Стихия воды, фаза растворения
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
М. Лермонтов
Тема: старение, растворение и уход реальности тонкого плана.
"Настроение бодрое, идем ко дну", — так отрапортовал своему начальству доблестный командир подводной лодки после аварии в глубине океана.
Тема старения тонкого плана в сознании современной цивилизации практически не разработана. Понятно, что старение плотного плана (Козерог) является неотъемлемой частью его жизни и должно быть соответствующим образом оформлено: старики получают пенсию, а в случае необходимости размещаются в домах престарелых, здания в аварийном состоянии рушат чугунной бабой, кирпич увозят на свалку, а оставшуюся площадку засевают травой, и т. п. Но что следует делать (и возможно ли это?) со стареющими идеями, перестающими эффективно функционировать (реально работать) на тонком плане?
Вообще на фазе растворения лежит очень важная "экологическая" функция: она завершает цикл жизни объекта, доделывая то, что он не сделал в первых двух фазах, и завершая не только его собственный (внутренний) сюжет, но и (внешний) сюжет его пребывания в окружающей среде. Завершение внутреннего сюжета означает определенную интеграцию всей жизни объекта, оформление некоторой абстрактной идеи, реализацией которой и была его жизнь во всех ее аспектах и поворотах; для человека подобное видение достигается лишь выходом на атманический план, что по идее и должно происходить в старости, а особенно при приближении смерти. Завершение внешнего сюжета означает, что объект должен подвести определенный баланс своего влияния на окружающую среду с ее точки зрения: она давала ему место и растила его в фазе творения; обменивалась с ним материей, энергией и информацией в фазе осуществления; принимала в себя его остатки (продукты распада) в фазе растворения — и все эти обстоятельства должны быть интегрированы вместе как определенная целостная трансформация среды в результате проведения в ней полного жизненного цикла объекта. Как пишет Даниил Андреев в своем мистическом шедевре "Роза мира", смерть Пушкина была великим несчастьем для России, но смерть Лермонтова — уже настоящей катастрофой. Оборванные, не прошедшие фазы растворения миссии великих людей — не только зловещее предзнаменование, но и прямое разрушение окружающей их реальности.
На фазе осуществления (Скорпион) человек бывает захвачен идеей, ее мощью, могуществом, способностью взаимодействовать с другими идеями, порождать третьи и т. д. На фазе растворения (Рыбы) сила идеи падает, она отчасти выхолащивается, теряет притягательность и способность оплодотворять другие идеи — но зато в ней становятся видны тонкости и аспекты, бывшие незаметными раньше. Появляется тема жертвенности: идея, слабея, становится более пластичной, и ее приспосабливают в качестве бесплатной составной части или аксессуара в совершенно чуждых и посторонних для нее ситуациях. Идут ее активная профанация, размен, популяризация и деградирование; становясь банальностью, она входит в культуру в качестве одного из многих не различимых без специального труда оттенков. Искусствоведы утверждают, что в некоторых картинах Питера Брейгеля использовано до двадцати оттенков серого цвета — и ведь каждый из них был, вероятно, для него сначала открытием, а потом — мощным инструментом.
Рыбы часто означают время десакрализации. В политике, искусстве, науке ведущие (работающие) идеи в фазе осуществления (Скорпион) получают сакральный (священный) оттенок: о них следует говорить с придыханием, а критиковать — лишь очень поверхностно и умеренно, да и то не сами идеи, а их неканоническое использование. Однако с наступлением фазы растворения скорпионья сакральность уступает место рыбьей всеядности и вседозволенности, и прежде строго охраняемая от нескромных взоров и влияний идея начинает работать на всех подряд, треща по швам, пачкаясь и лишаясь какой бы то ни было формы. В тщетной попытке сохранить ее остатки власти пытаются оградить и усилить ее ритуалом, догматикой, внешней формой, — но все это не спасает идею от разрушения. Так умирает религиозное течение, теряя харизму, но входя в культуру народа: с одной стороны, в виде общераспространенных этнических норм и нравоучительных рассказов, а с другой — в форме лишенных духовного содержания, но имеющих определенную эстетическую (и историческую) ценность ритуалов, храмов, украшений, орнаментов и занавесок.
