Теории личности и личностный рост.

Оглавление

Выражение признательности. 15

Об авторах. 16

Глава 1. Вступление. 16

Конструктивный подход к теории личности. 17

Теории личности. 17

Расширение рамок теории личности. 18

Когнитивная психология. 18

Движение за развитие человеческого потенциала. 18

Женская психология. 19

Восточные теории личности. 19

Структура глав. 21

Биографический экскурс. 22

Идейные предшественники. 22

Основные понятия. 22

Динамика. 23

Структура. 23

Оценка. 25

Итоги главы. 25

Ключевые понятия. 25

Библиография. 25

Для размышления. 25

Библиография. 26

Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ. 26

Биографический экскурс. 27

Идейные предшественники. 29

Философия. 29

Биология. 29

Бессознательное. 30

Основные понятия. 30

Психический детерминизм. 30

Сознательное, подсознательное и предсознательное. 31

Влечения. 31

Либидо и агрессивная энергия. 32

Катексис. 33

Структура личности. 33

Ид. 33

Эго. 34

Суперэго. 34

Взаимосвязь между тремя подструктурами. 35

Психосексуальные фазы развития. 35

Оральная фаза. 35

Анальная фаза. 36

Фаллическая фаза. 36

Генитальная фаза. 38

Взгляды Фрейда на природу женщины. 38

Движущие силы: психоанализ, деятельность сновидения и тревога. 39

Психоанализ: теория. 40

Сновидения и деятельность сновидения. 40

Природа тревоги. 42

Структура. 43

Энергия. 43

Тело. 43

Социальные взаимоотношения. 44

Эмоции. 45

Интеллект. 45

Самость. 45

Психотерапевт и психотерапия. 45

Роль психоаналитика. 46

Ограничения психоанализа. 47

Оценка. 48

Выводы для индивидуального развития. 49

Теория из первых рук. Отрывок из «Очерков истерии». 49

Итоги главы. 54

Ключевые понятия. 55

Аннотированная библиография. 56

Веб-сайты. 58

Библиография. 59

Глава 3. Анна Фрейд и постфрейдисты: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт, Хайнц Кохут и гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс. 61

Анна Фрейд. 62

Биографический экскурс. 62

Основные разработки: защитные механизмы. 63

Дальнейшее развитие психоаналитической теории: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт и Хайнц Кохут. 68

Мелани Клейн (1882—1960). 69

Доналд Уинникотт (1896—1971). 71

Хайнц Кохут (1913—1981). 73

Дальнейшее развитие психоаналитической терапии: гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс. 74

