Перспективы развития — Архетипические исследования
Метод Магический Театр развивается. Это развитие предполагается в нескольких направлениях. Прежде всего, это дальнейшее развитие инструментов и возможностей самого Магического Театра.
Кроме того, нам открываются широкие перспективы Архетипических исследований в различных областях знаний.
Перечислим те направления Архетипических исследований, для которых уже существует задел в виде книг, статей и экспериментальных работ.
а) Архетипическое литературоведение – исследование архетипов, стоящих за теми или иными образами классической литературы и драматургии. Предполагает использование полученных результатов в самом Магическом Театре в терапевтических и развивающих целях, а также значительно расширит сферы исследований культурологии.
б) Архетипическое исследование сновидений – начатая нами область исследований, дающая результаты в психотерапии и духовном развитии.
в) Архетипическое искусствоведение — исследование архетипов, стоящих за теми или иными произведениями изобразительного искусства. Предполагает использование полученных результатов в терапевтических и развивающих целях, а также значительно расширит сферы исследований культурологии.
г) Архетипическое исследование фольклора – культурологическая методика, позволяющая значительно расширить представления о роли сказок, былин, поэзии.
д) Архетипическое исследование мифологии – то же для расширения контекста изучения и практического использования мифов и налаживание обратной связи с богами разных пантеонов.
е) Развитие архетипических технологий в области научно-технических разработок. Этой сфере посвящена моя обширная статья и ряд экспериментов.
ж) Архетипические путешествия – альтернативная технология шаманским путешествиям, дающая гораздо больше возможностей, для исследования внутреннего мира человека, а также различных уровней реальности.
з) Архетипические технологии в педагогике – применение методов Магического Театра и работы с архетипами в педагогическом процессе, прежде всего в «штучной» подготовке Мастеров в любой профессии.
и) Архетипическое исследование истории – новое видение исторических закономерностей, в частности, теории пассионарности и этногенеза, используя архетипические технологии.
к) Архетипическая работа с геоаномалиями.
л) Архетипическая работа с пространством города (местности).
Это лишь несколько из возможных применений Архетипических исследований в различных областях Знания. В дальнейшем эта тема может раскрыться до создания очень мощных и масштабных методов развития естественных и гуманитарных наук, технического прогресса и духовного развития человечества.
Глава 3
Обучение Магическому Театру и Архетипическим Технологиям
Обучение – нелинейное (не по принципу от А к Б, затем к В и т. д., а по принципу нелинейного заполнения сознания и опыта учащихся как полотна импрессионистов – мазками из различных областей знания – теория и, преимущественно, практика, работа в парах и микрогруппах, групповые супервизии и т. п.).
Базовый курс – для людей, имеющих психологическое или психотерапевтическое, психоаналитическое образование – 2 года в режиме 20 установочных семинаров (2-х дневных по 8 часов в день – преимущественно практика), раз в два месяца, в промежутках – отработка методов, изучение рекомендованной литературы, написание рефератов, курсовых работ, статей, а также прохождение как минимум 30 Магических Театров у разных Ведущих (у основателя метода В.Лебедько и его учеников) – не менее 5 МТ – в качестве Запросивца, остальные в качестве актера или зрителя. По окончанию курса – защита диплома.
Большая часть обучения носит практический характер – показ технологий, объяснения, тренировка в парах или микрогруппах, супервизии, разбор случаев, отработка практических упражнений. Методология обучения строится на изучении многочисленных философских, психологических, культурологических и методологических систем (которые изучаются учащимися самостоятельно в период между семинарами по предложенному списку литературы, в том числе, составленному индивидуально для каждого учащегося), а также написание рефератов по этим темам и курсовых работ по практическим работам.