Есть и другое принципиальное отличие Рыб от Скорпиона (и Рака), которое обязательно нужно иметь в виду при "диагностике" той или иной ситуации, то есть при определении управляющего ею зодиакального архетипа. Скорпион в принципе замкнут, отделен от окружающего мира стеной, например, специальным языком для выражения понятия и структур тонкого плана; так профессиональные жрецы и ученые тщательно следят за чистотой своего (сакрального) языка, всячески избегая смешивания его с обычным (мирским). Рыбы же разрушают эту замкнутость, стена ломается, и жизнь тонкого плана приобретает отчетливо жертвенный характер. В частности, сакральный язык смешивается с мирским, обогащая последний, но резко профанируясь сам. Гибель культуры — важный период ее существования, вырабатывающий в лучших ее носителях такие качества, как мудрость, смирение, чуткость, тонкость, обостренное внимание к внешнему миру, пророческое видение отдаленного будущего.
Тема фазы растворения — не только грустная; разрушение может означать и уход из жизни чего-то плохого, что ее отравляло, подавляло, сковывало и порабощало. При этом то, что в фазе осуществления было опасным и несокрушимым врагом, в фазе растворения оказывается вовсе не таким страшным, ядовитым и нерушимым — с ним, оказывается, вполне можно справиться и даже иногда пожалеть за беспомощность и обреченность. Рыбы гораздо более склонны к жалости, нежели Скорпион, — но враждебные им идеи в случаях Рыб существенно слабее, чем в ситуациях, управляемых Скорпионом, и далеко не так опасны. Искушение Рыб заключается в излишней снисходительности или, говоря по-другому, в недостаточной добросовестности: если уж они берутся за выхолащивание какого-либо идейного (тонкого) зла, следует делать это до конца, то есть до полного растворения его в окружающем пространстве, когда доза оказывается для последнего не только не вредной, но даже и в чем-то полезной. Рыбы умеют тонко ликвидировать пафос, ореол, сияние, а когда ярко пылающий костер прогорает до тления мелких угольков, последние уже безо всякого вреда для окружающего леса превращаются в питательную золу, которую ветер разнесет по сторонам и удобрит ею почву.
Рыб нередко можно спутать со Скорпионом (гораздо реже — с Раком), потому что оба архетипа работают с тонким планом, но если Скорпион занимается нормальной эксплуатацией идеи, то Рыбы — критической, от которой она разрушается и гибнет. Поэтому если в жизни человека архетип Рыб силен, а Скорпион слаб, то возникает опасность подмены: отчетливо скорпионью ситуацию этот человек будет склонен видеть как рыбью, и, вместо того чтобы аккуратно и деликатно отработать тонкости, сохранив центральную идею в целости и сохранности, станет ее нещадно эксплуатировать и профанировать, например, предлагая на рассмотрение широкой общественности как панацею (последнее — вещь совершенно немыслимая для скрытного и внешне сдержанного Скорпиона). Сильные Рыбы низшей октавы могут быть немыслимо грубыми, буквально разрубая на куски еще живую и полную нераскрытых возможностей идею, — так матерый критик своим разбором превращает тонкую психологическую прозу или символическую поэзию в пустое нравоучение, столь же истинное, сколь тривиальное:
— Ну-ка, дети, скажите, в чем смысл стихотворения Пушкина "Пророк"? А в том, что человек, желающий приносить пользу людям, должен быть готов ко всевозможным неприятностям.
Наоборот, слабые Рыбы в сочетании с сильным Скорпионом дадут человеку склонность вечно возиться с уже отчетливо отживающими идеями и концепциями, пытаясь вложить в них иное содержание, скрестить с другими идеями и в результате получить полноценный продукт, — а это решительно не удается, и человек не понимает, в чем тут дело. Ему трудно принять мысль о том, что идеи и методы, многократно испытанные и эффективные, могут исчерпаться и давать хронические сбои, и он может пытаться реанимировать и гальванизировать их до бесконечности, что возможно благодаря тому, что увядание и разрушение тонкого объекта не так очевидны, как в случае плотного. Пример из области психологии: женщине очень трудно полностью принять для себя тот факт, что мужчина, некогда пылко в нее влюбленный, полностью ее разлюбил. Как бы он ни доказывал последнее своим поведением, она может снова и снова в своем воображении вызывать воспоминания (пусть давно ушедших времен) о том, каков он был с нею когда-то, и сила этих воспоминаний не даст ей увидеть очевидного равнодушия былого преданного поклонника. В данном случае упорствующий Скорпион служит человеку плохую службу, не давая включиться Рыбам, которые разрушат тонкий (психологический) план отношений, но зато освободят утомившихся партнеров друг от друга (не говоря уже о том, что в процессе душевного расставания они ощутят гамму глубоких и тонких переживаний, не постижимых никаким другим образом и опытом).
