Этика и психология делового общения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы
ВИТЕБСК
УДК 174
Этика и психология делового общения : рабочая тетрадь для самостоятельной работы
Витебск : Министерство образования Республики Беларусь, УО «ВГТУ», 2015.
Составитель: доц. Лученкова Е.С.
Цель изучения учебной дисциплины «Этика и психология делового общения» – способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения.
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по данной дисциплине поможет будущим специалистам в формировании психологической и нравственной культуры делового общения.
Одобрено кафедрой социально-гуманитарных дисциплин УО «ВГТУ»
23 января 2015 г., протокол № 1.
Рецензент: доц. Кулик С. П.
Редактор: доц. Мядель А. П.
Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом
УО «ВГТУ». Протокол № 2 от 27 февраля 2015 г.
Ответственный за выпуск: Гормазова В. С.
Учреждение образования «Витебский государственный технологический
университет»
Подписано к печати _______________ Формат 60 90 1/16. Уч-изд. лист. ______
Печать ризографическая. Тираж _______ экз. Заказ ____
Отпечатано на ризографе учреждения образования «Витебский государственный технологический университет».
Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий № 1/172 от 12.02.2014
210035, г. Витебск, Московский, 72
Тема 1. ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПРАКТИКА
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
I. Заполните таблицу
Теории | Суть теории | Представители |
I. Психодинамические | ||
II. Социодинамические | ||
III. Интеракционистские | ||
II. Ответьте на вопросы
1. Какое значение имеет бессознательное для практики делового общения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как действуют обоснованные З. Фрейдом механизмы психологической защиты в деловом общении?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как трактует К. Юнг проявление совести в деловом общении?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выделите основные отличия партнёров с экстравертированной и интравертированной установками?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как проявляют себя в деловом общении мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы партнёров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Каково содержание закона конгруэнтности и какова его роль в деловом общении?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что имеет в виду Дж. Келли, когда утверждает, что все люди – исследователи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
I. Ответьте на вопросы
1. Что такое общение?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение». Какое является более широким?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое деловое общение?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каковы особенности делового общения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В чем состоит цель общения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Средства общения – что это такое? Каковы их виды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Перечислите функции общения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Назовите три взаимосвязанные стороны делового общения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Назовите этапы общения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие факторы могут обусловить ошибки, допускаемые при восприятии незнакомых людей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Назовите психологические механизмы восприятия людей, с которыми уже встречались.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Тест для самоконтроля
1. Какие из следующих видов взаимодействий являются:
а) коммуникацией; б) общением:
1) связь человека и машины;
2) телефонная связь между индивидами;
3) внутривидовая связь животных;
4) разговор матери с сыном;
5) связь между компьютерными системами.
2. Цель делового общения:
1) приобщение инициатора общения к ценностям партнера;
2) находится вне самого взаимодействия субъектов;
3) находится в самом взаимодействии субъектов;
4) приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения.
3. Невербальное средство общения кинесика – это:
1) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
2) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
3) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении;
4) ритмико-интонационные стороны речи;
5) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов.
4. Невербальное средство общения такесика – это:
1) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов;
2) ритмико-интонационные стороны речи;
3) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
4) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении;
5) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений.
5. Невербальное средство общения экстралингвистика – это:
1) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении;
2) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов;
3) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
4) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
5) ритмико-интонационные стороны речи.
6. Невербальное средство общения просодика – это:
1) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
2) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении;
3) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
4) ритмико-интонационные стороны речи;
5) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов.
7. Невербальное средство общения проксемика – это:
1) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
2) включение в речь пауз, плача, кашля, вздохов;
3) ритмико-интонационные стороны речи;
4) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
5) зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.
8. Дайте определения понятий: а) коммуникативная сторона общения; б) интерактивная сторона общения; в) перцептивная сторона общения:
1) общение как взаимодействие;
2) общение как обмен информацией;
3) общение как восприятие людьми друг друга.
9. Дайте определения следующих видов коммуникативных барьеров: а) информационно-дефицитный; б) фонетическое непонимание; в) стилистический; г) социально-культурные различия; д) замещающе-искажающий:
1) политические, религиозные, профессиональные различия, определяющие степень авторитета коммуникатора для реципиента и соответственно степень внимания к предлагаемой информации;
2) разные языки, диалекты, дефекты речи, неправильный грамматический строй;
3) искажение информации при передаче через несколько ретрансляторов;
4) механический обрыв информации;
5) несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации (психологического состояния) общения.
