Шакти наделяет силой тримурти

О Господь Шива! Безмолвно восхищаемся Тобой! Лишь Тебе одному — поклонение, Ты — единственное прибежище, единственный Правитель Вселенной, Самосияющее Бытие! Ты — Творец, Хранитель и Разрушитель мира. Ты — Высочайший, Непоколебимый, Абсолютный.

Шакти — энергия, или жизненная сила, которая делает возможной любую деятельность. Совершая любую работу, человек делает это исключительно благодаря своей ишкти. Если человек не в состоянии сделать что-либо, он говорит, что у него нет для этого шакти. Поэтому шакти есть то, что позволяет действовать. Шакти — это Деви. Шакти — Божественная Мать. Ум есть Шакти. Прана есть Шакти. Воля есть Шакти.

«Деви-Бхагаватам» повествует о формах пракрити. Деви призвала трех Богов Тримурти в Свое жилище в Манидвипе, дала Им Их супруг — Сарасвати, Лакшми и Парвати и послала управлять жизнью вселенной в новой кальпе.

Из Своего пупка Господь Нараяна сотворил Брахму. Брахма не знал, что делать. Вишну и Шива тоже не ведали, как породить к жизни новую вселенную в новой кальпе, после растворения. Они стали подниматься в вимане (небесной колеснице) и скоро попали в странное место, где превратились в женщин. Они были в царстве женщин, где правила Деви. Это — Манидвипа в Судха-самудре, океане нектара. Новоявленные женщины оставались там сто лет, не ведая, кем они были прежде, кто они теперь и что же им делать.

Затем они очутились в обществе мужчин и сами стали мужчинами. Образовались пары — Брахма и Сарасвати, Вишну и Лакшми, Шива и Парвати. Они возвратились туда, где были прежде, но теперь знали, как им действовать. Они поняли свое предназначение. Боги Тримурти обретают шакти благодаря Своей связи с Деви.

Парвати — шакти Господа Шивы, дающая людям джняну и мукти. Лакшми —шакти Вишну, дарующая процветание. Сарасвати — шакти Брахмы, которая творит мир. Радха — шакти Господа Кришны, ведущая человечество к освобождению путем бхакти.

Благосклонная, Шакти да наделит вас шакти!

МАТЕРЬ ГАНГА

Ганга — самая священная река Индии. В Гите Господь Кришна говорит: «Среди рек Я — Ганга» Ни один микроб не может жить в водах Ганга. В ней содержатся минеральные вещества, обладающие антисептическими свойствами. На Западе врачи прописывают воду Ганга как средство от кожных заболеваний. Ганга — не просто река. Это священная тиртха. Она обладает таинственными свойствами, которые не обнаружены ни у одной реки мира! Даже ученые признают эффективность вод Ганга. Доктор Ф.Харрисон из университета Мак-Гилл в Канаде пишет: «Особенностью, которой пока нет удовлетворительного объяснения, является то, что холерный вибрион в воде Ганги чрезвычайно быстро (в течение трех-пяти часов) погибает. Учитывая, что в воду сбрасывают множество трупов (часто причиной смерти является холера), и что в ней купаются тысячи туземцев, кажется весьма примечательным, что верование индусов в то, что вода этой реки чиста и не подвержена загрязнению и они могут безбоязненно пить ее и купаться в ней, может быть подтверждено новейшими бактериологическими исследованиями». Известный французский врач, доктор Д.Хе релль сделал сходные открытия, касающиеся тайн Ганги. Он наблюдал за плывущими трупами людей, погибших от дизентерии и холеры, и был весьма удивлен, обнаружив, что всего в нескольких футах ниже по течению, там, где следовало бы находиться миллионам микробов дизентерии и холеры, они вообще отсутствовали. Затем он размножил микробов, взятых у пациентов, страдающих этими болезнями, и к этим культурам добавил воду из Ганги. К его великому удивлению, через некоторое время микробы были полностью уничтожены.

Английский врач, доктор К.Э.Нельсон, открыл нам еще один потрясающий факт. «Корабли, отплывающие из Калькутты в Англию, запасаются водой из реки Хугли, которая берет свое начало в загрязненной Ганге, — рассказывает он, — и эта вода Ганга остается свежей до самой Англии. И наоборот, на кораблях, плывущих из Англии в Индию, оказывается, что вода, взятая в Лондоне, портится раньше, чем корабль достигает Бомбея, ближайшего индийского порта, который на неделю пути ближе к Англии, чем Калькутта. Запасы воды приходится пополнять в Порт-Саиде, Суэце или Адене на Красном море. Неудивительно, что народ Индии твердо уверен в святости Ганги и в ее таинственной силе».