Большая опасность для Рыб заключается в их подмене Козерогом, то есть идеей разрушения того или иного объекта плотного плана. Типичный пример — попытки искоренения человеком в себе дурных привычек или отрицательных жизненных установок без достаточно глубокой их отработки и понимания их истинных психологических корней. Например, если в человека встроен сюжет глобального неудачника (вытесненная в подсознание жизненная позиция: я ни на что серьезное в принципе не способен), он может пытаться преодолевать свои трудности на плотном плане (Козерог), неустанно отыскивая возможные щели в своих проектах и тщательно их закрывая, — но это, увы, ничуть не помешает построенному им кораблю в первом же плавании сесть на рифы в результате "случайной" ошибки лоцмана. Как жаловался один вор-неудачник другому: "Целый месяц прикармливал хозяйскую собаку, чтобы она ночью не поднимала лай, — и, уже забравшись в дом, умудрился наступить на хвост кошке!" Такого рода подмена (Рыб Козерогом) характерна для людей со слабыми Рыбами; если же Рыбы сильны, а Козерог, наоборот, слаб, то вероятна обратная подмена, когда очевидно козерожьи ситуации человек пытается решать рыбьими методами, например, начинает строить общую программу дисциплинирования безалаберного ребенка вместо того, чтобы здесь и сейчас остановить его в несвоевременных развлечениях и отправить учить уроки на завтра.
Рыбы любят критиковать с общих позиций, и на высоком уровне это их сила (они видят тонкие трещины, необратимо ведущие объект к гибели), а на низком — слабость, так как это дает склонность к огульному и часто недостаточно мотивированному и неконкретному отрицанию.
— Ну скажи, чем тебе не нравится этот человек?
— А противный очень!
— Ну а в чем она выражается, противность эта?
— А во всем!
— А конкретно?
— Смотреть на него невозможно!
К положительным (в общем) чертам Рыб следует отнести их всеядность и способность извлечь тонкости, нюансы и глубокий смысл из, казалось бы, безнадежно устаревших и банальных идей и представлений. Нередко можно разрушить идею насмешкой, но Рыбы любят тонкий юмор, рассчитанный на добивание. В низшей октаве это так называемый черный юмор, уровнем повыше располагаются, например, элегантные остроты-эпитафии, а также жизнеутверждающие лимерики в стиле Эдварда Лира, например:
Одинокий старик из Бердичева
Ненавидел отродия птичьего.
Даже собственный гусь
Приводил его в грусть,
Превосходнейший гусь из Бердичева.
Здесь мы плавно переходим к теме литературных жанров, находящихся под покровительством Рыб. Это не только вышеупомянутые эпитафии (а также художественные некрологи); под Рыбами в большей мере (и с большой уютностью) — располагается лирическая поэзия, живописующая трагические сюжеты: расставания с любимым, разочарования лирического героя в чем угодно, а особенно в некогда любимой; всевозможные увядания, сожаления, прощания и прощения — однако выраженные не слишком конкретно, а более символически, так что увядающий, желтеющий и падающий на черную землю кленовый лист вянет, желтеет и падает не просто так, а вместе с сердцем лирического героя, и земля черная не по причине своего плодородия, а как символ гроба или вод священного Стикса.
Особенно характерен для Рыб жанр элегии, где сами слова чаще всего носят несколько неопределенный характер, подчеркивая размытость видения и устремленность взора поэта на внеземные объекты (стихия воды), которым, однако, свойственно умирать и уходить в небытие.
