Слово о правилах и предписаниях

Находясь в системе варнашрама-дхармы (ведической со­циальной системе, предназначенной для того, чтобы помочь людям возвысить свое коллективное и индивиду­альное сознание), разные люди будут иметь разные спо­собности и особые, лишь им присущие склонности, однако каждого человека можно вдохновить на служение в соот­ветствии с его интересами. Несмотря на то, что мы можем делать подношение Верховному Господу в соответствии с типом нашей деятельности (варной) и с духовным укла­дом жизни (ашрамом), мы в конечном счете понимаем, что все Варны и ашрамы играют второстепенную роль и явля­ются всего лишь инструментом для достижения более вы­сокой ступени.

Тем не менее, культура варнашрама-дхармы по-прежне­му актуальна; она является частью поля деятельности, на котором человек имеет возможность сделать что-то для Бога. Великие мудрецы в конечном итоге учат нас: ахам брахмасми («я — душа»), подчеркивая таким образом, что наша истинная сущность намного выше телесной оболоч­ки. Любовь не ограничена никаким внешним обозначени­ем, поскольку ее природа не связана с этими категориями. И тем не менее разделение (на социальные уклады и т.п.) может стать подспорьем в нашем развитии и сыграть роль краткосрочной цели. Скажем, если кто-то находится в гуне невежества, но искренне пытается служить Господу, он по­степенно возвысится до гуны страсти, а оттуда поднимется до гуны благости. Порой мы действуем под влиянием то одной гуны, то другой, но если мы решительно не прекра­щаем попыток, то естественным образом достигнем духов­ных высот.

Верховный Господь говорит нам, что все мы идем Его пу­тем, а также просит нас просто служить Ему — неважно, ка­кие у нас могут быть желания.

акамах сарва-камо ва

мокша-кома удара-дхих

тиврена бхакти-йогена

йаджета пурушам парам

«Свободен ли человек от желаний (уровень пре­данных), исполнен ли материальных устремле­ний или мечтает об освобождении — все равно он должен во что бы то ни стало поклоняться Верхов­ной Личности Бога и так достичь совершенства, апогеем которого является сознание Кришны»

(«Шримад-Бхагаватам», 2.3.10).

Даже если нас раздирают бесчисленные желания или мы просто мечтаем об освобождении, «Бхагаватам» все равно велит нам идти к Господу. Конечно, Бог вначале просит нас обращаться к Нему в определенной манере, но затем Он предлагает различные пути, чтобы мы могли духовно разви­ваться. Например, если учительница дает ученику какой-то материал, который ученик не может понять, она объяснит его на других примерах, более близких ученику. При этом она не должна забывать о своей первоочередной задаче — ведь она хочет, чтобы ученик сдал экзамены. Подобным же образом, мы должны всегда видеть перед собой высшую Цель; иначе, работая для Господа или накапливая знания, мы начнем думать, что сама по себе работа или знания — это и есть высшая цель.

Нет сомнений в том, что для Верховного Господа наша внешняя деятельность не имеет решающего значения, одна­ко Он дает нам альтернативные пути, и это не случайно.

Если мы полагаем, что Господу нужны лишь эти правила и предписания, то мы будем служить, подобно куклам. Либо наше сердце огрубеет, и мы забудем, что Кришна в действи­тельности хочет, чтобы мы постоянно думали о Нем. Мы участвуем в этой деятельности, чтобы иметь возможность с любовью думать о Нем и в конечном итоге развить чис­тую, беспримесную преданность. Второй стих из «Нектара наставлений» предупреждает, что слишком большая привя­занность к правилам и предписаниям может повлечь за со­бой падение:

атйахарак прайасаш ча

праджалпо нийамаграхах

джана-сангаш ча лаулйам ча

шадбхир бхактир винашйати

«Шесть видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении. Преданное служение страда­ет, если человек:

1) ест слишком много и накаплива­ет больше, чем необходимо, вещей и денег;

2) прила­гает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей;

3) ведет пустые разговоры на мирские темы;

4) выполняет правила и предписания шастр только ради следования им, а не во имя духовного прогресса, или не выполняет никаких правил и предписаний и действует, не при­знавая авторитетов, как ему заблагорассудится;

5) общается с людьми мирского склада, далекими от сознания Кришны;

6) жаждет мирских успехов.

Обратите внимание на четвертый вид препятствий. Не следует считать, что Кришне нужно только следование каким-то правилам, и также не следует принижать значение этих правил. Напротив, мы должны относиться к ним с ува­жением, считая их необходимым предварительным условием для занятий преданным служением, но одновременно с этим заботиться о развитии своего внутреннего мира.



Наши рекомендации