Обучение охватывает следующие предметы (в основном практически – большая часть теории изучается по рекомендованной литературе): Философия герметизма, Античная философия (Гераклит, Сократ, Платон, Эпикур), Философия Гностицизма (Василид из Александрии), Философия неоплатонизма (Плотин, Ямвлих, Порфирий, Прокл), Средневековая мистическая философия (Бонавентура, Мэйстер Экхарт, Генрих Сузо, Иоханн Таулер, Фома Кемпийский), Философия Возрождения (Пико дела Мирандола, Джордано Бруно, Якоб Беме, Николай Кузанский, Теофраст Парацельс), Аспекты философии алхимии (Зосима из Панополиса, Альберт Великий, Никола Фламмель, Михель Майер, Джон Ди, Герхарт Дорн, Фулканелли), Классическая философия (Спиноза, Юм, Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте), Философия Жизни (Фридрих Ницше, Анри Бергсон), Экзистенциализм (Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Карл Ясперс, Николай Бердяев), Мифология (Алексей Лосев, Мирча Элиаде, Роберт Грейвз, Клод Леви Стросс, Карл Кереньи, Анри Корбен) + различные мифологические источники по греческой, египетской, славянской, индуистской, скандинавской, индейской, дальневосточной и др. мифам, Эзотеризм и Арканология (Владимир Шмаков, Валентин Томберг, Генрих Оттонович Мебес, Алистер Кроули, Георгий Гурджиев), Методы актерского мастерства (М.Чехов, Г.Товстоногов, Н.Сулимов, П.Ершов, Е.Гротовский, А.Арто), Физиология (Алексей Ухтомский), Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) (Г. С. Альтшуллер), Теория Игр, Теория Принятия Решений, Методология Г. П. Щедровицкого, Культурология, Филология (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Дж.Кэмпебел, Рене Жирар), Постмодернизм и постструктурализм (Жиль Делез, Феликс Гваттари, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийяр), Основы психоанализа (Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Отто Ранк, Вильгельм Райх), Основы структурного психоанализа (Жак Лакан), Биоэнергетика: Александр Лоуэн, Различные виды телесно-ориентированной психотерапии, Структурная психосоматика (А.Минченков), Аналитическая психология (Карл Юнг, Мария Луиза фон Франс, Эрвин Эдингер, Эрих Нойманн, В. В. Зеленский), Архетипическая психология (Джеймс Хиллман (!!!), Адольф Гугенболь-Крейг, Джин Болен), Основы Гештальттерапии (Фриц Перлз), Основы Психодрамы (Якоб Морено), Основы НЛП (Дж.Гриндер и Р.Бэндлер), Основы Метафорической психотерапии (Милтон Эриксон), Основы истории и этногенеза (Лев Гумилев), Основы Семиотики (Умберто Эко), Ноосферизм (А.Чижевсий, В.Вернадский, Н.Козырев, В.Казначеев), Основы современной физики и философии физики (В.Гейзенберг, В.Паули, Д.Бом, Р.Фейнман, С.Хокинг, И.Пригожин, Г.Хакен), Вероятностная теория смыслов (В.Налимов), Философия Номадизма (А.Секацкий), Психология Переживания (Ф.Василюк), Психология социально-психологических миров (И.Калинаускас), Современная теория чакр и тонких тел (В.Данченко, А.Подводный), Теория и практика баланса сложных систем (П.Мамкин), Драманализ (А.Марьяненко), Элементы классической литературы и культуры, Введение в Магический Театр (В.Лебедько), Методология Магического театра и Архетипических исследований (В.Лебедько).
Ведение Магического Театра – очень мощная практика на пути индивидуации для самого Ведущего. Кроме того, это весьма увлекательная деятельность, приносящая пользу людям, архетипам и, будем надеется, Планетарному Сознанию. На момент написания этой книги лишь двадцать пять человека могут вести Магический Театр. Еще около ста человек находятся в процессе обучения.
Деятельность Ведущего требует очень обширных знаний и множество умений и навыков, среди которых, в качестве основных можно выделить системное вИдение и искусство импровизации.
Ведущий должен владеть огромным количеством координатных систем, а это означает серьезную подготовку в области современной и древней, западной и восточной философией и мифологией, а также в области основных направлений психотерапии: психоанализа, аналитической т архетипической психологии, телесноориентированной психотерапии, биоэнергетики, гуманистической психотерапии, гештальт-терапии, психодрамы. Кроме того, важны знания и умения в области педагогики, медицины традиционной и народной, массажа во многих разновидностях, религиоведение, свободная ориентация в таких философских традициях, как герметизм, гностицизм, неоплатонизм, алхимия, экзистенциализм, психоанализ, структурализм, юнгианство, семиотика, постмодернизм, мифология, классическая литература и др. Как правило, эти дисциплины изучаются в ВУЗах, факультативно или в процессе самообразования.
