Пространство и время как формы бытия материи, естественнонаучное и философское понимание.

Вопросы, связанные с изучением пространства и времени как неотъемлемых атрибутов бытия, занимают значительное место в круге проблем онтологии. С категориями пространства и времени оперируют практические все научные дисциплины. (Попробуйте привести примеры использования этих категорий в химии, физике, биологии и других науках). В обыденном общении мы также используем эти понятия, как изначально ясные, не пытаясь их чётко определить. В этом и заключается одновременно кажущаяся простота и действительная сложность размышлений о пространстве и времени. Ещё Аврелий Августин в 5 в. в «Исповеди» замечал: «Что обыкновеннее бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нём или слышим от других. … Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь, но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик». В целом можно предложить следующие принятые в современной философии и естествознании определения пространства и времени: Пространство – это форма сосуществования материальных объектов и процессов. Сосуществование подразумевает существование неких объектов (не совпадающих между собой) в одно и то же время. Категория пространства будет характеризовать протяжённость материальных систем. Вспомните, что ещё Рене Декарт считал именно протяжённость (способность занимать некоторое место) главным свойством телесной субстанции. Мы просто не можем представить себе непротяжённого тела. Время – это форма последовательной смены состояний объектов и процессов. Чтобы получить представление о времени необходимо проследить за свершающимися с некоторым объектом изменениями (сменой состояний объектов). Категория времени будет характеризовать длительность, продолжительность бытия объектов от первого состояния объекта до последнего. Время изучается особой дисциплиной, получившей название темпорология. Одним из основных относящихся к пониманию пространства и времени вопросов, обсуждавшихся в философии, является вопрос об онтологическом статусе пространства и времени. Объективны они или субъективны, то есть принадлежат ли пространство и время только нашему сознанию или обладают независимой от сознания реальностью? Другой дискуссионный вопрос: как соотносятся пространство и время с миром материальных объектов? Главным представителем субъективного понимания пространства и времени считается Иммануил Кант. Проблему пространства и времени Кант рассматривает в «Критике чистого разума», в главах, посвящённых анализу чувств. Пространство и время понимаются Кантом как априорные, доопытные формы нашего созерцания. Они характеризуют наш способ восприятия мира. Все вещи для нас существуют в пространстве и времени, а вещи в себе вне их. Как только вещи в себе воздействуют на наши органы чувств, они образуют созерцания, оформляющиеся в рамках пространства и времени. Таким образом, пространство и время принадлежат лишь нашему сознанию, то есть субъективной реальности. Пространство Кант называет внешним чувством, а время – внутренним. Из материала вопроса 48 вспомните, научность какой дисциплины обосновывает Кант, утверждая общность действия пространства и времени для всех субъектов? Объективная точка зрения на пространство и время утверждает, что они существуют в реальности независимо от нашего сознания, объективно. Но внутри объективного понимания пространства и времени имеются разные течения. Самыми главными из них являются субстанциальная и реляционная теории пространства и времени. Субстанциальная теория пространства и времени признаёт, что пространство и время являются субстанциями, существующими наряду с материей. Пространство, например, понимается в качестве гигантского вместилища, резервуара для погружённых в него материальных объектов. Пространство и время, согласно этой теории, существуют независимо от материи, их свойства не зависят от свойств материальных объектов и процессов в них. Субстанциальная теория пространства и времени была очень распространена в истории философии и физики. Подобное понимание пространства и времени защищал на рубеже 17 – 18 вв. английский физик и философ Исаак Ньютон, являющийся самым ярким представителем субстанциальной теории. Ньютон выдвинул и с помощью средств математики, физики и философии обосновывал учение об абсолютном пространстве, независимом от материи. При принятии субстанциальной теории, даже если в ходе мысленного эксперимента вся материя исчезнет, останутся пустые пространство и время. Противоположностью субстанциальной теории является реляционная теория пространства и времени. В отличие от субстанциальной, она утверждает, что пространство и время – это не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. И время и пространство - это формы координации объектов, не имеющие самостоятельного, отдельного от них существования. Реляционная теория подчёркивает, что свойства пространства и времени зависят от свойств обуславливающих их материальных объектов. Из мыслителей прошлого реляционной теории пространства и времени придерживались Платон и Августин. В 17 в. приверженцем реляционной теории выступал один из оппонентов Ньютона – Г. Лейбниц. Представители реляционной теории вслед за Лейбницем признают, что при мысленном эксперименте, если исчезнут материальные объекты, то не станет также пространства и времени, поскольку они являются лишь формами координации материальных объектов. На протяжение 18 – 19 вв. субстанциальная и реляционная теории пространства и времени воспринимались как одинаково обоснованные, равнозначные. Однако после