Специфика философского знания

Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

11. опирается на категории - предельно общие понятия;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Философия Древнего Китая

конфуцианство, даосизм.

Китай как государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры.

Древнекитайское государство представляло собой иерархическую деспотию. Во главе государства стоял монарх. Наследственный монарх являлся также первым жрецом и единственным землевладельцем. Далее по иерархии стояла земельная аристократия, за аристократами находились простолюдины.

Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.

По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.

В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее.

Это следующие первоначала:

Вода

Огонь

Дерево

Металл

Земля

В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди

В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств.

Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе.

Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений:

Даосизм

Конфуцианство

Моизм

Мин-цзя

Фа-цзя

Даосизм.

Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.

Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.

Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.

Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.

Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.

Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

Конфуцианство.

Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.

Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.

Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.

Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)

Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.

Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.

Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:

Жестокости

Грубости

Разбоя

Жадности

В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.

Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.

В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить:

Ритуал

Музыка

Искусство стрельбы из лука

Управления лошадьми

История и математика

О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».

Сократа.

Софизм (от греч. - мастерство, умение) - логическое вывёртывание, умышленное имитирующее формальныю правильность мышления, чтобы выдать ложное рассуждение за истенное.

Софисты (от греч. - знаток, мудрец) - древнегреческие философы 5-4 веках до нашей эры. В учении софистов главное место отводилось искусству красноречия. Общим для софистов является коренная переориентация от натур-философской проблиматики к этико-политической и гносиологической проблемам. Софисты впервые поместили человека в центр внимания философии, осуществили анализ его познавательных способностей, содействовали развитию просвещения и освобождению от религиозных предрассудков. Разработанные софистами принципы релятивизма и скептицизма были одним из источников древнегреческого идеализма.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции, или линии Платона» в античной философии.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества,”столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение”. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такае добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих)

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические, другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие - как еритические. Его признавали «своим» самые разные идеологические течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически расчленяем философа нового времени на различнные школы и направления, Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы. История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.

9. Проблема бытия в античной философии.

Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабиль­ность. Первоначала в античной натурфилософии представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конкретные огонь или воду. После милетцев (философская школа) проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь измен­чивость и множественность. Парменид сформулировал основной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение. Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно не возникает и не уничтожается, оно — вся возможная полнота совершенств.

Итак, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслится непротиворечивым образом, не существует. Основы­ваясь на этом положении Парменида и развивая его, Зенон сформулировал свои апории о невозможности движения. Невозможность непротиворечиво помыслить движение привела элеатов к выводу об иллюзорности множественности и изменчивости мира. Таким образом, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокидывания в изменчивость и множественность, т.е., по их мнению, в хаос и небытие.

Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия — с другой, Платон создает собственную онтологическую систему. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.

По его мнению, истинно сущим бытием являются эйдосы, идеи, им противостоит мир небытия — материи. Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей. Бытие чувственных вещей — это, согласно Платону, бытие по мнению, а не по истине. Эйдосыупорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три эйдоса: истину, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не исключает становления, однако связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.

Уже в Античности появляются противники теории единого бытия, к которым относятся прежде всего софисты и киники. Философы-релятивисты настаивали на самодостаточности субъективного человеческого разума, который не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Бытие, понятое в качестве абсолюта, тяготит индивидуальный ум, принуждая его к соразмерности с собой. По мысли этих античных анархистов, человек должен жить только в согласии с самим собой, без оглядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины.

Аквинского.

Эпоха схоластики (9 – 14 вв.) знаменует собой период расцвета средневековой философии. Если в предшествующий период, в эпоху патристики, происходило формирование основных положений средневековой философии в борьбе против язычества, то перед схоластической философией стояли принципиально иные задачи.Философы-схоласты не стремились к поиску нового, они желали выявить все возможности, заложенные в утверждаемых христианским мировоззрением принципах (креационизм, фидеизм, Откровение и пр.). Схоласты пытались создавать философские системы, в рамках которых можно было бы ответить средствами логики на любой вопрос. Естественно, такие системы не должны были противоречить доктрине католической церкви. Для схоластики было характерно возрастание роли разума и стремление привлечь разум и его доводы к решению богословских и научных проблем. В этот период была достигнута определённая гармония между верой и разумом. Схоласты стремились к получению полного знания о мире с помощью анализа и дедуктивного выведения логически стройной системы понятий.