У индуса слово «Ганга» вызывает собственные священные ассоциации. Каждый индус жаждет окунуться в Гангу и, умирая, мечтает о капле ее воды. Ученики и нищенствующие отшельники строят свои хижины на берегах Ганги, чтобы практиковать покаяние и медитацию. На ложе из стрел, в своих прощальных наставлениях Пандавам, Бхишма возвышенными речами восславил Гангу.

Где бы благочестивый индус ни совершал омовение, он сперва обратится с молитвой к Ганге и ощутит ее присутствие в воде, прежде чем окунется в реку. Если он живет вдали от Ганги, он упорно стремится однажды узреть ее и, погрузившись в священные воды, чувствует себя благословленным. Он приносит немного воды домой и бережно хранит ее в сосуде, чтобы затем использовать для очищения.

Индусы верят, что если окунуться в священные воды Ганги, то все грехи будут смыты.

В сатья-югу все места были священны. В трета-югу самым святым местом считалась Пушкара, в двапара-югу — Курукшетра. Слава самого священного места в кали-югу принадлежит Ганге. «Деви-Бхагаватам» гласит: «Повторяющий имя Ганги, даже будучи удален от нее на сотни миль, освобождается от грехов и достигает обители Господа Хари».

Ганга берет свое начало в Высшем Бытии. Она омывает стопы Господа Хари и достигает Вайкунтхи. Начинаясь в Голоке, Она протекает сквозь миры Вишну, Брахмы, Шивы, Дхрувы, Чандры, Сурьи, Талы, Джаны и Махи и, достигнув Индралоки, именуется Мандакини.

Ганга стала течь сквозь спутанные волосы Господа Шивы по просьбе Бхагиратхи, который суровым покаянием добивался схождения Ганги в Паталу ради спасения своих предков, тысячи сыновей Сагары, дотла сожженных мудрецом Капилой.

Поэтому Ганга потекла вниз с волос Господа Шивы. Мудрец Джахну выпил ее, так как вода залила его яджня-шалу. Тогда Она вытекла из его уха и с тех пор зовется Джахнави. Она известна также как Бхагиратхи — дочь царя Бхагиратхи. Как его дочь, потекла она в Паталу. Благодаря прикосновению священных вод Ганги предки царя были подняты в Сваргу.

Ганга вынуждена была принять человеческий облик из-за своего дурного поведения в присутствии Брахмы. Она стала женой Шантану. Шантану также был небожителем, известным как царь Махабхиша. Он должен был родиться в мире, так как выказал тщеславие в присутствии Брахмы. Ганга родила Бхишму, прославленного героя и мудреца.

Ганга согласилась принять семя Господа Шивы, которое ей передал Агни. Она явила миру Господа Субрах манью, великого предводителя войска дэвов, который убил грозного асуру Тараку.

Ганга — одна из форм Вишну. Вид ее волнует и возвышает душу. Она течет по долинам и обитает рядом с Парвати, дочерью Химавана. Как великолепна она, когда протекает по долине Ришикеша! Своим голубым цветом она напоминает океан. Вода необычайно ясная и сладкая. Богачи с равнин приобретают воду из Ришикеша. В больших медных сосудах они увозят ее в отдаленные уголки Индии.

Созерцание Ганги в Ришикеше возвышает душу. Посидеть несколько минут на одном из камней ее берега — все равно что получить благословение. Провести несколько месяцев в Ришикеше на берегу Ганги, совершая ануштхану или пурашчарану, — это великий тапас, который приведет обучающегося к обители Господа Хари. Вечно жить на берегу Ганги, проводя жизнь в медитации — это Шивананда.

Да благословит всех вас Матерь Ганга! Да поможет она вам жить на ее берегах и практиковать йогу и тапас!

ТРИПУРА-РАХАСЬЯ

«Три города» — это анава-мала (эгоизм), карма (узы кармы) и майя (энергия иллюзии Господа Шивы, окутывающая индивидуальные души). Разрушьте анава-малу, первый город, путем самоотдачи Господу Шиве и ее результата — снисхождения на вас Его милости (ануг-рахи). Уничтожьте второе загрязнение, то есть карму, посвящая плоды ваших действий Господу и уничтожая идею «Я — деятель» путем развития нимитта-бхавы, осознавания того, что Господь Шива действует через различные ваши органы и вы — лишь инструмент в Его руках (чарья и крия). Вы не будете более связаны действиями. Вы достигнете чистоты сердца и с помощью этой чистоты — осуществления Шивананды, вечного блаженства Шивы. Уничтожьте третье загрязнение, то есть майю, повторяя паньчакшару, почитая гуру, слушая и размышляя о качествах Господа и Его различных лилах, и медитируя на Его образ и Его аспект Саччидананда.