Краткая характеристика гештальт-терапии. 75

Единство души и тела. 76

Невроз и здоровье. 77

Психотерапия и работа со снами. 79

Оценка. 81

Заключение. 82

Теория из первоисточника. Три отрывка из работ Анны Фрейд. 82

О подростках. 82

О защитных механизмах. 82

Последствия изменений в психоаналитическом мышлении. 82

Отрывок из книги Фрица Перлса «Гештальт-терапия в дословной передаче». 83

Итоги главы. 83

Ключевые понятия. 85

Аннотированная библиография. 86

Веб-сайты. 87

Библиография. 88

Глава 4. Карл Густав Юнг и аналитическая психология. 90

Биографический экскурс. 90

Идейные предшественники. 93

Фрейд. 93

Гете и Ницше. 94

Алхимия и гностицизм. 94

Восточная мысль. 94

Основные понятия. 95

Аттитюды: интроверсия и экстраверсия. 95

Функции: мышление, чувства, ощущения, интуиция. 95

Бессознательное. 97

Архетип. 97

Эго. 99

Персона. 100

Тень. 100

Анима и анимус. 102

Самость. 103

Символы. 103

Динамика. 105

Психологический рост: индивидуация. 105

Препятствия росту. 107

Структура. 108

Тело. 108

Социальные связи. 108

Воля. 108

Эмоции. 109

Интеллект. 109

Терапевт. 109

Оценка. 110

Религия и мистицизм. 110

Анализ символов. 111

Современность: влияние Юнга. 111

Теория из первоисточника. Выдержки из «Аналитической психологии». 112

Словесные ассоциации. 112

Анализ сновидения. 112

Итоги главы. 113

Ключевые понятия. 114

Аннотированная библиография. 114

Веб-сайты. 115

Библиография. 115

Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология. 118

Биографический экскурс. 119

Идейные предшественники. 120

Эволюция. 120

Психоанализ. 120

Фридрих Ницше. 121

Выдуманные цели. 121

Холизм (holism). 121

Основные понятия. 122

Неполноценность и компенсация. 122

Агрессия и борьба за превосходство. 123

Жизненные цели. 123

Стиль жизни. 125

Схема апперцепции. 125

Творческая энергия личности. 126

Социальный интерес. 126

Сотрудничество. 127

Адлер о женщинах. 127

Основные принципы теории Адлера. 128

Динамика. 128

Психологический рост. 128

Препятствия росту. 129

Структура. 130

Тело. 130

Социальные отношения. 131

Воля. 131

Эмоции. 131

Интеллект. 131

«Я». 131

Терапевт. 131

Оценка. 133

Новейшие достижения: влияние Адлера. 134

Теория из первых рук. Из книги «Социальный интерес». 134

Итоги главы. 135

Ключевые понятия. 136

Аннотированная библиография. 137

Веб-сайты. 137

Библиография. 137

Глава 6. Карен Хорни: гуманистический психоанализ. 139

Биографический экскурс. 140

Идейные предшественники. 142

Зигмунд Фрейд и классический психоанализ. 142

Альфред Адлер. 143

Другие интеллектуальные влияния. 143

Основные понятия. 144

Женская психология. 144

Новая парадигма Хорни. 147

Зрелая теория Хорни. 149

Динамика. 154

Связь межличностных и интрапсихических защит. 155

Главный внутренний конфликт. 155

Психотерапевтический процесс. 156

Применение теории Хорни в других областях. 157

Литературоведение. 157

Психобиография. 158

Исследования культуры. 158

Взаимоотношения полов. 159

Оценка. 159

Заключение. 160

Теория из первоисточника. Отрывок из самоанализа. 160

Итоги главы. 161

Ключевые понятия. 162

Аннотированная библиография. 164

Веб-сайты. 165

Библиография. 165

Глава 7. Женские теории. 167

Основные понятия. 168

Подход к психологии женщины, центрированный на отношениях (relational approach). 168

