Естественные науки в системе современного научного знания

Семестр

Таблица 3.

Темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов
обязательные дополнительные
1. Понятие науки   Подготовка к опросу Анализ учебной литературы. 1-2
2. Естественные науки в системе научного знания   Подготовка доклада и дискуссии Подготовка к ответу на семинаре. 3-4
3. Исторические закономерности, структура и уровни естественнонаучного познания Подготовка к коллоквиуму Пробное тестирование 5-6
4. Философские проблемы физики . Подготовка к докладу, дискуссии Пробное тестирование. 7-8
5. Философские проблемы астрономии и космологии Подготовка к опросу, собеседованию Пробное тестирование. 9-10
6. Философские проблемы химии Подготовка к опросу, собеседованию Конструирование модели классической науки. 11-12
7. Философские проблемы экологии Подготовка к опросу, собеседованию Конструирование модели неклассической науки. 13-14
8. Философские проблемы экологии Подготовка к Круглому столу. Конструирование модели постнеклассической науки. 15-16
  ИТОГО:

Таблица 4.

     
1. Современные проблемы естествознания. + + + + + + + + +
2. Синергетические процессы в природных системах.     + +         +
3. Научно-исследовательская практика. +   + + + + + + + +

6. Тематика и планы семинарских занятий.

Тема 1.

Понятие науки

Наука как феномен культуры и сфера общественного сознания.

Наука как форма познавательной деятельности. Рациональная и образно-эмоциальная стратегии обработки когнитивной информации. Специфика научного по­знания. Рациона­лизм и его составляющие – рассудок и разум. Критерии научности.

Истина как цель научного познания. Заблуждение и ложь. Истина и ценности.

Наука как социальный институт. Основные принципы научной этики универсализм, принцип общность, бескорыстие, организованный скептицизм.

Основные модели возникновения и эволюции науки.

Вопросы для обсуждения:

Научный рационализм и его критерии.

Наука и ненаучные формы познания: паранаука, псевдонаука, лженаука. Проблема демаркации науки ненаучных форм познания.

Истина как цель научного познания. Многообразие концепций истины.

Заблуждение и ложь. Истина и ценности

Тема 2.

Естественные науки в системе современного научного знания

Проблема дисциплинарной структуры современной науки.

Науки о природе как предмет философской рефлексии.

Что такое естествознание? Характерные черты естественных наук.

Становление естествознания и основные этапы его развития.

Естествознание в изменяющемся мире. Естествознание и окружающая среда. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания. Естествознание и образование.

Рост числа научных дисциплин и усложнение системы научного знания. Проблема классификации наук. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки. Роль науки и естественнонаучного знания в решении глобальных проблем современной цивилизации. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

Вопросы для обсуждения:

Естествознание и его отличия от других отраслей науки.

Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.

В чём заключается процесс «антропологизации» современной культуры?

Классификация естественных наук;

Структура естественнонаучного знания;

Специфика естественнонаучных революций.

Сущность и основные особенности современной научно-технической революции.

Тема 3.

Тема 4

Философские проблемы физики

Место физики в системе наук. Физика как фундамент естествознания. Физические принципы описания природы. Универсальность физических законов.

Основные этапы развития физики. Принципы формирования научного знания в физике. Научные революции в физике. Концепция атомизма, микро- и макромира. Атомистическое строение материи.

Философские и физическое понимание материи Философские основания физики. Физическая картина мира. Основные принципы современной физики. Проблема редукционизма. Онтологические проблемы физики. Естественная классификация фундаментальных физических теорий. Философия классической механики. Философия специальной теории относительности. Квантовая механика и объективность научного знания. Квантовая механика и сознание. Вероятность, неопределённость, референция. Вероятностный мир и законы эволюции. Квантовая электродинамика и проблема перенормировки. Проблема пространства-времени. Проблема детерминизма и причинность в современной физике. Фундаментальные типы взаимодействий и единство физического знания. Общая теория относительности и квантовая теория гравитации.

Теория струн. Понятие сложных систем и физика.

Физика и синергетика. Формирование идей самоорганизации. Самоорганизация как основа эволюции. Самоорганизация в диссипативных структурах. Энтропия и информация. Самоорганизация как источник и основа эволюции систем. Эволюция и теория систем. Открытые системы. Теория хаоса и порядка. Концепция системного метода. Специфика системного метода исследования.


Вопросы для обсуждения:

Физическая картина мира: общее понятие и основные исторические типы;

Физические принципы описания природы;

Основные исторические этапы развития физики;

Универсальность физических законов;

Фундаментальные концепции описания природы;

Концепция относительности пространства и времени;

Общая теория относительности;

Квантовая и классическая механика;

Главные выводы специальной и общей теории относительности;

Основные принципы современной физики.

Тема 5

Тема 6

Тема 7.

Тема 8.

Образовательные технологии

Основная форма занятий – семинарские занятия. Кроме того, предполагается самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала. На семинарских занятиях используются следующие виды интерактивных форм обучения: деловые игры, Круглые столы, конференции, дискуссии.

