Проблемы и перспективы развития

Современность характеризуют глобальные политические, экономические, хозяйственные, идеологические, культурные, этнические трансформации, непосредственно связанные со сферой массовых коммуникаций. Ещё в середине ХХ века мыслители и теоретики активно обсуждали проблему вступления ведущих западных стран в качественно новую стадию развития, названную «информационным обществом», отличающимся внедрением медийных технологий в повседневность, образование, науку, оборону, инновационную деятельность, принятие и реализацию управленческих решений.

Становление информационного общества связано с широким распространением персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов, плееров, сотовых телефонов, смартфонов, видеокамер, совершенствованием Интернета, расширением числа пользователей услугами средств связи. Эти приборы и оборудование коренным образом изменили окружающий мир, выдвинув на передний план производство, передачу, потребление и хранение информации.

Изменился стиль жизни. Возросла мобильность. Улучшились возможности самореализации людей, географически удалённых друг от друга, от своих работодателей, крупных мегаполисов и научных центров. Не покидая кабинета, руководитель предприятия координирует в режиме реального времени действия сотрудников других офисов и городов. Википедия вытесняет книжную энциклопедию, викиномика стремится заменить классическую экономику, авторское право подвергается натиску аутсорсинга, коворкинга, краудсординга, фриланса.

Важную роль приобретают альтернативные источники новостей. От классической бумажной прессы, аналогового телевидения, проводного радио, человечество переходит к электронным изданиям, виджетам, гаджетам, сайтам, социальным сетям Facebook, LinkedIn, Skyrock, В контакте, Мой круг, Мой Мир@mail.ru, Одноклассники.ru, «Живому журналу», хостингам фото и видеоматериалов YouTube, Flickr, iFolder, web-интерфейсам, микроблогам, тамбллогам Twitter, Juick.com, Potreschim.com, сервисам YouTube, Vimeo, Yahoo! Video, TV-Expo и так далее.

Появились увлечения, профессии и предпочтения, немыслимые без высоких технологий, вроде программиста, модератора, блоггера, промдизайнера, трендмайера, байера, флешмобера, геймера, системного администратора. Отвлечённая идея «прекрасного будущего», являвшегося пределом желаний мечтателей и фантастов, становится явью сегодняшнего дня, заставляя обратиться к истокам рождения идеи, преобразовавшей мир XXI века.

Информационное общество оказалось в центре внимания философии, культурологии, информатики, политологии, психологии, социологии, экономики. В работах Э. Тоффлера, Д. Белла, М. Маклюэна, М. Кастельса ставятся вопросы его становления, функционирования, развития, влияния на формирующуюся антропогенную среду обитания.

Особую актуальность приобретает проблема интеграции России в глобальное информационное пространство. Предпринимаются активные шаги для разработки, обсуждения, реализации перспективных программ и стратегий, обеспечивающих нашей стране достойное место среди мировых лидеров развития.

Государственные органы ряда стран занимают активную позицию в формировании информационного общества. Так, в 1994 году Комиссия Европейского сообщества разработала «Европейский путь в информационное общество» (Europe's Way to the Information Society. An action plan). В 1995 году Финляндия разработала программу «Финский путь в информационное общество» (Finland's Way to the Information Society. The national strategy). В феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий «Путь Германии в информационное общество» (Germany's Way to the Information Society).

В деятельности органов власти Российской Федерации, направленной на разработку и реализацию государственной политики, связанной с развитием информационного общества, можно выделить несколько этапов.

- 1991-1994 гг. В это время формируются основы в сфере информатизации.

- 1994-1998 гг. характеризуются сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики.

- С 1998 года и по сей день – этап формирования политики в сфере информационного общества.

В 2002 году Правительством Российской Федерации была принята Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия», давшая мощный толчок информационному развитию российских регионов. В соответствии с концепцией осуществления положений программы предполагается, что к концу 2010 года взаимодействие по услугам, которые оказывает государство, должно осуществляться посредством сети Интернет. Однако уже сейчас можно говорить о промежуточных результатах реализации данной программы. В апреле 2009 года президент Российской Федерации Д.А. Медведев подверг критике её реализацию. Значительных успехов достичь не удалось. Об этом свидетельствует то, что уже в 2008 году по сравнению с 2005 годом Россия переместилась с 50-го на 60-е место в рейтинге готовности стран к созданию электронного правительства, которые ежегодно составляет ООН.

7 февраля 2008 года президентом РФ была сформулирована «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»[279], в которой были определены чёткие цели, задачи, а также обозначены перспективы развития информационного общества в России до 2015 года. В частности, среди базовых принципов его развития в нашей стране был обозначен принцип свободы и равенства доступа к информации и знаниям. Однако сегодня всё ещё остаётся актуальной проблема информационного неравенства граждан. Это является также одной из основных причин неудачной реализации проекта «Электронное правительство».

