Маунт-Иден, Ландшафтная улица, 155

Маленький сборный типовой домик бордового цвета теперь исполнял роль первого в Новой Зеландии храма Харе Кришна. Маунт-Иден расположен на конце языка застывшей вулканической лавы. Окленд покоится в нише, образованной шестьюдесятью вулканами, и на Ландшафтной улице нет недостатка в характерных для этой местности громадных валунах вулканического происхождения.

К маленькому бунгало с деревянной верандой, выходившей на улицу, спереди примыкал крошечный палисадник. Чуточку более просторный задний дворик вмещал вертушку для сушки белья и несколько цитрусовых деревьев. Прабхупада вошел в только что переделанную гостиную, которая теперь служила алтарной, сел на свою большую синюю с красным бархатную вьясасану и начал киртану. После киртаны он обратился к пятнадцати молодым ребятам и девушкам, сидевшим перед ним, с благодарностью за то, что они проявили энтузиазм в распространении этого чрезвычайно важного движения Сознания Кришны. Новая Зеландия, предсказывал Шрила Прабхупада, примет Сознание Кришны очень серьезно.

Сестра Акшаянанды, одного из учеников Прабхупады, одолжила преданным множество разнообразных предметов обстановки и других полезных вещей для удобства Прабхупады на время его пребывания в Окленде. В число этих вещей входили и чистые белые простыни, которыми застлали полы маленького домика.

Прабхупада остановился в передней комнате. В то время в Окленде стояла очень холодная погода, и вскоре после своего прибытия Прабхупада пожаловался на «щемящий холод» в доме. Он попросил Тушта-Кришну заклеить все окна, что Тушта-Кришна и исполнил.

Несмотря на холод Шрила Прабхупада снова и снова говорил о том, как нравится ему Новая Зеландия.

— Подработайте тут все как следует, и когда станет теплее, я приеду и останусь здесь на время. Я могу жить и переводить тут несколько месяцев. Это чудесная страна. Люди чудесные, и эти ребята, которые приходят, они тоже очень, очень хороши.

* * *

Оклендская Ратуша представляла собой нарядное здание в викторианском стиле, на Площади в центре города. Меньший из двух ее залов, зал камерной музыки, был арендован для проведения вечерней лекции Шрилы Прабхупады.

Отчим Акшаянанды, Гектор (Робби) Робертсон, вызвался отвезти Прабхупаду в Ратушу на программу. Вечером все тот же чудной старый автомобиль, который привез Прабхупаду из аэропорта, чихал и шипел на стоянке около храма. Прабхупада, одетый довольно легко — в дхоти, курту и свитер, — сел рядом с Робби, а несколько учеников втиснулись на заднее сиденье.

Прабхупада снова пребывал в спокойном, расслабленном настроении. В какой-то момент, обсуждая незавидное положение современной молодежи, Прабхупада, озорно сверкнув глазами на Робби и широко улыбнувшись, сказал:

— Я умею обращаться с этими несносными мальчишками.

Престарелый автомобиль медленно подрулил к ступенькам Ратуши. Войдя в зал Прабхупада с удовлетворением оглядел довольно полный зал. Афиши, листовки и объявления в местных газетах привлекли множество самых разных людей, преимущественно, молодых. Прабхупада прошел мимо красивых мозаичных панелей цветного стекла и поднялся на высокую, прочную сцену из черного дерева.

Хануман-Прасад Госвами, сопровождавший Шрилу Прабхупаду в его поездке по Новой Зеландии, произнес небольшое вступление, назвав Шрилу Прабхупаду представителем Кришны. Прабхупада воспользовался этим, чтобы рассказать о системе парампары.

— Шриман Хануман-Прасад Госвами употребил выражение «представитель Кришны». Естественно может возникнуть вопрос, как это я стал представителем Кришны. Кришна явился пять тысяч лет тому назад. А я родился совсем недавно, скажем, семьдесят шесть лет назад. Как же я стал представителем Кришны? Такой вопрос может возникнуть. Но ответ уже готов. У нас есть преемственность учителей: за Кришной следует Брахма, за Брахмой Нарада, за Нарадой Вьясадева, за Вьясадевой Мадхвачарья, за Мадхвачарьей еще многие и многие. Затем, пятьсот лет назад — Мадхавендра Пури, один из наследников линии Мадхвачарьи, его ученик Ишвара Пури, и его ученик — Господь Чайтанья. Господь Чайтанья, Его мы считаем Самим Кришной, но Он также принял духовного учителя, Ишвару Пури.