создания Альбертом Эйнштейном в 1905 г. теории относительности предпочтение начало отдаваться реляционной теории как более обоснованной и отвечающей современному уровню познания мира и развития науки. Согласно теории относительности, пространство и время оказались релятивны, относительны. Эйнштейну удалось доказать, что такие характеристики как длина отрезков, длительность временных промежутков, одновременность событий являются относительными, то есть отличаются в различных системах отсчёта. Было доказано, что физически свойства времени и пространства зависят от распределения гравитационных масс материальных объектов: вблизи тяжёлых объектов свойства пространства и времени начинают отклоняться от привычных нам эвклидовских и приближаются к тем, которые рассматривались только в неклассических системах геометрии. Рассмотрим основные свойства пространства и времени. К числу главных свойств пространства можно отнести: 1. Протяжённость, то есть свойство существовать одно подле другого, одно рядом с другим. Это основное свойство пространства, указывающее на его сущностную черту. 2. Однородность то есть отсутствие выделенных точек в пространстве, Это означает, что любая точка пространства по своим физическим характеристикам не отличается от всех остальных точек пространства. 3. Изотропность – равноправие всех направлений в пространстве, проведённых как из одной, так и из разных точек. 4. Трёхмерность то есть утверждение, что положение точки в пространстве задаётся при помощи трёх координат. Вспомните систему стереометрических координат а также то, что габариты любого тела измеряются с помощью трёх характеристик: длины, ширины, высоты. Свойства времени несколько отличаются от свойств пространства: 1. Длительность, то есть способность существовать одно после другого, существовать раньше или позже. Это основное, сущностное свойство времени, Время всегда длится и длительность обязательно связана с изменением, течением. Обратите внимание на понятое ещё в древности и средневековье различие между временем и вечностью (Платон, Августин и др.). В вечности не существует текучести, изменчивости. Именно в вечности пребывают Бог и идеальные сущности. Время же неразрывно связано с изменением и является характеристикой вечно изменчивого, и потому несовершенного, материального мира. Платон называл время «подвижным образом вечности». 2. Однородность, подразумевающая равноправие всех моментов времени. По своим физическим характеристикам любой момент времени обладает теми же физическими свойствами, что и все прочие моменты.[1] 3. Необратимость и однонаправленность времени. В отличие от изотропного пространства время анизотропно, то есть обладает лишь одним единственным заданным направлением. Время необратимо: покинув временной момент мы уже не можем в него вернуться, тогда как в оставленную нами точку пространства можно вернуться, но уже в другом времени. Как считают многие темпорологи, необратимость времени связана с ассиметрией причинно-следственных отношений: причина всегда предшествует вытекающему из неё следствию. Таким образом, «путешествие» в прошлое может привести к разрыву установившихся причинно-следственных связей и лишить современные события онтологического обоснования. Обычно выделяют три вида времени: прошлое, настоящее и будущее. (Подумайте в связи с этим над рядом вопросов: действительно ли существуют прошлое и будущее? Что представляет собой настоящее? Куда движется время: из прошлого в будущее или из будущего в прошлое?). 4. Одномерность, то есть возможность задать момент времени с помощью одной координаты. Таким образом, чтобы указать положение объекта в пространственно-временном континууме требуется 4 координаты. Следует уяснить, что пространство и время континуальны (неразрывны) и не могут быть отделены друг от друга, образуя единое целое, так наз. мир Минковского (по фамилии немецкого физика начала 20 в., исследовавшего связь пространства и времени). В пространственно-временном континууме обязательно присутствуют три элемента: пространство, время и материя. Все обозначенные нами выше свойства пространства и времени относятся к физическим пространству и времени. Однако, кроме него, можно выделить психическое пространство и время, которые могут быть определены как отражение физических пространства и времени в сознании. Они отличаются от физического пространства и времени рядом особенностей. Например, в отличие от всегда текущего равномерно физического времени, психологическое время может течь то быстро, то медленно.[2] Можно также говорить о биологическом пространстве и времени (ареалы распространения видов животных и растений, разница в продолжительности жизни живых существ, разница в периодичности жизненных циклов и пр.), Наконец, когда говорят о социальном (историческом) пространстве и времени обычно подразумевают разницу в уровне развития стран и культур. Так европейские колонизаторы и аборигены Австралии, не знающие земледелия, скотоводства и употребления металлов, живут в физическом времени одновременно, однако в социальном времени между ними разница не в одну историческую эпоху. [1] Однако в психическом плане всегда существует выделенный момент времени – настоящее, по отношению к которому мы и говорим о прошлом и будущем. Кроме того, в любой культуре есть некий выделенный момент, который признаётся несравненно более значимым нежели все остальные. Как правило, от этого момента ведётся летоисчисление (в христианской традиции – от рождества Христова, в исламе – от Хиджры, в древней Греции – от даты проведения первых олимпийских игр и т.д.).