Система обучения, разработанная нами, ориентирована на тех людей, для кого процесс индивидуации уже начался или начинается. Обучение углубляет этот процесс, а также дает возможность обрести искусство импровизации и системное вИдение.
Обучение начинается с многократного посещения в разных качествах (главного Героя, актера, зрителя) многочисленных Магических Театров. Затем те, кто желает обучаться МТ и АИ сначала получают общее образование в области психологии, а затем поступают на 2.5 годичный курс, который проводит кафедра Магического Театра и Архетипических Исследований Международного Университета Фундаментального Обучения (Санкт-Петербург и филиалы в Москве и Екатеринбурге)
Послесловие:
Магический Театр все время меняется. Сейчас он сильно отличается, от того, что было, например, два года назад. Постоянно появляются новые техники, модели, возможности. Главное, что остается в Магическом Театре всегда – это то, что он отражает, зеркалит внутренний мир человека, а работа в Театре – это познание себя и мира.
Магический Театр использует всевозможные известные нам модели человека, которые человечество накопило за тысячелетия известной нам его истории. Это и энергетические модели, и медицинские, философские, психотерапевтические, культурологические, исторические, мифологические, семиотические. Случай каждого человека уникален – соответственно уникальна и система координат, модель в которой происходит работа.
Запрос клиента сложен, многомерен и представляет собой Запрос всего организма. При этом Запрос от различных уровней организма может быть разным, включая множество противоречий (причем, иногда, эти противоречивые Запросы от разных уровней могут выражаться конгруэнтно). Ведущему важно увидеть за этими противоречиями единый смысл, интегральный Запрос всего организма и дать ему шанс реализоваться так, чтобы не вызвать дисбаланс в Целом. К сожалению, во многих психотерапевтических подходах выделяется лишь какая-то часть Целого, и работа строится из зауженного Запроса.
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Действия, которые совершает консультант, психотерапевт или учитель, его позиция, ориентация и т.п. полностью зависят от его способности воспринять и пережить клиента исходя из следующих уровней:
а)Человек (клиент) осознается (скорее понимается), как отдельный от Мира организм и консультант действует исходя из ориентации своей школы или по принципу – «хочу»– «получай».
б) Человек осознается (понимается), как часть некой системы: семья, референтная группа и т.п.
в) Человек осознается, как совокупность отношений определенного вида (например межличностных: эмоциональных, энергетических, когнитивных, поведенческих и т.п.) Работая с таких позиций, консультант может осознавать или хотя бы понимать, что с его подачи запускаются «силы»,которые в большей или меньшей степени окажут влияние на большое количество людей, ситуаций, событий. В любом общении каждый человек влияет опосредованно, через это общение и его результаты на большое число последующих событий, но терапевтическая ситуация отличается тем, что консультант делает это с позиций профессионала и вносит часто неизмеримо более глубокие изменения, чем обычное общение; следствием этих изменений могут стать перемены в жизни многих людей, контактирующих с клиентом, в некоторых случаях изменения могут затронуть огромный социальный слой.
г) Человек осознается во всей совокупности отношений и взаимосвязей со всем Миром (отношений физических. энергетических, эмоциональных, ментальных, событийных, ценностных и смысловых). Изменяя хоть чуть-чуть одного человека, мы меняем (не метафорически, а реально) весь Мир. Человек переживается, при таком подходе, как выразитель Вселенной во всех ее аспектах. Консультант, осознающий это, знает, что на прием к нему обращается Вселенная в данной точке пространства–времени (в том числе и он сам, как неотъемлемая часть Вселенной). В таком осознании пропадает разделение на консультанта и клиента, исчезает дуальность, граница «Я» и «Ты», Вселенная «лечит» сама себя. («Вселенная» - звучит очень пафосно, поэтому мы здесь имеем в виду планетарный масштаб).
Именно исходя из ПЕРЕЖИВАНИЯ этого, четвертого (в нашей условной градации) уровня, и работает, по крайней мере, стремится работать Ведущий Магического Театра.
