Предфилософия древнего Египта и Месопотамии.
Египет и Месопотамия (культура шумеров и вавилонян) стали первыми сложившимися на земле государствами с высокоразвитой культурой, оказавшими значительное влияние на последующие цивилизации Средиземноморья. В рамках курса философии вам предлагается проследить зарождение предфилософских воззрений в этих культурах. При всём богатстве интеллектуальных традиций Египта и Междуречья большинство исследователей считают, что в этих странах появились лишь зачатки философских воззрений (предфилософия), которые в силу различных причин не превратились в полноценную философскую традицию. В Египте и Междуречье господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение, и жречество пользовалось большим влиянием. По сути, все знания, вся интеллектуальная составляющая духовной жизни были сосредоточены в руках жрецов. Считалось, что знания и мудрость получены жрецами от богов и должны храниться в тайне от непосвящённых. Способ передачи знаний был догматическим, поскольку в сведениях переданных жрецами, сомневаться было нельзя. Почти все научные дисциплины выполняли культовые задачи. Ещё не было противоречия между научно-философским и религиозным знанием. Сильное влияние жречества было одним из факторов, не позволивших в Египте и Междуречье появиться собственно философии. Можно говорить лишь о робких попытках нерелигиозного осмысления окружающего мира и отдельных элементах скептического отношения к утвердившимся религиозным представлениям.
В Египте и Междуречье значительных успехов достигло развитие науки. Однако научное знание в этих странах имело ряд характерных черт. Для древневосточной науки была характерна практическая направленность, поскольку многие отрасли знания развивались вследствие практической жизненной необходимости. Знания считались верными, если давали необходимый практический результат. Наука на Востоке не была фундаментальной и системной. Теоретических построений и рационального доказательства в науке Египта и Междуречья не существовало. Например, при развитом искусстве измерения и вычисления не оперировали абстрактными понятиями «треугольник», «квадрат», и не пытались доказывать принципы решения задач. Самостоятельно составьте сводку знаний жителей Египта и Междуречья по математике, биологии и медицине, географии, астрономии и прочим наукам. Отразите собранные сведения в экзаменационном ответе.
Вам следует показать знакомство с египетскими и шумеро-вавилонскими мифами, повествующими о возникновении мироздания. Среди этих мифов встречаются сказания, напоминающие сказки, но уже попадаются и мифы, характеризующиеся некоторой степенью абстрактного рассмотрения сущего. В целом, попытка выяснить происхождение мироздание в большинстве египетских и шумеро-вавилонских сказаний ещё вполне находится в рамках генетического принципа («Кто породил всё существующее?»). Согласно одному из египетских космогонических мифов мироздание было порождено одним из немногих антропоморфных богов - Птахом, который, проглотив собственное семя, из себя произвёл стихии мироздания, прочих богов и людей.
Более абстрактными и философичными были представления жрецов гелиопольской школы, сформировавших «эннеаду» (девятку) главных божеств, которые связаны между собой родственными связями и порождением. Гелиопольские жрецы полагали, что вначале существовал изначальный хаос – Нун (1). Из этого первичного хаоса возник камень Бенбен (Атум (2)) – символ вечности. Из Атума порождается пара богов, отождествляемых со стихиями, – Шу(3) (воздух) и Тефнут(4) (влага). Шу и Тефнут произвели на свет Геба(5) (земля) и Нут(6) (небо). От брака Геба и Нут рождаются Исида(7), Осирис(8) и Сет(9). При ответе на вопрос можете показать знание мифа об Осирисе и Исиде, который является одним из самых известных сезонных мифов, то есть мифов, объясняющих смену времён года.
Из космогонических мифов, дошедших до нас из шумеро-вавилонской цивилизации, самым знаменитым является текст под названием «Энума элиш» («Когда вверху»). Согласно этому тексту, мироздание возникло из первоначально хаотической водной стихии Апсу, породившего праматерь Тиамат. От брака Апсу и Тиамат произошли прочие боги (Ану, Энлиль, Эа, Шамаш и пр.). В мифе рассказывается, что молодое поколение богов стало шуметь и докучать своим прародителям; поэтому старшие боги решили уничтожить своих отпрысков. Младшие боги должны были вступить в борьбу со своими родителями. Самым смелым из молодого поколения богов оказался Мардук, который вышел на бой с Тиамат, изображавшейся в виде свирепого чудовища. Он вогнал в пасть своей прародительницы ветра, разодравшие её внутренности. После этого Мардук разрубил тело Тиамат на две части. Из одной части её тела он создал небо и всё, что находится на небе, из другой же сотворил землю. Затем в мифе описывается сотворение растений и животных; наконец, создаётся из глины, смешанной с кровью одного из богов, человек. Основная задача человека – прислуживать богам, чтобы боги вели беспечальную жизнь.
