной оконечности Озера Белых Кувшинок. Нежные лучи утреннего солнца освещали напоминавшую ковер лужайку, на которой кормились водяные курочки и угольно черные шотландские куропатки и ворковали, помаргивая, пестрые дикие голуби. Прабхупада умолк, спрятав лицо в коричневый шерстяной воротник своего теплого розового пальто. Затем, ни к кому в особенности не обращаясь, он произнес:
— Откуда столько разнообразных форм жизни?
— Ученые говорят, — попытался ответить Амогха, — что вначале были одноклеточные, потом пытаясь приспособиться, одни погибли, а другие выжили. Так что все эти виды есть результат приспособления к различным условиям.
— А кто устроил так? Кто все это сделал? —Прабхупада взглянул на Амогху насмешливо-вопросительно.
— Ну, они говорят, что это произошло случайно.
Прабхупада помрачнел.
— Вздор! Ничего случайного не бывает. Должен быть какой-то план. Что вы видели случайного? Если вы верите в случайность, тогда вам незачем прилагать столько усилий. Если вы можете случайно стать богатым, зачем вы тогда так настойчиво сражаетесь за это. Зачем ваши автомобили снуют туда-сюда день и ночь? Чего вы из кожи вон лезете? Пусть деньги придут к вам случайно, сидите спокойно! Зачем вы ходите в колледж? Предоставьте случайности сделать вас магистром или доктором. Это же чистой воды негодяйство!
Хари-шаури выдвинул аргумент карма-мимамсы.
— А нельзя ли тогда сказать, что все происходит лишь в результате усилий человека?
Ответ Прабхупада полностью прояснил дело:
— Нужны две вещи: собственная деятельность и дозволение Господа.
— Говорят, — продолжал Хари-шаури, — что если Бог есть, и Он в действительности управляет всем, и лишь по Его воле происходит все вокруг, то я могу просто сидеть и ничего не делать — все само собой случится.
Прабхупада покачал головой.
— Нет, вы должны трудиться ради получения результата. Но не думайте, что если вы хорошо потрудились, результат обязательно придет. Результат от вас не зависит. Поэтому Кришна говорит: кармани эвадхикарас те ма пхалешу кадачана. «Твоя обязанность — продолжать трудиться, но не думай, что все получится так, как ты хочешь. Ничто не происходит без моего дозволения».
Прабхупада привел практический пример.
— Например, человек болеет. Ваша обязанность — найти хорошего врача и обеспечить больного лекарствами. Но где гарантия, что он выживет? Почему пациент умирает? Вы можете сказать: «Я дал ему лучшие лекарства, обеспечил все необходимое лечение». Но человек все-таки умирает. То есть, вы можете прилагать все возможные усилия, стараться изо всех сил, но без высшей воли Господа результата не будет.
Прабхупада описал, как эта идея может быть использована проповедником.
— Мы должны стараться исполнять свои обязанн<