[2] Так, время течёт быстро, если человек занят тем, что доставляет ему удовольствие (вспомним строку из А. С. Грибоедова: «Счастливые часов не наблюдают») или когда мы чувствуем, что опаздываем. Наоборот замедление психического времени можно заметить, когда вы заняты нелюбимым делом, а также если вы чего-то напряжённо ожидаете.





Понятие природы.

Философия природы, или натурфилософия, изучает особенности существования природного мира как сферы бытия.
Предмет философии природы в различные времена определялся по-разному, в зависимости от того, какое значение вкладывалось в понятие "природа". Например, в раннеантичной философии ни человек, ни природа не выделялись из общего миропорядка (космоса), законы которого представлялись одинаковыми для всех.
В античной классике (V - III вв. до н.э.), когда человек стал осмысливать свою особость, выделенность из мира природы, в философском дискурсе появилось новое действующее лицо, новый субъект, который живет по своим законам - природа. В учении позднеантичных мыслителей философия природы стала отождествляться с физикой (от греч. physis - природа) - учением о законах природы.
В средние века под природой понимали все, что было сотворено Богом: природа понималась как "тварный мир". В эпоху позднего Возрождения природа сливается с Богом, законы природы начинают понимать как законы высшего разума, сотворившего мир. На заре Нового времени немецкий философ Бёме восклицает: "Природа - это Бог!". Данная концепция, отождествлявшая природу и Бога, получила название пантеизм (от греч. pan - всё и theos - Бог).
В Новое время под природой стали понимать все то, что не было создано человеком. "Природное" стало означать "прирожденное", присущее изначально, не затронутое человеческой деятельностью.
В современной философии понятие "природа" имеет два основных значения. В широком понимании слово "природа" означает "материальный мир". В более узком значении природой называют естественную среду обитания живых существ на Земле. В этом смысле понятие "природа" тождественно понятию "биосфера" (от греч. bios - жизнь), обозначающем все земное пространство, в котором существует жизнь. С понятием "биосфера" тесно связано понятие "географическая среда" - часть природного мира, вовлеченная в процесс жизнедеятельности общества.
В современном мире философский смысл обрело понятие "дикая природа". Дикая природа - это сохранившиеся на Земле уголки первозданной природы, не затронутые преобразовательной деятельностью общества.
Концепции развития природы
Важной философской проблемой является вопрос о развитии природы: имеют ли направленность изменения, происходящие в природе, и обратимы ли эти изменения?
Ряд философских систем отрицает факт развития природы. Например, согласно религиозной концепции, основные принципы существования природного мира неизменны. В природе сохраняется тот же порядок, в каком она была первоначально сотворена Богом.
Многие философские системы признают, что развивается только живая природа, а неорганическая природа не переживает принципиальных изменений своих внутренних свойств.
Ряд концепций утверждает, что природа развивается в целом. Например, концепция глобального эволюционизма рассматривает Вселенную как развивающуюся систему, в рамках которой эволюционирует не только органический, но и неорганический мир.
Большое распространение в науке ХХ в. получила концепция ноосферы. Понятие "ноосфера" было введено французским палеонтологом и философом-богословом П. Тейяром де Шарденом (1881 -1955). Развернутое учение о ноосфере создано выдающимся русским естествоиспытателем и натурфилософом академиком В.И. Вернадским (1863 - 1945).