Смена эталонов. 170

Модель внутреннего «я». 171

Связь (connection). 171

Динамика. 172

Основные направления психологического развития и роста. 172

Отчуждение (disconnection). 172

Центрированная на отношениях психотерапия. 174

Оценка. 175

Теория из первоисточника. 175

Итоги главы. 177

Ключевые понятия. 178

Аннотированная библиография. 178

Веб-сайты. 179

Библиография. 179

Глава 8. Эрик Эриксон и жизненный цикл. 182

Биографический экскурс. 182

Идейные предшественники. 184

Психоанализ. 184

Другие культуры. 185

Основные понятия. 185

Эпигенетическая модель человеческого развития. 185

Идентичность. 195

Психоистория. 197

Динамика. 198

Позитивное развитие. 198

Помехи в развитии. 199

Структура. 200

Тело. 200

Социальные взаимоотношения. 200

Воля. 200

Эмоции. 201

Интеллект. 201

Самость. 201

Психотерапевт. 201

Оценка. 202

Теория из первоисточника. Из книги «Детство и общество». 203

Итоги главы. 204

Ключевые понятия. 205

Аннотированная библиография. 205

Веб-сайты. 206

Библиография. 206

Глава 9. Вильгельм Райх и психосоматика. 208

Биографический экскурс. 208

Идейные предшественники. 210

Психоанализ. 210

Марксизм. 211

Основные понятия. 211

Биоэнергия. 211

Энергия оргона. 212

Сексуальность человека. 213

Характер. 213

Динамика. 215

Психологическое совершенствование. 215

Расслабление панцирных сегментов. 217

Препятствия к совершенствованию. 218

Структура. 220

Тело. 220

Социальные связи. 220

Воля. 221

Эмоции. 221

Интеллект. 221

Самость. 222

Терапевт. 222

Оценка. 222

Иные подходы к проблемам психосоматики. 224

Биоэнергетический анализ. 224

Техника Александера. 225

Метод Фельденкрейса. 226

Структурная интеграция (рольфинг). 227

Сенсорное самосознание. 228

Оценка. 230

Теория из первоисточника. Отрывок из «Я и оргон». 231

Итоги главы. 233

Ключевые понятия. 234

Аннотированная библиография. 234

Веб-сайты. 235

Библиография. 236

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания. 238

Биографический экскурс. 239

Идейные предшественники. 240

Основные понятия. 241

Наше «я». 242

Социальное «я». 243

Характеристики мысли. 244

Динамика: силы, поддерживающие и ограничивающие личное развитие. 250

Психологический рост. Эмоции и прагматизм. 250

Помехи для роста. 252

Структура. 253

Определенный разум в определенном теле. 253

Роль учителя. 254

Оценка. 255

Психология сознания. 256

Исследование психоделиков. 256

Исследование биологической обратной связи. 258

Медитация. 259

Гипноз. 261

Множественная личность. 263

Оценка. 265

Теория из первоисточника. 265

Итоги главы. 267

Ключевые понятия. 269

Аннотированная библиография. 270

Веб-сайты. 271

Библиография. 272

Глава 11. Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм. 277

Биографический экскурс. 277

Идейные предшественники. 279

Дарвинизм и критерий экономности. 280

Уотсон. 280

Павлов. 281

Философия науки. 281

Основные понятия. 282

Научный анализ поведения. 282

Личность. 282

Надуманные объяснения. 283

Обусловливание и подкрепление. 285

Какие факторы способствуют личному развитию, а какие препятствуют?. 289

Структура. 291

Физическое тело. 291

Взаимоотношения и психология женщины. 291

Чувства. 293

Мышление и знание. 293

Самопознание. 294

Терапия. 294

По другую сторону бихевиоризма. 296

Практическое применение бихевиорального анализа. 296

От программируемого обучения до компьютерных игр. 297

Развитие методов обучения. 298

Теория из первоисточника. Отрывок из статьи «Гуманизм и бихевиоризм». 299

Заключение. 301

Итоги главы. 302

Ключевые понятия. 303

Аннотированная библиография. 304

Веб-сайты. 304

Библиография. 305

Глава 12. Практические приложения когнитивной психологии. 308

Исследование человеческого познания. 308

Компьютерные модели и обработка информации человеком. 309

Разум и машины. 309

Критика компьютерного моделирования. 309

Выход из замкнутого круга «разум—машина». 310

Аарон Бек и когнитивная терапия. 311

Открытие Бека. 311

Когнитивная терапия и здравый смысл. 312

Когнитивные приемы терапии и самопомощи. 313

Оценка. 314

Теория из первоисточника. 315

Когнитивная терапия. 315

Когнитивная наука и человеческий опыт: новое партнерство. 315

Итоги главы. 316

Ключевые понятия. 316

Аннотированная библиография. 317