Важной мировоззренческой частью сознания египтян и жителей Междуречья были их представления о сущности человека, душе и её посмертном существовании. Советуем обратить внимание на представление египтян о множестве духовных сущностей человека. Кроме телесной сущности у человека существовали «ба» и «ка». Под понятием «ба» имелась в виду собственно душа человека, изображавшаяся в виде птицы с лицом человека, душой которого она была. «Ка» - духовный двойник человека; наличие «ка» придаёт человеку жизненность и силу. Считалось, что обычные люди обладают одним «ка», однако у фараонов и богов может существовать множество «ка». В момент смерти человека «ка» и «ба» покидают тело человека для того, чтобы воссоединиться с ним уже в загробном мире. Однако эти духовные сущности должны узнать тело, которому они принадлежали. Поэтому необходимо было сохранить умершее тело, предохранив его от тления. Отсюда берет своё начало принятый в древнем Египте обычай мумификации умерших. Воззрения египтян о посмертном бытии души отражены в «Книге мёртвых» и «Текстах пирамид». Душа после смерти тела должна подвергнуться суду Осириса и получить воздаяние за всё свершенное в земной жизни. Ещё при жизни нужно было заучить клятву, которую душа произносила перед Осирисом. В этой клятве собраны основные запреты, налагаемые на человека в древнеегипетской этике. После произнесения клятвы происходила психостасия (взвешивание души). На одну чашу весов клалось сердце человека, которое по древнеегипетским представлениям являлось вместилищем души, а на другую опускалось пёрышко богини справедливости и истины Маат. Если сердце было тяжелее этого пёрышка, считалось, что оно тяжело от греховных помыслов и побуждений. Такое сердце съедалось чудовищем, и душа лишалась надежды на загробную жизнь. В случае же доказательства безгрешности душа воссоединялась с телом в блаженной стране Иалу, где вела беззаботную жизнь.[1] Египтяне воспринимали земное существование как краткий миг перед бытием в вечности, наступающим после смерти тела. Поэтому египтяне старались ещё при жизни возвести «дом вечности» - гробницу. Мировоззрение египтян не было пронизано страхом смерти ещё и потому, что у них не существовало понятия об аде и вечных мучениях за гробом.
Для анализа шумеро-вавилонских представлений о душе и её посмертном существовании рекомендуем ознакомиться с мифом о нисхождении в мир мёртвых богини любви и красоты Иштар. Иштар полюбила смертного пастуха Думузи и после его смерти начал тосковать по нему. Чтобы соединиться с возлюбленным, она спустилась в «страну без возврата», однако вышла оттуда с большими трудностями, по особому распоряжению богов. Боги решили, что Иштар должна проводить полгода под землёй, наслаждаясь общением с возлюбленным (на земле в это время природа увядает), но в следующие полгода она должна возвращаться из подземного мира (наступает весна). Перед нами, таким образом, ещё один пример сезонного мифа. Загробный мир представал в воззрениях жителей Месопотамии как мрачное место, в котором души людей, независимо от их праведности или греховности, вынуждены вести унылое существование, питаясь глиной. Поэтому, в отличие от египтян, шумеры и вавилоняне ценили каждый миг земной жизни и стремились отдалить наступление смерти.
Чтобы уяснить представления шумеров и вавилонян о смерти крайне важно знать сюжет и мировоззренческое содержание шумеро-вавилонского эпоса «Песни о Гильгамеше», главный герой которого наделён богатырской силой, поскольку он на две трети – бог. Но на одну треть Гильгамеш является человеком, поэтому, как и все люди, он обречён на смерть. Когда умирает Энкиду, друг и соратник Гильгамеша по подвигам, Гильгамеш осознаёт весь ужас и трагизм смерти, предстоящей также и ему. Гильгамеш отправляется в странствие, надеясь отыскать способ достижения бессмертия. После долгих скитаний ему удаётся достать со дна моря цветок, дающий его обладателю бессмертие. Однако, когда Гильгамеш заснул, змея похитила этот цветок, а Гильгамеш убедился в тщетности усилий людей достичь бессмертия. Трагизм переживания неизбежности смерти и обречённости на неудачу попыток её преодолеть пронизывают этот выдающийся памятник древней литературы.