Сам же Магический Театр, будучи живым существом, а не просто методом (см. об этом 2 главу, раздел «Мифологическое Сознание») всегда работает – живет именно на этом уровне. И воспринятый таким образом Запрос каждого участника Магического Театра, является Запросом Мира, с которым Мир обращается через данного участника; изменения, достигнутые в результате такой встречи – это изменения всего Мира, наиболее адекватные всему сущему…
Мы выражаем глубокую благодарность всем участникам Магических Театров и наших семинаров за совместное творчество и проявление новых и новых сторон и граней Магического Театра, а также тем, кто помогал готовить отдельные главы: Екатерине Данкевич, Ольге Мазур, Оксане Лебедько, Максиму Михайлову. Отдельную благодарность мы выражаем Валерию Всеволодовичу Зеленскому, который предложил нам написать доклад для англоязычных коллег, особенно постюнгианцев, работы которых (в первую очередь, Джеймса Хиллмана) уже давно вдохновляли нас и служили маяком в огромном море современной психологии, философии и культурологии.
Владислав Лебедько
Евгений Найденов
Дарья Орехова
Май 2011г.
Список литературы:
1. В.Лебедько «О Магическом Театре» 2001, на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках.
2.В.Лебедько, Е.Найденов «Пробуждение в Русском Духе», 2007 на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках.
3.В.Лебедько «Магический Театр» Тезисы 4 Международной научно-практической конференции «Интегративные направления в традиционной, народной медицине и психологии» Ялта 2009
4.В.Лебедько, Е.Найденов, М.Михайлов «Архетипические Путешествия», Пенза «Золотое сечение», 2010
5.В.Лебедько «Драматургия и режиссура жизненного Пути» 2000, на авторском сайте http://sannyasa.ru и во многих Библиотеках Интернета.
6.В.Лебедько, В.Агеев «Осознание. Мастерство. Психотерапия» СПб «Контекст», 1997
7. У.Эко «Отсутствующая структура: введение в семиологию», 2002, СПб «Симпозиум».
8. К.Г.Юнг «Практика психотерапии» Мн. «Харвест», 2001
9. Дж.Хиллман «Архетипическая психология», М. «Когито-центр», 2004
10. В.Лебедько. Е.Найденов, М.Михайлов «Боги и эпохи» «Весь» С.Пб. 2007
11. С.Гроф «За пределами мозга»
12. М.Элиаде «История веры и религиозных идей»
13. Джеймс Хиллман, «Исцеляющий вымысел».
14.Эрих Нойманн «Происхождение и эволюция сознания»
15.Д.Ш.Болен «Богини в каждой женщине»
16.Эсхил «Орестея»
17.Ф.Энгельс «О происхождении семьи, частной собственности и государства»
18.Более подробное описание Магического Театра см. в книге В.Лебедько, Е.Найденов «Магический Театр – методология созидания души». Самара «Бахрах-М», 2008
19.Г.Гессе «Степной волк». СПб. «Кристалл», 2001
20.М.Чехов «О технике актера». М. «АСТ», 2001
21.Жиль Делез и Феликс Гваттари «Капитализм и шизофрения», перевернувший многие представления философской мысли.
22.Умберто Эко «Записки на полях «Имени розы»»
23.Джеймс Хиллман «Архетипическая психология» М. «Когито-центр» 2005.
24..Юнг К. Г. Архетип и символ / сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М., 1991.].
25. Демьянков В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // IVМеждународная научная конференция "Язык, культура, общество" . Москва, 27-30 сентября 2007 г.: Пленарные доклады. М.: Московский институт иностранных языков; Российская академия лингвистических наук; Институт языкознания РАН; Научный журнал "Вопросы филологии", 2007. С.86-95.
26.М.Хайдеггер «Бытие и Время». Екатеринбург «Фактория», 2002
27.Хайо Банцхаф «Таро: Путешествие Героя»
28. Платон, диалог «Софист»
29.О.Ранк «Миф о рождении Героя»
30. А.А. Ухтомсикй, «Учение о доминанте»
31..http://www.kafedramtai.ru/almanac/341-daria-smith-anna-ilyina-qexperience-a-new-manifestation-of-the-archetypal-discourse-the-myth-of-the-neurotic-practical-application-in-the-space-of-the-magic-theatre-q.html
Валерий Зеленский[5]. Многие миры созидания души
Послесловие к книге В.Лебедько, Е.Найденова, Д.Ореховой «Магический Театр и Архетипические Технологии»
Наиболее общая деятельность с которой мы имеем дело в современной глубинной психологии это созидание души, изготовление образов, представление вещей с точки зрения души.(Хиллман Дж. Архетипическая психология. М. 2006, с. 27-30 и далее АП) Это не сводимо ни к традиционной психологии, ни к сложившейся в социуме терапевтической ситуации. Отрадно, что такую задачу в самых разных аспектах поставил для себя «Магический театр» как комплексный инструмент для работы с душой.