Веб-сайты. 317

Библиография. 318

Глава 13. Джордж Келли и психология личностных конструктов. 320

Введение. 320

Биографический экскурс. 321

Идейные предшественники. 322

Прагматизм и Джон Дьюи. 322

Экзистенциально-феноменологическая психология. 323

Кожибский и Морено. 323

Основные концепции. 323

Конструктивный альтернативизм: философская позиция. 323

Система личностных конструктов: основные положения. 324

Процессы и функции систем конструктов. 327

Индивидуальные различия и межличностные отношения. 329

Транзициональные конструкты. 331

Циклы опыта. 334

Динамика. 335

Оценка личностных смыслов. 335

Диагностика. 337

Терапия. 339

Оценка. 341

Теория из первоисточника. Фрагмент из книги «Психология непознанного». 342

Ключевые понятия. 343

Аннотированная библиография. 344

Веб-сайты. 346

Библиография. 346

Глава 14. Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке. 349

Краткие сведения из биографии Роджерса. 350

Интеллектуальные приоритеты. 353

Основные концепции. 353

Область опыта. 353

«Я» как процесс. 354

«Я»-идеальное. 354

Тенденция к самоактуализации. 355

Значение личности (personal power). 355

Соответствие и несоответствие. 356

Динамика. 359

Психологический рост. 359

Помехи в развитии. 359

Структура. 361

Тело. 361

Эмоции. 362

Интеллект. 362

Понимание. 363

Полноценно функционирующая личность. 364

Терапия, центрированная на личности. 365

Клиент-центрированный или личностно-центрированный терапевт. 365

Искреннее понимание. 366

Необходимые и достаточные условия. 367

Группы встреч. 368

История. 368

Процесс встречи. 369

Оценка групп встреч. 371

Разрешение конфликтов: интернациональные группы. 371

Оценка. 371

Теория из первоисточника. Идеи Роджерса. 373

Связь с теорией. 374

Итоги главы. 376

Ключевые понятия. 377

Аннотированная библиография. 378

Веб-сайты. 379

Библиография. 379

Глава 15. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология. 382

Биографический экскурс. 383

Идейные предшественники. 384

Психоанализ. 384

Социальная антропология. 384

Гештальт-психология. 385

Курт Гольдштейн. 385

Основные понятия. 385

Иерархия потребностей. 386

Самоактуализация. 387

Вершинные переживания. 391

Дефицитарная психология и бытийная психология. 393

Эупсихея. 394

Синергия. 395

Динамика. 395

Психологический рост. 395

Препятствия, мешающие духовному росту. 396

Структура. 397

Тело. 397

Социальные связи. 397

Воля. 398

Эмоции. 398

Интеллект. 398

«Я». 398

Психотерапевт. 399

Последние достижения: влияние Маслоу. 399

Оценка. 400

Трансперсональная психология. 401

Подходы к трансперсональной психологии. 401

Вечная (perennial) модель. 403

Новая парадигма. 403

Работа Кена Вилбера. 404

Работы Станислава Грофа. 405

Психосинтез. 406

Оценка трансперсональной психологии. 406

Теория из первоисточника. Отрывок из «Переживания плато». 406

Итоги главы. 408

Ключевые понятия. 409

Аннотированная библиография. 410

Веб-сайты. 410

Библиография. 411

Глава 16. Йога и индийская традиция. 413

История. 413

Ведический период. 413

Бхагавадгита. 414

Классический период. 415

Основные понятия. 415

Дух. 415

Три принципа сотворения. 416

Сознание. 416

Карма. 416

Подсознательные тенденции. 417

Гуру. 417

Инициация. 418

Школы йоги. 418

Динамика. 427

Психологический рост. 427

Четыре стадии жизни. 428

Самореализация. 428

Препятствия духовному росту. 429

Структура. 430

Тело. 430

Социальные отношения. 430

Воля. 430

Эмоции. 431

Интеллект. 431

Учитель. 431

Оценка. 432

Теория из первоисточника. Отрывок из книги Свами Радха «Дневник женских поисков». 433

Итоги главы. 433

Ключевые понятия. 434

Аннотированная библиография. 436

Веб-сайты. 437

Библиография. 437

Глава 17. Дзэн и традиция буддизма. 438

Исторический экскурс. 439

Основные понятия. 440

Три характеристики существования. 441

Четыре благородные истины. 442

Медитация. 444

Просветление. 447

Архат и бодхисаттва. 448

Динамика. 449

Психологический рост. 449

Помехи росту. 451

Структура. 452

Тело. 452

Социальные отношения. 453

Воля. 453

Эмоции. 454

Интеллект. 454

«Я». 455

Наставник. 455

Оценка. 456

Новые тенденции: влияние буддизма. 458

Теория из первоисточника. Отрывки из «Дикого белого гуся» ("The wild, white goose"). 459