Одной из важнейших причин информационного неравенства является неготовность граждан получать информацию новым для них способом, например, с помощью Интернет. В развитых странах проблема информационного неравенства переросла из материальной в социальную. Реальностью становится ситуация, когда человек имеет физическую и материальную возможность пользоваться Интернетом, но не делает этого из-за того, что не понимает, как им пользоваться и зачем ему это нужно. Чтобы начать пользоваться компьютером и Интернетом многим приходится преодолевать себя, приобретать новые навыки и знания, иначе выстраивать логику общения, передачи и обработки информации. О том, что такая проблема существует, свидетельствует и то, что у многих россиян в распоряжении имеются компьютеры, но при этом люди по каким-либо причинам не являются пользователями Интернет. Важным шагом, решающим данную проблему, может стать грамотная политика государства в области разъяснения гражданам всех возможностей Интернета. Акцент должен быть сделан на положительных сторонах его использования. Некоторые попытки снизить информационное неравенство государство уже предпринимает. В рамках приоритетного национального проекта «Образование», функционирующего с 2005 года, российские школы получили доступ к Сети Интернет. Таким образом, та молодёжь, у которой не было возможности ознакомиться с его преимуществами, теперь может это осуществить, получив все необходимые знания для грамотного пользования компьютером и Интернетом. Это очень важный шаг на пути развития в России информационного общества. Подобные меры помогут россиянам преодолеть информационное неравенство гораздо быстрее.

Наряду с этим, государство должно пересмотреть финансовый аспект, изменив цены на необходимую для входа в Интернет технику, а также на услуги, предоставляемые провайдерами. Цены должны быть снижены. Это позволит потенциальным пользователям наиболее полно интегрироваться в информационном пространстве. Один из теоретиков информационного общества Ю.Е. Хохлов по этому поводу пишет: «Нельзя не учитывать еще один негативный фактор, влияющий на развитие информационного общества в стране - низкий уровень социально-экономического развития большинства субъектов Российской Федерации. Так, в большинстве регионов среднемесячная заработная плата населения сравнима со стоимостью мобильного телефона или недорогого компьютера. Это, безусловно, не позволяет населению более активно использовать современные технологии. При этом услуги в сфере ИКТ, оказываемые населению, зачастую по своему качеству не соответствуют их стоимости на рынке»[280].

«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года» среди принципов, на которых базируется это развитие, содержит пункт «поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий». Но, к сожалению, российский сектор ИКТ по-прежнему продолжает демонстрировать зависимость от зарубежной продукции. Можно найти примеры успешного создания и реализации отечественных разработок, но в настоящее время при создании информационных систем в большинстве случаев доминируют зарубежные производители. «Подавляющее большинство российских ИКТ-компаний, по сути, являются провайдерами для зарубежной продукции на российский рынок, что не позволяет даже в среднесрочной перспективе обеспечить высокий уровень добавленной стоимости при производстве отечественных ИКТ-товаров»[281].

Можно выделить несколько причин, которые препятствуют успешному распространению в нашей стране информационно-коммуникационных технологий. Одной из них является отсутствие бизнес-инфраструктуры, необходимой для развития ИКТ-предприятий. Вместе с тем, отсутствует собственная микроэлектронная промышленность, отечественные разработки общесистемного программного обеспечения. Одним из важнейших факторов, влияющих на успешное развитие отечественного производства программного обеспечения, является низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности. Все это имеет место на фоне отсутствия целенаправленной государственной поддержки развития российской ИКТ-промышленности.

Потенциальные возможности использования информационно-коммуникативных технологий в нашей стране очень высоки. Но сегодня их использование носит лишь информационный характер. Одна из главных причин кроется в отсутствии эффективной законодательной и нормативно-правовой базы. Сегодня с помощью Интернета у нас есть возможность узнать, какой закон был принят тем или иным органом власти. Мы можем скачать интересующие нас образцы заполнения документов, бланки, распечатать их, оформить свои обращения и направить их органу власти в печатном виде. Однако пока электронный документ полностью не будет уравнен в правах с бумажным, люди будут вынуждены по-прежнему стоять в очередях. В связи с этим, Россия который год остаётся на начальных этапах реализации программы «Электронное правительство», а также не входит в десятку стран по степени готовности к информационному обществу.

Российская Федерация имеет большой потенциал, который при грамотной реализации поставленных целей, может привести её к построению информационного общества. Необходимо пересмотреть ряд условий, таких как нормативно-правовая база в области информационного права, разъяснение гражданам возможностей Интернета, создание бизнес-инфраструктуры, способствующей развитию ИКТ-компаний и развитию отечественной микроэлектронной промышленности.

Всё эти меры выполнимы, их реализация поможет государству преодолеть проблему информационного неравенства и обеспечит России достойное место среди стран, успешно интегрировавшихся в глобальное информационное общество.

Наши рекомендации