Текущий и промежуточный контроль усвоения раздела курса осуществляется в форме опроса студентов, проведения контрольных, самостоятельных работ и индивидуального тестирования, оценки результатов деловых игр. Итоговый контроль знаний осуществляется в форме зачета по теоретическому курсу.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература:

1. Философия научно-инновационной деятельности/ С.А. Лебедев, Ю. А. Ковылин. - Москва: Академический Проект; Москва: Парадигма, 2012. - 182 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – 828с. Гриф УМО.

9.2. Дополнительная литература:

1. Хрусталёв, Ю.М. Философия. – М.: Академия, 2008. – 352с. Гриф УМО.

2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук:/ ред. В. В. Миронов. - Москва: Гардарики, 2006. - 639 с.

3. Актуальные проблемы философии науки / отв. ред. Э.В. Гирусов. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007. - 344 с.

4. Философия энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

http://www.philos.msu.ru/ - Философский факультет МГУ;

http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm - Философско-литературный журнал "Логос";

http://philosophy.ru/ - Философский портал "Философия в России";

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://www.philosophypages.com - Philosophy Pages from Garth Kemerling;

http://plato.stanford.edu - Stanford Encyclopedia of Philosophy;

http://www.psylib.ukrweb.net/books/ - Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры;

http://journal.iph.ras.ru/ - журнал "Эпистемология & философия науки";

http://lib.ru/FILOSOF/ - Философия на сайте "Lib.ru";

http://www.philosophy.ru/afonasin/index.html - История и философия права: источники и учебные материалы;

http://abovo.net.ru/ - Библиотека философской и религиозной литературы;

http://lib.pomorsu.ru/elib/text/phil_tr.htm - Научная библиотека Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова;

http://book.uraic.ru/el_library/gum/filosofiya - Свердловская областная универсальная научная библиотека им В. Г. Белинского;

http://books.atheism.ru/ - Философия и атеизм;

http://anthropology.ru – Философская антропология.

10 Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Использование презентаций в виде слайдов, выполненных в Microsoft Office PowerPoint, компьютеры, проектор, сканер, интерактивная доска.

Семестр

Таблица 3.

Темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов
обязательные дополнительные
1. Понятие науки   Подготовка к опросу Анализ учебной литературы. 1-2
2. Естественные науки в системе научного знания   Подготовка доклада и дискуссии Подготовка к ответу на семинаре. 3-4
3. Исторические закономерности, структура и уровни естественнонаучного познания Подготовка к коллоквиуму Пробное тестирование 5-6
4. Философские проблемы физики . Подготовка к докладу, дискуссии Пробное тестирование. 7-8
5. Философские проблемы астрономии и космологии Подготовка к опросу, собеседованию Пробное тестирование. 9-10
6. Философские проблемы химии Подготовка к опросу, собеседованию Конструирование модели классической науки. 11-12
7. Философские проблемы экологии Подготовка к опросу, собеседованию Конструирование модели неклассической науки. 13-14
8. Философские проблемы экологии Подготовка к Круглому столу. Конструирование модели постнеклассической науки. 15-16
  ИТОГО:

Таблица 4.

     
1. Современные проблемы естествознания. + + + + + + + + +
2. Синергетические процессы в природных системах.     + +         +
3. Научно-исследовательская практика. +   + + + + + + + +

6. Тематика и планы семинарских занятий.

Тема 1.

Понятие науки

Наука как феномен культуры и сфера общественного сознания.

Наука как форма познавательной деятельности. Рациональная и образно-эмоциальная стратегии обработки когнитивной информации. Специфика научного по­знания. Рациона­лизм и его составляющие – рассудок и разум. Критерии научности.

Истина как цель научного познания. Заблуждение и ложь. Истина и ценности.

Наука как социальный институт. Основные принципы научной этики универсализм, принцип общность, бескорыстие, организованный скептицизм.

Основные модели возникновения и эволюции науки.

Вопросы для обсуждения:

Научный рационализм и его критерии.

Наука и ненаучные формы познания: паранаука, псевдонаука, лженаука. Проблема демаркации науки ненаучных форм познания.

Истина как цель научного познания. Многообразие концепций истины.

Заблуждение и ложь. Истина и ценности

Тема 2.

Естественные науки в системе современного научного знания

Проблема дисциплинарной структуры современной науки.

Науки о природе как предмет философской рефлексии.

Что такое естествознание? Характерные черты естественных наук.

Становление естествознания и основные этапы его развития.

Естествознание в изменяющемся мире. Естествознание и окружающая среда. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания. Естествознание и образование.

Рост числа научных дисциплин и усложнение системы научного знания. Проблема классификации наук. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки. Роль науки и естественнонаучного знания в решении глобальных проблем современной цивилизации. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

Вопросы для обсуждения:

Естествознание и его отличия от других отраслей науки.

Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.

В чём заключается процесс «антропологизации» современной культуры?

Классификация естественных наук;

Структура естественнонаучного знания;

Специфика естественнонаучных революций.

Сущность и основные особенности современной научно-технической революции.

Тема 3.

Наши рекомендации