Ф. Бэкон о путях построения научного метода.

Основоположником эмпиризма считается английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626). Бэкон сделал блестящую политическую карьеру, вершиной которой стал пост лорд-канцлера. Однако, попав в водоворот предреволюционной борьбы короля и парламента, Бэкон был обвинён во взяточничестве, отстранён от должности и отдан под суд. Бэкон был помилован королём, но к политической деятельности более не возвращался, сосредоточившись на занятиях философией и науками. Самые значительные из написанных им произведений следующие: «Великое восстановление наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида», «Опыты политические и моральные». Обратим внимание на то, что Бэкон как бы пытается обновить, заново переосмыслить философское наследие прошлого – труды Платона (легенду об Атлантиде) и Аристотеля («Органон), приспособив их к требованиям науки Нового времени.

Подобно тому, как искусства в эпоху Возрождения достигли расцвета, необходимо восстановить науки во всём их величии, какое за ними признавалось в античности. В этом состоял замысел осуществляемого Бэконом «Великого восстановления наук». Однако Бэкон не призывал слепо следовать за античными образцами, он полагал, что необходимо формировать новый научный метод, нацеленный на целенаправленное получение новых знаний о мире. Поэтому проблема научного метода в философии Ф. Бэкона стала самой важной.

Бэкона в целом можно считать материалистом, хотя он признавал наличие Бога и говорил: «Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии». Бэкон верил во всемогущество науки, ему принадлежат знаменитые афоризмы «Знание – сила», «Мы столько можем, сколько знаем». Лишь тот, кто овладеет знанием о природе и скрытых в ней силах, будет могуществен. Но чтобы познать природу и подчинить её себе, человек должен подчиниться объективно существующим законам природы, и только затем превратиться из слуги в господина. Критерием истинности наших знаний о природе выступает практика. Бэкон утверждал, что «истинное и полезное суть одно и то же». Таким образом, Бэкон производит радикальную перемену мировоззренческих ориентиров научной деятельности. Начиная с античности, считалось, что главной целью научного познания мира является приобщение к совершенству и гармоничности мироздания, благодаря чему возвышается и совершенствуется душа человека. Практическое применение добытых знаний считалось второстепенным, в чём-то унижающим величественный облик науки. Наука античности и средневековья старалась дистанцироваться от практики. Бэкон же объявляет, что наука должна быть нацелена не на восхищение совершенством мира, а на то, чтобы с помощью практики, неразрывно связанной с наукой, подчинить природу человеку, заставив её служить нуждам людей. Именно такая мировоззренческая установка господствует в науке до сих пор.

Бэкон предложил классификацию наук, основывающуюся на способностях, свойственных человеку. На основе памяти у людей возникает история, на способности воображения базируется поэтическое искусство, основой же философии является рассудок. Философию Бэкон подразделяет на 1. учение о природе (физика и математика), 2. учение о человеке и 3. учение о Боге. Причём Бэкон считал, что Бога необходимо познавать через его проявления в природе. Бэкон делил все научные построения (опыты, теории) на плодоносные и светоносные. Плодоносные приносят пользу человечеству, расширяя его силы и возможности, а светоносные содействуют познанию мира (проливают свет знания), не принося непосредственной пользы.

Прежде чем заняться формированием совершенного научного метода, надо устранить помехи на пути истинного знания, вводящие в заблуждение. Их Бэкон называет идолами. Всего он выделяет 4 разновидности идолов: 1. Идолы рода – они происходят от несовершенства наших органов чувств и ограниченности нашего ума. Сколь бы ни были полезны органы чувств в качестве источника информации о внешнем мире, они не могут дать вполне истинную картину действительности. Люди имеют склонность примешивать к эмпирическим данным наклонности собственного духа. Отрицательное воздействие идолов рода можно ликвидировать посредством применения измерения и предназначенных для этого приборов. 2. Идолы пещеры – это индивидуальные вариации идолов рода, получившиеся в результате условий воспитания, личных склонностей, восприятия чужих мнений и т. д. Каждый из нас как бы находится в некоей пещере, состоящей из собственного видения мира, предпочтений, то есть всего субъективного. Чтобы минимизировать влияние идолов пещеры, необходимо исключить всё субъективное, оставив только объективное (не зависящее от сознания) содержание знаний. 3. Идолы рыночной площади – они проистекают из особенностей социальной жизни человека. Их характеризует подверженность воздействию распространённых взглядов, предрассудков, заблуждений (подобно тому, как на рынке различные слухи и сплетни распространяются с чрезвычайной быстротой). Очень часто такие идолы возникают вследствие словесной путаницы, неправильного употребления понятий (в этом Бэкон обвиняет и представителей схоластики и гуманистов). Чтобы уничтожить идолы рыночной площади следует, считает Бэкон, произвести ревизию языка, разобраться в значениях слов, ликвидировать их многозначность и т.д., то есть создать чёткий, правильно построенный язык науки. 4. Идолы театра – они возникают в результате некритического усвоения философских, научных и религиозных учений, преклонения перед ложными авторитетами. Как писал Бэкон, «сколько есть принятых или изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры». Бэкон утверждал, что «Истина есть дочь времени, а не авторитета». Поэтому ко всем авторитетам, даже к таким выдающимся умам, как Аристотель, необходимо относиться критически, отбрасывая всё, что не получило подтверждения в науке. Идолы рынка и театра носят не врождённый, а приобретённый характер и поэтому могут быть исправлены быстрее.