Я звал тебя, — но ты не оглянулась,
Я слезы лил — но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
А. Блок
В этом четверостишии бросается в глаза типично женская позиция лирического героя (особенно ярко выраженная во второй строчке); у нормального мужчины стихотворение в его прямом значении вызовет недоумение или даже возмущение: как же можно отпускать одинокую барышню в ночь, тем более под дождем? Ее же нужно проводить до дома! Однако лирический герой Блока не настолько лишен мужских качеств — просто речь идет совершенно о другом: под обликом Прекрасной Дамы скрывается некоторая высшая женственная сущность, возможно, соборная Душа русского народа, общение с которой необходимо поэту, но услышать ее зов и подняться до нее нравственно дано не каждому — о чем и свидетельствует цитированная строфа. Поэт честно признает свое поражение, и понятно, что провожать в данном случае никого не надо: синий плащ, вероятно, символизирует небо, в котором растворилась гостья.
Умением акцентировать стихию воды обладают все большие поэты, в чьих стихах слова и метафоры оживляют тонкий мир до такой степени, что он кажется ярче и выразительнее плотного. Это очень отчетливо ощущается у Николая Заболоцкого в стихах среднего (эпического) и позднего периодов. Везде, где он пишет о распаде, умирании в природе, его описания ботанически и фенологически точны, но перед читателем возникает великая мистерия растворения, восходящая, кажется, прямо к космогоническому архетипу. В стихотворении "Начало зимы" он так описывает становление льда на реке:
Заковывая холодом природу,
Зима идет и тянет руки в воду.
Река дрожит и, чуя смертный час,
Уже открыть не может томных глаз,
И все ее беспомощное тело
Вдруг страшно вытянулось и оцепенело
И, еле двигая свинцовою волной,
Теперь лежит и бьется головой.
.
И уходящий трепет размышленья
Я, кажется, прочел в глухом ее томленье,
И в выраженье волн предсмертные черты
Вдруг уловил. И если знаешь ты,
Как смотрят люди в день своей кончины,
Ты взгляд реки поймешь. Уже до середины
Смертельно почерневшая вода
Чешуйками подергивалась льда.
И в заключение мы рассмотрим действие архетипа Рыб в жизни человека. Растворение тонкого тела, точнее, отмирание определенных его структур, означает в первую очередь психологическое прощание с устойчивыми элементами психики: ценностями, идеалами, жизненными позициями, привязанностями. Иногда это происходит долго и почти незаметно, иногда — быстро и безжалостно, но в любом случае включение Рыб означает безвозвратность потери: прошлое уходит, чтобы никогда не вернуться… по крайней мере в том виде, как человек к нему привык. Человек со слабыми и непроработанными Рыбами может производить впечатление оптимиста, быть всегда бодрым, деятельным и полным энергии… но в близком контакте с ним ощущается его душевная ущербность, которую окружающие не всегда сумеют выразить точными словами. Ему очень трудно понять, что такое душевный траур, он не умеет адекватно проявить сочувствие другу, попавшему в беду, скорее всего не переносит женских слез, считая, что вообще слезами горю не поможешь и чем понапрасну оплакивать неудачи, лучше направить свои силы на строительство будущего, — взгляд столь же здоровый, сколь и наивный.
Ибо только человек с сильными Рыбами способен глубоко ощутить ту истину, что будущее строится лишь после того, как полностью и тщательно похоронено прошлое — в том числе, и в особенности, в душе человека, а не только на уровне событий и обстоятельств. Сильные Рыбы тонко чувствуют ту особую алхимическую трансформацию, которая переводит горечь несостоявшихся, оборвавшихся и даже сравнительно успешно закончившихся жизненных программ в ощутимую силу, дающую человеку возможность жить дальше после кардинальных и даже катастрофических перемен. Это, конечно, не значит, что сокровенное знание архетипа применяется человеком автоматически — сильные Рыбы низкого уровня развития могут дать откровенного и грубого нигилиста, априорно отрицающего все ценности окружающих и мира в целом, но никогда не опускающегося до конкретных деталей. Повышение уровня делает критику более содержательной и менее деструктивной, но к излишней конкретности Рыбы не склонны ни при каких условиях: им легче уточнить аспект, нежели деталь. Рыбы высокого уровня могут быть крупными психологами, политиками, реформаторами, но всегда пафос их деятельности — это ликвидация чего-то, например, преодоление причин кризиса или антагонизма. В современной психологии распространен целостный подход к психике (особенно ярко представленный в гештальт-терапии Фрица Перлса), когда по-видимому негативные субличности (привычки, устремления) пациента истолковываются психотерапевтом как неантагонистические, то есть имеющие право на существование в психике, но не нашедшие пока в ней своего места. Откровенному, непримиримому негативу дается выход, после чего субличность получает свою дозу уважения и миролюбивой коррекции и благополучно интегрируется в психику — методология по своему духу совершенно рыбья. Точно так же опытный рыбак долго вываживает щуку на блесне и вытаскивает ее из воды лишь тогда, когда она основательно утомилась.
