Распространенное истолкование
В течение нескольких столетий многие мыслители принимали эту модель «внутреннего процесса» означивания и понимания. Действительно, эта модель может показаться вам «очевидно» истинной. Как иначе можно говорить о значении и понимании, если не ссылаться на такие мыслительные процессы? Когда мы впервые задумываемся о значении и понимании, почти все мы невольно склоняемся к модели внутреннего процесса.
Поэтому вы удивитесь, узнав о том, что в настоящее время модель внутреннего процесса отвергается подавляющим большинством философов. Это обусловлено в значительной
мере влиянием последних работ Витгенштейна. Витгенштейн сформулировал серьезные аргументы, показывающие, что модель внутреннего процесса не объясняет того, что должна была объяснить.
Мы приведем два хорошо известных аргумента Витгенштейна против модели внутреннего процесса.
Аргумент 1: как выбрать правильный внутренний объект?
Возвратимся к предположению о том, что понимание тогоили иного слова заключается в некотором внутреннем процессе поиска. Представьте себе следующую ситуацию.
Педро владеет магазином, торгующим красками. Ему присылают список требуемых красок на английском языке. Но Педро не читает по-английски. Тогда Джон, знающий английский язык, приносит в офис Педро маленький сейф. В сейфе имеются карточки. На каждую карточку нанесено пятно краски и напечатано английское слово, обозначающее данный цвет. Получив перечень красок, Педро сравнивает английские слова со словами на своих карточках. Когда он находит карточку, на которой напечатано нужное слово, он сравнивает цвет пятна на карточке с имеющимися у него красками. Найдя краску подходящего цвета, он посылает ее покупателю.
Предполагалось, что аналогичный процесс поиска должен объяснить вашу способность правильно употреблять термин «красный». Мы предполагали также, что процесс поиска должен происходить в вашем сознании. У вас имеется, если угодно, некий ментальный сейф — склад идей, — который вы заполнили образами цветов, связанными с их английскими наименованиями. Когда вы слышите слово «красный», вы открываете свой ментальный сейф и достаете из него нужный образец. Затем сравниваете этот образец с окружающими предметами и находите соответствующий объект.
Но действительно ли этот внутренний процесс поиска объясняет вашу способность выбирать те вещи, к которым применимо слово «красный»? Витгенштейн не согласен с Этим и указывает на то, что этот процесс уже предполагает ту
способность, которую должен объяснить. Чтобы увидеть это задайте себе следующий вопрос: как я выбираю правильный образ из своей памяти?
Я не вижу здесь никакой проблемы, — могли бы вы сказать. — Почему я не могу открыть свой ментальный сейф и найти правильный мысленный образ, который ранее я связывал со словом «красный»?»
Трудность заключается в том, что ментальный образ не является чем-то объективным. Это не такая вещь, к которой можно прикрепить ярлык и положить в ящик для последующих ссылок. Если вы не удерживаете в сознании некоторый мысленный образ, он исчезает. Поэтому когда в дальнейшем вам понадобится вызвать в воображении мысленный образ «красного», откуда вы знаете, какой именно образ нужно представить? Вы уже заранее должны знать, что означает слово «красный», чтобы вызвать соответствующий образ. Но ментальный образ как раз и должен был объяснить ваше знание того, что означает слово «красный».
Таким образом, объяснение вашей способности правильно употреблять слово «красный» посредством «внутреннего процесса» содержит порочный круг. Оно предполагает, что вы способны правильно выбирать внешние объекты, сравнивая их с внутренними объектами. Но оно предполагает наличие у вас способности выбирать правильный внутренний объект. Поэтому оно предполагает наличие той способности, которую пыталось объяснить.
Совершенно иначе обстоит дело с объективными образцами, скажем, с окрашенными карточками. Педро не обязан знать, что означает слово «красный», чтобы найти в своем сейфе соответствующий образец. Это обусловлено тем, что слово «красный» физически, объективно присутствует на окрашенной карточке.