Понедельник, 17 апреля 1972 года

Разрабатывались планы предстоящих на следующий день установления Божеств и открытия храма. Тушта-Кришна назначил на утро пресс-конференцию для местных средств массовой информации, чтобы привлечь их внимание к официальному открытию первого в Новой Зеландии отделения Движения сознания Кришны. В 10 утра маленькая комнатка Прабхупады наполнилась фотографами и журналистами, вооруженными камерами и микрофонами. Шрила Прабхупада сидел, держа в правой руке розу.

Активнее всех вопросы задавал репортер из «Герольда Новой Зеландии».

— Зачем вы приехали сюда? Какова ваша миссия? Чему вы хотите научить? Какая от этого польза народу Новой Зеландии? Какая разница между вами и Махариши-Махеш-Йоги? В чем смысл вашего знака на лбу?

Прабхупада терпеливо ответил на все эти вопросы. Затем, все еще изящно держа в руке розу, он смиренно обратился к репортеру.

— Я дал вам всю информацию, пожалуйста, не искажайте ее. Это Движение очень важно. Мы приехали сюда, чтобы помочь народу Новой Зеландии.

Ошеломленный мягкими, благородными манерами Прабхупады репортер согласился. После этого Прабхупада вручил ему розу, и на этом конференция закончилась.

* * *

Шрила Прабхупада принял свой массаж раньше обычного. Сразу после пресс-конференции он отправился в Оклендский Университет, чтобы прочитать там лекцию. Небо было безоблачным, сияло солнце, Шрила Прабхупада шел через полный цветущих роз университетский парк, направляясь к открытому четырехугольному двору здания студенческого союза.

Этот день навсегда запомнился Ричарду Нэйсмиту, которому шел тогда двадцать пятый год.

Ричард Нэйсмит: Я учился в Оклендском Университете на философском факультете. В тот день мы с другом шли через кампус, направляясь в кафе, как вдруг услышали музыку — такую, какой не слышали раньше никогда. Мы огляделись, и я увидел справа от себя, примерно в 20 метрах, Шрилу Прабхупаду и его учеников. Он выглядел очень спокойным и аристократичным. Он шел, слегка откинув голову назад, и взгляд у него был мягкий и бесстрастный. Три или четыре молодых девушки в красивых сари и несколько юношей с бритыми головами грациозно танцевали перед ним. Несколько девушек бросали ему под ноги розовые лепестки. Впечатление было такое, что все они сошли с небес. Когда мы подошли к главной аллее, огибавшей квадратный двор, наши пути встретились, и Прабхупада медленно прошел мимо нас к низкой сцене. Я понял, что он будет говорить, и решил остаться.

Студент-аспирант Ральф Стивенсон, стоявший в толпе, тоже понял, что эта встреча предвещает великие перемены в его жизни.

Ральф Стивенсон: Я ел во дворе свой завтрак. Я слышал о предстоящей лекции и вместе с пятьюдесятью другими студентами стоял возле маленькой открытой сцены. Она была устроена у входа в кафетерий, чтобы привлечь внимание студентов, идущих на обед. Прабхупада сел на маленькое сиденье. Некоторые студенты тоже уселись, а другие остались стоять. Прабхупада взял караталы и запел.

Ричард Нэйсмит: Когда Прабхупада сел, я смог рассмотреть его более внимательно. На нем были роскошные темно-шафрановые шелковые одежды, которые, казалось, сияли, отражая свет полуденного солнца. Я был потрясен мощной энергией присутствия Прабхупады. На нем была красивая цветочная гирлянда. Отбивая на своих сияющих караталах ритм «раз-два-три-и», он казался несколько печальным или мрачным. Закрыв глаза, он запел низким голосом. Он выглядел сдержанным и, казалось, был погружен в размышление.

После долгой киртаны Прабхупада начал лекцию. Как обычно, это не была заранее подготовленная речь на заданную тему. Серьезная и научно безупречная, она затрагивала несколько философских положений. Он говорил ясно, не подбирая слов. Он точно знал, что хочет сказать. Вопрос был только в том, сколько из его речи сможет взять его беспокойная аудитория.

Современный мир страдает, объяснял Прабхупада, из-за неправильного представления, что тело — это и есть личность. Однако тело не является личностью и, следовательно, не может дать счастья, к которому стремится индивид. Логика Прабхупады сбивала с ног.