Глава 11. Телец
Стихия земли, фаза творения
По-настоящему краеугольный камень
принципиально неукрадаем.
Тема: творение плотного плана.
Знакам других стихий это может показаться несколько странным, но Телец любит работать — конкретно, реально создавать то, чего никогда не было раньше. И пускай Козерог нудит, что новое есть хорошо забытое старое, — Телец в это не верит. Новое — это новое: то, чего раньше не существовало, а теперь Телец его делает — из материалов, которые как будто сами идут ему в руки (совершенно не в соответствии с затраченными им усилиями), и исполняя некий туманный (и для окружающих, и для него самого) замысел, который, однако, воплощается на удивление весомо и ощутимо, хотя и не всегда ясно, каковы будут его материальные и духовные последствия.
Телец любит получать материальные дары и авансы. Вообще-то каждый зодиакальный архетип склонен считать себя пупом земли, но у Тельца это выражено на редкость откровенно и прямолинейно. Типичная тельцовская ситуация — строительство нового города, когда на его будущую территорию со всех сторон свозятся все необходимые материалы, оборудование, подводится электроэнергия, отовсюду съезжаются строители и будущие жители и об экономии никто еще не думает. Имеется, конечно, и некоторый общий план застройки, но его конкретное исполнение предполагает активное творчество на месте, уже не на бумаге и в кабинетах высокого начальства, а на строительных площадках, среди кирпича, железобетона, асфальта, на подъемном кране и за рулем грузовика.
Для ситуации Тельца характерна некоторая роскошь (определяющая и большую свободу действий), связанная с тем, что результаты скажутся много позже — уже в фазе осуществления и растворения, в частности, под Девой и Козерогом. Для Тельца не характерны строгий контроль, учет, согласование — он скорее приблизительно прикидывает и не огорчается потерям, твердо зная: все, что ему понадобится, он получит — может быть, чуть позже или не совсем то, что ему требовалось, но это не будет иметь существенного значения. Телец немного играет, пробует разные варианты, творит, как говорится, на месте, не ощущая особого контроля за своей деятельностью. Однако на нем лежит большая моральная нагрузка — ответственность за всю будущую жизнь творимого им плотного объекта, и он склонен к перестраховке и иногда к излишней надежности — излишней с точки зрения последующего периода осуществления миссии объекта, когда он функционирует в уже известных условиях, но о том, какими они окажутся, Телец имеет лишь смутное представление.
Телец завозит стройматериалы и строит фундамент; в науке и искусстве это в первую очередь означает создание языка, то есть составление списка основных понятий и свода грамматических правил, позволяющих составлять фразы и тексты. Таким образом, Телец ведает пополнением словаря науки, вводя в нее новые, вначале сомнительные — так сказать, жаргонные — понятия, которым еще лишь предстоит занять официальное место, если, разумеется, они выдержат соответствующие испытания. На содержательном уровне это означает, что Телец вводит в науку новые принципы, методы и понятия, предлагая ей с удобством расположиться в новом пространстве… хотя насколько это окажется возможным и конструктивным, он заранее сказать, конечно, не может. Аналогично, в искусстве Телец вводит новые формы, материалы, краски, и все это поначалу непривычно, свежо, занимательно и как бы несерьезно — пока все к нововведениям не привыкают и не начинают их нещадно эксплуатировать, выделив то, что удобно и эффективно.