После того как сознание учёного будет избавлено от идолов, можно приступать к формированию правильного научного метода. Бэкон выделяет 3 возможных пути построения метода научного исследования. Каждый из них связывается им с поведением какого-то насекомого.

1. Путь муравья. Подобно тому как муравей всё встречающееся ему на пути, что бы это ни было, несёт к себе в муравейник, не задаваясь вопросом, нужно ли это ему; так и многие исследователи, отличаясь завидным трудолюбием и прилежанием, провели массу наблюдений и экспериментов, в результате которых они получили много сведений о мире. Но они не смогли их правильно понять и осмыслить. Такие учёные-муравьи «тонут» в накопившемся материале и не могут отделить главное от второстепенного, полезное от ненужного. Таким образом, Бэкон назвал путём муравья не оформленный теоретически, «плоский» эмпиризм, который в целом нельзя не признать малоэффективным научным методом. При таком подходе, в частности, очень трудно познать сущность вещей и причины явлений

2. Путь паука. Как известно, паук ткёт паутину, беря материал для её изготовления из самого себя. Подобно пауку, многие исследователи берут материал своих рассуждений из собственного сознания и принципиально не обращаются к изучению внешнего мира. Эти мыслители ткут паутину своих гипотез и теорий, мало связанную с положением вещей в окружающей действительности. Не трудно заметить, что под пауками Бэкон имеет в виду своих оппонентов – средневековых схоластов и философов-рационалистов, склонных к спекулятивному умозрению на основе данных человеку структур разума. Такой метод несовершенен, поскольку угрожает отрывом от реальности, что часто приводит к ложным выводам.

3. Путь пчелы. Именно путь пчелы Бэкон считает оптимальным вариантом научного метода. В отличие от паука, пчела открыта миру, что позволяет ей постоянно на опыте проверять истинность результатов своей деятельности. В отличие же от муравья, пчела, которая собирает пыльцу не с каждого цветка, умеет выделять в окружающей действительности главное и изучать именно его, не тратя время и силы на второстепенное. Затем пчела перерабатывает пыльцу в мёд, подобно этому и учёный должен добытые факты превратить в законы с помощью индуктивного метода. Путь пчелы – это метод теоретически оформленного, осмысленного эмпиризма, берущего всё положительное как от опыта, так и от разума. Только с помощью этого метода можно понять и осмыслить причины происходящих в мире явлений и сущность вещей.

Основным методом научного исследования, согласно Бэкону, должна стать индукция, соединённая с экспериментами. Бэкон горячо выступал в пользу широкого применения индукции, усматривая её основное достоинство в том, что она может существенно содействовать расширению научного знания и соответственно увеличению власти человека над природой. Прежняя научная методология, основываемая Аристотелем на силлогистических рассуждениях, решению этих задач уже не удовлетворяла; поэтому Бэкон требовал в «Новом Органоне» замены силлогистической логики индуктивной. Также Бэкон советовал составлять таблицы сходства и различия признаков у вещей, таблицы уменьшения или увеличения определённых качеств у объектов. Таким образом, следует признать, что Ф. Бэкон был одним из основоположников методологии науки Нового времени. Во многом наука до сих пор следует по путям, проложенным в философии Бэкона.

Обоснование эмпиризма в трудах Д. Локка. Принцип «Tabula rasa».