В решении вопроса об универсалиях выступал с позиций умеренного реализма, признавая троякое существование универсалий: 1. до вещей (в уме Бога), 2. в вещах (как их форма), 3. после вещей (в уме человека).

Одним из самых интересных моментов философии Аквината являются выдвинутые им 5 физико-космологических доказательств бытия Бога. Они получили такое название из-за того, что Фома, видя несовершенство исходящего из мысли о бытии Бога онтологического доказательства Ансельма Кентерберийского, решил, что прийти к познанию Бога можно путём наблюдения над явлениями природы, свидетельствующими о наличии Бога. Эти пять доказательств заключаются в следующем:

1. От движения. Всё, что движется, должно иметь что-то источником своего движения, но ряд движений не может идти в бесконечность; следовательно, есть конечный источник всякого движения, таковым и является Бог. Бог оказывается неподвижным перводвигателем, приводящим в движение всё мироздание.

2. От производящей причины. Это доказательство похоже на первое. Мы видим, что у всякого события есть своя причина, у этой причины есть своя причина и т.д. Однако цепь причин и следствий не может уходить в бесконечность, поэтому должна существовать конечная производящая причина всего в мире, которая своей причины, внешней по отношению к себе, не имеет. Этой причиной и является Бог.

3. От возможности и необходимости. У каждой вещи есть бесчисленное количество возможностей, но реализуется, превращается в действительность лишь одна из возможностей. Бог есть как верховная необходимость реализации исключительно одной, наилучшей возможности. По сути, Бог оказывается гарантом необходимого существования всех явлений в мире.

4. От степеней совершенства. Среди вещей есть более совершенные и менее совершенные. Но если мы имеем представление о совершенстве и несовершенстве, у нас должно быть абсолютное мерило, с которым мы сопоставляем встречающиеся нам вещи. Таким пределом всякого совершенства (абсолютной истиной, благом, красотой) и будет Бог.

5. От порядка в мироздании. Всё в мире подчиняется целесообразности и строгим закономерностям. Самостоятельно целесообразность мироздания возникнуть не может. Обязательно должно быть начало, которое вносит и постоянно поддерживает в мироздании порядок и гармонию. Таким источником порядка может быть только творец и устроитель мира – Бог. Выдвинутые Фомой физико-космологические доказательства бытия Бога (в отличие от онтологического аргумента Ансельма) были приняты католической церковью. Учение о познании.

Фоме Аквинскому удалось создать самую значительную и цельную систему в средневековой философии. Его учение стало и остаётся до сих пор официальной философией католической церкви, а сам Фома Аквинский причислен к лику святых. В 19-20 вв. большое влияние в религиозной философии имеет неотомизм, попытка развить учение Аквината, приспособив его к современным реалиям и новому уровню научных знаний о мире.

Рационализм Р. Декарта.

Рационали?зм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Декарт (1596 - 1650) - французский математик и философ. Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук. Исходя из теории рационализма, предполагал наличие в человеческом уме, врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания.

Воззрения Д. на природу носили, в основном, механистический характер. Вселенная - это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс существования мира дает бог, но, в последствии, развитие мира определяется самостоятельной творческой силой.

Декарт одним из первых разработал идеи эволюции и провел их через все области учений о природе. Душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Субстанция - бог. Все остальное есть нечто сотворенное богом.

Мир Д. разделил на два рода субстанций - материальную и духовную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами: мышлением и протяженностью, а все остальные атрибуты - производные от них. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально присущие, а не приобретенные в опыте.

Первым вопросом философии для Д. был о возможности достоверного знания.

Метод научного познания Декарта называется рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности самого мышления, расчленения объектов мышления на простейшие элементарные части, и, сначала изучение их в отдельности, а затем движение мысли от простого к сложному.

Ему принадлежит изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".

Формы чувственного познания

1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)

2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)

3. Представление - чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности.

Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д. Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.

Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т. д.

Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение "Все знания проистекают из ощущений" впол-не согласуется у него с положением "Все знания приобретаются из опыта".

Видными представителями С. являлись такие англ. философы 17—18 вв.: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм. Гоббс под влиянием Г. Галилея, П. Гассенди и др. рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойства самих вещей, разграничивая, напр., протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом. Локк настаивал, что все знание происходит из внешнего и внутреннего опыта, из ощущений и рефлексии. В основе знания лежат простые идеи, из которых посредством соединения, сопоставления, абстрагирования разум образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). По мнению Локка, уму присуща спонтанная сила, и познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности.

Беркли считал, что для вещи «быть» всегда означает «быть воспринимаемой». Идеи (ощущения), т.е. субъективные качества, пассивны и непроизвольны, и содержание ощущений не зависит от нас. Вместе с тем, нарушая исходный принцип своей теории познания, Беркли ввел идею Бога, деятельностью которого определил возникновение всех идей человеческого духа.

Юм добавлял к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители С. «внутренний опыт». Первичными восприятиями он считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Он утверждал зависимость простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений, а образование сложных идей трактовал как психологические ассоциации простых идей.

С. Юма послужил фундаментом позитивизма и неопозитивизма 19—20 вв.

Самоорганизации бытия.

Пространство - это взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать объем, иметь протяженность, их свойство иметь определенную структуру, форму. Время - это длительность существование процессов, продолжительность изменения, смена состояний объектов. Ритмичность - это всеобщее свойство пространства и времени: - объективность - безграничность - бесконечность - единство прерывности и непрерывности Особенные свойства пространства: - трех мерность и симметричность Особенные свойства времени: - одномерность - одно направленность - необратимость В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени: 1) Субстанционная. Пространство и время понимается как субстанции, т.е. самостоятельное существование независимо от материальных тел. Пространство - это пустое вместилище тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование этой концепции - механическая картина мира. 2) Реляционная. Пространство и время понимается как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Естественнонаучное обоснование - это теория относительности Эйнштейна. Общая и специфическая теории относительности Эйнштейна подтверждают связь пространства и времени между собой и с материальными носителями. Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает количественной бесконечностью. Это не имеющая ни начала ни конца связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность пространства - это бесконечное многообразие различных уровней организации материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с вечностью материи. Конечность пространства - это прерывность, дифференцированность материи. Конечность времени - это конечность существования отдельных материальных систем. Конкретные представления о пространстве и времени меняются с развитием познания. Различают структурные уровни организации материи характеризующиеся специфическим, пространственно-временными особенностями.

31.Движение и развитие. Диалектика бытия и всеобщие законы развития.

Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие называется объективной реальностью, а сознание есть отображение бытия. Вопрос о том, что первично — бытие или мышление, получил известность как одна из формулировок Основного вопроса философии.

Законы диалектики,как и другие,представляют собой особый вид

суждений.

Рассмотрим три закона диалектики:

Закон единства и борьба противоположностей,

закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

закон отрицания отрицания.

32. Основные гносеологические концепции в истории философии.

Наивный реализм – познавательная концепция, которая 1) признает существование реальности за пределами человеческого сознания (объективной реальности); 2) утверждает возможность познания объективной реальности такой, как она есть; 3) считает, что истина о реальности дается сознанию в непосредственном опыте.

Дуалистический реализм – концепция познания, которая 1) признает существование объективной реальности; 2) утверждает возможность ее познания человеком; 3) считает, что познание осуществляется путем образования в сознании уменьшенных копированных изображений физических предметов (происходит удвоение физических предметов в идеальном плане сознания – отсюда «дуализм»).

Критический реализм (теория воздействия) – концепция познания, которая 1) признает объективную реальность; 2) считает возможным для человека ее достоверное познание; 3) утверждает, что познание предметов происходит путем формирования в сознании их символических образов в результате воздействия их на органы чувств.

Феноменализм – концепция познания, которая 1) признает существование объективной реальности; 2) отрицает возможность ее подлинного познания человеком; 3) считает, что истина о мире гораздо больше определяется свойствами сознания, чем воздействием на него предметов реальности.

