Формы и методы психологической коррекции аддиктивной идентичности
Идентичность – одна из самых существенных характеристик человека, без которых он не может стать сознательной автономной личностью. У ряда авторов (Г.М.Андреева, Н.В.Дмитриева, Ц.П.Короленко, Б.Шефер, Б.Шредер, Э.Эриксон) можно обнаружить теоретические представления о том, что основой организации и направленности поведения человека являются имеющиеся у него установки на себя (личное «Я» или идентичность) [9; 77; 153; 158]. Человек, как правило, имеет смешанное состояние идентичности, которое нередко определяется социальным статусом. Нарушениям идентичности во многом способствует длительность и интенсивность влияния различных стрессовых факторов.
Личностную идентичность можно представить как «постоянную динамичную, связанную с биологическим и социальным контекстом существования индивида гипотетическую структуру, элементами которой являются самоопределения – принятые человеком представления и суждения относительно себя и своей жизни» [10, с. 3]. Она связана также с образом «Я», с осознанием собственной индивидуальности и неповторимости индивидуальных физических и психических черт. Поиск самоопределения, т.е. практическая деятельность, посредством которых субъект осуществляет в себе самом преобразования, можно отнести к духовным состояниям личности [114].
Личностная(персональная) идентичность также описывается как набор физических интеллектуальных, нравственных личностных черт или других индивидуальных характеристик, который отличается определенным постоянством, связанностью, преемственностью во времени и пространстве и позволяет дифференцировать данного индивида от других людей (К.А.Абульханова , 2002; А.Г.Смирнова, И.Ю.Киселев, 2002; Шматко Н.А, 1992; В.А. Хащенко , 2004).
Личностная идентичность противопоставляется групповой, одним из видов которой является социальная идентичность, определяемая как принадлежность к большей или меньшей группе, включенность в какую-либо социальную категорию. Согласно теории социальной идентичности Х.Тэджефела и Дж.Тэрнера, в основе социальной идентичности лежат процессы социальной категоризации, т.е.разделение социальных объектов на такие, с которыми личность себя отождествляет и те, которые составляют группы других, а также процессы самокатегоризации, т.е. отнесение личностью себя к определенной социальной категории и группе [34].
При актуализации личностной идентичности усиливается дифференциация от членов референтной группы и, таким образом, снижается социальная идентификация. «В каждый момент времени может быть проявлен лишь один из описанных видов идентичности» [119].
В.А.Хащенко отмечает, что в современных исследованиях социальная и личностная идентичность рассматриваются как составляющие единый образ Я личности. При этом личностная идентичность определяется как субсистема знаний о себе, формирующаяся из сравнений себя с членами ингруппы, и состоящая из специфических для Я черт личности, а социальная идентичность – как тоже состоящая из специфических черт, но выявляющихся в ходе социального сравнения ингруппы и аутгруппы. В целом же идентичность представляет собой феномен межгруппового восприятия [144].
П.П.Горностай выделяет как другой вид социальной идентичности ролевую идентичность, включающую в себя социальные роли (культурно приемлемые ожидания) и соответствующее поведение с определенных социальных позиций (например, «студент», «врач», «психолог»). Индивидуально ролевая идентичность переживается субъектом как свойство личности, осознание себя субъектом психологических ролей, и обусловлена интеграцией в различные социальные группы. «Ролевая идентичность теснее связана с понятием самости, чем социальная идентичность», она также «тесно связана с именем человека и с языком, на котором он разговаривает» [34]. Ч.Гордон выделяет половую, этническую, идентичность членства, политическую и профессиональную ролевую идентичность [197].
В связи с этим можно предположить, что изменение системы самоописаний и смысложизненных ориентаций личности ведет к изменению содержания межличностных ролей и изменяет структуру личностной идентичности.
Личные роли, т.е. проявления индивидуальности в социальном поведении, обогащаются новыми формами, увеличивается ролевой репертуар, адаптивность и гибкость личности, ее способность переживать стрессовые ситуации. Развивая в себе ощущение роли и демонстрируя поведение из новых личных ролей, т.е. в процессе ролевой самореализации человек приобретает личностную автономию - «самоуправление, право самостоятельного решения» [129]. Мы предполагаем, что личностная автономия предполагает достижение спонтанности в виде умения пользоваться всеми личными состояниями и жизненными ролями, не застревая ни на одном из них.