Не следует, однако, представлять себе Тельца непременно в пасторальном виде: ласковым теленочком с мягкой коричневой шерсткой и звонким колокольчиком, смирно пасущимся на сочном зеленом лугу… Если программа Тельца достаточно сильна, то социум, предчувствуя большую и тяжелую трансформацию, которую она ему сулит, в тщетной попытке спасти текущее состояние с рождения лишает теленочка материнского молока, засовывает его в грязный хлев и снабжает жестоким пастухом. В результате, несмотря на скудное питание и плохой уход (или даже откровенно жестокое обращение), вырастает здоровенный бычина с обломанным рогом, шрамами на шкуре, диким видом и свирепым нравом, способный не глядя растоптать все, что неосмотрительно попадается ему под ноги. Так, или почти так, воспринимался государственной властью в России конца 60-х годов музыкальный "десант" английского ансамбля "Битлз" — при всей его мелодичности и политической нейтральности он был воспринят советскими органами безопасности примерно так же, как американскими — русские ядерные ракеты на Кубе. Однако остроту противодействия новым тельцовским формам следует рассматривать именно как признак их будущего влияния на среду в целом, — и действительно, песни "Битлз" прочно утвердились в нашей культуре, так же как и многочисленные рок-группы с их фанатами, нисколько, несмотря на децибелы, не угрожая устойчивости государственного строя.
Наверное, самый близкий к тельцовскому архетипу сюжет — это сказка о курочке Рябе, снесшей золотое яичко. Это вам не волшебная щука, пообещавшая исполнение желаний — а дальше ничего не известно: то ли обманет, то ли нет, да и какие желания загадывать, тоже неясно. А тут все конкретно — дальше некуда: лежит перед дедом и бабкой золотое яйцо, и непонятно, что с ним делать. Дальнейший сюжет сказки: удавшаяся, хотя и не сразу, попытка профанации тельцовского влияния и его обезвреживания для среды. Баба била (пыталась утилизировать и уничтожить яйцо обычным методом) — не разбила (первичная социальная фрустрация); дед бил — не разбил (усиленная социальная фрустрация, необходимо вызывающая агрессию); мышка (магический фактор, символизирующий агрессию среды) бежала, хвостиком (хвост, как и волшебная палочка, — символ жезла власти) махнула — яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба (социум все же сожалеет о возможной, но ныне утраченной ценности), а курочка (Телец) их утешает: снесу вам яичко простое, поняла, что творчество на высоком уровне вам не нужно, сотворю в рамках, доступных социальному пониманию, — типичный для волшебных сказок счастливый конец.
Большое искушение Тельца заключается в недоведении до конца своей программы. Дело в том, что его энтузиазм продолжается ровно до тех пор, пока он творит и оформляет нечто новое и пока не испытывает недостатка в плотных формах и материалах. Ужиматься, экономить, вступать с окружающей средой в торговые отношения (я — тебе, ты — мне) — не его стихия, но по мере достраивания объекта тот частично переходит в режим нормального (а не пробного) функционирования, то есть под управление трезвой, аккуратной и внимательной Девы, чье влияние сковывает Тельца, и он норовит уйти, не завершив своих дел, а это впоследствии очень негативно скажется на фазах осуществления и растворения. В качестве примера можно привести типично тельцовское занятие: освоение грамматики иностранного языка. Представим себе человека, который при изучении сего предмета упустил (всего лишь!) повелительное наклонение: в каком же бедственном положении окажется он сразу по пересечении границы чужой страны!
Описанный выше шаблон особенно характерен для человека со слабым Тельцом; тогда вероятна его подмена Девой или даже Козерогом: в последнем случае человек начинает разрушать объект, еще его не достроив. Такая черта характера, будучи проявлена в речи, может доводить собеседника до бешенства: только начав рассказывать о чем-то интересном и важном, он тут же сворачивает тему, перебивая сам себя замечанием типа: "А впрочем, все это на самом деле неважно и вам неинтересно", — и никакие уверения в противном не заставят его довести рассказ до конца.
Ничуть, впрочем, не лучше подмена слабого Тельца Раком: в этой ситуации человек, вместо того чтобы придумать или сделать что-то реальное, может начать изобретать некие общие принципы, исходя из которых по идее могло бы быть устранено данное конкретное затруднение, — хотя совершенно ясно, что в этом случае нужно найти не принцип, а конкретное решение, и притом побыстрее.