Субъективный идеализм – концепция познания, которая 1) отрицает существование объективной реальности и считает все существующее продуктом человеческого сознания; 2) проблему истинности знания считает излишней: все содержание реальности является одновременно и содержанием сознания (т.е. открыто ему); работа познания состоит лишь в отделении устойчивых, необходимых представлений сознания от единичных, случайных.

Объективный идеализм – концепция познания, которая 1) признает объективную реальность, трактуя ее идеалистически, как универсальную разумность; 2) считает, что она познаваема; 3) определяет познание как отношение между субъективной разумностью и объективным универсальным разумом: субъективный разум (умозрительно) познает содержание объективного.

Интуитивизм – концепция познания, которая 1) признает объективную реальность; 2) считает возможным ее познание человеком; 3) познание трактует как основное отношение бытия: субъект и объект познания не противостоят друг другу, а составляют единое целое как элементы бытия; на этой целостности основано содержательное единство субъекта и объекта познания; познание в этом случае представляет собой распознавание, различение субъектом данных ему в непосредственном и целостном восприятии отдельных внешних предметов и собственных сознательных актов; т.е. познание трактуется как направленное и различающее внимание.

33. Проблема субъекта и объекта познания.

Важнейшими компонентами познавательной деятельности являются субъект и объект познания.

Субъект познания – носитель деятельности, сознания и познания – это человек, который познает выделенный в процессе практической и познавательной деятельности фрагмент объективной реальности, который овладел созданным человечеством миром и формами культуры, активно использует накопленные до него знания, сохраняет их и генерирует новые.

Определяющую роль в формировании конкретного индивидуального субъекта познания играет выработанная обществом культура, своего рода «общественный дух», «неорганическая природа», выступающая для каждого отдельного индивида во внешне данных формах культуры.

Овладевая этими формами, отдельный индивид приобщается к общественному субъекту (обществу с его миром культуры), делает себя его частью и постепенно выступает как познающий субъект.

Объект познания – это такой фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Объект познания является такой частью объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена им при помощи практической и познавательной деятельности, наработанных обществом на определенном этапе его развития. Так, например, элементарные частицы стали объектом познавательной деятельности только на рубеже ХIХ–ХХ вв., когда наука и практика именно этого времени сделали возможным их изучение.

Познание, таким образом, есть особое отношение между субъектом и объектом. Каков же характер этого отношения, в чем его сущность? В истории философии трактовка данной взаимосвязи менялась, как, впрочем, изменялось и толкование самих субъекта и объекта познания. В этом смысле можно говорить о следующих основных философских моделях субъект-объектного отношения:

1. Объектно-натуралистическая модель, в которой главная роль отводится, по существу, объекту познания, а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта.Субъектом познания выступает отдельный индивид («гносеологический Робинзон»), который, будучи природным существом, взаимодействует с объектами по чисто физическим законам, его роль сводится главным образом к созерцанию познаваемых предметов.Данная модель весьма упрощенно и грубо, особенно с современной точки зрения, представляет процесс познания. Вместе с тем ей удалось схватить и некоторые черты, реально присущие большинству познавательных актов: «активность» объекта, ситуацию его воспроизведения в сознании субъекта, роль чувственного опыта в познании. Эти идеи были позже переосмыслены и использованы различными гносеологическими теориями.

2. Субъектно-рефлексивная модель, в которой предпочтение отдается творческой активности субъекта, его теоретическому осмыслению (рефлексии) объекта и самого процесса познания.из субъекта-созерцателя человек превращается в субъекта-деятеля. Он активно вторгается в объект познания, не только отражая в своем сознании его свойства, но и в некотором смысле создавая их, – характеристика познаваемого объекта зависит от способов познания. Иногда эта мысль высказывается даже в чересчур резкой форме: «рассудок не черпает свои законы… из природы, а предписывает их ей», но в ней ярко выражена основная идея данной гносеологической модели – неизбежное влияние субъекта на объект познания и включение субъективных моментов в его позн

Наши рекомендации