Психология и психотерапия играют здесь решающую, но, при этом, однако, не единственную роль в созидании души, о чем я скажу еще ниже. Хиллман поясняет: "Это психологическая работа", пишет он, " найти логос для психического, чтобы обеспечить душу адекватным отчетом о себе. ( «АП. М. 2006. С.37). Но место психологии в созидании души настолько интригующе и захватывающе притягательно, что заставляет нас двигаться осторожно. Другая задача психологии состоит в том," чтобы слушать, как психическое говорит через все вещи мира, открывая, таким образом, мир в качестве места пребывания души,"( там же. с. 37). Но при этом душа не может быть предметом претензии только психологии и психотерапии. Прислушивание к душе в вещах мира является деятельностью, которую совместно ведут поэты, драматурги, художники, музыканты, учителя, служители театра, рассказчики, и др., равно как ею занимаются различные дисциплины, предметом внимания которых является логос психического.
Каково же тогда место Магического Театра в рамках созидания души мира, претворения образов в жизнь или производство образов, и не просто претворения образов в качестве обширной темы разговора о человеческом? Обоснованию и решению этого вопроса и посвящена данная книга, так что я не буду углубляться в эту тему, ограничившись только постановкой самого вопроса. МТ весьма важный, -- хотя и не единственный -- путь, на котором архетипическая психология делает свое дело, осуществляет свою работу. Как указывает Хиллман , "архетипическая психология продолжает ритуальные процедуры классического анализа, вытекающие из начинаний Фрейда и Юнга.» МТ – принципиально открытая система, о чем напоминают и сами авторы книги, и хотя МТ обеспечивает работу с душой мощным достаточно структурированным символическим контейнером с внутренней дисциплиной и согласованностью своих частей его хорошо раскрученная и развитая двадцатилетним опытом прагматика и глубина самопонимания не должны обманывать нас в том, что, следуя Гераклиту, границ души нам не отыскать, так велика ее мера. Отрадно видеть то, что МТ все время развивается и вбирает в себя на своем пути все новые и новые идеи и техники, хотя здесь оказываются и свои подводные камни в виде психической инфляции, теневую сторону которой важно не упускать из вида и во время рефлектировать.
Архетипическая работа требует самых разнообразных сосудов. Другие костяки, каркасы и основы, другие "символо-сберегающие контексты обеспечивающие условия такого рода"населяют психо- и мифокосмос; в ризоме существуют самые разные пути, хотя они могут показаться не столь обработанными или неотшлифованными по сравнению с МТ и – стало быть -- менее дисциплинированными, строгими, более расплывчатыми и ничем не ограниченными. Но этот соединяющий воедино и синкретизирующий шаг был, предпринят, конечно, не только в МТ, хотя в нем, возможно, об этом заявлено наиболее ярко. Психология не просто чистый логос психического независимо от того, насколько человек чувствует, что в ней заключен основной смысл. Психология имеет свое устоявшееся символическое место в рамках профессиональных обсуждений гуманитарных вопросов. Когда она называет свою деятельность психологической, архетипическая работа сразу же входит в «зацепление» с этой давно сложившейся традицией, оспаривает ее и обязывает себя при этом объясняться по-новому и не только при ярком дневном свете идей, но и, глубоко в тени традиционных психологических представлений, включающих их осуществление в мире, претворение в повседневной жизни. Описывая себя как "психологию", архетипическая работа поворачивается к лицу психологии, чтобы вновь вообразить ее, переустроить ее, возможно, даже, переместить на новое место. Это преднамеренное и провоцирующее действие, действие сталкивающее, конфликтующее.. Архетипическая психология, поэтому, со своим огромным долгом по отношению к юнговским идеям, со своим сознательным использованием юнговского языка и практики, активно поощряет и ходатайствует о таком пути движения, которое в известной степени практически осуществляется в МТ. Конечно, налицо огромная часть архетипической работы, особенно, внутри собственной психологии, которой необходимо и желательно будет заняться и в дальнейшем: подвергнуть разбору и критике существующие положения, сделать более ясными и прозрачными различия, установить и определить сходства, признать долги, определить истоки и получить к ним более полный доступ, расширить профессиональную легитимацию.