Итоги главы. 460

Ключевые понятия. 461

Аннотированная библиография. 462

Веб-сайты. 462

Библиография. 463

Глава 18. Суфизм и исламская традиция. 465

Исторический экскурс. 466

Ислам. 466

Пять столпов Ислама. 467

Коран. 468

Мухаммед. 468

Учение суфиев и ортодоксальный Коран. 468

Женщины и суфизм, женщины и Ислам. 469

Абу Хамид Гaзали. 469

Основные понятия. 471

Познание. 471

Четыре стадии суфизма. 471

Растворение и возвращение. 473

Любовь. 474

Динамика. 474

Психологический рост: стадии личного развития. 474

Препятствия роста. 477

Структура. 480

Тело. 480

Социальные отношения. 481

Воля. 482

Эмоции. 482

Интеллект. 482

«Я». 483

Учитель. 483

Оценка. 485

Теория из первоисточника. Отрывки из книги «Сорок дней: дневник традиционного суфийского отшельника в уединении». 486

Итоги главы. 487

Ключевые понятия. 488

Аннотированная библиография. 489

Веб-сайты. 490

Библиография. 490

Дополнительные главы. Глава 19. Рудольф Штейнер и Макс Гендель: теософская традиция. 493

От редактора. 493

Введение. 494

Биографический экскурс. 494

Идейные предшественники. 495

Основные понятия. 496

Динамика. 497

Психологический рост. 498

Структура личности. 499

Тело. 499

Воля. 500

Эмоции. 500

Интеллект. 500

«Я». 500

Социальные отношения. 501

Наставник. 501

Оценка. 501

Итоги главы. 502

Ключевые понятия. 503

Библиография. 503

Глава 20. Эрих Фромм и диалектический гуманизм, или гуманистический психоанализ. 504