Это — разрушение трех городов-крепостей. Это — Трипура-рахасья.

Уничтожьте тамас с помощью раджаса и преобразуйте раджас в саттву, развивая различные благие качества, принимая саттвическую пищу, с помощью сатсанги, джапы и паньчакшары, а также медитируя на образ Господа Шивы. Превзойдите также и саттву. Вы достигнете единства с Господом Шивой.

Это — разрушение трех городов-крепостей. Это — Трипура-рахасья.

Уничтожьте дурные наклонности (ашубха-васаны), то есть похоть, гнев, жадность, ненависть, зависть с помощью шубха-васан (благих наклонностей), то есть джапы, медитации, изучения религиозных книг, киртаны (воспевания хвалы Господу). Вы насладитесь вечным блаженством Шивы.

Это — разрушение трех городов-крепостей. Это — Трипура-рахасья.

Служите вашему гуру. Очищайте ваше сердце, служа ему с верой и преданностью. Обучайтесь у него йоги-ческим техникам, ведущим к пробуждению кундалини, и практикуйте их. Изучайте под его руководством йога-шастры. Соблюдайте целомудрие. Убейте шад-рипу (шесть врагов). Смотрите внутрь себя. Проведите кундалини по сушумна-нади, разрубив грантхи на пути сквозь чакры, соедините Ее с Ее Господином Садашивой в сахасрара-чакре, в темени, и насладитесь вечным блаженством Господа Шивы.

Это — разрушение трех городов-крепостей. Это — Трипура-рахасья.

Убейте три тела, то есть превзойдите три тела: грубое, или физическое, тело (стхула-деха), тонкое тело (сук-шма-деха) и причинное тело (карана-шарира). Поднимитесь над пятью покровами (кошами), известными как аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя и ананда-майя, путем медитации на Господа Шиву и достигните Шива-саюджьи.

Это — разрушение трех городов-крепостей. Это — Трипура-рахасья.

Наблюдайте три состояния (пробуждения, сна и глубокого сна). Будьте зрителем. Отойдите от предметного восприятия. Живите внутри. Достигните турии, четвертого состояния (Шивапады).

Это — разрушение трех городов-крепостей. Это — Трипура-рахасья.

Поднимитесь над физическим сознанием, подсознанием и умственным сознанием и достигните сверхсознательного состояния (нирвикальпа-, или асампраджнята-самадхи).

Это — разрушение трех городов-крепостей. Это — Трипура-рахасья.

Будьте выше инстинкта, разума, понимания и откройте глаз интуиции, третий глаз Шивы (джняна-чакшус), и погрузитесь в высшее сияние Шивы. Поднимитесь над мыслью, волей и чувством и вступите в высшее безмолвие (безмысленное состояние Шива-нирваны).

Это — разрушение трех городов-крепостей. Это — Трипура-рахасья.

Трипурасундари — Шакти Господа Шивы. Она и Шива — едины. Она необычайно прекрасна. Она привлекает преданных к Своему блаженному Естеству и изливает на них мудрость, преданность и божественный свет. Поэтому Она зовется Трипурасундари. Она помогает обучающимся разрушить три города-крепости, о которых рассказано выше.

Весь мир находится под Ее контролем. Целая вселенная послушна движениям трех Ее гун. Благодаря одному лишь поклонению Ей, по Ее кроткой благодати, все узы и оковы кармы могут быть сброшены, а колесо смертей и рождений — разрушено. Одним лишь воспеванием Ей хвалы и повторением Ее имени можно уничтожить все грехи и реализовать вечное блаженство Шивы.

Ее имя — Трипура, «Три Города». Тело мужчины или женщины — одна из форм, принимаемых Ею. Весь мир — Ее тело. Все дэвы — лишь Ее проявления. Все триады, о которых повествуют священные тексты, содержатся в Ней. Триады — это три гуны, три состояния сознания, три огня, три тела, три мира, тройная сила (иччха-шакти, крия-шакти и джняна-шакти), три свары (удатта, анудатта и сварита), триварника, три вида кармы (саньчита, агами и прарабдха), Тримурти, три звука А, У, М; триада прамата, прамана, прамейя (познающий, познание и познаваемое; видящий, видение и видимое) — все это заключает в Себе Трипурасундари.