10. Дайте определения следующих видов коммуникативных барьеров: а) семантический; б) логический; в) замещающе-искажающий; г) фонетическое непонимание; д) стилистический:
1) рассуждение коммуникатора либо слишком сложно для реципиента, либо кажется ему неверным, противоречит присущей ему манере доказательств;
2) разные языки, диалекты, дефекты речи, неправильный грамматический строй;
3) различие в системах значений (тезаурусах) участников общения;
4) искажение информации при передаче через несколько ретрансляторов;
5) несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации (психологическому состоянию) общения.
11. На основании какого признака выделяют материальное, когнитивное, деятельное, кондиционное, мотивационное общение?
1) по целям;
2) по содержанию;
3) по формам;
4) по типам.
12. На основании какого признака выделяют биологическое, социальное, деловое, личностное, инструментальное, целевое общение?
1) по целям;
2) по содержанию;
3) по формам;
4) по типам.
13. На основании какого признака выделяют прямое/косвенное, непосредственное/опосредованное, межличностное/массовое общение?
1) по целям;
2) по содержанию;
3) по формам;
4) по ориентациям.
14. На основании какого признака выделяют императив, манипуляцию, диалог?
1) по целям;
2) по содержанию;
3) по формам;
4) по типам.
15. Дайте определение функций общения: а) инструментальная;
б) интегративная; в) самовыражения; г) трансляционная:
1) средство объединения людей;
2) форма взаимопонимания психологического контакта;
3) передача конкретных способов деятельности, оценок;
4) социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
16. Дайте определение функций общения: а) экспрессивная; б) социального контроля; в) социализации:
1) формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами;
2) регламентация поведения и деятельности;
3) взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.
17. Укажите вербальные средства общения:
1) мимика;
2) речь;
3) взгляд;
4) поза;
5) жест.
18. Какие психологические механизмы используются в перцептивной стороне общения незнакомых людей?
1) эмпатия;
2) социальная стереотипизация;
3) рефлексия;
4) идентификация;
5) интерпретация.
III. Задания и упражнения
1. Проанализируйтеслова Дж. Д. Рокфеллера: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу.
Вид общения | Расстояние (см) | Ситуация общения |
3. Заполните таблицу.
Расположение за столом | Характер общения | ||
Напротив | |||
По обе стороны угла | |||
По одну сторону стола | |||
По диагонали |
4. Успешность делового общения во многом зависит от умения слушать (можно слушать, но не слышать). Перечислите ошибки слушания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ: СТРАТЕГИИ, СТАДИИ И
ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
I. Ответьте на вопросы
1. Что такое переговорный процесс?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В чем выражается роль переговоров в жизни общества?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В чем проявляется актуальность переговоров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каковы основные элементы и характеристики переговоров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие существуют виды переговоров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В чем состоят функции переговоров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое субъект и предмет переговоров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Раскройте содержание понятий «решение» и «результат» переговоров.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Тест для самоконтроля
1. Согласны ли вы, что основными стадиями переговорного процесса являются:
а) подготовка к переговорам;
б) процесс их ведения;
в) анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей;
г) поддержание дружеских отношений с участниками переговорного процесса:
1) да;
2) нет.
2. Назовите три типа совместных решений участников переговоров:
1) компромиссное, или «серединное» решение;
2) нахождение принципиально нового решения и «снятие» тем самым основных прежних противоречий;
3) ассиметричное решение;
4) односторонние действия;
5) вынесение спорных вопросов за рамки данных переговоров.
3. В чем истоки конфронтационного подхода:
1) в уверенности, что целью переговоров является победа;
2) конфронтационном сознании;
3) реализации девиза «кто кого»;
4) азарте получить как можно больше при минимальных уступках.
4. При деловых переговорах одной из важнейших составляющих образа партнера» наряду с надежностью является:
1) обаятельность;
2) компетентность;
3) нейтральность;
4) неконфликтность.
5. Выберите правильный ответ относительно данного утверждения:«Содержательная сторона подготовки к переговорам включает: анализ проблемы и ситуации; формулирование общего подхода к переговорам, целей, задач и собственной позиции их участников; определение возможных вариантов решения; подготовку предложений и их аргументацию; составление необходимых документов и материалов»:
1) да;
2) нет;
3) ответ неполный.
6. Все ли перечисленные приемы относятся к тактическим:
1) уход;
2) выжидание;
3) «салями»;
4) выражение согласия;
5) выражение несогласия;
6) выдвижение требований в последнюю минуту;
7) пакетирование или увязки;
8) постепенное повышение сложности.