Отдельные, хотя и робкие, элементы сомнения в утверждениях жрецов о богах и загробном мире можно встретить в египетских «Песне арфиста» и «Споре разочарованного со своей душой», а также в вавилонском «Разговоре господина с рабом». В «Песне арфиста» утверждается, что никто ещё не возвращался из загробного мира, нет никакого доказательства его существования, поэтому автор этой песни призывает гедонистически наслаждаться всеми радостями жизни. В других из названных памятников проводится мысль о суетности земного существования, о том, что боги не содействуют торжеству справедливости, и поэтому обращаться к ним с мольбами тщетно. Мировоззренческие традиции Египта и Месопотамии существенно повлияли на зарождение античной философии. Не случайно многие греческие философы приезжали в Египет и Вавилон для того, чтобы приобщиться к мудрости этих стран, имевшей уже тогда тысячелетние традиции.
[1] От этой страны Иалу берёт начало распространённые в европейской культуре представления об Елисейских полях.
Философия древней Индии.
В основу индийской философии легли Веды (священные тексты), а также комментарии к ним. Эти тексты являются древнейшим памятником в индоарийской культуре. Созданы они в 15 веке до н. э. Считалось, что Веды существовали всегда, и никем не были никогда созданы. Именно поэтому эти священные тексты не могли содержать сведений ошибочных. Большая часть их написана на мистическом языке (санскрите). При помощи него вселенная общается с человеком. Часть Вед представлена записями откровений, космических истин. «Шруди» доступны только людям посвященным. «Смрити» (другая часть священных текстов) являют собой адаптированные тексты для не столь одаренных людей (рабочих, женщин, представителей низших сословий (каст). В частности, индийские саги Махабхарата и Рамаяна относятся к «смрити». Философия Древней Индии раскрывает такое понятие, как «Карма». Считалось, что Карма – это закон следствия и причины. Все зависят от нее, даже Боги. Философия Древней Индии, в одной из философских категорий, содержала представление о том, что все окружающее человека является иллюзией. Неведение человека способствует его иллюзорному представлению о мире. Называлось такое представление – майя. Традиционные индийские философские школы разделены на ортодоксальные (следующие неукоснительно основам древнего учения) и не ортодоксальные школы. Первые признавали авторитет Вед. К ортодоксальным школам относится Ньяя. Согласно пониманию, материальный мир существовал. Познание человека осуществлялось посредством пяти органов чувств. Философия Древней Индии в этой школе учила, что все вышедшее за рамки чувств – не существует. Признавались четыре источника знаний: умозаключение, восприятие, сравнение, слово авторитета. Еще одной ортодоксальной школой являлась Вайшешика. Основана она была риши Канадой. В этой школе философия Древней Индии признавала существование двух миров: чувственного и сверхчувственного. В основе всего лежали неделимые частицы (атомы). Между ними пространство заполнено эфиром (акаша). Жизненной силой атомов являлся Брахман. Также эта философия признавала два источника знаний: умозаключение и восприятие. В основе Мимамсы (еще одной философской школы) также лежит авторитет священных текстов. В этой школе философы Древней Индии сосредотачиваются на правильном толковании священных писаний (Вед), а также важности описанных в них ритуалов. Особенности философии Древней Индии школы Санкхья представлены в осознании материальности и объективности мира. Учение Йога являло собой систему практических действий. Направлены они были на познание абсолюта. Посвящено учение определению специфической движущей силы в процессе освобождения. Среди неортодоксальных философских учений следует отметить индивидуальный материализм. Локаяды (школы) отвергают необходимость в мировой религии. Они признают существование только того, что чувствуется (душа – это тело). Жизненная цель, согласно этому учению, состояла в получении удовлетворений. Учение Джайнизм признавало вечную, несотворенную субстанцию. Эта первооснова мира являлась носителем энергии и обладала поступательным и простым движением. Джайнизм учит, что атомы разного веса составляют весь мир. Неделимые частицы сливаются в вещи. Согласно этому учению, существует только неживая материя и души. Основным принципом философской школы являлось непричинение вреда живому. Учение Буддизм предполагало четыре истины: жизнь – это страдание; причины страданий в желаниях и страстях; избавление от страданий наступает после отказа от желаний; завершает все освобождение человека от уз сансары (череды перерождений – жизни). Буддизм пропагандировали Атиша, Шантаракшита, Чандракирти и другие философы.
Философия древнего Китая.