Все дэвы живут в нашем теле. Они — главенствующие божества различных органов. Господь Тьягараджа обитает в муладхаре, Джамбукешвара — в свадхиштхане, Аруначалешвара — в манипуре, Натараджа — в анахате, Калахастишвара — в вишуддхе, Вишвешвара — в аджне и Шрикантхешвара — в сахасраре.

Все святые места находятся в нашем теле: Кедар — во лбу, Амаравати — на кончике носа, Курукшетра — в груди и Праяга — в сердце.

У каждой из девяти планет есть в теле своя обитель. Солнце находится в нада-чакре, луна — в бинду-чакре, Марс — в глазах, Меркурий—в сердце, Юпитер — манипуре, Венера — в свадхиштхане, Сатурн — в области пупка, Раху — на лице и Кету — в грудной клетке.

Бесчисленные реки и холмы также наделены собственными местами обитания в нашем теле. Все, что можно обнаружить во внешнем мире, находится также и в теле. Это тело — микрокосм, пинданда.

Это— Трипура-рахасья.

Да снизойдет на вас милость Трипурасундари и постижение Трипура-рахасьи; да достигнете вы Шивананды, вечного блаженства Господа Шивы!

КАМАКШИ И НЕМОЙ ПОЭТ

Слово «мука» означает «немой». Один преданный предавался строжайшей аскезе в храме Богини Камак-ши, что в Канчи, чтобы заслужить Ее милость. Камакши возникла перед преданным в облике прекрасной девы, чтобы благословить его. Тот же принял Ее за обыкновенную девушку и не проявил к Ней ни малейшего почтения. Она оставила его и направилась к человеку, спящему в противоположном углу храма. Он был нем от рождения. Она разбудила его, и он, увидев Ее, необычайно обрадовался. Богиня начертала биджакшару на его языке и благословила его даром речи. Он прославился как Мука Кави (Немой Поэт). Он спел пятьсот стихов, известные как «Паньчашати», в которых восславил Деви, Ее лотос-ные стопы, Ее благодать, Ее прекрасный взгляд и Ее любящую материнскую улыбку. Каждой из этих тем посвящена сотня стихов. Поэтому сочинение зовется «Мука-паньчашати».

Немой Поэт стал ачарьей Камакоти Питхи в Кумбаконаме и занимал это место тридцать девять лет.

Во время празднования Наваратри в Южной Индии все благочестивые люди читают «Мука-паньчашати» с глубокой преданностью.

Калидаса был неграмотным пастухом. Он также стал самым талантливым поэтом Индии по милости Матери Кали. В своей знаменитой «Шьямала-дандаке» Калидаса очаровательно восхвалил Деви.

Слава Деви, подательнице дара речи!

МОЛИТВА К МАТЕРИ О ПРОЩЕНИИ

Мать ребенку милее, чем отец. Мать — нежная, мягкая, милая, нежная и страстно привязанная. Она постоянно улыбается. Отец — жесткий, резкий, суровый, грубый и жестокосердный. Чтобы получить сюрприз, сладость, фрукты или другие дары, ребенок бежит к матери. Дитя может свободнее открыть свое сердце матери, нежели отцу.

Точно так же поэты и святые знают Божественную Мать лучше, чем Божественного Отца. Ей они свободнее открывают свои сердца. Когда они говорят о Божестве как о своей Матери, их крик души звучит жалобнее, чем когда они обращаются к Богу-Отцу. Прочитайте эту молитву к Матери, написанную Шри Шанкарой. Вы почувствуете и осознаете истину вышесказанного.

Пребывая в незнании Твоих повелений,

Одолеваемый бедностью и леностью,

Я не мог совершать то, что должен был совершать.

Поэтому не всегда поклонялся я Твоим стопам,

Но, о Мать, благостная Подательница всего,

Это может быть прощено,

Ибо дурной сын может быть рожден, но дурная мать — никогда.

О Мать! Многочисленны сыны Твои на земле,

Но я, Твой сын, ни на что не годен.

Однако, не подобает Тебе покидать меня,

Ибо дурной сын может быть рожден, но дурная мать — никогда.

О Матерь Мира! О Мать!

Не поклонялся я Твоим стопам,

Не приносил Тебе изобильных даров,

Но с любовью, которой Ты одарила меня,

Ничто не может сравниться,

Ибо дурной сын может быть рожден, но дурная мать — никогда.

Наши рекомендации