Прабхупада сказал, что знание, нисшедшее по этой цепи учителей, должно быть принято как «святая истина», и что такова система получения духовного знания, Веда-прамана, то есть, доказательство, почерпнутое из Вед. Прабхупада привел такой пример: если два юриста спорят в суде, судья отдает предпочтение тому, кто цитирует кодекс законов, потому что его точка зрения зиждется на авторитете. Так же и в ведической системе науки, если ученый приводит доказательство из Вед, его позиция считается очень сильной.

— Утверждения Вед принимаются духовным индийским обществом. Сотни и тысячи людей до сих пор придерживаются духовного образа жизни. Может быть, вы не знаете, но каждый, кто родился в Индии, наследует склонность к духовной жизни. К сожалению, сейчас вожди Индии находятся под ложным впечатлением, что «поскольку Индия так склонна к духовности, ее материальное развитие тормозится».

Прабхупада объяснил, что представителем Кришны может быть каждый, при условии, что он точно передает сказанное Кришной, так же, как почтальон становится авторитетным представителем почтового ведомства, если способен безошибочно доставить письмо получателю.

— Скажем, друг послал вам деньги. Почтальон приносит вам извещение, вы расписываетесь, и он выдает вам деньги. Но если он украдет ваши деньги, то он уже не представитель, он становится вором, мошенником. Так и с представителем Кришны. Если вы передаете слова Кришны как есть, не мошенничая, не фальсифицируя их, то вы становитесь представителем Кришны. Ничего трудного здесь нет.

К сожалению, посетовал Прабхупада, некоторые так называемые ученые, чтобы показать свою эрудицию, пытаются представлять Бхагавадгиту под разными углами зрения.

— В настоящее время существует более шестисот различных переводов и комментариев Бхагавадгиты. Все эти шестьсот переводов изучаются с разных точек зрения, но все они — чепуха и абсурд. Это ужасно. Людей просто вводят в заблуждение многочисленными толкованиями. Нет необходимости толковать совершенно ясные вещи. Толкование или интерпретация необходимы, когда существует какая-то неясность. Тогда вы можете предполагать: «наверное, имеется в виду то-то и то-то».

Прабхупада привел такой пример:

— «Гангаям гхошапалли». Гангаям. «На Ганге есть поселение, называемое Гхошапалли». И кто-нибудь может возразить, что река Ганга — это ведь вода. Как же там может быть поселение под названием Гхошапалли? Как может быть на воде поселение людей? Вы можете задаться таким вопросом. Гангаям гхошапалли. Тогда нужно толкование, интерпретация. «Нет, не на Ганге. «На Ганге» означает на берегу Ганги». Это хорошее толкование. Но если все и так ясно… Например, солнечный свет. Нужна ли вам лампа, чтобы показать кому-либо солнечный свет? Солнечный свет сам по себе настолько ярок, что каждый может понять: «Вот, это солнечный свет». Представьте себе, что кто-то принесет лампу: «Сейчас я покажу тебе солнечный свет». Солнце и так видно. Зачем лампа? Так вот, эти неавторитетные комментаторы, они приносят лампу, чтобы показать свет Бхагавадгиты. Вот что они делают. И люди впадают в заблуждение.

Прабхупада привел пример из современности, как неправильно толкуются слова Кришны. Он рассказал, что стих из Бхагавадгиты «Постоянно думай обо Мне, стань Моим преданным и поклоняйся Мне, выражай Мне почтение» по глупости толкуют как «стань “большим ученым”».

— Не хочу называть имен. Он великий человек, но сейчас он уже «живой труп». Из-за нанесенных им оскорблений он хотя и жив, но потерял память. Совсем недавно я ходил к нему. Он не может… Он просто как…

Прабхупада слегка приподнял руки, показывая, что человек даже не может шевелиться.

— На этом вся его ученость закончилась. Природа настолько сильна, что вы можете, конечно, измышлять всякие интерпретации, но придет время, и Он заставит вас забыть все — мозговой паралич.

Вывод Прабхупады был таков: наилучший и самый безопасный способ понять ведическое знание — это просто принять указания Вед, не споря.