Биографический экскурс. 505

Основные концепции. 506

Человеческая дилемма. 507

Экзистенциальные потребности. 507

Структура характера. 510

Расстройства личности. 511

Психотерапия. 512

Итоги главы. 513

Ключевые понятия. 514

Библиография. 515

Глава 21. Гарри Стэк Салливан и межличностная теория психиатрии. 516

Биографический экскурс. 516

Основные понятия. 517

Напряжения. 518

Трансформации энергии. 519

Динамизмы. 519

Уровни знания. 521

Персонификации. 523

Развитие личности. 524

Психические расстройства. 525

Психотерапия. 526

Итоги главы. 527

Ключевые понятия. 528

Библиография. 529

Глава 22. Альберт Бандура и социально-когнитивная теория. 530

Биографический экскурс. 530

Основные концепции. 531

Детерминизм и случайность. 533

Система «я». 533

Саморегуляция. 533

Выборочная активация и отключение внутреннего контроля. 535

Переопределение поведения. 536

Самоэффективность. 537

Научение. 541

Мышление. 543

Итоги главы. 544

Ключевые понятия. 545

Библиография. 545

Глава 23. Курт Левин: исследования жизненного пространства. 546

Биографический экскурс. 546

Идейные предшественники. 551

«Новые физики» и естественнонаучная метафора. 551

Гештальт-психология. 552

Социальные науки. 554

Основные понятия. 554

Практическое приложение теории поля: преддипломный стресс. 556

Динамика. 558

Психологический рост. 558

Препятствия на пути личностного роста. 558

Тело (соматика). 559

Социальные отношения. 559

Воля. 560

Эмоции. 561

Интеллект. 561

«Я». 562

Поведение ведущего группы. 562

Некоторые исследования. 562

Исследование незавершенных действий. 562

Исследование замещающих действий. 564

Исследование забывания намерений. 565

Исследование уровня притязаний. 565

Исследование фрустрации. 566

Исследование стилей лидерства. 566

Оценка. 566

Итоги главы. 567

Ключевые понятия. 568

Библиография. 569

Глава 24. Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения. 570

Биографический экскурс. 570

Основные концепции. 571

Предсказание целенаправленного человеческого поведения. 572

Потребности. 575

Общая формула предсказаний. 577

Локус контроля. 578

Доверие в человеческих взаимоотношениях. 580

Краткое содержание главы. 581

Ключевые понятия. 582

Библиография. 583

Глава 25. Уолтер Мишел и когнитивно-аффективная теория личности. 583

Биографический экскурс. 584

Основные понятия. 585

Обусловленная модель. 585

Когнитивно-аффективная система личности. 587

Когнитивно-аффективные единицы. 587

Ситуативные переменные. 590

Итоги главы. 592

Ключевые понятия. 592

Библиография. 592

Глава 26. Раймонд Кэттелл и факторная теория черт. 593

Биографический экскурс. 593

Факторный анализ. 595

Теория черт. 596

Виды данных. 597

Техники составления матрицы. 597

Основные черты. 599

Черты второго порядка. 603

Динамические черты. 604

Генетическая основа черт. 608

Итоги главы. 609

Ключевые понятия. 610

Библиография. 611

Глава 27. Ганс Айзенк и факторная теория типов. 611

Биографический экскурс. 612

Иерархическая модель. 614

Типы. 615

Итоги главы. 620

Ключевые понятия. 621

Библиография. 621

Глава 28. Гордон Оллпорт и психология индивидуальности. 622

Биографический экскурс. 622

Подход Оллпорта к изучению личности. 624

Определение личности. 625

Структура личности. 626

Проприум (собственное). 628

Мотивация. 630

Функциональная автономия. 631

Изучение отдельного индивидуума. 634

Пример морфогеничного подхода: «Письма Дженни». 634

Итоги главы. 636

Ключевые понятия. 637

Библиография. 639

Глава 29. Ролло Мэй: экзистенциальная психология. 639

Биографический экскурс. 640

Основы экзистенциализма. 642

Принципы экзистенциализма. 643

Бытие-в-мире. 644

Небытие. 645

Тревога. 646

Интенциональность. 648

Забота, любовь и воля. 648

Единство любви и воли. 648

Свобода и судьба. 650

Власть мифа. 652

Психопатология. 653

Психотерапия. 653

Случай Филиппа. 654

Итоги главы. 655

Ключевые понятия. 656

Библиография. 657

(Robert Frager, James Fadiman "Personality & Personal Growth", 5th ed., 2002)

Демократичное изложение многих имеющихся на сегодняшний день концепций личности. Особое внимание уделено практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных теорий личности в учебник включены восточные концепции личности, которые познакомят читателя со взглядами на личность индуизма, буддизма и ислама.

Выражение признательности.

В подготовке настоящего издания нам помогал талантливый выпускающий редактор Джеймс Стрэндберг, который просмотрел весь текст свежим взглядом и высказал много полезных идей. В результате нам пришлось проделать большую дополнительную работу, зато перед вами теперь более совершенный текст.

Нам посчастливилось воспользоваться помощью ведущего редактора Энн Кернс, ответственной за подбор фотоматериалов Карен Кобик, выпускающего менеджера Лайзы Пинто, координатора-маркетолога Мэрианн Терреро, технического редактора Синди Тейлор, ответственной за подготовку макета Мэри Аркондес, бесподобного корректора Сюзан Джозеф и любезного редактора Эрика Стейно.

Выражаем особую благодарность доктору философии Уильяму Брейтеру, подготовившему большую часть нового материала для главы 5, и доктору философии Сюзан Ньютон, которая написала разделы «Итоги главы» и «Ключевые понятия».

Рукопись была просмотрена:

Майклом Пичовски (Нортлендский колледж);

Дэвидом У. Петерсоном (Колледж Маунт Сенарио);

Дороти Бианко (Колледж Род-Айленда);

Донной Кэнаван (Бостонский колледж);

Джорджем Бери (Шиппенсбергский университет);

Джоун Кэннон (Массачусетский университет);

Джеромом Смоллом (Янгстаунский государственный университет).