Понятие ролевой самореализации «является близким к понятию самоактуализированной личности в гуманистической психологии» [34]. Ролевая самореализация также проявляется в разнообразии личностных позиций, т.е. отношений, расположений к себе, людям и ситуациям, т.о. являясь частью личностной идентичности.
Наиболее комфортно человек чувствует себя в стабильном, достигнутом состоянии идентичности. Словарь иностранных слов определяет стабильность как «устойчивость, утверждение на определенном уровне, неизменность», а стабилизацию как «приведение в устойчивое состояние, поддержание постоянства каких либо величин, равномерности, ритмичности каких либо процессов, устойчивости свойств» [129, с.470].
Люди, находящиеся в стабильном состоянии идентичности, как правило, имеют определенную совокупность целей, ценностей и убеждений [39]. Они обладают чувством устойчивости, оптимизма в отношении будущего, знают, к чему стремятся, что им следует делать. Присутствует осознание трудностей, но это не уменьшает стремления придерживаться выбранного направления. Свои ценности и убеждения они рассматривают как личностно значимые, обеспечивающие чувство смысла жизни.
И.С.Кон считает, что к проявлениям стабильной идентичности следует отнести и собственное рефлексивное представление о своём внутреннем «Я», которое, как известно, является субъективной предпосылкой, с помощью которой можно проявить себя и спрогнозировать своё развитие, самоопределиться [74]. По мнению Б.Ф.Ломова, рефлексивность является одной из важнейших характеристик сознания, и как чувство внутренней связанности, формируется и развивается в течение всей жизни человека в обществе [91].
В работе Е.В.Улыбиной указывается, что механизмы рефлексии и акты осознания пока являются недостаточно ясно представленными в учении о самосознании. Самосознание можно представить как процесс, с помощью которого человек, прежде всего, познаёт себя, и либо принимает, либо не принимает себя. Принятие или непринятие отражается в системе его представлений о себе – «образе Я», поведении и самооценке [139].
В.В.Собольников обращает внимание на позитивное использование процесса рефлексии в психологической помощи. Он полагает, что только с учётом рефлексивной составляющей можно формировать такой элемент позитивной «Я-концепции» как психологическая свобода принятия или не принятия нового опыта [131].
Следует отметить ряд работ, изучавших влияние возрастных особенностей развития «Я» на развитие процессов рефлексии и самосознания. Развитие рефлексии как важнейшего новообразования возраста юности, на основе которого развивается самосознание, рассматривалось в трудах Л.С.Выготского [28].
По мнению Ж.Пиаже свойственная этапу юности интеллектуальная активность, самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач способствуют к развитию рефлексии и самосознания [110].
Рефлексируя над жизненными трудностями, препятствиями, личность, как правило, пытается их преодолеть, отмечает Л.И.Божович [18]. Личность обеспечивает свое развитие через активное самопознание, она выбирает такой жизненный путь, в котором становятся возможными самореализация и саморазвитие.
На характерный для юности осознаваемый характер идентичности указывает Э.Эриксон. Осознавание возникает, когда молодые люди озабочены своим «Я» и отождествляют вторжение неопределённости в свою жизнь с наступающим кризисом идентичности, или же когда они близки к достижению идентичности и открытию в себе нового, цельного уникального [159].
И.С. Кон выделяет изменение личностной и социальной принадлежности юношей и девушек, как ключевой момент перехода от старшего подросткового к юношескому возрасту. Старшие подростки оказываются в специфической ситуации развития, им приходится проводить внутреннюю работу, рефлексировать предстоящий выбор определения между нахождением в «детском сообществе», которое уже не удовлетворяет, и альтернативой – вхождением во «взрослое сообщество» [74].
Средства психологического воздействия, способствующие стабилизации идентичности
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте становление идентичности в ряде случаев сопровождается кризисными периодами. Для того чтобы помочь личности в эти периоды справиться со сложностями самоопределения, активироваться и найти опору в имеющихся ресурсах, актуализировать внутренние потенциалы и, тем самым, создать условия для стабилизации личностной идентичности, в практической психологической работе используются разнообразные средства в форме психотехнологий. Под формой понимается определенность предмета, данность его сознанию, т.е. его внутренняя связь и порядок (И.Ю.Данилов, О.М.Ноговицын, 1998), под средством – прием или способ действия для достижения чего-либо [106]. Под «психологическим средством» мы понимаем прием или способ психологического воздействия на кого-либо с определенной целью.
