Необходимость наставничества

Можно сравнить наше положение заключенных и наши попытки к бегству с положением женщины, которую дома избивает муж, или людей, уведенных в рабство. В матери­альном мире добровольцы открывают центры, где женщи­ны, которых избивают дома, могут укрыться от своих стра­даний. Для того, чтобы женщина могла незаметно убежать от мужа, они привлекают тех, кому уже удалось скрыться, и разрабатывают подробный план побега. Такой женщине нужно будет где-то на время остановиться, а иногда ради безопасности уехать из города или даже поменять имя. Ана­логично, во времена рабовладения в Америке строились подземные железные дороги и укрытия, чтобы помочь ос­вободить рабов. Те, кто подготавливал спасение, разраба­тывали подробные планы и зачастую лично сопровождали рабов, вывозя их с полей за границы штатов. Затем они приводили их туда, где им ничто не угрожало и где они мог­ли жить постоянно. В обоих случаях, если жертвы не дове­ряли полностью своим провожатым и защитникам и не слушались их, на пути их освобождения вставали серьезные преграды.

Ачарьи, наставники, могут помочь нам; у них для этого есть необходимые качества и знание. Однако их помощь окажется бесполезной, если мы будем продолжать упрямо Держаться за свое прошлое. Если женщина, которую изби­вают, боится изменений, хотя имеет возможность и альтер­нативу, она так и останется рабыней своих обстоятельств.

Но если у нее есть энтузиазм, чтобы изменить свою жизнь и навсегда забыть унижения и побои, это поможет ей совер­шить идеальный побег. Ответственность ложится на обо­их — на провожатого и на жертву; провожатый может пред­ложить свою помощь, но жертва должна быть готова эту помощь принять. Некоторые люди остаются рядом с теми, кто их бьет, до самой смерти. Бывает даже, что муж забива­ет жену насмерть. К сожалению, женщины подчас очень бо­ятся изменений. С мужем она чувствует себя более или ме­нее в безопасности; у нее есть дом и деньги, а что-то другое ее пугает. Это другое может означать: нет работы, нет кры­ши над головой, нечего есть и не на что жить. Также она мо­жет бояться, что муж найдет ее. Эти страхи, разумеется, име­ют под собой реальную почву, но они препятствуют попыткам вырваться из создавшейся ситуации.

Майя, иллюзия, станет так же нападать на нас, стоит нам лишь попытаться вырваться из ее объятий. Нам может ка­заться, что мы никогда не освободимся от своих дурных привычек. Мы даже не захотим попробовать освободиться от них, потому что будем думать, что это не продлится дол­го. Нас будет пугать мысль, что, как только мы остановимся, она нападет на нас снова, и мы вновь поддадимся ей; поэто­му мы даже не попытаемся избавиться от этой привычки. С подобным умонастроением не может быть и речи об осво­бождении. Такие люди уже смирились с тем, что их заклю­чение — вечно. Это непросто понять: человек остается в рабстве из-за сильного беспокойства, а освобождается бла­годаря сильному воодушевлению. В обоих случаях он кон­центрирует внутри себя огромную энергию. Тот, кто готов к идеальному побегу, предвкушает победу, а затем четко представляет себе окончательный исход дела.

Если в нашу деятельность, направленную на освобожде­ние (служение и духовную практику), вкрадываются тревоги, то блага от такой деятельности мы не получим. Порой мы в таком беспокойстве воспеваем, молимся или медити­руем, что это не приносит никакой пользы. Наш ум витает где-то, пока тело занято той или иной деятельностью. Если мы сидим на лекции, а ум пребывает в постоянной тревоге, слова лектора не проникнут в наше сознание. Если мы наря­жаем Божества, а сами разрываемся от тревоги, страха, похо-; ти, зависти или гнева, то такое близкое общение с Господом, которое должно было бы наделить нас духовной силой, ока­жется бесполезным. У того, кто слишком долго сидел в тюрьме, развиваются всевозможные искаженные модели поведения, поскольку находиться в заключении противоес­тественно. Если у нас уже давно нет духовного воодушевле­ния, мы неизбежно вновь обратимся к разного рода нездо­ровым привычкам. По мере возрастания нашего беспокойства мы начнем искать прибежище у того, что лишь усугубит нашу проблему. К сожалению, мы видим, как это случается с нами и вокруг нас. Таковы изъяны не­правильного духовного путешествия.

Наши рекомендации