В конце 17 в. традиции эмпиризма развил британский философ Джон Локк (1632 – 1704), написавший «Опыт о человеческом разуме». Некоторое время Локк серьёзно занимался естествознанием и медициной и стал членом Лондонского Королевского Общества (аналога Академии наук). Локк на протяжение многих лет занимался общественно-политической деятельностью, в том числе и будучи депутатом парламента.

Придерживаясь материализма, Локк полагал, что нет никакой бестелесной субстанции. Локк в наиболее яркой форме сформулировал основные положения эмпиризма. Он считал, что всякое познание носит опытный характер и начинается с чувственных ощущений, восприятий. Чего-либо, не проистекающего из чувственного опыта, Локк не допускал. Локк выдвинул три основных положения, чётко обозначившие сущность его эмпиризма:

1. Нет никаких врождённых идей. Врождённые идеи должны наличествовать у абсолютно всех людей, однако многие идеи, которые считаются врождёнными, есть не у всех, следовательно, они не врождены, а приобретены в ходе опыта. Например, идея Бога не является врождённой, поскольку её нет у некоторых дикарей, а также у детей. Относительно всего врождённого среди людей должно господствовать полное согласие, однако подобного единодушия среди людей не наблюдается. Всё познание начинается с опыта и не может проходить вне опыта. Данные опыта, таким образом, являются единственным каналом получения информации о мире. Локк был одним из наиболее последовательных защитников теории антинативизма.

2. Душа при рождении подобна чистой доске (tabula rasa). У новорождённого до испытываемого им первого ощущения в душе нет никакого содержания, оно появляется лишь в результате контакта с внешним миром посредством опыта. Выражение «tabula rasa» стало чрезвычайно распространённым в теории познания и психологии.[1]

3. Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах. Всё содержание нашего разума мы получаем посредством деятельности чувств. В конечном итоге разум не способен без содействия чувств начать познавательную деятельность. Локк последовательно проводит линию сенсуализма, утверждая первенство и приоритетность деятельности чувств над деятельностью разума.

В конечном итоге любое знание является результатом умозаключений из данных чувственного опыта. Опыт, согласно Локку, может быть внешний и внутренний. Источником внешнего опыта является объективная реальность, воздействующая на наши органы чувств и производящая ощущения. Душа в целом здесь пассивна и лишь воспринимает информацию из внешнего мира. Внутренним опытом Локк называет рефлексию как наблюдение и анализ своих собственных переживаний. При выработке внутреннего опыта душа более активна, чем при получении внешнего опыта. В противоположность Декарту Локк полагал, что внешний опыт является более достоверным нежели внутренний. В результате опыта в душе появляются простые идеи, которые с помощью разума комбинируются в сложные, составные, получающиеся в результате сложения и перестановки простых идей (ассоциации). Ощущения Локк уподобляет знакам, буквам на бумаге, причём, они представляют собой не столько отражения, сколько символы действительности. Истина рассматривается Локком как соответствие между идеями, а отнюдь не между идеей и предметом. Заметим, что при понимании истины как соответствия идей между собой, усиливается возможность отрыва от реальности.

Локк различал три вида знания по степени их достоверности: 1. чувственное познание отдельных вещей; 2. демонстративное (доказательное) знание, т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем, посредством рассуждений; 3. интуитивное, считающееся наиболее достоверным знанием. Это непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Например, интуитивно постигаются следующие положения: «белое не есть черное», «три больше двух», «целое больше части» и т. п.

Большое внимание Локк уделял рассмотрению операции абстрагирования. Он полагал, что абстрактные понятия это сложные идеи, у которых отделены как незначащие обстоятельства места и времени, при которых мы получили эту идею. У Локка возрождается забытое после исчезновения античной философии учение о первичных и вторичных качествах. Первичные качества, к которым Локк относит протяжение и фигуру тел объективны и присущи самим вещам. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и т.д.), имеющие субъективный характер, не присущи вещам, а появляются в нашей душе в результате воздействия на неё тел, обладающих определёнными первичными качествами.[2]

В области социально-политической мысли Локк оставил заметный след как один из основоположников либерализма. Именно Локку принадлежит идея существования у человека естественных (данных от природы) неотчуждаемых прав и свобод. К числу естественных прав Локк относил право на жизнь, свободу и собственность. Государство призвано защищать эти права граждан и чрезмерно не вмешиваться в частную жизнь граждан. Для ограничения деспотизма государственной власти Локк предлагает принцип разделения властей на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Локк выступал против преследований по религиозному принципу, защищая принцип веротерпимости. В целом Локка можно считать мыслителем, стоящим у истоков философии Просвещения.

Наши рекомендации