Суббота, 10 февраля 1973 года
Шрила Прабхупада совершал свою утреннюю прогулку в Королевском Поместье, холмистом парке на южной окраине города, рядом со знаменитым Храмом Памяти. Прабхупада, закутанный в темно-серый чадар и обутый в шафрановые полотняные туфли без задников, говорил мало. Он прошел по петляющей гравийной тропинке, идущей от автопарковки, и приблизился к Храму, обсаженному кипарисами и вязами, которые стояли там, словно гигантские часовые, охраняя вход.
Семнадцатиметровый памятник из массивного гранита, похожий на римский храм, был данью штата Виктория погибшим в войне за него. Двенадцать гектаров луговины вокруг были едва ли не идеальным — разве только слегка унылым — местом для утренних прогулок. Прабхупада осмотрел бронзовые именные таблички у основания ствола каждого дерева, знаменитую скульптуру Симпсона и его осла, Вечный Огонь — все молча, без комментариев. Стремительно проходя через широкий вход, он на мгновение приостановился перед надписью большими бронзовыми буквами, влитыми в бетон:
ПУСТЬ ЗНАЮТ ВСЕ — ЭТА ЗЕМЛЯ СВЯТАЯ.
Взойдя по серым гранитным ступеням он остановился, чтобы прочитать надпись на бронзовой табличке:
Этот монумент был воздвигнут благодарными людьми в вечную память о тех, что служил Империи в Мировой Войне 1914-1918 г.
Прабхупада и его сопровождающие поднялись по травянистому склону холма и подошли к «Музыкальной чаше Майера» — большой концертной раковине, построенной в естественном амфитеатре, образованном холмами. Прабхупада остановился и ни к кому в особенности не обращаясь, произнес:
— Что это?
Франко допустил ошибку, легкомысленно ответив из-за спины Прабхупады:
— Это место, куда они ходят развлекаться, Шрила Прабхупада, — и получил от Прабхупады суровый взгляд.
Позже, остановившись под большим деревом, он спросил:
— Это эвкалипт? Принесите мне ветку.
Преданный достал маленькую ветку и подал ее Прабхупаде, чтобы тот убедился, что это действительно эвкалипт. Прабхупада продолжал шагать и вскоре все вошли в знаменитый мельбурнский Ботанический сад, расцвеченный миртами, яркими разноцветными георгинами и золотисто-желтыми виноградными гроздьями. Прогулявшись по саду, Прабхупада вернулся в храм на гуру-пуджу и лекцию.
* * *
Пока шли большие приготовления к установлению Божеств, Прабхупада воспользовался свободным временем и обратился к большой груде писем, ожидавших его внимания. Тамал-Кришне, Джаяпатаке, Бхавананде и Гаргамуни он написал:
По пути сюда, в Мельбурн, я думал, как прекрасен наш майяпурский проект и как мы будем развивать его в будущем. Я хочу, чтобы Майяпур был самодостаточен, чтобы там было налажено производство зерна, овощей, фруктов и молочных продуктов и т.д., причем в таком количестве, чтобы вы могли кормить ежедневно как минимум 500 человек. Это будет лучше, чем собирать пожертвования на поддержание со стороны. Мы должны составить план приобретения достаточного количества земли. Земля там очень плодородна, и если наши люди разработают программу, мы двинемся вперед… Сейчас все вы должны заняться вопросом приобретения такого количества земли, какое нам потребуется, и немедленно известить меня о том, каких денег потребует покупка.
В заключение он говорит о своих планах.
Я останусь в Сиднее до 18-го, а затем отправлюсь в Новую Зеландию и Индонезию. Я вернусь в Индию в первую неделю марта.
* * *
Несколько позже Шрила Прабхупада написал своим старшим ученикам письмо на противоречивую тему — о многоженстве. Этот вопрос поднял месяц назад Карандхара. Отвечая Карандхаре, Шрила Прабхупада первым делом рассказал об исторических корнях этого явления.
