Личностная аномия в постмодернистском обществе

На рубеже XX – XXI веков произошли серьезные изменения в обществе и культуре. Они носили и носят порой неоднозначный, противоречивый характер. Мы обратим внимание на такое проявление современной культуры и философии как посмодерн. Хронологически его можно датировать как вторую половину XX века. Постмодерн, на наш взгляд, носит преимущественно иррационалистический характер, для него характерны фрагментарность и деконструкция. Он близок больше к искусству, поскольку проповедует многообразие форм, открытость, стремление к диалогу, противостоит нигилизму авангарда. В попытке соединить в себе множество форм в нем явно прослеживается эклектизм. Лиотар Ж.-Ф. утверждал, что «мы переживаем момент расслабленности – я говорю о краске времени. Со всех сторон нас настойчиво призывают покончить с экспериментированием, в искусствах и где бы то ни было»[17]. В определении постмодерна он пишет, что же тогда такое постмодерн? Какое место он занимает – или не занимает – в головокружительном вихре вопросов, бросаемых правилам изображения и повествования? Он, конечно же, составная часть модерна[18]. Не хотелось бы, однако, цепляться за это несколько механистическое толкование данного слова. Если верно, что современность разворачивается в ускользании всего реального и в соответствии с возвышенным соотношением представимого и мыслимого, то внутри этого соотношения можно еще различить две разные тональности, как сказал бы музыкант[19]. Согласимся, что постмодерн представляет собой многообразное, противоречивое явление социокультурной и духовной жизни, а также, что он сложен для восприятия. В частности, это объясняется его непримиримой позицией по отношению к рациональности, структурированности и упорядоченности.

В книге Харта К. детально раскрывается значение термина «постмодернизм»

Во-первых, указывает названный автор, мы должны понимать, что значение термина «постмодернизм» в разных контекстах может быть разным, а наиболее важный контекст представлен словом, от которого термин произошел, то есть модернизмом. Что же такое модернизм? Обычно этим словом обозначается крутая смесь из культурных феноменов, настоявшаяся к 20-30-м годам минувшего столетия. Во-вторых, К. Харт пытается провести разграничительную линию между постмодернизмом и постмодерном. Начинает он с определений: постмодернизм – открытый набор подходов, позиций и стилей в искусстве и культуре, заявивших о себе с позиции протеста, развития или издевки над одним или несколькими аспектами модернизма. Если постмодернизм привлекает многих политических либералов, то постмодерн великолепно сочетается с интересами политических консерваторов. Кроме того, следует различать постмодернизм и постструктурализм[20]. Однако, в постмодернизме можно выделить и отрицательные черты. Поскольку, постмодернизм рассматривается нами как проявление современной культуры, то он непосредственно связан с массовой культурой. Некоторые ее продукты (творения) носят китчевый характер и могут представлять собой симулякр. Но это объяснимо. Для широкой публики создаются культурные продукты, носящие упрощенный характер и порой не требующие своего осмысления. В постмодернизме нет общепринятой системы ценностей и норм, наблюдается мировоззренческий плюрализм, доходящий до мировоззренческого хаоса, наблюдается противоречие между мыслимым и представляемым.

Сокал А., Брикмон Ж. указывают на «злоупотребления», которые присущи постмодернистам.

1. Свободно рассуждать о научных теориях, о которых у них имеется, в лучшем случае, лишь смутное впечатление. Чаще всего авторы лишь используют научные (или кажущиеся научными) термины, не задумываясь о том, что они означают.

2. Переносить понятия точных наук в гуманитарные науки без какого бы то ни было эмпирического или концептуального обоснования. Ведь биологу, который захотел бы использовать элементарные понятия топологии (вроде тора), теории множеств или дифференциальной геометрии, пришлось бы объясняться. Его коллеги просто не поняли бы его рассуждений по аналогии.

3. Кичиться ложной эрудированностью, обрушивая на головы читателя ученые слова в таком контексте, в котором они не имеют вообще никакого смысла. Несомненно, с одной целью – поразить и, главное, смутить не подготовленного читателя.

4. Жонглировать фразами, лишенными смысла и играть словами. Речь идет о самом настоящем отравлении словами и удивительном безразличии к их значениям[21].

В связи со сказанным обсудим некоторые проблемы, с которыми сталкивается личность в условиях постмодерна.