Психотехнологии представляют собой «совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности» [137,с.130]. Психотехнологии проявляются в методах психологического воздействия. К методу можно отнести способ познания реальности, представляющий собой «совокупность приемов и операций, которые осуществляет исследователь» [7, с.14].
В основе применения психотехнологий лежит положение, что каждый человек выступает как субъект своего индивидуального профессионального и личного развития. По своим задачам и методам психотехнологии являются разнообразными формами психологической помощи и поддержки человека. По работам Г.С.Абрамовой, В.Ю.Большакова, Н.Н.Гунгер, В.П.Захарова, Н.Ю.Хрящевой, основными формами в психотехнологиях следует выделить психопрофилактику, психологическое консультирование, психокоррекцию, психологическую реабилитацию и личностно-ориентированнную терапию [1; 19; 37; 67].
Психологическая профилактика – это содействие полноценному личностному, социальному и профессиональному развитию человека, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов, а также выработка рекомендаций по созданию внешних условий, способствующих самореализации личности с учетом формирующихся социально-экономических отношений.Первоочередная задача психологической профилактики состоит в формировании условий, помогающих человеку адекватно реагировать на проявления кризисов. Психопрофилактика может проходить в направлении создания социальной среды, противостоящей ситуациям, вызывающим психологические стрессы и травмы, или в направлении развития у личности таких качеств как личная компетентность, психологическая толерантность, навыки рефлексии.
Психологическое консультирование–процессоказания помощи личности в процессе самопознания, в формировании адекватной самооценки, адаптации к социальной среде, а также ценностно-мотивационной сферы, поддержка в преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию.
В процессе психологического консультирования психолог помогает человеку осознать смысл кризисной ситуации и самому найти выход из сложившегося состояния. Наиболее известной и распространенной формой консультирования является терапевтическая беседа, которая включает в себя следующие этапы: 1) «вводный» – знакомство, установление контакта, поддержка и настройка клиента на совместную работу; 2) «начало контакта» – общие открытые вопросы по теме беседы, свободные высказывания клиента, накопление психологом фактической событийной информации; 3) «подробное прямое исследование обсуждаемых проблем» – специальные вопросы и техники, которые применяет психолог, наблюдая за поведением собеседника; содержание полностью определяется конкретными целями и задачами беседы; 4) «завершение беседы» – рассмотрение альтернатив, ослабление напряжения, подведение итогов, создание условий к дальнейшей совместной работе [6].
С.В.Петрушин отмечает, что консультативная беседа строится из нескольких этапов: нулевой этап - подготовка клиента к консультации, установка на рабочие отношения с психологом: назначение места, ограничение времени, оплата и т.д.; 1) первый этап консультирования, главной задачей которого является вызвать эмоциональное доверие клиента к психологу; 2) второй этап - это получение «заказа» от клиента: формулирование рассказа как проблемы, ответ на вопросы – что не устраивает, чего хотел бы достичь, в чем видит помощь психолога; здесь желательно позитивное формулирование желаемого результата. 3) третий этап строится как переформулирование предложенной клиентом проблемы в психологическую (пригодную для решения психологическими средствами), т.е. происходит перевод объяснения причин проблемы в субъективное, «внутреннее» пространство человека; 4) четвертый этап – это психологическая работа по изменению субъективной реальности в желательном для клиента направлении; 5) пятый этап - проверка полученных результатов, выяснение у человека, что для него изменилось за время консультации [109].
Показателями результата профессиональной консультации могут быть позитивное изменение эмоционального состояния клиента, появление новых внутренних смыслов и путей решения в заявленной проблеме, вхождение в ресурсные состояния и т.д. Психолог-консультант обращает внимание клиента на результаты, соотносит их с заявленной в начале встречи проблемой.
Психологическая коррекция выступает какактивное психолого-педагогическое воздействие, направленное на гармонизацию личностного, социального и профессионального развития клиента. В процессе психологической коррекции не столько преодолеваются симптомы кризисного состояния, сколько оказывается содействие решению актуальных задач развития личности, существующих на данном возрастном этапе.