7. В каких случаях применяется тактика угроз и давления? Отметьте правильные ответы:
1) в пропагандистских целях;
2) для демонстрации собственной «принципиальной позиции»;
3) создания конструктивной атмосферы переговоров;
4) принуждения к уступкам.
8. Согласны ли вы с утверждением, что совместный с партнером анализ проблемы предполагает отказ от обсуждений позиций и переход к рассмотрению лежащих в их основе интересов?
1) да;
2) нет.
III. Задания и упражнения
1. Проанализируйтевысказывание: «Немыслимо провести переговоры в одиночку. Это все равно, что пытаться хлопать в ладоши одной рукой».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Задание. Сближение позиций на основе компромисса путем уступок не единственный тип возможных решений по переговорам. Довольно яркий пример, иллюстрирующий возможности нахождения иных решений, приводят в своей книге Р. Фишер и У. Юри. Две сестры спорят о том, как разделить апельсин. Каждая приводит аргументы, обосновывающие, что она должна получить если не весь апельсин, то большую его часть. В конце концов они решают разделить его пополам. Найдете принципиально новое решение в данной ситуации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Тренинг ведения переговоров «Железная дорога».
Между двумя железнодорожными компаниями (А и Б) возникла конфликтная ситуация. Эти компании занимаются перевозкой срочных грузов. Каждая владеет двумя индивидуальными железнодорожными ветками и одной общей. Общий путь намного короче, тем индивидуальные пути.
Проблема возникла из-за использования общей короткой ветки. Она считается открытой только тогда, когда открыты две стрелки СА и СБ: одна открывается компанией А, другая – компанией Б.
По короткому пути в сутки может пройти только один состав. Он может принадлежать либо компании А, либо компании Б. Каждая компания в день может сформировать и отправить только один состав.
Компании А и Б не находятся друг с другом в прямой конкуренции, они отличаются численностью рабочих, количеством подвижного состава, уровнем механизации, прибыльностью. Целью каждой компании является получение максимальной прибыли за тонну груза, наиболее возможного дохода в месяц.
Вас, как консультанта по экономическим вопросам, пригласила администрация компании Б. Помогите найти такое решение, которое было бы максимально выгодно для этой компании, но также устроило бы и другую компанию.
Необходимые для расчетов параметры компаний представлены в таблице:
Параметры | Компании | |
А | Б | |
Количество вагонов | ||
Грузоподъемность одного вагона в тоннах | ||
Прибыль от перевозки по короткому пути (в долларах США за тонну) | ||
Прибыль от перевозки по длинному пути (в долларах США за тонну) |
Решение: по мнению экспертов, максимально выгодным для компании Б был вариант, когда коротким путем целиком пользуется компания А, перечисляя при этом на счет компании Б по 4 доллара за тонну груза, перевозимого этой компанией. Таким образом, компания Б получает максимально возможную для нее прибыль: 6 долларов за тонну, а прибыль компании А в день составит 8 долларов за тонну для 20 вагонов из 30 и 12 долларов за тонну для 10 вагонов из 30. В среднем прибыль компании А составит 9 долларов 33 цента за тонну.
4. Задание.Оценка знаний протокольной стороны переговоров.
Вы – представитель администрации района, занимающийся разработкой конгресс-тура. Вам предстоит подготовить и провести переговоры с партнерами для достижения поставленной цели.
Заполните таблицу, выбирая вариант ответа (ответов) к предлагаемым утверждениям.
Возможные варианты ответа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
а | |||||||||||
б | |||||||||||
в |
1. Договариваясь о встрече, вы:
а) назовете время встречи;
б) предложите партнеру назвать удобное для него время встречи;
в) будете ждать, когда партнер сам предложит время.
2. Каким правилом регулируется количество участников переговоров с каждой стороны:
а) принципом оптимальности;
б) принципом паритета;
в) никак не регулируется.
3. Как влияет количество членов делегации на процесс переговоров:
а) никак не влияет;
б) малочисленные делегации быстрее заключают соглашение;
в) многочисленные делегации чаще не приходят к соглашению.
4. Какую информацию обязательно следует получить до того, как отправиться на переговоры с партнером:
а) общую;
б) об особенностях его личностных качеств;
в) о пределах его компетенции в решении важных вопросов.
5. Планируя программу переговоров, какую последовательность вы предложите:
а) встреча, размещение, отдых, переговоры;
б) встреча, размещение, переговоры, отдых;
в) встреча, переговоры, размещение, отдых.
6. Какую продолжительность переговоров в день вы предложите при планировании:
а) не более 6 часов в день;
б) не более 2 часов в день;
в) по обоюдному соглашению.
