Разрешите Гадкому утенку превратиться в Лебедя

С

нова о Детстве.

Каждый человек в раннем детстве (от 2 до 5 лет) уже в общих чертах сформировал План своей жизни. Первые его помощники—Родители и другие Старшие, а также мощный вал детской литературы и искусства. На основании разнообразия образцов он формирует свой собственный Сценарий, в котором определены все важнейшие события его жизни: на ком жениться, сколько иметь детей, отчего и когда умереть, и кто при этом будет присутствовать.

· Кроме этого (хотя бы в общих чертах)—чему радоваться и от чего огорчаться, как часто обижаться и впадать в отчаяние, как относиться к миру, к себе и другим.

Под этот сценарий будут подбираться люди и обстоятельства, важнейшие сцены будут репетироваться во все более развернутом и серьезном виде до тех пор, пока не станут частью характера и судьбы человека. Сценарий будет определять его важнейшие выборы, его способ жизни, его жизнь.

Не все, конечно, из намеченного в Сценарии осуществится, но важно то, что к этому есть тяга, предрасположенность.

· Например, пишет Э.Берн, в сценарии есть сцена: "Она в ужасном горе и душевном расстройстве, потому что кто-то из ее близких—муж или ребенок—умер. Это будет ее крест, она будет нести его достойно, и все будут восхищаться ее мужеством".

Что будет значить этот кусок сценария? Если заболеет ее ребенок, скорее всего она будет о нем заботиться и лечить его, но в глубине души она будет желать, чтобы ребенок умер. И нет гарантии, что не произойдет рокового стечения обстоятельств или глупейшего недосмотра..."

Как известно, пьесы бывают разными. Это может быть комедия и мелодрама, драма и трагедия, мистерия и буффонада, детектив и пьеса на производственную тему (как правило, весьма скучное повествование).

· Вы не задумывались, на что более всего похож сценарий вашей жизни?

Кроме этого, ребенок может очень по-разному включаться в Игру Жизни. По сценарию, кто-то ее только наблюдает со стороны. Кто-то бегает, изображая игру. А кто-то играет. Весь этот выбор предоставляется каждому ребенку при формировании его Сценария.

· А где находитесь вы? Насколько вы участвуете в игре жизни?

Но самый важный выбор ребенка—это выбор пьесы с хорошим или плохим концом. Первый выбор—это выбор сценария Удачника, сценария Победителя.

· Уточнение: удачник—не всегда победитель в гонке за общепринятыми ценностями. Это человек, достигающий того, что он хочет. Женщина стремилась сохранить семью, но семья распалась, значит, она—неудачница. Но женщина, которая развелась из-за того, что хотела жить независимой жизнью и которой достаточно алиментов,—удачница.

Сценарий Неудачника закладывает провал при поступлении в институт (или поступление в институт совершенно ненужный), неудачное замужество или развод, скандальный уход с работы, позже разрыв с неблагодарными детьми (в соответствии со сценарием дети тут обязаны оказаться неблагодарными) и другие события, позволяющие ему с честными глазами разыгрывать сцены на темы "Подумайте, какой ужас!", "Ну почему это случается именно со мной?!" и "Мои несчастья лучше ваших"...

Что формирует тот или иной сценарий?

Сценарий неудачника закладывается сценами "Ну что он вертится", "Вечно ему мало", "Посмотрите, как он бледен", "Ребенок нуждается в клизме", "Ты простудишься", "Не ори", "Я от тебя уйду", "Ты плохой" и пр. Соответственно, в сказках из всех персонажей личностно близкой ему оказывается не любимая никем Лягушкаили любые энергичные Злодеи (а то, что они плохо кончают, для него вполне понятно и приемлемо).

· А как вам понравится мальчик, любимой сказкой которого в детстве был "Стойкий оловянный солдатик"? Он ходил только с прямой спиной и всегда лез в любой конфликт, кончая его так же, как и оловянный солдатик в последней схватке с огнем...

Сценарий Удачника закладывался в детстве сценами "Иди, поиграем", "Колыбельная", "Ми-и-лый", "Разве он не прелесть", "Хороший мальчик", "Я в тебя верю", "Ты сильный и добрый", "Ты сможешь". В сказках он—Принц, она—Принцесса.

· Я свое детство помню плохо. Что все-таки запало в память?

