Саморегулятивный тренинг как средство гармонизации аддиктивной идентичности личностити с виртуальной аддикцией
Одним из важных факторов возникновения аддиктивного поведения является нарушение или недостаточная сформированость системы саморегуляции поведения личности, проявляющееся в непродуктивном стиле регуляции эмоциональных состояний, трудностях расслабления, нарушениях регуляции произвольных действий. Не владея оптимальными способами саморегуляции психоэмоционального состояния и активности, аддиктивная личность выбирает зависимое поведение в качестве средства саморегуляции психического состояния и устойчивой стратегии взаимодействия с действительностью, разрушая тем самым свою личность. Напротив, высокий уровень развития саморегуляции повышает психологическую устойчивость человека к стрессовым ситуациям [27], способствует гармонизации личности в целом, ее психическому здоровью, пополнению ее внутренних энергетических ресурсов и более успешной адаптации [115]. Исследователи отмечают, что выбор тех или иных стратегий и стилей саморегуляции зависят от типа и индивидуальных особенностей личности, от структуры и содержания ее идентичности. Следовательно, можно предположить, что использование адекватных осознанных средств регуляции психоэмоционального состояния будет являться эффективным способом восстановления личностного ресурса и гармонизации аддиктивной идентичности личности.
Рассмотрение возможности влияния саморегуляции на гармонизациюаддиктивной идентичности личности необходимо с позиции воздействия методов саморегуляции на тот или иной структурный компонент идентичности. Особое значение в связи с этим имеет системная работа, направленная на обучение саморегуляции состояний, которая должна носить не фрагментарный, а комплексный характер. Под системной работой мы понимаем регулярное взаимодействие психолога и клиентов, осуществляемое при наличии четкой цели и задач этого сотрудничества, при соблюдении определенных принципов и применении выявленных рядом исследователей методов и форм психологического воздействия и самовоздействия.
В последнее время находят широкое применение целый ряд систем обучения саморегуляции состояний. Обратимся к рассмотрению некоторых из них, представляющих интерес для нашего исследования. Е.В. Змановская предлагает следующую систему формирования саморегуляции: на первом этапе проводится тренинг релаксации (Э.Джекобс), включающий процедуры прогрессирующей мышечной релаксации, а также вербальные процедуры релаксации; ментальную релаксацию; дифференцированную релаксацию; условную релаксацию. Второй этап включает формирование стратегии самоконтроля, состоящее из обучения самонаблюдению за собственным поведением (повышает уровень осознания и самоконтроля) и формирования собственно самоконтроля [70]. Г.Ш. Габдреева, М.М. Пейсахов с целью сформировать у человека потребность в самоуправлении, научить предупреждать и преодолевать возможные последствия психического перенапряжения, умению поддерживать необходимый оптимум психических состояний предлагают систему занятий по обучению саморегуляции. В основу данной системы положена психорегулирующая тренировка, в которой акцент делается на этап совершенствования умения психического самоуправления, где основное внимание уделяется самовнушению с помощью индивидуальных «формул оптимального состояния» и гетеросуггестии (групповое внушение). Во время занятий используются и другие пути управления психическим состоянием, в частности, функциональная музыка (успокаивающая и тонизирующая). Наряду с данными методами используются также изометрическая гимнастика и элементы дыхательной гимнастики (успокаивающее и мобилизующее дыхание) [29]. Тренинг психофизической саморегуляции, предложенный Т.О. Славновой, направлен на развитие контроля и управления психофизиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения [128].
Обобщение результатов имеющегося опыта по формированию саморегуляции нашло выражение в форме модели тренинга психической саморегуляции. Выбор тренинга обусловлен некоторыми его специфическими особенностями, способствующими более эффективному воздействию на идентичность:
1). Активизация стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию.
2). Выработка нового опыта.
3). Возможность осознать свою внутреннюю сущность, истинное «Я». Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, навыки, но и дает возможность прикоснуться и частично осознать в себе то, что является его внутренней сущностью, его истинным «Я», он открывает участникам широкое поле для того, чтобы вступить в общение с самим собой, той частью себя, которая спрятана за внешним «Я», необходимым человеку для сохранения внутреннего реального «Я» от разрушающего воздействия реальности.
4). Возможность получения обратной связи. Постоянное поддержание внешних «Я» (социальных ролей) требует больших энергетических затрат, истощает ресурсы личности. В тренинговой группе, выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь от других, человек получает возможность исследовать себя как бы со стороны.
5). Сближение комплекса представлений человека о себе (Я «реальное», Я «зеркальное» и др.). Одной из задач тренинга является сближение комплекса представлений человека о себе: Я-реальное, представление о себе, представление человека о том, как его воспринимают другие и представление о данном человеке окружающих. Формирование и коррекция представления человека о себе в тренинговой группе, в отличие от обыденного общения, происходит более интенсивно, а главное – управляемо. В тренинговой группе в процессе группового взаимодействия реализуются и проявляются неконструктивные модели поведения и обеспечивающие их когнитивные конструкты, которые замечаются участниками посредством идентификации и в процессе получения обратной связи.