В историко-философской науке на сегодняшний день нет общепринятой точки зрения на периодизацию развития китайской философии. Мы будем рассматривать ее содержание в соответствии, главным образом, с хронологическими периодами, выделяемыми на основе правящих династий, как это делают многие авторы.
Зарождение китайской философии. Китайская философия зарождается и складывается в период династий Шан (XVIII — XII вв. до китайской н. э.) и Чжоу (XI — III вв. до н. э.). Своими философии корнями она уходит в мифологическое мышление. Уже в рамках мифологии выделяется высший принцип, управляющий миропорядком. При династии Шан таким высшим началом, божеством, создавшим все существующее, считался шанди (Верховный император), а при династии Чжоу возникло представление о «воле Неба» как о всемогущем первоначале и первопричине всех вещей.
Одновременно с распространением религиозного мировоззрения начало возникать и развиваться и философское мышление. Уже при династии Шан складываются представления о темном и светлом началах. Темное и светлое стали рассматриваться как свойства, внутренне присущие предметам, противостояние которых вызывает развитие и изменения в вещах и процессах. Эти взгляды были впервые зафиксированы в надписях на гадательных книгах и костях, в которых солнечный день назывался светлым, а пасмурный день — несветлым.
Эти и им подобные представления, развиваясь, начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием. Светлое начало стало выражать уже не только «светлый день», но и свойства неба, солнца, твердости, силы, мужчины и т.д., а темное начало — свойства земли, луны, ночи, холода, мягкости, слабости, женщины и т.д. Постепенно представления о темном и светлом приобретают и абстрактное значение.
«Книга перемен». Истоки философии Древнего Китая следует искать в первых, и еще полумифических памятниках китайской письменности, особенно знаменитой «Книге перемен» («И цзине»), коментарии к которой и положили начало философии Китая.
«Книга перемен» — один из главных источников, в котором заложены основные принципы развития философского мышления в Китае. Ее тексты создавались в разные времена (XII—VI вв. до н. э.). В «Книге перемен» можно проследить переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению. Текст этой книги несет в себе отражение древних мифов Китая о двух началах (духах) — Инь и Ян, которые приобретают здесь уже понятийную форму.
Ян — это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь — женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет не о дуалистической, а скорее диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (дао), который проходят все вещи. «Книга перемен» и прослеживает дао — путь вещей и путь мира в движении. Одна из основных задач человека — понять свое место в мире, «соединять свою силу с небом и землей».
Таким образом, уже в «Книге перемен» излагается наивная диалектика философской мысли Китая, которая связана с утверждением противоречивости мира, взаимного влечения и взаимного отчуждения светлого и темного, развития и изменения мира.
Философия в период Чуньцю – Чжаньго. Период Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) — Чжаньго (V – III вв. до н. э.) является временем крупных изменений в Китае. В этот период осуществляется переход к феодальному обществу, который не мог не оказать своего воздействия на все стороны жизни, в том числе и на мировоззрение людей. В Китае возникла обстановка, получившая название «соперничество всех школ» и давшая мощный импульс развитию философской мысли. Среди этих школ главные следующие шесть:
школа служилых людей (конфуцианцев);
школа моистов (последователей Мо-цзы);
школа даосистов (центральная категория — дао);
школа законников (легистов); школа номиналистов (школа имен);
школа сторонников инь и ян (натурфилософы).
Особо выделяются среди указанных школ конфуцианство и даосизм Остановимся на основных положениях главных школ.
Конфуцианство. Это одно из наиболее важных направлений развития китайской философии, охватывает периоды древнего и средневекового китайского общества. Основателем этого направления был Конфуций (551 — 479 до н. э.). В литературе он часто именуется Кун-цзы, что означает учитель Кун. И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая. Главный источник его учения — книга «Лунь юй» («Беседы и суждения») — высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.
В центре его учения — человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Обеспокоенный разложением современного ему общества, падением нравов, Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального, благородного человека (цзюнь-цзы), которое должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу. Оно должно включать в себя выработку надлежащих правил поведения и обязательность исполнения каждым человеком своих функций, а сам человек рассматривается Конфуцием в качестве функционального элемента общества, в качестве человека-функции, подчиненной обществу.
У благородного мужа есть его антипод — так называемый «низкий человек» (сяо жэнь). Таков тот, кто в своих поступках руководствуется лишь соображениями личной выгоды, кто повсюду ищет сообщников, но не уважает ни их, ни себя, кто домогается милостей, а получив желаемое, забывает о благодарности. Когда Учитель Кун противопоставляет благородного мужа низкому человеку, его слова говорят сами за себя: Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается. Благородный муж с достоинством ожидает велений Небес. Низкий человек надеется на удачу. Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не учит людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот. Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других.