Под ноосферой (от греч. noos - ум, разум) понимают состояние биосферы, достигнутое в результате преобразовательной деятельности человека. Согласно концепции Вернадского, человек - это не случайное, а необходимое явление природы, это "геологическое явление". С появлением человека природа вступает в особый период своего существования - эпоху осмысленного развития. Человек становится важнейшим фактором развития природы.
"Эволюционный процесс получает ... особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества. Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу", - писал Вернадский.
Взаимодействие природы, человека и общества
Человек постоянно взаимодействует с природой. Человек изучает, познает природу с целью подчинить ее себе, приспособить, возделать для удовлетворения своих потребностей. Так возникает культура (от лат cultura - возделывание), или "вторая природа". "Второй природой" называют искусственно созданный мир. К этому понятию близко по смыслу понятие "цивилизация", хотя и культура, и цивилизация - понятия неоднозначные, в дальнейшем им будет дано более подробное объяснение.
В первобытном мире силы природы представлялись человеку господствующей над ним стихией. Человек обожествлял силы природы, слепо подчиняясь их могуществу.
В античном обществе человек перестал бояться природы, ощутив свое единство с окружающим миром. Люди стали изучать природу, отыскивая в ней проявления мировой гармонии - законы. Из описания закономерностей природного мира выросли естественные науки. Однако, постигая законы природы, античный человек стремился только подражать природе, приспосабливаясь к ней и не пытаясь ее преобразовывать.
В период поздней античности и в средние века постепенно утвердилось представление о господстве объективно существующего разума (Бога) и над природой, и над людьми. И природа, и человек - творения Бога, познание закономерностей их физического существования не поощрялось, а зачастую, и вообще, считалось греховным. Развитие естественных наук было приостановлено.
В Новое время сформировалась концепция завоевания человеком власти над природой, которая нацеливала общество на максимальное использование природных факторов. Эта установка позволила человечеству (в первую очередь, западному обществу) сделать в эпоху Нового времени колоссальный технологический прорыв.
Однако образовавшийся разрыв между развитием технологий и уровнем духовно-нравственного сознания довольно скоро привел к тяжелым последствиям. Результаты потребительского отношения к природе в эпоху индустриализации стали сказываться уже во второй половине XIX в. С этого времени в философии стали раздаваться призывы к переосмыслению принципов отношения к природе.
НТР середины XX в. и переход к постиндустриальному обществу (вторая половина ХХ в.) ознаменовались революционным переворотом в отношении к природному миру, суть которого заключалась в осознании ограниченности природных ресурсов и возможностей природы по обеспечению выживания человечества. В общественной мысли сформировался поток экологического сознания*, рассматривающего природу как среду обитания, дом, родину человечества. В рамках экологической концепции сложилось представление о природе как естественной и необходимой среде существования общества. Общество не может существовать без природы, т.к. в ней находятся основные источники его существования.
Философские проблемы естествознания
Философия природы самым тесным образом связана с естествознанием - комплексом наук о природе (физикой, химией, биологией, географией, астрономией и др.).
Многие понятия естественных наук являются одновременно и философскими категориями. Так, например, в биологии философский смысл приобретают такие понятия, как жизнь, изменчивость, эволюция, приспосабливаемость и др. Философскими категориями физики являются, например, категории движение, пространство, время, сила, покой, атом, волна.
Целый ряд естественнонаучных проблем носит философский характер. Такие проблемы называют философскими проблемами естествознания.
Например, важнейшей философской проблемой биологии является вопрос о сущности жизни. Существует целый ряд теорий, по-разному определяющих "живое" и "неживое", однако в науке до сих пор нет универсального, признаваемого всеми учеными определения понятия "жизнь". Тесно связан с этой проблемой вопрос о происхождении жизни на Земле.
Статус философских носят многие проблемы генетики. Не случайно многим исследованиям в области генетики приписывалось идеологическое значение. Сущность философских проблем генетики состоит в признании или отрицании принципиальной возможности вносить изменения в наследственную структуру живых организмов искусственным путем, а также в определении общей направленности этих изменений. Для человечества важно уже сегодня осмыслить, к каким последствиям могут привести опыты с вторжением в скрытые коды природы.