— Принять их — благо для вас. Вы не потеряете время. Если вы примете то, что сказано в Ведах, вам не придется заниматься поиском путей к Богу или к самому себе. Там есть все, только примите.

Прабхупада закончил лекцию.

— Поэтому нам не слишком сложно было стать представителем Бога, ведь мы не занимались ложной интерпретацией учения Бхагавадгиты. Мы приняли ее как она есть. Если у нас возникают какие-то сомнения, то единственная причина этого в том, что мы плохо поняли, что у нас мало знаний — это нужно принять. Будучи представителем Бога, мы ходим от двери к двери и просим: «Пожалуйста, станьте сознающими Кришну и сделайте свою жизнь успешной. Больше нам ничего не надо». Теперь только от вас зависит, согласиться или отказаться. Это ваше дело. Наше дело — ходить и просить. Некоторые соглашаются, другие — нет. Представителя это не касается. Наша забота — посвятить свою жизнь распространению Движения сознания Кришны по всему миру. Принять его или отвергнуть его — зависит всецело от вас.

Во время вопросов один юноша спросил, гарантирует ли принятие сознания Кришны рождение в человеческом теле в следующей жизни.

Прабхупада ответил:

— Да!

Даже если человек пал с пути духовной жизни, не достигнув зрелости, то и в этом случае он ничего не теряет.

— Человек, сознающий Кришну, гарантированно родится в следующей жизни в теле человека: либо в очень богатой семье, либо в очень чистой семье. «Шучинам» означает «в очень чистой семье», а «шриматам» означает «шри-мат», «удачливая», «богатая». Так вот, если человек рождается в богатой семье, он должен помнить: «Кришна дал мне шанс, чтобы у меня не было материальных проблем. Поэтому у меня много времени. Я буду повторять «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». А что касается чистой семьи, то если человек рождается в хорошей брахманской семье, в семье вайшнава, он получает шанс немедленно — из примера своего отца, своей матери, из всей традиции своей семьи. Он получает свой шанс естественным образом. Вот наши дети. У юношей и девушек, которые поженились, есть дети. Они получили свой шанс с самого начала.

Прабхупада указал на высокого красивого Шьямасундару, сидевшего на сцене рядом с ним и слушавшего его лекцию , раскачиваясь взад-вперед.

— Дочь Шьямасундары, Сарасвати, чудесная девочка. Она ребенок, но она никогда не выходит за пределы духовного сознания. Она сама проводит арати. Есть у нас и множество мальчиков.

Прабхупада обратился к одному из мальчиков, по имени Дваракадхиша-дас.

— Я зову его ДДД. Он всегда участвует в проведении арати, в поклонении Джаганнатхе. Его отец прислал ему игрушки, но он даже не принял их. И я спросил его: «Почему ты не взял игрушки?» — а он ответил: «Это майя».

Прабхупада засмеялся.

— Итак, вы можете обучать своих детей с самого начала и сделать их жизнь успешной. Это обязанность отца и матери. Веды утверждают, что никто не должен становиться отцом, никто не должен становиться матерью, если не может спасти своего ребенка от неизбежной смерти.

Робби: После лекции я обнаружил на ветровом стекле своей машины парковочную квитанцию. Я пожаловался в Городской совет, потому что мы везли настоящего прелата, духовного иерарха. И они сделали для нас исключение из уважения к Прабхупаде как к VIP.

Суббота, 15 апреля 1972

Шрила Прабхупада получил письмо от Джадурани, своей американской ученицы-художницы, к которому был приложен эскиз обложки готовящегося к выпуску первого тома Четвертой Песни Шримад-Бхагаватам. На обложке должен был быть изображен Господь Вишну, восседающий на своем орле Гаруде. В своих восьми руках Он держал (по часовой стрелке) раковину, стрелу, лук, диск, лотос, меч, щит и булаву. Джадурани спрашивала, в правильном ли порядке расположены предметы. Шрила Прабхупада ответил, что да. Джадурани также спрашивала, как ей изобразить Господа Брахму.

В комнате Прабхупады в Окленде преданные повесили на стену плакат в рамке, изображавший Господа Брахму, летящего по небу на лебеде, и Кришну с пастушками, наслаждающихся завтраком внизу. В своем ответе Шрила Прабхупада описал эту картину.

Что касается Господа Брахмы, нарисуй его таким, каким ты его уже нарисовала на плакате, где он летит на лебеде, чтобы похитить пастушков и телят Кришны.