Перед личностью стоит трудный выбор в постмодернистском обществе, поскольку все многообразие концепций, взглядов, убеждений, культурных форм не дает личности четко сфокусировать свое внимание на каждом из этих феноменов и выработать свое отношение к ним, построить свою мировоззренческую систему. Тяжелые социальные потрясения, когда социальная система переживает системный кризис, приводят к тому, что личность сталкивается с трудностями выбора системы ценностей и норм, и модели поведения. В условиях системной аномии, характеризующей разрушением основ общества, девальвацией социокультурных ценностей и норм, постепенным нарастанием социальных противоречий может наблюдаться личностная аномия.

Выделим ее предпосылки:

1. Постмодернистское иррациональное мышление не способно дать личности рациональное решение в условиях кризиса, выработать защитную реакцию.

2. Усиление иррационализма в массовой культуре не нацелено на осмысление происходящего, а наоборот формирует пассивного потребителя, легко уязвимого и подверженного манипуляции.

3. Мировоззренческий кризис способствует формированию маргинальной личности.

4. Конфликт системы ценностей личности и системой ценностей норм данного общества.

5. Доминирование массовой культуры в постмодернистском обществе с ее нацеленностью на широкую аудиторию способствует деперсонализации личности, ввиду того, что она становится всего лишь ее частью.

6. Влияние на личность различных девиантных субкультур.

7. Возрастающий техницизм в постмодернистском обществе способствует смене акцентов с проблем личности на проблемы техники.

8. Депривация.

9. Фрустрация.

Мы перечислили предпосылки, которые могут способствовать появлению личностной аномии. Они могут выступить как все сразу, так и по отдельности. Заметим, что для наиболее стабильных обществ вероятность личностной аномии значительно снижается, но риск ее возникновения остается. Российский исследователь Кривошеев В.В. утверждает, что короткие жизненные проекты могут рассматриваться как основа аномии. Короткие жизненные проекты – это индивидуальные планы, перспективы (социальные, экономические, духовные, семейные), рассчитанные людьми на непродолжительное время. Под непродолжительным временем в данном случае мы считаем социальное время, не превышающее одного-двух календарных лет. Короткие жизненные проекты предполагают получение максимального объема социальных ресурсов в максимально короткое время[22]. Короткие жизненные проекты связаны не столько с физическим временем, сколько со временем сугубо социальным. Короткие жизненные проекты – это не только субъективная рассчитанность людьми жизненных планов на непродолжительное физическое время, но это и сокращение конкретной продолжительности «социальных жизней» человека, причем сокращение намеренное. Такое сокращение пребывания человека в определенном состоянии («социальная жизнь» как конкретное состояние) приводит к релятивности его взглядов, оценок, отношении к нормам и ценностям. Поэтому короткие жизненные проекты и мыслятся нами как реальное проявление аномии современного общества[23].

Теперь выделим проявления личностной аномии в современном обществе:

1. Вовлечение личности в организованные преступные сообщества.

2. Вербовка в террористические группы для занятия террористической деятельностью.

3. Индивидуальный террор.

4. Бандитизм.

5. Вовлечение личности в тоталитарные секты.

6. Проявление агрессии.

7. Склонность к суициду.

8. Склонность к занятию экстремистской и фундаменталистской деятельностью.

Для преодоления постепенного распада, личностной атомизации, разрушения архитектоники личности, необходима личностная саморегуляция. Если личность является устойчивой к негативному воздействию среды, то она четко может регулировать возможные способы реализации своих потребностей, выбор модели поведения в обществе и ценностных ориентаций. Также непосредственно осуществляется регуляция поведения личности самим обществом с помощью права, социальных норм и санкций.

Немаловажным фактором преодоления личностной аномии остается рефлексия личности. Рефлексивное отношение личности к самой себе не является процессом, замкнутым в каком-то индивидуальном пространстве самосознания. Напротив, способность человека рефлексивно отнестись к себе есть результат интериоризации личностью социальных отношений между людьми. Лишь на основе взаимодействия с другими людьми, когда индивид старается понять мысли и действии другого человека, и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается способным рефлексивно отнестись и к самому себе. Иными словами, индивидуальная рефлексия основана на процессах взаимоотражения: не просто на моем понимании внутреннего мира другого, но и на постижении того, как этот другой понимает меня[24].

Наши рекомендации