Главное качество благородного мужа, воспитываемое ритуалом и музыкой, Конфуций назвал «человечностью» (жэнъ). Иероглиф жэнъ состоит из знаков «человек» и «два», то есть он обозначал отношения между людьми, нечто междучеловеческое, чем в китайской традиции и считалось подлинное бытие человека. В «Беседах и суждениях» речь о человечности заходит довольно часто, хотя сам Учитель, по свидетельству его учеников, говорил о ней неохотно. А заговорив, каждый раз определял ее по-разному. Ведь каждый случай требует своего слова и поступка. Быть человечным для Конфуция как раз и означает быть разным с разными людьми. Однажды на вопрос: «Что такое человечность» — Учитель ответил: «любить людей». Этот ответ касается существа морального идеала. А если мы хотим узнать, каким должен быть человек, обладающий человечностью, то нам придется обратиться к другому объяснению: «Человек, наделенный человечностью, обладает пятью качествами: он учтив, великодушен, честен, прилежен и добр. Тот, кто учтив в обращении, избегнет оскорблений. Тот, кто великодушен, привлечет к себе людей. Тот, кто честен, будет пользоваться доверием других. Тот, кто прилежен, добьется успеха. Тот, кто добр, сможет использовать людей на службе». В некоторых суждениях Конфуция подчеркивается неразрывная связь «человечности» с ритуалом, а однажды Учитель разъяснил смысл «человечности» словами своей знаменитой максимы, которая напоминает евангельскую заповедь: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».
В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал. По существу, весь текст «Лунь юя» и есть его описание. Можно сказать, что в ритуале Конфуций открыл новый тип мудрости и философии. Стержень мудрости — соблюдение ритуала, а сущность философии — его правильное объяснение и понимание. И здесь, как и в древнеиндийской философии, очень ярко обнаруживается отличие понимания самой философии от западноевропейской традиции.
В соответствии со значением для человека религиозного ритуала Конфуций и причиной смуты в обществе считал оскудение религиозных чувств и несоблюдение ритуала. Объединяющим универсальным началом всех людей и их единства с космосом он считал почтительное отношение к Небу, чувство божественного всеединства. А богом и было для него Небо как сакральная нравственная стихия, управляющая всем миром. Сам царь имел титул «Сын Неба» и рассматривался как посредник между Небом и людьми. Проявлением этой божественной нравственной силы на земле и является, по Конфуцию, ритуал, изначально имеющий сакральный характер.
Проявлением жэнь являются все нравственные качества личностности, но основой жэнь выступает сяо, которая занимает среди других категории особое место. Сяоозначает сыновнюю почтительность, уважение к родителям и старшим. Сяо — и самый эффективный метод управления страной, которая рассматривалась Конфуцием как большая семья. Поэтому отношения правителя и подданного должны, считает Конфуций, строиться аналогично отношению отца и сына, старшего брата и младшего.
Большое значение в воспитании «цзюнь-цзы» имеет и концепция «чжэн мин» — «исправления имен». Суть ее состоит в том, что все вещи должны быть приведены в соответствие с их названиями.
Поэтому правительственная деятельность, например, должна начинаться именно с «исправления имен», а благородный муж «прежде видит в слове дело, а после сказанного действует».
Если «имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом». Важно отметить, что Конфуций не разъединял слово и дело, а рассматривал их в единстве. Достаточно привести его знаменитый афоризм: «слушаю слова людей и смотрю на их действия».
Следует обратить внимание и на концепцию «золотой середины» Конфуция. «Путь золотой середины» — один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели, ибо «золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом». И его необходимо использовать в управлении народом для смягчения противоречий, не допуская ни «чрезмерности», ни «отставания». Здесь у мыслителя фактически речь идет об утверждении необходимости компромисса в социальном управлении.
Идеи Конфуция сыграли большую роль в развитии всех сторон жизни китайского общества, в том числе и в формировании его философского мировоззрения. Сам же он стал объектом поклонения, а в 1503 г. был причислен к лику святых. Философы, поддерживающие и развивающие учение Конфуция, получили название конфуцианцы, а общее направление — конфуцианство. После смерти Конфуция конфуцианство распалось на целый ряд школ. Наиболее значительными из которых были: идеалистическая школа Мэн-цзы (около 372 — 289 до н. э.) и материалистическая школа Сюнь-цзы (около 313 —238 до н. э.). Однако конфуцианство оставалось господствующей в Китае идеологией вплоть до образования Китайской Народной Республики в 1949 г.