Наоборот, сильный Телец будет склонен подменять собой другие зодиакальные архетипы, и в первую очередь Деву, Козерога и Рака. Подмена Тельцом Рака может выражаться в том, что человеку кажется, что легче изобретательно преодолевать все новые и новые практические трудности, чем ввести в свою психику одну-единственную, но существенную жизненную ценность (и несколько потеснить ею остальное). Типичный пример — разнообразные частные болезни, связанные с неправильным образом жизни человека. Тельцовское поведение — изобретательное сражение с ними по очереди путем поиска эффективных лекарственных средств, снимающих неприятную симптоматику. Однако, если требуется существенная и устойчивая перестройка организма (включение Рака), лекарства помогают лишь на время или вместо старой вскоре появляется новая болезнь, которую нужно лечить поисками нового врача, лекарства и т. д. Правильное решение — сделать здоровье (а не отсутствие того или иного конкретного симптома) своей ценностью и ежедневно посвящать час-два профилактической и гигиенической деятельности. Это требует смены архетипа — Тельца на Рака, что иногда бывает необыкновенно трудно. Подмена Тельцом Девы ведет к безответственности, ложным ожиданиям бесплатной помощи, грубости и общей как бы инфантильности поведения человека в ответственных ситуациях; их он почему-то видит как игровые и защищенные некоей высшей силой, которой на самом деле совершенно не наблюдается; провалившись в такой ситуации, человек будет, однако, скорее всего, ссылаться на необъяснимое и фатальное невезение или вину окружающих, к большому их раздражению.
Впрочем, сильный Телец может пытаться подменить собой и другие знаки, имеющие к нему самое отдаленное отношение, например Рыб. Так стареющая наука пытается реанимировать свои давно уже не плодоносящие идеи, привлекая молодых ученых и призывая их ставить новые, смелые эксперименты — но при этом бдительно следя за тем, чтобы результаты интерпретировались в точном соответствии с устоявшейся догмой. Умирание идеи выражается в том, что она, взаимодействуя с другими идеями и с конкретным жизненным материалом, дает лишь мертворожденное потомство, — но столкнуться с этим вплотную будет для конкретного и жизнерадостного Тельца тяжелым испытанием, тем более угнетающим, что плохо понятным.
Слабое место Тельца — возможное пренебрежение реальностью тонкого плана. Временами плотный план, его проблемы и творчество, магия материала слишком его захватывают, и он совсем забывает о тонком плане, в соответствии с которым должна находиться конкретная деятельность. В принципе Телец интуитивно хорошо чувствует, когда связь с тонким планом существует и его поддерживает, а когда рвется и нужно срочно ее восстанавливать, но, увлекшись очередным новым действием, может не обратить внимания на существенное отклонение от примерной, но обязательной для него программы деятельности. Так начинающий репетитор, подготавливая школьника к поступлению в технический вуз, может вводить в свое обучение элементы, выходящие за рамки школьной программы, но ему лучше не уходить в этом слишком далеко, иначе его питомец может в результате поступить на географический факультет, к вящему неудовольствию своих родителей.
Другое слабое место Тельца — возможное несоответствие получаемых им материалов и других плотных форм представлениям человека о том, что ему в самом деле необходимо. По идее включение тельцовского архетипа предполагает инициацию специфического рога материального изобилия, в избытке снабжающего ситуацию всем необходимым для создания плотного объекта. Однако, во-первых, это может происходить не одномоментно, а во-вторых, человек может достаточно смутно представлять себе, что же именно такое он делает, и, соответственно, его представление о том, что ему для этого нужно, будет искаженным, так что поток поступающих к нему материальных форм может показаться ему недостаточным. В такой ситуации возникает соблазн искусственно заменить Тельца Девой, например, начать тратить время и усилия на поиск и приобретение недостающих плотных форм, но это обычно не решает, а усугубляет проблему. Нередко правильнее бывает пристально всмотреться в тельцовскую ситуацию и уточнить, какой именно объект она предполагает воплощать, — может быть, куда более скромный, чем показалось человеку? Например, в период школьного обучения ребенок, даже очень талантливый, должен постичь много разных премудростей, но все-таки не обязан (как нередко считают его родители) окончательно определить свою профессию и место в жизни на оставшуюся ее часть.
Обратимся теперь к литературе — какие жанры находятся под покровительством Тельца?