* * *

Хануман-Прасад Госвами сидел в комнате у Прабхупады и беседовал с ним о том, какие возможности служения открываются перед ним теперь, с принятием санньясы.

— Шрила Прабхупада, — взволнованно произнес он, — я хотел бы посвятить свою жизнь и тело Вам.

— Как ты можешь отдать мне свою жизнь? — улыбаясь ответил Шрила Прабхупада. — Ты уже отдал ее мне. Тебе бы пришлось забрать ее у меня, и тогда ты оказался бы мошенником!

* * *

Прабхупаде сообщили, что один молодой человек, который получил посвящение меньше недели назад в Сиднее, оставил храм и исчез буквально на следующий день после отъезда Шрилы Прабхупады в Новую Зеландию. Сиднейские преданные были потрясены и просили сообщить о происшествии Шриле Прабхупаде. Ответ Прабхупады был тяжел:

— Как он не принял меня, так и я не принял его.

* * *

Индийская община Окленда регулярно собиралась в «Зале Ганди», расположенном в Понсонбае, нижнем пригороде. Прабхупаду пригласили выступить там вечером перед аудиторией, состоящей преимущественно из гуджаратцев. Ему было хорошо известно незавидное положение современных индийцев — они в большей или меньшей степени отказывались от своей родной культуры. Прабхупада не раз говорил, что это происходит отчасти из-за иностранного вторжения в Индию, отчасти из-за того, что руководители Индии бросились в объятия западного материализма.

— Все же, — сказал однажды Прабхупада, — если где и осталась хоть какая-то цивилизация, то это в Индии.

Прабхупада однажды сравнил современную индийскую цивилизацию с мертвым слоном.

— Слон — настолько ценное животное, что даже когда он умирает, все же из-за своих костей, бивней и шкуры он стоит почти столько же, сколько живой и работоспособный. Подобным образом, хотя индийская культура практически мертва, она все еще обладает великой ценностью. Большинство индийцев, живущих в деревнях, сохраняют простую веру и глубокое осознание таких вещей, которые даже неизвестны самым искушенным и образованным членам западного общества.

Однако было ясно, что индийцы, живущие в Новой Зеландии, отвергли собственное благочестие и ведут недостойную жизнь ради удовлетворения чувств. Прабхупада называл индийских эмигрантов «новыми воронами». Вороны роются в мусоре и тем кормятся. И в какой-то момент они уже насытились и отворачиваются от кучи мусора. Но если прилетает новая ворона, она проявляет особенную жадность. Так и многие индийцы, недавно приехавшие на Запад, проявляют бóльшую жадность к материальным благам, чем сами западные люди. Но хотя Прабхупада и критиковал индийцев, однако, всякий раз, встретив индийца, он бывал особенно мягок и доброжелателен с ним, хотя когда дело касалось философских отклонений, всегда оставался бескомпромиссным и твердым.

Программа в «Зале Ганди» показала, как сильно погрязли представители индийской общины в мешанине философских заблуждений. В «Зале Ганди» по традиции никому не оказывали пышных приемов, и прием, оказанный Шриле Прабхупаде, не был исключением. Организация была не на высоте, слушатели без зазрения совести громко переговаривались друг с другом прямо во время лекции, вели себя непочтительно, казалось, им ничего не интересно.

Прабхупада прочитал длинную и убедительную лекцию по Бхагавадгите 7.1: шри-бхагаван увача, майй асакта-манах партха йогам йунджан мад-ашрайах, асамшайам самаграм мам йатха джнасйаси тач чхрину. «Верховный Господь сказал: "А Сейчас, о сын Притхи, услышь о том, как, вручив себя Мне, сосредоточив на Мне свой ум и отбросив все сомнения, ты сможешь в полной мере постичь Меня, идя путем йоги»[23].

Речь Прабхупады была бескомпромиссной. Он снова и снова подчеркивал превосходство личностного аспекта Бога, Бхагавана, основываясь на теистической философии Вед, которая утверждает, что высшее понимание Абсолютной Истины — это понимание ее как Личности. Этому учили выдающиеся ачарьи древней Индии, такие как Рамануджа и Мадхва.

Он подчеркнул, что знание тех, кто думает, что Всевышний есть «ниракара», бесформенный, дефектно. Прабхупада цитировал Бхагавадгиту, утверждая, что имперсональный Брахман подчинен Бхагавану и исходит из Него, так же точно, как солнечный свет исходит из планеты Солнце.