В психологической науке разработаны и применяются разнообразные психологические подходы, выполняющие психокоррекционную роль. Практика показала, что «наиболее эффективными подходами, способствующими становлению идентичности в кризисные периоды, являются личностно-ориентированный, когнитивно-бихевиоральный, гештальт, клиент-центрированный и экзистенциальный подходы» [79, с.212]. Они могут применяться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Следует отметить, что широкие возможности для психокоррекции создает подход, базирующийся на гуманистическом межличностно-ориентированном методе психодрамы (в индивидуальном варианте – монодрамы). В атмосфере принятия и диалога они помогают человеку, переживающему кризис самоопределения, моделировать в игре жизненные ситуации, изменять отношение к своему социальному окружению и собственной личности. Психодрама и монодрама способствуют безопасному эмоциональному проживанию кризисной ситуации, поиску и выбору в действии новых форм взаимодействия человека с другими людьми и самим собой.
В результате терапевтической игры с помощью других людей (психолога-консультанта, участников групп, называемых «вспомогательными я») создаются условия для появления «инсайтов в действии» [72, с.106], разрешается внутренний конфликт личности, снимаются внутренние переживания, сопровождающиеся состояниями тревоги, страха, депрессии, разнообразными нарушениями поведения.
Н.В.Дмитриева с соавт. указывает, что в терапевтической работе с людьми, переживающими состояние кризиса идентичности, личностно ориентированная терапия в когнитивной сфере решает задачи осознавания основного внутреннего конфликта, который лежит в основе процесса трансформации идентичности, причин переживаний, характерных психологических защитных механизмов. Личностно ориентированная терапия помогает осознать собственные потребности, мотивы, отношения и установки и степень их реалистичности; повторяемость, адекватность и конструктивность своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях; факт имеющегося рассогласования между собственным образом «Я» и тем, как воспринимают человека другие. Она определяет собственную меру участия человека в появлении и развитии психотравмирующих ситуаций. В ходе работы он осознает новые пути поведения и реагирования, позволяющие избегать повторения негативных ситуаций. В эмоциональной сфере работа строится на распознавании и вербализации собственных эмоций, переживании заново и осознании прошлого эмоционального опыта, непосредственном переживании и осознании опыта психотерапевтического процесса. Терапевтический процесс помогает человеку развивать ориентированные на сотрудничество, ответственность формы поведения. Таким образом, задачи личностно ориентированной терапии сосредотачиваются на стабилизации самосознания [79].
Самосознание понимается как «осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям и, кроме этого, как эмоционально-смысловая оценка своих субъективных возможностей в качестве оснований целесообразных действий и поступков» [116, с.374].
Общая цель психологического терапевтического воздействия может быть определена как развитие стабильных форм позитивной идентичности на основе адекватного самосознания. Одна из важных задач в этом процессе – расширение сферы самосознания.
В психологическом воздействии, направленном на стабилизацию характеристик личностной идентичности молодых людей возраста юности, переживающих трудности самоопределения в период обучения в вузе, можно выделить несколько сфер, в которых происходят изменения.
В когнитивной сфере активируется самоутверждение – «стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности, и вызванное этим стремлением поведение» [там же].
В эмоциональной сфере - самопринятие, удовлетворенность настоящей жизнью и интерес к общению и взаимодействию с другими людьми; в ролевой сфере (поведении) – расширение репертуара личных и социальных ролей; развитие новых форм межличностных, семейных, профессиональных отношений.
Психологическая реабилитацияпонимается как процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании кризисов. Люди, прошедшие психологическую реабилитацию легче приспосабливаются к изменившимся внешним и внутренним условиям существования. В исследовании Э.Э.Сыманюк указывается, что основным содержанием реабилитации является определение предмета и реструктуризация личностных жизненных смыслов. К реабилитационным формам относятся различного рода психологические тренинги, психодрама, ролевые игры и т.д. [137].
Психолог-консультант, оказывая помощь, направленную на стабилизацию личностной идентичности в каждом индивидуальном случае должен определять и выбирать разные формы и методы психотехнологий. При этом для достижения устойчивого позитивного результата он может применять наряду с методами консультирования и психокоррекции и подходящие формы психопрофилактики и психологической реабилитации.