7. Организуя место для переговоров, что вы предпочтете:
а) специальное помещение для проведения переговоров;
б) одну из комнат офиса;
в) не имеет значения.
8. Куда лучше поставить напитки для участников переговоров:
а) все равно куда, лишь бы они находились поблизости;
б) на отдельный столик;
в) непосредственно перед каждым участником.
9. Вы не хотите, чтобы в помещении для переговоров курили. Что проще всего для этого предпринять:
а) сделать устное или письменное объявление;
б) дать информацию о месте нахождения курительной комнаты;
в) не ставить на стол для переговоров пепельницы.
10. Делегацию гостей следует посадить:
а) лицом к окну;
б) спиной к окну;
в) не имеет значения.
11. Как лучше рассадить участников при трехсторонних переговорах:
а) как будет удобно принимающей стороне;
б) по часовой стрелке вокруг круглого стола;
в) не имеет значения.
II. Тест для самоконтроля
1. Можно ли согласиться со следующим определением конфликта?
Конфликт – это вид межличностного или межгруппового взаимодействия, в основе которого лежат объективно противоречивые цели, интересы, мнения участников.
а) да; б) нет.
2. Выделите общее в понимании сущности конфликта:
а) наличие противоречий, принимающих форму разногласий;
б) отсутствие согласия и разнообразные мнения по определенным вопросам;
в) нарушение нормального взаимодействия людей;
г) препятствия к достижению поставленных целей.
3. Отметьте объективные и субъективные причины конфликтов:
а) неполная или искаженная информация;
б) несовпадение представлений и ценностей личности, недостаток общей культуры;
в) нарушение структуры отношений;
г) нечеткое распределение обязанностей;
д) эмоциональность отношений и неудовлетворенность отношениями с другими;
е) различия в поведении партнеров;
ж) психологическая несовместимость;
з) неадекватная самооценка;
и) излишняя принципиальность, прямолинейность и критичность.
Объективные причины:________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Субъективные:_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В структуру конфликта входят (укажите правильные ответы):
а) объект – ценность, по поводу которой возникает конфликт;
б) цели сторон, которые они считают для себя привлекательными;
в) субъективные мотивы участников, обусловленные их интересами;
г) оппоненты – конкретные лица или группы людей, участвующие в конфликте;
д) методы и средства, используемые участниками для достижения целей;
е) способы разрешения конфликта;
ж) социальная среда – ближайшее или дальнее окружение, поддерживающее участников конфликта;
з) пространственные и временные границы;
и) динамика конфликта.
5. Допишите названия стадий динамики конфликта:
а) накопление и обострение противоречий – ______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________;
б) действия одной из сторон по достижению своих целей в ущерб другой стороне – ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________;
в) прямые или косвенные действия по блокированию целей оппонента – стадия конфликтного поведения;
г) частичное или полное разрешение конфликта – _________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________;
д) ликвидация напряженности и нормализация отношений между сторонами –
________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Существует пять основных типов конфликтов. Допишите название каждого из них:
а) конфликт между психологическими факторами внутреннего мира личности, кажущимися или являющимися несовместимыми – ________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________;
б) конфликт между руководителем и подчиненным по поводу отношения к работе – ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________;
в) отступление личности от принятых в группе норм и правил – _____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________;
г) несовместимость целей в борьбе за ограниченные ресурсы в условиях возникновения или существования реальной конкуренции называется __________
________________________________________________________________________________________________________________________________________;
д) предельное обострение социальных противоречий и столкновение интересов различных социальных общностей вызывает _____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. Соотнесите понятия:
1 Конфликты, способствующие а) деструктивные
принятию обоснованных решений (дисфункциональные)
и развитию взаимоотношений, – это…
2 Конфликты, препятствующие б) конструктивные
эффективному взаимодействию (функциональные)
и принятию решений, – это…
8. Назовите понятия, определяющие характер конфликта:
а) конфликт, вызванный неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением каких-либо преимуществ и направленный на достижение конкретного результата, носит название _____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________;
б) конфликт как самоцель, без достижения конкретного результата, открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, враждебности – это _______
________________________________________________________________________________________________________________________________________.
9. Существует несколько точек зрения на оценку функций конфликта в обществе (выберите единственно правильный ответ):
а) с обыденной точки зрения конфликт – явление нежелательное;
б) конфликт – не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное;
в) конфликт – это не отклонение от нормы, а норма социальных отношений, нормальное состояние общества.
10. Предупреждению и сдерживанию конфликтов способствуют (выберите правильные ответы):