Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.

Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработан­ная греческими философами, проживавшими на территории современ­ной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных горо­дах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под об­щим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла че­тыре основных этапа: демократический - VII - V вв. до н. э.; классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; римский -1 в. до н. э. - V в. н. э.
К досократическому периодуотносится деятельность так называемых философов-"досократиков": милетской школы - "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); Гераклита Эфесского; элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа); некоторых иных философов.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объясне­ние явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирова­ние собственных взглядов, превращение их в догму.
Классический (сократический) период- время расцвета древнегречес­кой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).
К данному этапу относятся: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение "сократических" школ; философия Платона; философия Аристотеля.
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков": меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон -автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воп­лощением которых стал реальный мир); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую философско-просветительскую деятельность (софи­сты и Сократ).
Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Наиболее известными философами римского периодаявлялись: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно: взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древне­греческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская фило­софия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию; влияние на античную философию традиций и идей философии поко­ренных народов (Востока, Северной Африки и др.); близость философии, философов и государственных институтов (Сене­ка воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам яв­лялся императором); небольшое внимание к проблемам окружающей природы; повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и пове­дение человека); расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, ученос­ти, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости); преобладание идеализма над материализмом; все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философий, их превра­щение в средневековую теологическую философию.
В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослой­ку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира; объяснению явлений окружающего мира); на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); допускалось существование богов; древнегреческие боги были частью природы и близки людям; человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; были заложены два направления в философии - идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в элли­нистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.





Философия Милетской школы.

Первой исторически сложившейся школой[1] философии была милетская школа ионийской философии. Она существовала на протяжение 6 в до н.э. в городе Милете, от которого и получила своё название. Греческая философия возникла в Ионии (современная территория западного побережья Турции), которая активно подвергалась греческой колонизации. В Ионии появилось множество греческих городов, жители которых занимались ремеслом и торговлей. Для жителей этих городов (и Милета в том числе) была характерна инициатива, предприимчивость, опора на здравый смысл. Эти черты привели к тому, что мифологическое мировоззрение начало преодолеваться достаточно быстро и одновременно появляется тяга к изучению окружающего мира, космоса. Этими факторами и обуславливается появление философии в Милете. Главной проблемой, занимавшей милетских мыслителей, был вопрос об архе (первоначале), из которого произошло всё существующее. Мифологический генетический подход был милетскими мыслителями преодолён и заменён поиском субстанциального безличностного начала, первовещества, из которого всё возникло. Как правило, на роль такого архе претендовали 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Этим была обусловлена изначальная стихийно-материалистическая ориентация первых греческих философов. В основном милетские мыслители занимались изучением природы и тем самым положили начало натурфилософии и частным естественным наукам (физике, астрономии и пр.). К милетской школе относятся идеи трёх мыслителей: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – из которых каждый последующий был учеником предыдущего.

Основоположником философии считается один из 7 греческих мудрецов Фалес Милетский (7-6 вв.до н.э.). Фалеса считают основоположником физики и философии. Фалес являлся первым физиком из-за того, что первым обратился к изучению природы (фюзиса), что для других мудрецов было нехарактерно. Фалес оставил свой след в математике (теорема Фалеса) и астрономии (сбывшееся предсказание солнечного затмения 585 г. до н.э.). Будучи в Египте, Фалес смог применив метод пропорции, вычислить высоту египетских пирамид. Первым философом Фалеса признают потому, что он первый начал обосновывать, доказывать свои утверждения. Именно это является гранью, отделяющей дофилософское мудрствование от философии, подразумевающей обязательную доказательность своих положений. Так, гномы, дошедшие от Фалеса, разительно отличаются от изречений других мудрецов обсуждением космологических вопросов и наличием обоснования: «Больше всего пространство, потому что оно всё в себе содержит», «Мудрее всего время, потому что оно всё открывает», «Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть». Фалес, впервые поставив проблему первоначала в немифологическом ракурсе, выделял в качестве архе воду. Он обосновывал свою позицию, утверждая, что семена всего живого имеют влажную природу и что всё живое питается влагой. Земля, по Фалесу, подобна куску дерева, плавающему по волнам мирового океана. Таким образом, всё существующее в мире является разнообразной модификацией, видоизменением воды. Здесь намечается проблема соотношения сущности (воды) и её проявлений (внешне очень непохожих на воду веществ). Фалес первым начал рассуждать также по психологической проблематике. Он считал душу движущим по отношению к телу началом, а движение и способность приводить в движение признаком одушевлённости. Поэтому он заключил, что всё мироздание (включая в себя магнит, янтарь и пр.) одушевлено и полно демонов. Подобное учение об одушевлённости всего сущего называется гилозоизмом.

Следующим представителем милетской школы был ученик Фалеса Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.), написавший не дошедшее до нас сочинение "О природе". Анаксимандр отказался искать первоначало среди традиционных 4-х стихий, поскольку принятие в качестве архе одной из стихий ведёт к уничтожению остальных. Первоначалом мира является, по Анаксимандру, бескачественный апейрон, размышляя о котором Анаксимандр приблизился к философскому пониманию материи.[2] Апейрон как бескачественное начало мироздания порождает стихии, из которых в свою очередь образуются вещи. Все объекты возникли из апейрона (материи) и должны рано или поздно в него вернуться: «Из чего все вещи получают своё рождение, в то все они возвращаются, следуя необходимости. Все они в своё время наказывают друг друга за несправедливость». Обратим внимание на то, что эти процессы отделения от апейрона, а затем слияния с ним происходят не по воле богов, а «следуя необходимости», т.е. природному закону. Анаксимандр оставил значительный след в зарождении изучения органической реальности. Он, например, используя идеи Фалеса, утверждал, что жизнь зародилась во влажном месте. Анаксимандр первый предположил, что человек появился в результате эволюции от органических существ другого вида. Согласно Анаксимандру, первые люди появились в утробе рыб и вскармливались ими, а затем были ими изрыгнуты и вышли на сушу. При всей наивности подобных воззрений необходимо отметить, что Анаксимандр уже не прибегает к вмешательству богов, а объясняет всё естественными причинами.

Третий представитель милетской школы Анаксимен (6 в. до н.э.), ученик Анаксимандра, вернулся к поиску архе среди 4-х стихий и стал считать первоначалом воздух. Воздух, конденсируясь, превращается в воду, а та, затвердевая, становится землёй. Таким образом, всё сущее образовано из сгущённого воздуха. Анаксименом утверждается изначальность воздуха: воздух не создан богами, а, наоборот, боги состоят из воздуха. Монистический принцип единственности первоначала мироздания проводится Анаксименом вполне последовательно. В сфере внимания Анаксимена как учёного находились астрономия и метеорология. Однако его воззрения в этих областях знания достаточно наивны. Так, он полагал, что звёзды, подобно гвоздям, воткнуты в хрустальный небосвод. Значение милетской школы философии заключается в стремлении к постижению глубинной сущности окружающего мира и природы, в отказе от сверхъестественного и поиске природных причин всего сущего. Тем самым они содействовали становлению рационалистического, философского и научного подхода к изучению мира. Представители милетской школы считаются первыми представителями философского материализма.

[1] Под школой имеется в виду последовательность философов, характеризуемых общностью решаемых проблем, терминологии и применяемых методов.
[2] Сама материя является бескачественной и неопределённой. Древесина – материя, камень – материя, но сама по себе материя не обладает качествами древесины, камня, кожи и т.д.; она бескачественна, но все качества материальных объектов определяются ей.

Наши рекомендации