Даосизм (от кит. дао цзя — школа дао). Наряду с конфуцианством даосизм — важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине I тыс. до н. э. Его основателем считается Лао-цзы (VI – V вв до н. э.)
В центре учения даосов находится категория Дао (буквально — путь, дорога). Дао — это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Не случайно дао иногда сравнивают с логосом. древнегреческого философа Гераклита.
В учении о дао обнаруживаются элементы первоначальной диалектики: дао — пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает все; покоится и одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца и т.д. Познание дао тождественно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и ее самоорганизации. Помимо этого познание дао предполагает и умение соответствовать этому закону.
В даосизме каждому необходимо соблюдать принцип следования дао в качестве всеобщего закона спонтанного возникновения и исчезновения всей Вселенной. С этим связана и одна из главных категорий даосизма — бездействие, или недеяние. Соблюдая закон дао, человек может бездействовать. Лао-цзы поэтому отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе, ибо всякое напряжение ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. И тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Главный принцип поведения личности — это сохранение «меры вещей». Поэтому недеяние (у вэй) и является одной из основных и центральных идей даосизма, именно оно приводит к счастью, процветанию и полной свободе.
Отсюда мудрый правитель следует дао, ничего не предпринимая, чтобы управлять страной, и тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряется порядок и гармония. В дао все равны между собой — знатный и раб, урод и красавец, богатый и бедный и т.д. Поэтому мудрец смотрит одинаково как на одного, так и на другого. Он стремится соединиться с вечностью и не жалеет ни о жизни, ни о смерти, ибо понимает их неизбежность, т. е. он смотрит на мир как бы со стороны, отстранение и отрешенно. Как видно, эта точка зрения противоположна концепции «цзюнь-цзы» в конфуцианстве, в котором «благородный муж» должен заниматься самосовершенствованием и принимать участие в управлении другими.
Даосизм так же, как и конфуцианство, оказал значительное влияние на все дальнейшее развитие культуры и философии в Китае.
Также в истории философии Древнего Китая важную роль сыграли моизм и легизм.
Моизм (школа моистов) — получила свое название по имени ее основателя Мо-цзы (Мо Ди) (около 475 — 395 гг. до н. э.). В ранние годы Мо-цзы был последователем Конфуция, но затем порвал с его школой и основал новое, противоположное ей направление — моизм. В свое время Мо-цзы пользовался такой же славой, как и Конфуций, о том и другом говорили: «знаменитые ученые Кун и Мо». Моизм распространился в Китае в V — III вв. до н. э. Эта школа была подобна строго построенной военизированной организацией, члены которой неукоснительно соблюдали приказы ее главы.
Названия глав трактата «Мо-цзы» («Трактат учителя Мо») отражают основные положения концепции философа: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основные идеи философии Мо-цзы — это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная польза (выгода). Согласно его учению, всеобщая, любовь и человечность должны быть обязательными для всех людей в государстве и все должны заботиться о взаимных выгодах. Он утверждает единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой и тем самым расходится с конфуцианцами. Рассматривая выгоду как содержание и цель человеколюбия и долга, Мо-цзы развивает концепцию утилитаризма, от которого было свободно учение Конфуция. Для последнего именно долг, гуманность стояли на первом месте.
Главное внимание Мо-цзы уделял социальной этике, которая посредством строгой организации связывается у него с деспотической властью главы государства. Выступая против Конфуция, он утверждал, что теоретизирование — это бесполезное занятие, главное заключается в прагматической целесообразности, трудовой деятельности.
Легизм. Эта школа возникла и оформилась в VI — II вв. до н. э. Легизм (от лат. lex — род. падеж от legis — закон) — это учение школы законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Наиболее видные представители его Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй. Наиболее видный его представитель — Хань Фэй, завершивший построение теоретической системы легизма.
Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя и та, и другая школы стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства, однако они по-разному обосновывали принципы и методы его построения. Конфуцианство исходило, как известно, из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания. При этом наказанию принадлежит основная роль. Управление государством и его развитием должно осуществляться не на основе благих пожеланий, а путем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа.
Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов. Именно легизм сыграл решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления в Китае, просуществовавшей до начала XX столетия. Вместо традиционного принципа наследования должностей они предложили систематическое обновление государственного аппарата путем назначения на должности чиновников, равные возможности при выдвижении на административные посты, унификацию мышления чиновников, их личную ответственность.