Согласно Ведам, полигамия допускается. Например, у Кришны было шестнадцать тысяч жен, у Арджуны три или четыре, у Васудевы шестнадцать или восемнадцать. Так что, согласно ведической системе иметь несколько жен не запрещается, но это не должно превращаться в фарс. Каждая жена должна быть должным образом обеспечена. Например, у Кришны было шестнадцать тысяч жен, но каждая жена имела собственный дворец, и Сам Он лично пребывал в каждом из этих дворцов. Это не значит: жениться на множестве женщин, а потом ни одну из них не поддерживать. Если человек способен содержать больше, чем одну жену и создать им всем необходимые условия, тогда нет никаких возражений против того, чтобы иметь больше одной жены. Но если женитьбой он создает беспокойства, тогда ему не надо жениться даже один раз. Таково мое суждение.
Прабхупада предостерег Карандхару, что прежде чем рассматривать такие возможности, следует принять во внимание законы страны, обычаи людей и, в особенности, репутацию Движения сознания Кришны и тот пример, который будет подан будущим поколениям. Ведическая система брака, объяснил Прабхупада, была дана Кришной для того, чтобы постепенно поднять непреданных до положения преданных. Но что касается тех, кто уже стал преданным, то его заботой должно быть «сведение секса к нулю». Прабхупада, однако, допускал, что наряду с поддержанием класса мужчин, которые не женятся, идеальное общество нуждается также в классе мужчин, которые могли бы защищать повышенное количество незамужних женщин. В этих условиях можно рекомендовать мужчинам, которые способны поддерживать более, чем одну женщину, делать это, чтобы оставшиеся мужчины могли соблюдать целибат.
Прабхупада предостерегает:
Ты должен тщательно рассмотреть возможность публичного скандала, когда ты таким образом нарушишь общепринятые правила.
В будущем преданные-неофиты также могут не понять нашей политики в этом вопросе и тогда мы постепенно начнем привлекать только тех мужчин, которых интересует лишь неограниченный секс. Этих вещей следует избегать любым путем.
Письмо Карандхары разошлось широко и активно обсуждалось на разных форумах и привело многих преданных в замешательство. Теперь Прабхупада снова писал Карандхаре из Мельбурна. Это было его окончательное решение.
Я получил твое письмо о многоженстве и считаю, что эта практика должна быть строго запрещена в нашем Обществе. Если этого не сделать, то начнется хаос, поскольку то, что было возможным в чистой ведической культуре, невозможно в наше время.
Сатсварупа-дасу Госвами он написал:
По поводу твоих многочисленных вопросов, прежде всего давай поймем, что полигамия не может быть допущена в нашем Обществе. Законом она запрещена, да и у нас не много найдется преданных, которые способны были бы нести ответственность за нескольких жен. Поэтому, как я предлагал раньше, надо сделать как у христиан. У них есть множество монастырей, где женщины живут и получают защиту. Дело в том, что женщины должны быть защищены, и обязанность руководителей общества состоит в том, чтобы следить за исполнением этого закона.
* * *
В середине утра 10 февраля 1973 года, в субботу Шрила Прабхупада спустился в переполненный храм, чтобы провести церемонию установления Радхи и Кришны. Он сел на приготовленное для него сиденье рядом с небольшим местом для костра, обложенным кирпичами. Затем Мадхудвиша принес мраморные Божества, все еще завернутые в розовый шелк, и поставил Их перед Шрилой Прабхупадой в маленькие чаши для омовения.
Пока Шрутакирти украшал арену жертвоприношения цветной рисовой мукой, Мадхудвиша поднял ткань, покрывавшую Радхарани. Собравшиеся преданные приветствовали Шримати Радхику, Которую видели в первый раз, криками «Джая! Харибол!» Прабхупада с любовью смотрел на Радхарани, любуясь Ее чистым белым цветом и свежестью юной красоты.
Затем началась церемония омовения. Под громкие звуки харе-кришна-киртаны Шрила Прабхупада вылил небольшой кувшинчик ароматизированной воды на голову Шримати Радхарани. Затем освободили от ткани Кришну. Блестящий черный Кришна также принял любовное служение от Своего преданного Шрилы Прабхупады в виде ритуального омовения.