Прекрасно помню слова отца, когда я в оправдание каких-то своих плохих поступков ссылался на других: "Что тебе до других? Отвечай за себя сам!" Может быть, отсюда у меня прохладное отношение к традициям, разрешение на ответственную свободу мышления и поступков.

Меня топили и били клички "Козел", "Бяша", но из роли Жертвы вытягивала песня "Орленок, орленок, взлети выше солнца". Также всегда где-то рядом с сердцем жила сказка про Гадкого утенка. Как хорошо, что он превращается в Лебедя...

С тех пор, как я с помощью Берна об этом задумался, я стал исключительно внимательным к тому, что и как говорить детям.

· Двусмысленное: "Упадешь!" теперь всегда заменяю простым и определенным: "Не падай!". Никогда не скажу: "У тебя все равно не получится", скажу: "У тебя получится потом". Разница, для взрослых только лингвистическая, для ребенка может оказаться разницей в судьбе.

Отказ от роли Неудачника—достаточно непростая вещь. Человек чаще согласен подкорректировать роль, чтобы неудачи не были так часты и неприятны, ему также хочется научиться легче переносить их; но отказываться от роли полностью и тем более овладевать новым сценарием и новой ролью, ролью Удачника, Победителя,—всегда боязно и трудно.

Но возможно—хотя бы в мелочах.

· Стою на дороге, держу руку, но машины одна за другой проезжают мимо. Каждая свободная машина, которая не остановилась,—моя неудача, но при чем здесь сценарии? Очень даже "при чем". Обратил внимание на свою позу и характер поднятой руки: это пантомима на тему "Может быть, вы остановитесь? Хотя едва ли вам это нужно..." (откуда, почему это у меня??)Изменил взмах руки, дал текст: "Остановитесь! Я тот, кто вам нужен!". Сменился сценарий—изменились результаты: стала останавливаться каждая вторая машина.

Личности души моей...

Сколько потребовалось времени—почти восемьдесят лет,—пока я, с помощью длившейся бесконечно пластической операции, из веры и разочарований, фактов и миражей, правды и лжи слепил в душе своей ту кажущуюся живой марионетку, с которой в конце концов свыкся настолько, что ныне могу уже отождествлять себя с нею.

Тибор Дери

В

разных ситуациях мы бываем очень разными. Один и тот же Я—то Ребенок, то Родитель, то Лидер, то Сопля, то Циник, то Борец за правду... Все это наши лики: наши Я, наши роли, наши личности. Меняясь сами, они изменяют и нас сверху донизу, строй нашего мышления, облик, поведение.

В этом смысле Меня—много. Я—состоит из множества Я.

Другой вопрос, что это не "оче-видно". Как правило, человек не замечает происходящих с ним личностных изменений. "Я" каждый раз отождествляется со своим новым состоянием или ролью, и человеку кажется, что он всегда остается "самим собой". Иллюзия, что Я—это всегда Я,—одна из самых привычных и стойких.

Увидели Личность—присвойте ее!

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что называют мной, —
Не я один. Нас много. Я—живой.
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!

Н.Заболоцкий. "Метаморфозы"

В

ам это может не нравиться, но вы есть то, что вы усвоили от других. Чем больше вы присвоили чужого, тем больше имеете своего. Обвинять вас никто не собирается, поскольку вы ни у кого ничего не отнимаете, и, кроме того, так делают все: точнее, это происходит со всеми.

Все, что нужно вам—взять этот процесс заимствования в свои руки. Начать это делать самому.

Что выдумывать? Увидели достойную личность—присвойте ее. Сыграйте ее не только внешне, но и внутренне, "впечатав" ее характер сразу, целиком. Воспроизведите суть этого человека, его Я, настрой, отношение к миру и себе, его способ жизни. Думайте его мыслями, двигайтесь его движениями, чувствуйте его чувствами. Найдите человека увлеченного (или некатегоричного, или бескорыстно относящегося к противоположному полу, или мудрого—вы лучше знаете, что вам надо)—и вживайтесь в него. Вот и все.

· Иногда вам будет казаться, что новое поведение—не ваше, что оно вам чуждо. Верно, потому что все неосвоенное—чужое. И это чужое кажется вам тем более далеким от вас, чем оно менее похоже на ваше. Это труднее освоить—это правда. Но то, к чему вы привыкнете,станет вашим и родным.