— Допустим, вам двадцать лет. Это означает, что вы потеряли двадцать лет отпущенной вам жизни. Вы потеряли двадцать лет, так сказать, умерли на двадцать лет. Мне семьдесят шесть лет. Это означает, что я умер на семьдесят шесть лет. Поэтому говорить, что года растут, неверно. Года убывают. Кто-то скажет: «Вам семьдесят шесть. Вы очень продвинулись». Я не продвинулся. На самом деле я сократил оставшееся мне время. Продолжительность жизни ограничена. Она предопределена. В соответствии с прежними своими поступками мы получаем тело, продолжительность жизни которого установлена заранее. Уровень счастья и несчастья тоже заранее установлен. Изменить его невозможно. Допустим, человеку определено жить сто лет. В наше время никто не живет сто лет. Максимум восемьдесят или девяносто, да и то нечасто. Моя бабушка дожила до девяносто шести лет. Мой отец прожил восемьдесят четыре года. Я не знаю, сколько отпущено мне, но я еще жив. Однако продолжительность жизни в эту эпоху неуклонно сокращается. Вы все студенты Университета. Но нет науки, которая учила бы, как продлить жизнь или как остановить смерть. Это невозможно. Рождение, смерть, старость и болезни — вот четыре проблемы нашей жизни.

Прабхупада напомнил студентам, что ни в этом, ни в других учебных заведениях нет факультета, на котором бы учили науке о душе. Чтобы получить знание о ней, нужно обратиться к Бхагавадгите.

— Движение сознания Кришны учит знанию о душе. Что такое душа? Каковы потребности души? Каким образом душа оказывается в ловушке материального тела? Как душе освободиться? И что делает душа после освобождения? Вот эти вопросы мы рассматриваем, и все они превосходно освещены в предварительном духовном учебнике, Бхагавадгите. На следующем курсе мы уже изучаем Шримад-Бхагаватам. Единственное, о чем мы просим, это чтобы вы не отвергали эту науку, это знание. Постарайтесь понять душу.

Прабхупада сделал еще более дерзкое заявление.

— В настоящее время ни один профессор или ученый не может объяснить то, что присутствует в живом теле, но не присутствует в мертвом. На самом деле, в соответствии с Ведами тело уже мертво, но до тех пор, пока душа пребывает в теле, оно кажется живым. Пока ваш пиджак надет на вас, он кажется живым — он движется. В пиджаке нет жизни, но поскольку ваше тело движется, пиджак тоже движется и делает вид, что он живой. Подобным образом, тело движется только потому, что внутри него движется душа. Но как только душа покидает тело, оно прекращает двигаться, и мы называем его «мертвым». Но на самом деле тело мертво с самого начала.

Простейший метод осознания души, заключил Шрила Прабхупада, рекомендован ведической литературой — это пение харе-кришна-мантры. При этом наш разум или сознание очищаются, и мы становимся способны осознать, что мы не тело, а вечный дух. И это освобождает нас от пылающего жара материального существования.

— Сегодня утром Хануман-Прасад Госвами сообщил мне, что все чаще и чаще молодые люди совершают самоубийство. Почему? Почему они ощущают такое разочарование и безнадежность, несмотря на такое высокое образование? У вас, на Западе и речи нет о нищете. Все вы состоятельные, обеспеченные люди. Так откуда же это разочарование, о котором наш санньяси рассказал мне?

Тон Прабхупады стал настойчивым, когда он с состраданием взывал к своим слушателям:

— Но на самом деле причин для разочарования нет — есть веские причины для ликования. Почему? Потому что существует Движение сознания Кришны. Не разочаровывайтесь. Попытайтесь понять Движение сознания Кришны, его научность, авторитетность, его древность, восходящую к ведийским временам, его авторитетность, подтвержденную великими ачарьями, образованнейшими учеными, его полезность, благодаря которой оно принято мировыми лидерами. Мы просим лишь о том, чтобы вы, молодые люди, не были сбиты с толку и разочарованы. В Движение сознания Кришны приходят люди в основном молодые. Спросите их, как теперь они преисполнены надежды, как их жизнь теперь полна радости. Итак, я прошу вас, молодые люди и девушки, цвет своей нации: пожалуйста, не разочаровывайтесь и не давайте сбить себя с толку. Надежда заключается в сознании Кришны. Я прошу вас только об одном: попытайтесь понять эту философию и науку и станьте счастливыми. Вот моя просьба. Большое спасибо. Харе Кришна.

Лекция Прабхупады была короче, чем обычно. После заключительной киртаны он покинул кампус.

Ричард Нэйсмит: Это была моя первая встреча со Шрилой Прабхупадой, и я запомнил ее навсегда. Но только спустя много лет, когда я стал учеником Шрилы Прабхупады и получил имя Рагхубхир-дас, я понял, как важна была для меня эта так называемая «случайная встреча». Я понял, что то, из-за чего бхакти, преданное служение, пускает корни в сердце человека — есть контакт с чистым преданным.

Меня глубоко тронуло, что ради исполнения своего чистого желания дать сознание Кришны другим, Шрила Прабхупада проделал такой долгий путь в столь отдаленную часть мира, как Новая Зеландия. Он приехал в Оклендский Университет только для того, чтобы дать сознание Кришны студентам, и я, по счастью, оказался в их числе. Как мне неслыханно повезло! Хотя я не мог понять его лекции, просто благодаря этому контакту я, к счастью, смог впоследствии принять сознание Кришны.

Наши рекомендации