Понятно, что общий термин терапия обладает хорошо обустроенным местом в современном социуме вне зависимости от того что это слово означает в каждом конкретном случае. Терапия, как и психология, является фантазией о заслуживающей внимания силе и власти, Она может легко захватить мир созидания души, во многом точно также как организованная во властную конфессию религия делает это по отношению к духу. Она приватизирует этот дух, заявляя о своем исключительном праве, освященном традицией, декларируемыми нормами морали и образцово-показательными примерами выступать от имени этого условного «всеобщего духа». При этом сама душа или сам дух могут потеряться или утратить свою живую силу, оказавшись упрятанными в религиозных ритуалах, в терапии, анализе и т.д. В любом искусственно организованном теменосе. Когда душевная работа намечается и обдумывается как терапия, то в ответ пробуждается целый мир и сонм теней и начинается полемика, происходят споры по поводу сходств и различий, принципов организации, сопротивлений такому терапевтическому образованию, тех вызовов, которые выходят на свет и повисают в общественном «воздухе». И точно это и происходит на пути к архетипическому миропониманию. Когда речь заходит об архетипическом подходе, то тотчас же возникает вопрос об использовании старых терминов новыми способами. И главный акцент в таком вопросе: какова степень глубины понимания сути нового подхода. Фактически, архетипическая психология сама выступает подстрекателем и зачинщиком синкретического перемещения, которое оказывается парадоксальным для независимого созидания души в мире. Любая традиция имеет своих основателей, своих патронов, свое происхождение. В этом смысле, объявленный АП список и генеалогическая линия весьма впечатляющий: Гераклит, Платон, Плотин, Фичино, многочисленные алхимики, ну и более поздний синклит мудрецов: Корбен, Башляр и, конечно, Юнг и Хиллман. Однако, эта выгодная позиция, занимаемая АП, естественно должна согласовываться с психологией исторического кворума. И тут невольно возникают уже собственные противоречия, которые невозможно обойти: ни один из этих воображаемых основателей и предшественников – кроме Юнга и Хиллмана -- не был психологом в общепринятом смысле этого слова, то есть, не имел дела с психическими фактами непосредственно. (Конечно, мы можем и должны читать их работы психологически, но это уже другой вопрос.) Мы видим также и то, что психология настолько хорошо устроившаяся и мощная метафора в европейской психике 20 века и начавшегося 21 века, что она легко может узурпировать другие методы созидания души.
Архетипическая психология уделяет не слишком много внимания этому вопросу, больше концентрируясь на том, что представляет собой сам опус, сама работа с душой. Использование профессионального мастерства, навыков, сноровки или искусных приёмов при работе с образами, и есть созидание души. Это -- искусство работать с образами, и оно имеет место не только в конкретных формах ремесленничества, работе руками, с нравственным упреждением чистоты этих рук, с моралью в сердце. Это терапия сердцем, а не только техникой.
И она может происходить в сложных и изысканных разработках рефлексии, религии, взаимоотношений, социальных действиях до тех пор, пока такая деятельность воображается с точки зрения души, души как наивысшей проблемы, как самого важного вопроса. Однако, эти другие способы не были сформулированы с такой душевной точки зрения, или, по крайней мере, не так подробно артикулированы, как это осуществляется в идеологии и практике МТ . Со своей стороны, возможно, это и не задача архетипической психологии в широком смысле скрупулезно разрабатывать дальнейшие другие способы работы с душой более детально. Возможно, такой шаг лишь ускорит своего рода пан-архетипический синкретизм группирующийся вокруг архетипической психологии в центре. Тем не менее, по крайней мере, следует признать, что архетипическая психология утверждает материалы и методы из своего изначального созидающего душу контекста в терапии. Сколько из практик Морено, например, а не из его идей, оказались забракованными и отброшенными как буквализмы? Из практик Перлза, Грофа, Фрейда, Юнга или Лакана? Будет ли современный архетипический психолог предлагать использовать музыку, одежду, танцы, окружающую среду, амулеты, травы и камни для работы с душой? Способен ли он будет понять их цель и назначение? Присутствовали ли подобные буквализмы в методах Фичино или, наоборот, наличествуют ли они в идеях современной психологии, даже в наиболее архетипически радикальных? Аналогичным образом, Корбен был глубоко вовлечен в эзотерический суфийский мистицизм, практики которого едва ли совместимы с архетипической психологией, воздерживающейся от структурирования методологических основ самой своей дисциплины как отрасли знания, с ее правилами, базовыми принципами, установками заповедями в соответствии с эзотерическим гнозисом. Эти вопросы до сих пор не имеют однозначного решения. Темне менее, этот отказ артикулировать принципиальные различия между способами и путями созидания души является императивом, если не по намерению, то по результату.