6). Интенсивное и управляемое формирование и коррекция представлений человека о себе.
Тренинг психической саморегуляции является той разновидностью работы с клиентами, которую можно назвать условно-групповой, поскольку реализация программы происходит в группе, но не все групповые эффекты здесь проявляются в полной мере. Тем не менее, работа по освоению навыков саморегуляции именно в группе помогает человеку, во-первых, избежать непродуктивного замыкания в себе, обнаружить, что другие в проблемных ситуациях испытывают схожие чувства. Группа способствует преодолению пессимизма и изоляции. Во-вторых, наглядный пример, и эффект обратной связи стимулирует собственную активность каждого участника тренинга, укрепляет его веру в себя, в свои собственные силы. «Эмоциональное заражение», происходящее в группе, увеличивает податливость участников оказываемым на них воздействию и влиянию. С другой стороны, рождается и понимание того, что истину (особенно о себе самом) необходимо добыть. А это возможно лишь через собственное участие в происходящих событиях, готовые знания не изменят жизненных установок и не затронут внутренних убеждений. В третьих, программа построена таким образом, что становится возможным индивидуальный, наиболее удобный, подходящий конкретному человеку путь освоения предлагаемых знаний и навыков. В четвертых, групповая форма предпочтительней и потому, что позволяет экономить личное время участников и тренера. Наконец, групповой тренинг предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы, меньшую степень их зависимости от психолога-тренера. В то же время групповая форма работы дисциплинирует и весьма требовательна к способности адаптироваться к групповым «нормам». Учитывая все вышеизложенное, можно предположить, что применение тренинга позволит не только сформировать навыки саморегуляции психических состояний, но и ослабить проявления зависимости в поведении, воздействуя на становление идентичности личности.
Содержание тренинга психической саморегуляции строится на идее поэтапного, системного обучения, не требующего наличия каких-либо специальных, подготовительных знаний в физической, духовной или интеллектуальной области. Тренинг психической саморегуляции направлен на развитие способности контроля и управления психофизиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения, приобретение навыков и умений контроля регуляции и управления собственным состоянием.
Краткая характеристика принципов, которые применимы для тренинга саморегуляции психофизического состояния:
1. Принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, получающего информацию от лектора, из книги и т.д. Именно в действии человек испытывает переживания и познает нечто субъективно новое, через осознание, апробирование и тренировку предложенных тренером приемов.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Суть этого принципа заключается в обнаружении, открытии и осознании человеком уже известных в психологии идей и закономерностей, а также своих личных ресурсов и возможностей.
3. Принцип самомотивации. Обращение к самому себе открывает новый неожиданный мир, который привлекает внимание, позволяет понять то, что ранее находилось за пределами привычного поля зрения, мотивирует человека на дальнейшее самоисследование и применение полученного опыта в реальной жизни.
4. Принцип конфиденциальности. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы, что создает для участников тренинга атмосферу психологической безопасности и самораскрытия.
5. Главный же принцип заключен в представлении о человеке как о саморегулирующейся системе. Именно человек – центр собственной вселенной, причина собственного опыта, творец событий, которые происходят с ним, и источник ресурсов для всех возможных преобразований.
В соответствии с выделенными принципами осуществлялся выбор приемов и построение модели тренинга психической саморегуляции, направленного на гармонизацию идентичности личности с виртуальной аддикцией (рис. 14).
Содержание программы тренинга саморегуляции психических состояний реализуется через освоение системы умений и навыков концентрации (изменения направленности и сосредоточенности внимания; управления ритмичностью дыхания), релаксации (ослабления мышечной напряженности и эмоциональной реактивности; восстановления физиологических и психологических ресурсов; оптимизации некоторых характеристик сенсорных систем), визуализации (сознательного управления представлениями и образами), самоанализа, самопрограммирования, самоконтроля и т.д. Освоение предложенной системы умений и навыков обеспечивает устойчивость функционирования структуры саморегуляции.
Продуктивность данной программы обеспечивается соблюдением специальных (возрастная направленность содержания тренинговой программы, ориентированная на лиц юношеского возраста; соответствие содержания тренинговой программы психологической природе осмысления саморегуляции психических состояний; ориентированность участников тренинга на осознание и воплощение в реальной деятельности умений саморегуля ции психических состояний), психологических (наличие субъект-субъектных отношений у участников тренинга; учет социально-психологи-
|
|
| |||
Рис. 14. Модель тренинга психической саморегуляции личности
ческих механизмов групповой динамики; обеспечение атмосферы психологического комфорта и безопасности; ценностное отношение к участникам тренинговой программы) и педагогических (разнообразие средств и приемов, необходимых для решения актуальных задач тренинговой программы; чередование индивидуальных и групповых способов организации взаимодействия участников тренинговой программы) условий оптимизации изучаемого процесса.