Философски Прабхупада противопоставил себя большинству слушателей. Хотя в «Зале Ганди» Бхагавадгиту обсуждали регулярно, выводы таких обсуждений обычно не выходили за рамки имперсональной концепции. Аудитория привыкла слушать о том, что имперсональный аспект Абсолютной Истины выше.

Прабхупада прекрасно понимал, что бóльшая часть его слушателей убеждена, что все исчерпывается имперсональным присутствием Абсолютной Истины, а Божественная Личность есть в конечном итоге не более чем иллюзия. Теизм Прабхупады полагал каждую личность, атму, вечной служанкой верховного божественного существа, Бхагавана, а большая часть тех, кто сидел сейчас перед ним, были последователями Шанкары, который считал каждое живое существо не индивидуальным, а идентичным Богу, Верховному Брахману. Исходя из концепции Шанкары, незачем поклоняться Богу за пределами своего «я».

Прабхупада ясно показал всю ущербность так называемой «концепции ниракары».

— Вы так тупы, ваши чувства столь ограничены, несовершенны, что вы не можете представить себе, что точка может иметь длину и ширину. Но из Вед мы знаем, что не только точка, но даже одна десятитысячная часть кончика волоса может быть измерена. Кешагра-шата-бхагасья шатадха кальпитасья ча, джива бхаго са виджнеях. А у нас нет представления, нет ни инструмента, ни достаточного знания о том, какова длина и ширина живого существа. Поэтому ведическая литература дает вам указание: представьте себе, что такое одна десятитысячная часть точки, и это будет размер вечной души. Итак, живые существа, духовные искры — их размер указан здесь. А где есть размер, там есть и форма… Но поскольку мы не способны увидеть форму, мы говорим о ниракаре. Это просто наше невежество.

Как мы являемся живыми существами, сказал Шрила Прабхупада, так и Всевышний является живым существом.

— Мы — брахман. А Кришна — пара-брахман, то есть, Верховный Брахман. Нитьо нитьянам, предводитель всех вечных. Четанаш четананам. Он — Верховное живое существо, повелитель всех живых существ. Он тоже живое существо. И если я живое существо, и у меня есть форма, почему тогда у Верховного живого существа не должно быть формы? Это просто скудость знаний. Он отнюдь не «ниракара». Но мы не можем оценить его «акару». Вот в чем «ниракара». Мы не можем даже представить себе, насколько Он велик. «Ниракара» вовсе не значит «бесформенный». Когда в шастрах употребляется это слово, «ниракара», оно означает только то, что у Него нет «пракрита-акары», то есть, материальной формы. Вот что значит «ниракара», а вовсе не то, что у Него совсем нет формы. Это просто скудость познаний. Он — сач-чид-ананда-виграха.

Поэтому Кришна говорит в Бхагавадгите: аваджананти мам мудха манушим танум ашритам — Моя изначальная форма подобна человеческой. И в Библии тоже говорится: «Человек сотворен по образу и подобию Божию». Так что у Бога есть форма, и она подобна человеческой: две руки, две ноги — и Он сам нисходит, чтобы показать Себя. Таков Кришна. Он вовсе не «ниракара». Ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах. «Виграха» означает «форма».

Прабхупада говорил долго, цитируя множество стихов из шастр. В заключение, однако, он обратился к культурному наследию своих слушателей.

— Вы все выходцы из Индии. В нашей стране есть пять великих ачарий, которые практически полностью управляют индуистским обществом, ведическим обществом: Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Нимбарка, Вишнусвами, Господь Чайтанья Махапрабху. Поэтому мы должны идти по следам ачарий. Если хочешь продвинуться в знании, нужно поклоняться ачарьям. А иначе какое знание ты получишь? Нельзя выдумать знание, и нельзя получить знание от кого-то, кто его сам выдумал. Что бы ни говорили такие выдумщики, они просто теряют время, и их слушатели — тоже. Великие ученые — я не хочу вдаваться в детали — они просто в заблуждении. И вот сейчас мы представляем Бхагавадгиту как она есть, и люди принимают ее.

Шрила Прабхупада умолял своих слушателей принять его доводы и присоединиться к Движению сознания Кришны.