Суфизм, о котором писал Корбен, является древним знанием (дисциплиной) глубинного воображения. Отношения между учителем и учеником, правила и границы этих отношений во время встреч, фантазии, которые их поддерживают, весьма отличаются от отношений в современной психологии, анализе или терапии. В то время как архетипическая психология легко преодолевает искушение поставить знак равенства между аналитиком и гуру или шаманом, она, возможно, не так осторожна и внимательна, когда речь заходит о заимствованиях на уровне идей и концепций.
Это достаточно актуальная задача, связанная с тем, что архетипическая точка зрения повязана общим интересом с прагматикой иррациональных – магических, мистических -- дисциплин и других способов и путей воображения, к которому она относится, также крепко, как она скреплена и взаимодействует с путями и способами воображения в аналитической психологии. Любая неудача на пути решения такой задачи оставляет эти практики в единственном качестве – арены духа, где душевные проявления часто никак не поддерживаются, не ободряются, не поощряются. В самих работах юнгианских – да и многих других -- аналитиков можно почувствовать, что другие практики или методы часто рассматриваются как находящиеся на более низком уровне или как просто некие предшественники анализа, который воспринимается как действительно нечто важное, как реальная вещь. (Здесь мы касаемся важной темы нарциссизма современной психотерапии вообще и постюнгианства, в частности) Мы должны исследовать различия между имагинативными сосудами, которые предлагаются для работы с душой, и вовсе не обязательно рассматривать их иерархически сквозь мощные линзы того или иного вида анализа. Нас, прежде всего, должны интересовать сама рама или каркас, сам аналитический сеттинг как часть психологической рефлексии, а вовсе не принадлежность к той или иной психотерапевтической групировке.
В то же самое время, я признаю, неизмеримый долг перед Юнгом и Хиллманом. Но совокупность их идей и практики является лишь еще одним инструментом в созидании души, в душевной сноровке. Мне кажется, МТ вполне следует древнему буддийскому завету: «Встретищь Будду, убей Будду». Глубинная психология часто может быть душевной, но душа выходит далеко за рамки любой глубинной психологии. Как и многие другие, создатели МТ странствовали по разным психологическим дорогам, пока не столкнулись с архетипической психологией, с необходимостью артикуляции собственных идей. В когорте этих странников я обнаруживаю и себя тоже. Хотя, возможно, без изощренности душевной рефлексии или навыков архетипической психологии, некоторые техники воображения, которые я испробовал, вовсе не были лишены своей созидательной способности. Тем не менее, если исходить из душевной перспективы, сами практики этих других традиций нуждались в определенном пересмотре,.