Конечно, актерскими способностями все наделены в разной степени, но ссылаться на природу: "Вот, не дано!"—едва ли правильно. Тут надо исходить из того, что каждый ребенок—великий актер, и вам надо, скорее, не развивать, а восстанавливать свои способности. Так или иначе, актерский тренинг как подспорье личностного развития—необходим.

О ролевом диапазоне

Хорошего человека должно быть много.

Народная мудрость

С

одержать слишком большой штат "Я"очень ответственно и хлопотно, поэтому многие выбирают более простой путь: путь упрощения себя, путь сужения личностного диапазона. В этом случае человек не востребует или отсекает лишние роли, избегает новых—и скоро становится простым и цельным, как чугунная болванка. Его личность тверда, четко и жестко оформлена, с ясными краями.

Другой человек любит и культивирует свое разнообразие: пусть расцветают все цветы. Его личность богатеет, множится, она все более многолика, в идеале—любая. А любая—это значит и никакая, неопределенная, ускользающе текучая, растворяющаяся в мире, людях и ситуациях.

Конечно, тело, в котором мы родились и пребываем, накладывает свои ограничения, но чаще на генетику просто сваливают свое нежелание и лень что-либо делать. Разве не так?

Я—мужчина. Но я мужчина не потому (не только потому), что имею соответствующие половые признаки, а потому что меня считают мужчиной и я считаю себя мужчиной. Выражаясь научным языком, у меня соответствующая ролевая идентификация.

Могу ли я ощущать себя женщиной? Под гипнозом—могу, как и любой другой человек. Буду вести себя, говорить, чувствовать, реагировать в соответствии с женскими установками, женской психологией.

· Редко, но рождаются люди, которых по биологическим признакам трудно определенно отнести к мужскому или женскому полу. Или ни то, ни се, или и то, и се... И бывает, он имеет паспорт на мужчину, но не уверен, что это правильно, и позже специалисты могут решить, что все-таки его, скорее, следует отнести к женщине. Его (точнее ее) переодевают, меняют имя, паспорт, и в течение месяца человек перевоплощается. У него меняется психология, и он(а) становится полноценной женщиной.

Если уж в этом вопросе биология не определяюща, то что уж говорить о более мелких особенностях.

Многие говорят о темпераментах как о врожденных особенностях нервной системы: соответственно, о том, что не поддается изменениям. Это вызывает у меня серьезные сомнения. Самый заторможенный флегматик в каких-то ситуациях может "разойтись" так, что сойдет и за сангвиника, и даже за буйного холерика. И самый холеристый холерик подчас—вылитый меланхолик. Другое дело, что есть преобладающий, типичный (привычный, легкий для него) темперамент. Все так. Но эти трудности вполне преодолимы.

Мой врожденный темперамент—холерик. Мне это всегда не нравилось, я мечтал стать сангвиником. Мое недовольство собой в юношеском возрасте было таково, что преобладающими во мне стали меланхолические черты. Это было тяжело, я стал выкарабкиваться, и постепенно из меланхолика стал флегматиком.

· До сих пор—это моя любимая "экологическая ниша". Чуть что плохо—я прыгаю в уютного флегматика, и все становится хорошо.

Только по прошествии долгого времени и большой работы над собой я создал себе—как преобладающий—живой и уравновешенный сангвинический темперамент.

· Одно время я увлекся саморегуляцией и достиг некоторых успехов, после чего развлекался, участвуя в экспериментах Института психологии АН СССР. Там с помощью самых совершенных методик и аппаратуры определяли темперамент. А я уже в то время мог управлять своей ЭЭГ и давать волну и сангвиника, и флегматика: кого угодно. Так какой темперамент измеряли у меня—тот, которому я обучился?

Тогда я понял, что нет таких биологических показателей, по которым можно было бы что-то совершенно жестко сказать о человеческой психологии—хотя бы потому, что все эти показатели могут стать такими, какими я захочу. И сейчас у меня темперамент такой, какой мне нужен.

· Темперамент—это закостенение вашей личности. Желаю вам скорейшего от него избавления.

Надо стать любым. Надо разрешить себе стать любым. Надо поверить в то, что это возможно.

ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ ЛЮБЫМ. РАЗРЕШИТЕ СЕБЕ ЭТО

Наши рекомендации