Вообще стихия земли управляет прозой (стихия воды — поэзией), поскольку проза — по идее — должна создавать реальность не менее плотную и ощутимую, чем сама жизнь, а в некоторых случаях даже и более плотную и реальную. При этом, хотя писатель работает с помощью слов, то есть объектов нематериальных, у читателя возникает иллюзия, что он занят совершенно физической работой: обходит описываемые в романе владения, переплывает бурную реку, взбирается по винтовой лестнице на плоскую крышу сторожевой башни и т. д. То же относится не только к физическому, но и к каузальному плану, то есть потоку событий, и в этом также заключено мастерство писателя: в умении передать события внешней и внутренней жизни героев так, чтобы они становились событиями и в восприятии читателя, то есть чтобы их можно было не только ментально познавать (как домосед читает географические очерки), но и переживать. Как возмущенно ответил поглощенный чтением детективного романа муж своей супруге, пригласившей его поужинать: "Какая тут может быть еда, когда у меня взорвавшийся самолет на посадку идет!"
Конечно, в хорошем романе представлены все стихии, но создание своей специфической плотной реальности для прозаического произведения обязательно. Архетип Тельца включается всякий раз, когда на сцене появляется новое "лицо" или "герой" романа или рассказа, будь то человек, пейзаж или дом. Характерно, что с возрастом вкусы читателя меняются от отрицания стихии земли (особенно Девы) к полному ее приятию и даже восторженной любви. В юности предпочтительнее чувства (для девушек) и диалоги (для юношей), а длинные описания внешнего вида героев, а также ландшафтов, интерьеров и архитектурных особенностей молодежь обычно пропускает — к великому ущербу для восприятия авторского замысла. Человека в молодости часто интересует не столько жизнь (стихия земли), сколько ее суть (выражаемая стихией воздуха), и это восприятие, естественно, переносится на чтение. Предметные описания чаще всего воспринимаются им лишь по минимуму, в первой фазе проявления тельцовского архетипа, а старания Девы нередко игнорируются полностью. Поэтому хорошие детские писатели сжато, но интенсивно включают Тельца, давая персонажу и пейзажу одну-две яркие характеристики: "Вовку разбудило солнце. Желтый луч проник через прозрачную занавеску и толкнул его в правый глаз, днем голубой, а ночью — неизвестно какой". Детская прозаическая литература вся идет преимущественно под Тельцом, и хотя, конечно, другие зодиакальные архетипы тоже в ней ощущаются, но в гораздо меньшей степени — и чем младше возраст, тем откровеннее проступает Телец, даже в стихах:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
К. Чуковский
С возрастом любовь и понимание стихии земли и жизни плотного плана возрастают, и человек средних лет уже гораздо внимательнее читает в романах описание внешности героев, природных красот и архитектурных ансамблей. Ему становится понятным, что в романе И. Во "Возвращение в Брайдсхед" главным героем является родовое поместье семьи, а угасание старинного рода Брайдсхедов воспринимается как символ разрушения прекрасного замка.
Кроме первичных описаний физического плана, Телец управляет первичным включением каузального потока, то есть завязкой действия. Разворачивание действия идет уже под Девой, а его финал — под Козерогом (эпилог — под Водолеем). Типично тельцовское место романа — начальные главы, в которых обозначаются основные сюжетные линии и их взаимосвязи. Читателю это может быть не так ясно, но для писателя включение Тельца всегда очевидно: он чувствует, что в изложении появляется нечто качественно новое и его необходимо как-то обрисовывать, чтобы оно получило своего рода вид на жительство, то есть право на полноценное участие в уже имеющейся реальности произведения.
В жизни человека активизация Тельца означает включение и первичное освоение нового жизненного сюжета, выраженного в цепочке конкретных событий и переживаний. При этом тонкий (психологический, духовный) план остается как бы за кадром, а в центре внимания оказываются конкретные обстоятельства и поступки, словом, практическая деятельность — как правило, непривычная, не освоенная, но интересная и даже иногда захватывающая. Типичный пример — ребенок первый раз в жизни идет в магазин покупать хлеб. Уже мама его несколько раз точно проинструктировала, куда надо идти (он и сам это прекрасно знает), и что сказать продавщице, и когда отдать ей деньги, и куда положить батон, и куда сдачу, и когда сказать: "Спасибо", — но вот уже пора идти, и родительская крыша остается позади, и одинокий беззащитный чел<