Постепенное продвижение к цели

Хотя мы понимаем, что заветная мечта каждого предан­ного - вернуться в духовный мир, став чистым слугой Кришны (Бога), мы должны также обратить свое внимание на важность краткосрочных целей, которые мы ставим на пути постепенного продвижения к высшей цели. В «Бхагавад-гите» (10.34) Верховный Господь называет нам эту выс­шую цель, которая включает в себя постоянное помятование о Нем:

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру мам эвайшйаси йуктвайвам

атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредото­чившись на Мне, ты непременно придешь ко Мне».

Господь ясно называет нам высшую цель нашего бытия. Он хочет, чтобы мы всегда думали о Нем, никогда не забыва­ли Его и действовали на радость Ему. На этом возвышенном уровне обитают нитъя-сиддхи, вечно освобожденные суще­ства, чьи мысли всегда находятся в совершенной гармонии с Богом.

Хотя большинство людей не находится на этом редко до­стижимом уровне, Верховный Господь не отвергает их и не счи­тает безнадежными неудачниками. Напротив, в двенадцатой главе «Бхагавад-гиты» Господь предлагает различные альтер­нативы для преданных, которые не способны постоянно ду­мать о Нем. Вначале Он рекомендует процесс садхана-бхакти (практического преданного служения). От нас ожидается, что мы заняты деятельностью, которая заставит наш ум и чувства погрузиться в размышления о Верховной Личности Бога; этим целям служит девятисложный процесс преданного служения:

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам арчанам вандашм дасйам сакхйам атма-ниведанам

«Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окруже­ния и деяний, рассказывать и помнить о них, слу­жить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возно­сить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого предан­ного служения»

(«Шримад Бхагаватам», 7.5.23).

Бог, впрочем, знает, что для многих будет сложно следо­вать даже этим принципам бхакти вот почему Он просит нас работать для Него или помогать тем, кто строго следует процессу садхана-бхакти. Если мы не можем постоянно думать о Господе или следовать пути садхана-бхакти, то должны поддерживать тех, кто способен следовать этому процес­су, и работать для Господа, подобно игроку в команде.

Но даже если мы не способны работать для Бога или по­могать серьезным преданным, Он все равно не отвергает нас и не теряет надежду на нас. Наоборот, Он поощряет наш труд, каким бы он ни был, и просит нас оставаться непривя­занными к плодам нашей работы. Но для многих людей да­же последняя просьба остается сложной, а может быть, их страсти так сильны, что они просто не хотят прислушивать­ся к Его словам. В этом случае Кришна просит нас накапли­вать знания. Бог лично предлагает нам выбор. Хотя Он хо­чет, чтобы мы всегда думали о Нем, Он понимает, что мы еще не готовы полностью сосредоточить ум на Нем.

Постоянная медитация на Господа подразумевает, что мы поклоняемся Ему с глубокой сосредоточенностью и поз­воляем Ему действовать через нас. На этом уровне мы будем очень тесно связаны с Господом, поскольку у нас уже не бу­дет ложного эго, которое проявляется в виде страха, гнева, зависти, похоти, жадности, опьянения, безумия и т. п. Враги ума больше не станут нападать на нас, поскольку мы всегда будем увлечены медитацией на Бога. Все вышеперечислен­ные качества уводят наш ум прочь от Господа, направляют его в другую сторону. Поэтому, если мы не способны пол­ностью вручить свои умы Господу и получить в ответ Его целиком, Он указывает нам пути, чтобы мы постепенно приблизились к Нему и оставались под Его опекой, которая распространяется на всех без исключения.

йе йатха мам прападйанте

тамс татхайва бхаджамй ахам

мама вартманувартанте

манушйах партха сарвашах

«Как человек предается Мне, так Я и вознаграж­даю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притаи»

(«Бхагавад-гита», 4.11).

Погружены ли мы полностью в мысли о Господе, следу­ем ли другим процессам или просто исповедуем атеизм или имперсонализм, мы все равно остаемся на пути к Нему, и Он взаимодействует с нами в зависимости от наших мыс­лей и поступков. Мы не собираемся поспешно называть че­ловека никчемным только потому, что он не может пока трудиться исключительно для Бога.

Наши рекомендации