Их советы и исправления улучшили основные части текста и позволили нам избежать ряд оплошностей. Вина за все оставшиеся фактические или смысловые ошибки ложится на нас.

Роберт Фрейджер

Джеймс Фейдимен

Об авторах.

Роберт Фрейджер(Robert Frager) получил степень доктора философии в области социальной психологии в Гарвардском университете, где преподавал и был ассистентом у Эрика Эриксона. Он преподавал психологию в филиалах Калифорнийского университета в Беркли и Санта-Крусе и является основателем и первым президентом Института трансперсональной психологии. Он также занимал пост президента Ассоциации трансперсональной психологии. Автор нескольких книг и многочисленных статей по психологии и родственным отраслям знаний, он в настоящий момент возглавляет докторскую программу в Институте трансперсональной психологии в Пало-Алто, Калифорния.

«Мне посчастливилось сотрудничать со многими видными теоретиками и терапевтами, чья работа освещается в этой книге, и я сам практиковал юнгианский анализ, гештальт-терапию, райхианскую и неорайхианскую терапию и групповую работу по методике Роджерса. Кроме того, я жил в дзэнских монастырях, ашрамах йогов и суфийских центрах, изучая и практикуя эти традиции.

Кроме психологии, я преподаю японское боевое искусство айкидо, которым занимаюсь свыше тридцати лет. Обучался у самого основателя школы айкидо. Он был первым в ряду удивительных наставников, которые обучили меня тому, что Маслоу назвал «расширением пределов человеческой природы». Я также читаю лекции по суфизму и недавно завершил работу над сборником суфийских рассказов, наставлений и стихов, носящим название Essential Sufism («Сущность суфизма»).

Я женат на удивительной, творчески одаренной художнице; у нас четверо детей, которым сейчас 27, 24, 13 и 10 лет.»

Джеймс Фейдимен(James Fadiman) получил степень доктора философии в области психологии в Стэнфордском университете и преподавал в Университете Сан-Франциско, в Университете Брэндиса и в Стэнфорде. У него собственная консалтинговая фирма, которая проводит семинары для руководящих работников и педагогов в США и за рубежом. Он написал и отредактировал ряд книг по холистической медицине, постановке целей и патопсихологии, является редактором двух журналов и членом совета нескольких корпораций, чья деятельность связана с сохранением природных ресурсов.

«Мне повезло, и я смог применить психологические и клинические навыки, приобретенные мной в аспирантуре, в разнообразных областях вне психологии. Хотя я отдал несколько лет работе в колледже и продолжаю преподавать психологию, большую часть времени я занимался консультированием научных работников и бизнесменов. Мои ранние исследования измененных состояний сознания позволили мне открыть для себя сокровенную мудрость туземных и восточных культур. Я с радостью обнаружил, что древняя мудрость может быть чрезвычайно практичной.

При написании этой книги меня вдохновляло то, что она дает мне возможность объединить разные точки зрения, которые я находил для себя полезными, даже если творцы этих идей являлись непримиримыми противниками.

В настоящий момент я организую курс обучения решению творческих проблем и изобретательству в одной крупной фирме по производству электроники в «Силиконовой долине», приступаю к написанию второго романа, продолжаю писать ряд коротких рассказов и сотрудничать с несколькими компаниями, следящими за обеспечением сохранности окружающей среды при пуске производственных объектов.

Моя жена, с которой я состою в браке тридцать лет, — кинорежиссер-документалист. У нас двое детей.»

Глава 1. Вступление.

Эта книга призвана снабдить учащихся мировым, межкультурным запасом знаний, которые имеют практическое значение для изучения человеческой природы. Большинство учащихся надеются найти в курсе психологии набор структур, концепций, теорий и точек зрения, которые облегчат собственный рост и сделают их более способными к адаптации в быстро меняющемся, разноликом обществе. В каждой главе нашего издания, являющегося четвертым по счету, мы обеспечиваем учащихся средствами, позволяющими добиться лучшего понимания как собственной личности, так и других людей.

Наши рекомендации