Справа от Прабхупады расположились трое преданных, ожидавших посвящения: юноша и девушка, которым предстояло стать пуджари — священниками — и хрупкая пожилая женщина, сидевшая в кресле. Прабхупада произнес короткую речь о смысле посвящения, а затем, получив обещание от юноши и девушки, что они не уйдут, а будут оставаться при Божествах и исполнять служение, вручил им освященные четки для повторения мантры. Юноша и девушка получили имена Ганеша-дас и Шукла-даси. Пожилую даму он назвал Аруни-даси.
Прабхупада возжег жертвенный огонь. Под звуки киртаны и чтение священных текстов были произнесены обычные мантры. Преданные кричали «Сваха!» и бросали пропитанное гхи зерно в огонь. Прабхупада лил в костер гхи, от которого пламя становилось все выше и выше. Когда под конец в огонь бросили бананы, комната очень быстро наполнилась густым дымом. Шрила Прабхупада напомнил преданным, то это «очень хороший дым» и велел им не открывать окна.
Прабхупада поднялся с места. Он намеревался лично предложить первую арати новоустановленным Божествам. Когда киртана стала оглушительной, Шрила Прабхупада вышел из храма и, пока пуджари заканчивали украшение алтаря, направился вместе с Дипаком в комнату Божеств. Шрила Прабхупада оставил у входа свои коричневые полотняные туфли без задников и вошел. Дипак взял туфли и переставил их в сторону от двери. Шрила Прабхупада внезапно обернулся и сказал:
— Иди помой руки: ты только что трогал мою обувь. Теперь ты не чист, иди помойся.
Загудела раковина. Открылись двери алтаря, и все увидели прекрасные Божества на Своем новом алтаре, утопающие в клубах благовонного дыма. В сопровождении мелодичного пения Прабхупада изящно предлагал благоприятные предметы один за другим: вначале благовоние, затем пылающий камфорный светильник, светильник с гхи и ароматизированную воду. Прабхупада изысканным жестом предлагал каждый предмет, описывая рукой большие круги. Шелковая ткань, ароматные белые гвоздики и веер из павлиньих перьев — все это было предложено с той же глубокой преданностью.
Шрила Прабхупада не отрываясь смотрел на прекрасные образы Радхи и Кришны с глубокой и страстной сосредоточенностью, которая вдохновила собравшихся преданных. Казалось, что Шрила Прабхупада пребывает с Радхой и Кришной наедине.
Когда киртана продолжилась, Прабхупада вернулся в свою комнату и дал двум своим юным ученикам мантры второго посвящения. Он снова сказал о важности священной связи с духовным учителем — дикши — и еще подчеркнул, то Божествам нужно служить очень тщательно и с великим вниманием.
— Заботьтесь о Кришне на совесть, — сказал он.
Потом Шрила Прабхупада сказал, что очень доволен тем приемом, который оказали Радхе и Кришне преданные в Мельбурне. Он особенно восхвалял красоту Шримати Радхарани и дал Божествам имя Шри Шри Радха-Валлабха.
* * *
Многие преданные покупали или делали своими руками подарки для Шрилы Прабхупады. На пиру после церемонии Мадхудвиша объявил, что желающие могут пройти наверх, к Прабхупаде и вручить свои подношения.
Читралекха приготовила для Шрилы Прабхупады особый подарок — золотой медальон. Прабхупада открыл его и заглянул внутрь.
— О, что это?
— Это портрет вашего духовного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати — на одной стороне. А на другой стороне клочок от одежды Шрилы Рупы Госвами из Вриндаваны.
— О, большое спасибо, — поблагодарил Прабхупада. — Очень хорошо.
Один за другим преданные входили в комнату, предлагали поклоны и подносили дары, ненадолго задерживались, а затем так же один за другим уходили.
* * *
После обеда двухэтажный автобус, набитый преданными до отказа, отправился в Сидней. Поскольку была уже суббота, а в понедельник Прабхупада должен был вылететь в Сидней, им надо было срочно уезжать. Тем нескольким преданным, которые оставались в сиднейском храме, надо было помочь все подготовить к приезду Прабхупады. Автобусу, скорость которого на ровной дороге не превышала 60 км/час, а в гору едва дотягивала до 30 км/час, требовалось не меньше суток, чтобы добраться до пункта назначения.