Основными философскими проблемами физики являются вопросы о границах пространства и пределах делимости элементарных частиц. В этих вопросах отражены наиболее фундаментальные взгляды человечества на устройство мира.
К разряду философских относят также проблемы, относящиеся к целому комплексу наук. Таковы, например, проблемы происхождения природного мира, изменения природных основ физического бытия человека, возможности достижения бессмертия и др.
Физические картины мира
Обобщая знания частных наук, философия создает единую картину мира, в основании которой лежит физическая картина мира. Физической картиной мира называют систему знаний о природном мире, характерную для определенного этапа развития науки. В основе физической картины мира лежат представления об устройстве Вселенной, строении вещества, свойствах пространства и времени.
В истории науки выделяют три основные физические картины мира: доклассическую (характерную для античности и средневековья), классическую (господствовавшую в течение XVII - XIX вв.), релятивистскую (сформировавшуюся в первой половине ХХ в.).
Доклассическая картина мира называется также геоцентрической (от греч. ge - Земля).
Основоположником геоцентрической системы, согласно которой Земля находится в центре всего мироздания, считается греческий ученый Птолемей (II в. н.э.). Птолемей выдвинул гипотезу о неподвижности Земли и вращении вокруг нее небесных светил. На основе этой гипотезы он создал целостную космологическую теорию, в рамках которой нашло свое объяснение большинство доступных наблюдению астрономических фактов.
Гипотеза Птолемея о неподвижном положении Земли для своего периода была весьма плодотворной. Она способствовала накоплению фактического материала (с ее помощью было рассчитано большинство планетных путей), а также развитию техники наблюдения.
Представления о свойствах пространства в доклассической картине мира были основаны на законах и правилах геометрии, сформулированных в "Началах" александрийского математика Эвклида (ок.III в. до н.э.). Эвклидовы "Начала" - это самый ранний из дошедших до нас трактатов по математике, в котором были систематизированы все основные математические знания, накопленные к тому времени наукой. Многие из сформулированных в "Началах" геометрических принципов остаются актуальными до сегодняшнего дня.
Относительно представлений о строении вещества в античной картине мира, начиная с V в. до н.э., стала утверждаться атомистическая теория Левкиппа и Демокрита, согласно которой все тела состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов (от греч. atomos - неделимый), между которыми находится пустота.
Классическую картину мира называют также механистической, т.к. она основана на законах классической механики. Механистическая картина мира представляет Вселенную в образе мировой машины, все части которой действуют по законам механики.
В основе механистической картины мира лежали принципы и законы классической механики, сформулированные Галилео Галилеем (1564 - 1642) и Исааком Ньютоном (1643 - 1727).
Существенно изменен был образ самой Вселенной. В XVI - XVII вв. геоцентризм уступает место гелиоцентризму, а начиная с XVII в. в науке начинает утверждаться представление о бесконечности Вселенной.
Гелиоцентрическая (от греч.helios - Солнце) теория была создана польским ученым и мыслителем Николаем Коперником (1473 - 1543). В противовес канонизированной католической церковью геоцентрической системе Коперник изложил и математически обосновал концепцию, согласно которой не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля и другие планеты - вокруг Солнца.
В "Очерке нового механизма мира" Коперник писал: "...Центр Земли не является центром мира, а только центром тяжести и центром пути Луны. Все пути планет окружают со всех сторон Солнце, вблизи которого находится центр мира....Все, что мы видим движущимся на небосводе, объясняется вовсе не его собственным движением, а вызвано движением самой Земли. Это она вместе с ближайшими ее элементами совершает в течение суток вращательное движение вокруг своих неизменных полюсов и по отношению к прочно неподвижному небу".
Идеи Коперника около ста лет не находили признания. Только в XVII в. его взгляды были подтверждены исследованиями Галилея и Кеплера.
Один из первых образов бесконечной Вселенной был создан в конце XVI в. Джордано Бруно (1548 - 1600). Однако его концепция не получила распространения среди современников из-за противоречия официальным догматам, а сам Джордано Бруно был приговорен инквизицией к сожжению на костре.
Представления о границах Вселенной (прежде всего благодаря изобретению телескопа) существенно расширил Галилей, подтвердивший экспериментально многие положения системы Коперника. "...Этот мир и Вселенная...моими наблюдениями и ясными доказательствами расширены в сто и тысячу раз по сравнению с тем, какими их считали люди науки в минувшие столетия", - писал Галилей в одном из писем.