— Вы — индийцы. Я прошу вас: возьмите на себя это огромное служение миру от имени вашей страны. Как сказал Чайтанья Махапрабху, бхарата бхумите манушья джанна хайла джара, джанма сартхака кари кара пара упакара. По счастью, вы находитесь здесь, в Новой Зеландии. Постарайтесь понять «Бхагавадгиту как она есть» и проповедуйте ее. Люди примут ваше послание. Люди оценят ваш вклад… Я сам понял это. Куда бы я ни поехал… В Колумбусе я познакомился на улице с одним господином. Как только он понял, что я из Индии, он сказал: «О, Индия очень нищая страна». «Да», — ответил я. Таков наш облик, и на самом деле, по сравнению с западными странами, наша страна очень нищая. Так и есть. Но у нас есть одно сокровище. У нас есть нечто великолепное, что мы можем вручить миру. Это сознание Кришны. Поэтому я прошу вас… Мы хотим открыть здесь храм Радхи и Кришны. Пожалуйста, помогите нам. Эти иностранцы делают вашу работу. Это вы должны были распространить сознание Кришны по всему миру, но вы спите. А американцы, канадцы, европейцы — я обучил их. Отнеситесь к этому серьезно. Постарайтесь понять «Бхагавадгиту как она есть». Попытайтесь понять Кришну и проповедуйте. Это моя просьба. Большое спасибо. Харе Кришна.

Шрила Прабхупада попросил задавать вопросы. Невысокий, полный индиец задал главный вопрос.

— Я хочу задать всего один вопрос. Пожалуйста, просветите меня. Я хочу услышать ваше объяснение, как вы увидели форму Бога, если вам довелось… В какой форме…

Прабхупада даже не дал ему закончить.

— Вот изображение Кришны. Вы не верите? Вы не видели изображений Кришны?

— Видел.

— Тогда почему же вы говорите, что у Кришны нет формы? Если вы смотрите на фотографию человека, как вы узнаёте, что у него нет формы?

Спрашивавший не понял вопроса Прабхупады. Прабхупада повторил:

— Если вы смотрите на фотографию своего отца, как вы можете сказать, что он имперсонален? Что у него нет формы? Из чего вы это заключаете? Сначала вы ответьте мне. Я видел форму Кришны. Вы также видели форму Кришны. В Индии сотни и тысячи храмов. Вы что, думаете, там все дураки? Ведь эти храмы были основаны великими ачарьями: Рамануджачарьей, Мадхвачарьей, Вишнусвами и Господом Чайтаньей. Есть храм Джаганнатхи, в который ежедневно приходят тысячи людей, чтобы увидеть Господа. Во Вриндаване пять тысяч храмов Кришны. Пять тысяч человек, десять тысяч человек ежедневно приходят туда. Вы знаете, что в Индии множество людей совершают паломничество. Так что же, вы думаете, что все эти храмы, заложенные нашими предками, посещают одни дураки?

Неясно было, принял ли спрашивавший доводы Прабхупады. Он спросил:

— Итак, вы говорите, что если человек просветлен, он увидит Бога в человеческой форме?

— Да. Это будет потом. Вначале вы должны просто принять, что эта форма существует, а уж потом вы ее увидите.

прем…¤джана-ччхурита-бхакти-вилочанена

санта® садаива х¦дайешу вилокайанти

йа? ±й…масундарам ачинтйа-гуЈа-свар­па?

говиндам …ди-пуруша? там аха? бхадж…ми[24]

Сначала начните пытаться понять, как полюбить Бога. А когда вы достигнете уровня любви, премы, вы увидите Бога в Его форме. Он откроется вам. Вам не нужно стараться увидеть Его, Он Сам проявит Себя… В вызывающем настроении Бога понять невозможно. Поэтому Кришна говорит: «Сначала предайся, потом попытайся понять».

сарва-дхарм…н паритйаджйа

м…м эка? ±араЈа? враджа

аха? тв…? сарва п…пебхйо

мокшайишй…ми ...[25]

Когда вы предаетесь… Когда вы освобождаетесь от последствий совершенных прежде грехов, тогда вы способны воздать Богу должное, а не так, что Бог это мальчик на побегушках: «Иди-ка сюда, я хочу увидеть Тебя». Нет!

Прабхупада долго развеивал сомнения этого человека, а в конце сказал ему:

— Повторяйте своим языком харе-кришна-мантру. Принимайте прасад Кришны. Так вы постепенно разовьете свое сознание Кришны и поймете, чтó есть Бог. Таков метод.