Как и любой сосуд, для душевной работы МТ имеет четыре аспекта: свои идеи (включая теории и опытные переживания): свою практику в сценическом, ритуальном и психотерапевтическом воплощении (включающие то, как он воспринимает эти идеи и их прагматический момент, осуществляемый при работе с архетипическими образами, то есть, то, что с этими образами происходит); свою традицию,сложившуюся в процессе 20-летней работы (то есть, исторический и современный разговор, в котором МТ воображает и местополагает себя), и свою организацию в рамках определенного психо-социального контекста (как он воплощен, и где он пребывает в социуме). В последнем случае, мы обнаруживаем МТ не только на «театральных подмостках», но и в виде работающей кафедры архетипических исследований, в которой исследовательским путем решаются текущие конкретные образовательные и научные задачи. Как аналитическая, так и архетипическая психологии дали определенные бесценные размышления по первому аспекту деятельности МТ и АТ в плане своих идей. Различные религиозные, герметичные и магические традиции приходят на ум в этой связи, равно как и последние достижения в антропологии, социологии, науке вообще и даже в самой психологии. В этом плане, перспективы работы Кафедры – единственной в России -- выгодно отличаются от существующих практик на Западе, где примечательно определенное отсутствие рефлексии архетипической психологии на свое собственное воплощение и олицетворение в мире.. Такая рефлексия существенно важна не только для более полного понимания творческого образного (имагинативного) материала, но и для развития других сосудов, как более утонченных путей и способов созидания души. Важна здесь и международная кооперация такой работы, чего пока что не смогли – а может и не захотели -- психологически отрефлектировать западные пост-юнгианские психологии. Представляется важным в такой кооперативной работе показать на примере деятельности Кафедры, как эти четыре аспекта сопряжены друг в друге, взаимно утверждены, переплетены, и несут в себе общие предположения, парадоксы, корневые метафоры и противоречия. Это и составляет проблему идентичности не только МТ, но и всей становящейся АП, которую по инерции продолжают рассматривать как одно из ответвлений аналитической психологии, а не как стремительно развивающееся автономное направление глубинной психологии. Но так ли это сегодня?
В то время как работа МТ в качестве самостоятельного мифопоэтического и терапевтического инструмента расширила место для архетипической психологии и способствовала помещению ее в духовный, философский, прагматический, исторический и социально-психологический контексты, Кафедре архетипических исследований, предстоит еще многое сделать по включению АП в более широкий контекст глубинной психологии или при работе с душой, помещаемой за пределы психологической и терапевтической области, в контексты других культурных областей и явлений как-то политики, религии, экономики, социологии, экологии, жизни города, семьи, общины как социальных организмов и др. Опыт МТ, развернутый в сторону этих сфер деятельности человека, может – и это для меня очевидно – не только достаточно четко показать способность души пребывать в созидательном качестве, но он позволяет всем вовлеченным в его практику перевоображать самих себя и окружающий их мир, позволяет им инициироваться в этот мир и его образы. Здесь мы оказываемся на пути к архетипическому образованию, просвещению, обучению и сталкиваемся с такими же препятствиями что и на пути преподавания архетипической психологии в большинстве учебных заведений. А именно, с проблемой истеблишмента и власти. В подобных местах, душевная работа, как правило, рассматривается сквозь рутинные «языковые очки» и видится случайным побочным продуктом. Как и в МТ «на сцену» выводится Запросивец, только здесь Ведущий и Актеры заранее знают результаты «спектакля», -- либо приглашаемый соответствует «руслу дионисийской – а точнее, Сенексной -- реки» и тогда он работает далее на мельницу устоявшейся доктрины, либо он увольняется как оказавшийся разрушительным для академического обучения и научных исследований. Преподавание АП, например, часто рассматривается лишь как передача и приобретение совокупности идей, методов исследования, или эмпирических данных о социальном мире. Изысканная рефлексия, касающаяся преподавания при получении образования в сфере архетипического воображения – вещь весьма редкая. Хотя любое обучение является одной из исцеляющих профессий: замороженное воображение нуждается в массаже и растирании, а душе всегда нужна поддержка и поощрение, чтобы совершать свои дионисийские прыжки и ассоциировать, душе нужна демонстрация того, как воспринимать идеи, как относиться к идеям, как к образам.
Воображение МТ полезно и в том отношении, что оно показывает перспективы и проблемы, с которыми сталкиваются разные подходы и способы созидания души. Развитие АП, например, наталкивается на персоналистски ориентированное мировоззрение, которое доминирует в европейской психотерапии души и ее созидании в ущерб представлениям об объективной психике (Юнг) и мировой душе (Хиллман) . Такая всепроникающая установка в значительной степени ограничивает архетипическую установку рамками учебных институтов штучного производства, так как мало кто будет искать специалистов и платить за «терапию мира» или психоэкологию души. Я не столько ссылаюсь здесь на социальное действие, или групповую терапию, анти-психиатрию, социальную психологию и так далее, но тщусь о пере-воображении мира, в котором мы живем. МТ унаследовал структуры фантазии, кото<