Доказывая справедливость идей Коперника, Галилей распространил законы механического движения на астрономические объекты, представив тем самым механицизм как универсальный принцип объяснения явлений Вселенной. В XVII в. немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 - 1630) сформулировал основные законы движения планет, создав классическую теорию небесной механики.
Завершил формирование механистической картины мира программный труд Ньютона "Математические начала натуральной философии", в котором были систематизированы основные законы земной и небесной механики и сформулированы новые принципы исследования механических процессов - на основе дифференциального исчисления.
Релятивистская (от лат. relativus - относительный) картина мира называется также неклассической, т.к. она построена на опровержении абсолютности принципов классической физики. Релятивистская теория утверждает, что действие законов механики относительно - они соблюдаются не во всех условиях.
В рамках классической механики находили свое объяснение практически все известные в науке явления вплоть до конца XIX в. В конце XIX - начале XX вв. в естествознании (преимущественно в физике) был открыт ряд явлений, не вписывавшихся в классическую теорию, например, явление радиоактивности, рентгеновское излучение, явление фотоэффекта и др. Современная наука не могла объяснить эти явления, свидетельствовавшие, во-первых, о том, что атом, более двух тысяч лет считавшийся мельчайшей и неделимой частицей вещества, состоит из еще более мелких частиц, а, во-вторых, о том, что в условиях микромира законы классической механики не соблюдаются.
Состояние физической науки на рубеже XIX - XX вв. получило название "кризиса в физике". Требовалось создать новую теорию, способную объяснить все эти явления. Тот факт, что "...физические явления перестают повиноваться законам, выражаемым дифференциальными уравнениями, есть без всякого сомнения самая большая и самая глубокая революция, которую натуральная философия претерпела со времен Ньютона", - писал французский физик Пуанкаре об открытиях рубежа веков.
Крупнейшими теориями, обосновавшими принципиально новый взгляд на физическое устройство мира, стали квантовая механика и теория относительности.
Основное внимание науки в начале XX в. переместилось на исследование микромира - мира элементарных частиц. Исследования Планка (1858 -1947), Резерфорда (1871 - 1937), Бора (1885 - 1962) открыли человечеству взгляд на принципиальную неисчерпаемость микромира, в которой отразилась астрономическая бесконечность Вселенной.
В 1900 г. Планк открыл явление квантованности (от лат. quantum - сколько) - порционности излучения энергии, что противоречило классической теории теплового излучения, основанной на принципах классической механики. В 1911 г. Резерфорд, исследовавший рассеяние альфа-частиц, предложил планетарную модель строения атома, согласно которой электроны движутся вокруг ядра по орбитам. Опираясь на эту модель, Бор разработал количественную теорию атома, положившую начало квантовой механике, описывающей законы микромира.
В 1905 г. Эйнштейн (1879 - 1955), занимавшийся изучением свойств света, разработал специальную теорию относительности, содержавшую новый взгляд на пространственно-временные свойства физических процессов. Эта теория утверждает относительность времени, неразрывную связь времени и пространства, конечность скорости распространения взаимодействий, взаимосвязь массы и энергии тел. Согласно теории относительности законы классической механики являются частным случаем универсальных релятивистских законов для тел, движущихся со скоростями много меньшими скорости света.
В 1916 г. Эйнштейн завершил работу над общей теорией относительности, объяснявшей природу тяготения геометрическими свойствами пространства-времени. Выводы теории относительности были неоднократно проверены на практике и легли в основу современной картины мира.
* Экология (от греч. oikos - дом, родина) - наука об отношениях живых организмов с окружающей средой. Понятие существует со второй половины XIX в., расцвет науки начался во второй половине ХХ в

Глобальные проблемы современности, возможности и пути их решения.

Возникновение глобальных проблем и возрастание опасности их последствий заставляет людей обратиться за помощью к науке в изучении предпосылок и способов их решения. Глобальные проблемы исследуются целым комплексом естественных и общественных наук: биологией, геологией, генетикой, политологией, этнографией, социологией и другими. При этом каждая из конкретных наук решает ту или иную частную задачу. Однако глобальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему. Они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, поэтому требуют философского осмысления.
Философское осмысление предполагает целостностное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных проблем, составляет область философии глобальных проблем.
Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обострению глобальных проблем, изучает их общественную опасность и социальную обусловленность. Философский подход составляет мировоззренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой.
Вопрос обоснования глобальных проблем имеет не только теоретический, но и практический аспект. Это обусловлено жизнедеятельностью общества. От того, какие конкретно проблемы следует признать в качестве глобальных, во многом зависит выбор путей и способов их решения, будущее человечества.
В современной социально-философской науке сложились три основных подхода к пониманию глобальной проблемы.
1. Сторонники одного подхода считают, что все существующие в обществе естественнонаучные, научно-технические и собственно социальные проблемы когда-то становятся глобальными. Вопрос только в том, приобрели они уже или еще не приобрели всемирный, международный характер. В этом подходе понятие «глобальная проблема» является синонимом общесоциальной проблемы.
2. Последователи другого подхода ограничивают число глобальных проблем наиболее опасными и требующими немедленного решения: проблема предотвращения войны и укрепления мира, острые экологические проблемы, народонаселение планеты, проблема человека и некоторые другие.
3. Третий подход состоит в разработке методологии и методик, позволяющих определить, что такое глобальная проблема, каково ее содержание, признаки, как она проявляется в конкретной жизни людей: в формах противоречий, диспропорций, функциональных нарушений. Сторонники данного подхода стремятся более точно, исходя из практики функционирования общества, определить причины возникновения глобальных проблем, их существенные признаки и содержание, провести классификацию. Данный подход в определенной мере можно считать объединением двух первых подходов.
Основные черты глобальных проблем:
1. Глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер. Это означает, что они затрагивают жизненно важные интересы и будущее всего человечества, каждого отдельного человека.
2. Глобальные проблемы носят всемирный характер. Они проявляют себя в основных регионах мира. Областью их действия стала вся планета или основная ее часть.
3. Для своего решения глобальные проблемы требуют объединенных усилий всего человечества.
4. Глобальные проблемы создают непосредственную угрозу для планетарной цивилизации, нуждаются в неотложном решении. Нерешенность глобальных проблем может при­вести в недалеком будущем к серьезным, возможно непоправимым, последствиям для всего человечества и среде его обитания.
5. Глобальные проблемы более инертны, обладают меньшей мобильностью проявления по сравнению с локальными проблемами.
6. Глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Решение любой из них предполагает учет влияния других проблем.
Глобальные проблемы рассматриваются как закономерный, но негативный результат развития человечества. Причины их возникновения и обострения своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры.
Глобальные проблемы имеют двойственный характер: с одной стороны - естественно-природный, а с другой - социальный. Такое понимание глобальных проблем позволяет в их генезисе проследить две взаимосвязанные линии.
1. Они есть нежелательный итог отношений между человеком (обществом) и природой, возникают в системе «общество – природа». Глобальные проблемы порождены возросшими масштабами и глубиной технического воздействия общества на природу и огромным размахом хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие общества с природой стало ныне сравнимо с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Бурная, все более возрастающая и плохо планируемая, преобразовательная деятельность человека приводит к деградации окружающей среды.
2. Глобальные проблемы есть результат неудачного социального развития современной цивилизации. Ошибки в отношениях между людьми также порождают глобальные проблемы и составляют тенденцию исторического процесса. В современном обществе обостряется кризис, который является результатом деятельности самого человека, а поэтому имеет "антропогенный", социальный характер. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, затронул практически все мировое сообщество.

История человеческой цивилизации показывает, что каждая новая ступень развития экономики и социальных отношений означала и новый этап в обострении противоречий между природой и обществом, а также в самом обществе. Глобальные проблемы, являясь результатом предшествующего развития общества и его отношений с природой, выступают показателем несовершенства жизни людей как цивилизованных сообществ.
Неравномерность развития локальных цивилизаций также имела негативные последствия. Многие развитые государства и общества более активно и масштабно решали свои задачи, иногда за счет других народов, хищнического природопользования. К этому следует добавить, что многие развитые страны не решили, а обострили многие свои внутренние социальные проблемы, «подняв» их до уровня глобальных: наркоманию, коррупцию, бюрократизм, деградацию морали, неграмотность, нарушение генофонда, пьянство, болезни и др. Две мировые войны как глобальные катастрофы начинали и вели именно разви

Наши рекомендации