Шрила Прабхупада пригласил его на предстоящую церемонию открытия храма и установления Божеств, которая должна была состояться в следующий вторник, в 7:30 утра.

Последующие вопросы подтвердили, что слушатели находятся в глубочайшем заблуждении относительно философии Вед. Один человек предположил, что когда личность поднимается на высокий духовный уровень, она может прекратить повторять Святые имена, поскольку теперь это уже не так важно. Ответ Прабхупады вызвал у преданных смех:

— Нет. Нет, повторение вечно. Когда вы достигнете совершенства, вы будете повторять Святое имя еще громче.

Один гость, которому очень хотелось поспорить, привел обсуждение к концу.

— У меня один вопрос. Свамиджи, вы принимаете Кришну как Высшую Славу…

— Это не я принимаю. Это все Веды принимают, — пояснил Прабхупада.

Человек приостановился.

— Но в нашей индийской религии много богов и богинь.

— Да, да. Но все это для материальных целей. Кто стремится к материальным благам, те могут поклоняться различным богам. Это сказано в Бхагавадгите. Вот в чем дело. Вы читаете Бхагавадгиту. Вы должны знать все это. Камайс тайс тайр хрита-джнанах яджанти анья-деватах. Введенные в заблуждение или неразумные, они поклоняются разным богам. Так вот, те, кто стремится к духовному спасению, им не надо поклоняться другим богам, но если человек интересуется материальными благами, он может поклоняться разным богам… Чтобы получить немедленный материальный результат, Веды советуют: ладно, поклоняйся этому богу, тому богу. Но мы считаем, что нам не нужны материальные блага. Нам нужен Кришна. Поэтому нам незачем поклоняться богам.

Но человек решил во что бы то ни стало поспорить.

— Но почему не Вишну?

— Вишну и Кришна суть одно. Вишну и Кришна суть одно. Кришна — это вишну-таттва*.

— Рама и…

— И Рама. Мы поклоняемся Раме. Рама — тоже вишну-татва.

Наконец человек высказал то, что хотел сказать с самого начала.

— Поскольку все они являются воплощениями Вишну, человек тоже является воплощением Вишну.

Прабхупаду эта глупость привела в раздражение.

— Это вы так думаете! Но Кришна сказал: маттах паратарам наньят кинчид асти дхананьджая. Ахам сарвасья прабхаво маттах сарвам правартате. Поэтому если мы верим Бхагавадгите, Кришна есть Всевышний. Вот и все.

Прабхупада велел начать киртану, и на этом программа закончилась.

* * *

Вернувшись в свою комнату, Прабхупада отдыхал, прихлебывая горячее молоко. Его любящие ученики сидели перед ним на полу, не сводя с него глаз. Казалось, он доволен программой.

— Знаете, — сказал он и улыбнулся, — я дрался, как лев.

Он засмеялся, и преданные тоже засмеялись.

— Я дрался как лев с тем человеком. Его глупость вывела меня из себя. Когда я проповедую, я как лев, а дома я как роза.

Эти слова заставили учеников еще больше полюбить его. Они гордились Шрилой Прабхупадой. Его глаза повлажнели, когда он с любовью взглянул на несколько ИСККОНовских плакатов в рамках, которыми украшены были стены: Господь Брахма похищает мальчиков-пастушков, Радха и Кришна в рощах Вриндаваны, царь Индра и корова Сурабхи, Гопала-Кришна.

Прабхупада посмотрел на юношей и девушек, сидевших перед ним.

— Итак, вы хотите быть с Кришной? Вы сможете играть с Кришной так. — Он указал на картину, где Кришна завтракал вместе со своими друзьями-пастушками. — Вы сможете играть с Кришной, вы сможете ходить с Кришной, вы сможете жить с Кришной.

Однажды Шрила Прабхупада назвал эти картины «окнами в духовный мир». Сейчас он продолжал, описывая различные игры Кришны, изображенные на картинах. Преданные знали, что это краткое время, которое они проводят с Прабхупадой — драгоценно. Воспоминания об этих минутах останутся с ними на всю жизнь и будут поддерживать в них решимость стать сознающими Кришну. Очевидно было, что Прабхупада видит больше, чем они: в то время, как они видят картины, Шрила Прабхупада лицом к лицу созерцает прекрасный образ Кришны.

Наши рекомендации